СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия "Достопримечательности Нижнего Новгорода".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Достопримечательности Нижнего Новгорода".»
















Программа экскурсии

«Достопримечательности Нижнего Новгорода»

Для обучающихся начальных классов (7-11 лет)

Срок реализации – 4 года

































Подготовка


Цели:

  • Интеграция и активизация учащихся и внеурочной деятельности учащихся;

  • Осуществление связи обучающихся с жизнью, формирование тактических умений и навыков;

  • Воспитание интереса к исследовательской работе;

  • Выявление научно-творческого потенциала школьников;

  • Расширение кругозора учащихся;

  • Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитив межличностных отношений;

  • Воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе обучения с природой и социальным миром.

Задачи:

  • Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

  • Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

  • Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Содержание:

  • Объявление темы

  • Определение цели, задач и содержания (досуговая)

  • Вступительная беседа

  • Объяснение техники безопасности

  • Экскурсия

  • Результат реализации экскурсии
















Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности («научно-познавательного направления)

 для обучающихся 1-4 классов.

Рабочая  программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на  социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира,  на  межличностное общение  и  обмен духовными ценностями  в процессе взаимодействия с  окружающими людьми.


Техника безопасности:

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    • К участию в культурно-экскурсионных мероприятиях допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по безопасному проведению мероприятия, ознакомленные с программой мероприятия и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    • Маршрут до пункта назначения выбирают такой, на котором обеспечивается полная безопасность ее проведения.

    • При проведении культурно-экскурсионных мероприятий учащиеся обязаны соблюдать установленные режимы работы и отдыха, общепринятые правила поведения и личной гигиены.

    • Соблюдать дисциплину, четко выполнять все указания инструктора, (экскурсовода), самовольно не оставлять место расположения группы;

    • Допущенные к экскурсии учащиеся должны быть соответственно одеты, не иметь при себе предметов, которые создают опасность во время проведения экскурсии в театр, музей, библиотеку и т.д.

    • Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.

    • Не допускать конфликтных ситуаций между участниками мероприятия, а так же с местным населением.

    • Запрещено: приобретать и употреблять продукты питания без согласования с руководителем группы, употреблять алкогольные напитки, табачную продукцию, принимать угощения продуктами питания от незнакомых людей.


2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

    • Перед каждым посещением театра, музея, библиотеки и т.д. руководитель знакомит с общей характеристикой объекта экскурсии, ее маршрутом и правилами безопасности, которые необходимо соблюдать во время проведения экскурсии.

    • Перед началом экскурсии проводят перекличку учащихся и отмечают отсутствующих.

    • Все организованно входят в фойе театра, музея, библиотеки и т.д.

    • Раздеваются, собирают свои вещи: шарфы, шапочки в рукав одежды, обувь – в пакет. Вся группа сдаёт свою одежду в одном отделении раздевалки.

    • Вещи сдавать культурно, перекинув через барьер, чтобы гардеробщику было удобно взять. Получив номерок, отойти в сторону, куда укажет учитель.

    • Во многих музеях поверх своей обуви необходимо надеть специальные тапочки.

    • Сдав вещи, все собираются вместе, учитель делит группу на части, и все идут в туалет.


3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

    • В зрительный зал входят своевременно, спокойно, садятся на свои места, не мешая другим. Проходить к своему месту вдоль ряда лицом к сидящим.

    • Во время представления не разговаривать, не жевать жевательную резинку, не есть мороженое и другие продукты. Не вставать с места, пока не закроется занавес.

    • Во время движения по коридорам и залам музея идти компактной группой, не мешая другим учащимся, слушать указания экскурсовода.

    • По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Посетителям разрешается обменяться друг с другом несколькими замечаниями, но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стоящих рядом.

    • Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

    • Слушая лекцию, стоять полукругом, пропуская вперёд маленьких ростом, в тоже время не стеснять экскурсовода, не перебегать от одной экспозиции к другой, не разговаривать, не перелезать через ограждения.

    • Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.

    • Во многих музеях существуют свои правила фото- и видеосъемки. Если вы желаете поснимать, то обязательно поинтересуйтесь, можно ли это делать.

    • При покупке сувениров – вежливо благодарят продавца.


4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЭКСКУРСИИ

    • После окончания спектакля не покидать зрительный до тех пор, пока не закроется занавес. В случае посещения музея, библиотеки - не покидать последнего места около экскурсовода без разрешения.

    • Выходить из зала организованно, спокойно построиться вдоль барьера у гардероба, получить одежду, поблагодарить гардеробщика за обслуживание.

    • Спокойно одеться, отойти в назначенное учителем место, построиться к выходу, не толкаясь. Во всём следовать указаниям учителя.


5. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    • Обращать внимание на состояние здоровья друг друга, немедленно сообщить воспитателю (экскурсоводу) о первых признаках заболевания, получении травмы участником мероприятия.

    • При возникновении пожара учащиеся не должны допускать паники, суеты, не прятаться (под столом, под кроватью), четко выполнять все указания воспитателя (инструктора).

    • При непредвиденных природных явлениях, резком ухудшении условий проведения мероприятия учащиеся не должны допускать паники, суеты. Четко выполнять все указания воспитателя (экскурсовода);

    • При несчастном случае (травме, остром заболевании) пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю (экскурсоводу).

Требования безопасности в автобусе:

Учащиеся обязаны:

  1. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

  2. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии; что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

  3. Строго сидеть на местах, закрепленных за каждым из учащихся.

Учащимся запрещается:

  1. Громко разговаривать, кричать во время посадки и движения автобуса.

  2. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения.

  3. Открывать двери транспортного средства во время движения.

  4. Открывать окна, люки в транспортном средстве.

  5. Мусорить в транспортном средстве.

  6. Осуществлять в транспортном средстве прием пищи (чипсы, сухарики, мороженое, конфеты).

  7. Использовать в автобусе жевательные резинки.

  8. Включать музыку и разговаривать по сотовому телефону.

  9. Перемещаться по салону во время движения транспортного средства.

  10. Нажимать без необходимости кнопку экстренного вызова водителя.



Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  • При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

  • При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.


Требования безопасности по окончании прогулки, туристического похода, экскурсии, экспедиции:

  • Проверить по списку присутствие обучающихся в группе.

  • Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение и оборудование.

  • Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.














Выезд учащихся к изучаемым объектам и усвоение учебного материала по теме

Вступительная беседа:

В автобусе во время поездки детям предлагается поиграть в слова, послушать музыку, спеть, отгадывать загадки. Форма экскурсии – экскурсия научно-познавательного направления, путешествие. Время проведения – в любое время года. Экскурсия рассчитана на 3-4 часа. Детей знакомят с техникой безопасности, правилами дисциплины и оговаривается план экскурсии.


На автобусе: до Ярмарки и Собора Александра Невского.

Пешком: Ярмарка, Собор Александра Невского.
Пешком: Пл. Ленина. Пройдитесь вдоль парапета, полюбуйтесь на реку, Канавинский мост и нагорную часть города.
На автобусе: По Канавинскому мосту – на Похвалинский съезд.
Пешком: Благовещенский монастырь.
На автобусе: Вверх по Похвалинскому съезду – на набережную Федоровского. 
На автобусе: Вниз по Похвалинскому съезду – на Рождественскую.
На автобусе: Ул. Рождественская. Здесь осмотрите Строгановскую церковь, Речной вокзал и площадь Маркова, а также памятник Минину и Пожарскому на площади «Воззвания».
Пешком: Кремль.
Пешком: Площадь Минина и Пожарского, Чкаловская лестница.
Пешком: Верхневолжская набережная. Её пройдите пешком – с неё открывается отличный вид на город Бор и Гребной канал.























Экскурсия


- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по достопримечательностям нашего родного и любимого города — Нижнего Новгорода.

А первым пунктом нашего путешествия будет - Собор Александра Невского. Собор святого благоверного князя Александра Невского  — православный кафедральный собор в Нижнем Новгороде. Построен в 1868—1881 годах по проекту архитектора Л. В. Даля. С 12 января 2005 года настоятелем является Сергий Матвеев. В 1856 году ярмарочное купечество изъявило желание построить второй православный ярмарочный храм в память о посещении ярмарки императором Александром II и обратилось с ходатайством о постройке нового собора к нижегородскому епископу Антонию, а тот, в свою очередь, к губернатору А. Н. Муравьёву. Был проведён сбор пожертвований. 20 июля 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящён в присутствии императора Александра III.

Дальше мы отправляемся на площадь Ленина. Здесь Вы можете полюбоваться на реку, Канавинский мост и нагорную часть города.

Следующей нашей остановкой будет - Благовещенский монастырь. Благовещенский монастырь — древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, основанный в начале XIII века. Расположен в Нижегородском районе, на правом берегу Оки недалеко от её впадения в Волгу. Монастырь основан великим Владимиро-Суздальским князем Юрием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, в 1221 году при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году князь Пургас разорил и полностью выжег монастырь, убив иноков. Летописец сообщает об этом:

Спустя сто лет обитель была возрождена, но зимой 1369 года обвалом снега были разрушены многие постройки, погибли насельники. Возрождение обители связывают с митрополитом Алексием. Согласно летописям, в 1357 году он посетил Нижний Новгород по дороге в Золотую Орду. По легенде, Алексий остановился для отдыха возле источника под горой на берегу Оки недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Вид разоренного монастыря тронул святителя Алексия, и он дал обет Богу: в случае успешного возвращения из Орды восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Орды Митрополит был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега. Обет был исполнен: в 1370 году.

Дальше мы приезжаем на набережную Федоровского. Благоустроенной набережной здесь не было до памятного посещения Николаем I Нижнего Новгорода в 1834 году. Тогда император, разгневанный варварским отношением к городу жителей и чиновников, лично составил 88 пунктов переустройства города. В одном из них значилось устройство в Нижнем городских съездов и набережных. Здесь располагается лучшая обзорная площадка города. Отсюда открывается отличный вид на Стрелку, Канавинский мост и Ярмарку.

От набережной Федоровского вниз по Похвалинскому съезду – на Рождественскую. Рождественская улица — это уникальный музей под открытым небом, здесь исключительно каменные дома, история древнейших из которых начинается ещё в середине XVIII века. Официально здесь насчитывается 35 памятников архитектуры. Самая знаменитая достопримечательность — Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская). Церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рождественская или Строгановская — действующая православная церковь. Расположена на улице Рождественской Нижнего Новгорода. Построена в1696 — 1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова. Церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Памятник Минину и Пожарскому — уменьшенная копия памятника, установленного на Красной площади в Москве. Памятник расположен на площади Народного единства, под стенами Нижегородского кремля, возле Церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Следующим пунктом нашей экскурсии является - Кремль и Чкаловская лестница.

Нижегородский кремль — крепость в центре Нижнего Новгорода и его историческая древнейшая часть.

Официальная резиденция губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода. Расположен на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки. Северо-западная часть Кремля спускается почти к подножию склонов, восточная часть выходит на площадь Минина и Пожарского, а южная — возвышается над глубоким Почаинским оврагом и площадью Народного единства.

К настоящему времени сохранились или были восстановлены все 13 башен кремля. Против часовой стрелки:

  1. Георгиевская башня — названа по соседству с посадской Георгиевской церковью. Квадратная 4-х ярусная башня, до XVII века — с подъёмным мостом.

  2. Борисоглебская башня — названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба, стоявшей ниже кремля, у берега Волги. К 1622 году была заново перестроена. В результате постоянных подвижек грунта башня разрушилась, и была окончательно разобрана в 1785 году. В 1966 году были откопаны остатки Борисоглебской башни, а в 1972 году башня была вновь возведена на первоначальном месте.

  3. Зачатьевская (Зачатская) башня — названа по располагавшемуся рядом Зачатьевскому монастырю. Иногда упоминается как Живоносновская башня (по церкви и монастырю в честь Живоносного источника) или Белая (по аналогии с соседней). Двухъярусная квадратная башня с воротами. Разрушена оползнем в XVIII веке, восстановлена в 2012 году.

  4. Белая башня — названа по белокаменной облицовке нижней части наружного фасада. Более позднее название XVII—XVIII века — Симеоновская, по Симеоновскому монастырю находившемуся рядом с ней внутри кремля. Круглая 4-х ярусная башня.

  5. Ивановская башня — по соседству с посадской церковью Иоанна Предтечи.

  6. Часовая башня — по установленным на ней в XVI веке часам.

  7. Северная башня — по своему северному положению относительно других кремлевских башен, также была известна, как Ильинская из-за нахождения напротив посадской церкви Ильи Пророка в Започаинье.

  8. Тайницкая башня — по «тайному ходу» в стене около неё к речке Почайне. Именовалась также Мироносицкой — поцеркви Жён-Мироносиц на другой стороне Почаинского оврага, — и На Зелене — в овраге под башней был «зелейный двор» — пороховой завод с водяной мельнице, также Почаинской.

  9. Коромыслова башня — по якобы похороненной под ней легендарной девушке с коромыслом.

  10. Никольская башня — по соседству с посадской церковью Николая Чудотворца. В башню ведёт пешеходный мост над Зеленским съездом, построенный в 1980-е гг.

  11. Кладовая башня — служила складским местом.

Дмитровская (Дмитриевская) башня — названа по имени великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. По другой версии, название связано с церковью во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенной князем Дмитрием перед башней в 1378 году


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!