СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия-форма организации учебно-воспитательного процесса в школе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка и проведение экскурсии на уроке географии

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия-форма организации учебно-воспитательного процесса в школе»

 1.Подготовка учителя и обучающихся. 2.Проведение экскурсии. 3.Оформление материалов экскурсии.

1.Подготовка учителя и обучающихся.

2.Проведение экскурсии.

3.Оформление материалов экскурсии.

Выбор района экскурсии. Содержание и маршрут экскурсии. Подготовка оборудования.
  • Выбор района экскурсии.
  • Содержание и маршрут экскурсии.
  • Подготовка оборудования.
Организационная Теоретическая Практическая
  • Организационная
  • Теоретическая
  • Практическая

 Вводная беседа учителя  Выполнение практической работы  Заключительная беседа учителя
  • Вводная беседа учителя
  • Выполнение практической работы
  • Заключительная беседа учителя
Цель работы : формирование умений составлять экономико- географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.

Цель работы : формирование умений составлять экономико- географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.

Типовой план Географическое положение. Специализация предприятия, его цехи, производственные связи. Технико – экономические особенности производства (расход сырья, энергии, трудоемкость).  Принципы размещения предприятий этого типа. Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции. Ведущие профессии. Перспективы развития Меры по охране природы.

Типовой план

  • Географическое положение.
  • Специализация предприятия, его цехи, производственные связи.
  • Технико – экономические особенности производства (расход сырья, энергии, трудоемкость).
  • Принципы размещения предприятий этого типа.
  • Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции.
  • Ведущие профессии.
  • Перспективы развития
  • Меры по охране природы.
Для более полного изучения предприятия можно использовать более подробный план описания предприятия

Для более полного изучения предприятия можно использовать более подробный план описания предприятия

Специализация предприятия. Его структура (цехи, отделения, их производственная взаимосвязь). Расход сырья, воды, топлива, энергии, труда на единицу продукции.
  • Специализация предприятия.
  • Его структура (цехи, отделения, их производственная взаимосвязь).
  • Расход сырья, воды, топлива, энергии, труда на единицу продукции.
Выводы о характере производства  ( энергоемкое, трудоемкое, металлоемкое, наукоемкое)

Выводы о характере производства ( энергоемкое, трудоемкое, металлоемкое, наукоемкое)

4. Производственно – территориальные связи по сырью, топливу, продукции. 5. Транспортные условия. 6. Основные профессии и профессиональный состав работников. 7. Вывод о принципе размещения предприятия данного вида. 8. Мероприятия по охране природных комплексов. 9. Перспективы развития предприятия в составе своей отрасли.

4. Производственно – территориальные связи по сырью, топливу, продукции.

5. Транспортные условия.

6. Основные профессии и профессиональный состав работников.

7. Вывод о принципе размещения предприятия данного вида.

8. Мероприятия по охране природных комплексов.

9. Перспективы развития предприятия в составе своей отрасли.

План организации проектной деятельности 1.Формирование группы исследователей (весь класс, члены кружка, энтузиасты краеведения). 2. Выбор объектов экскурсии: сельская администрация, школа, церковь, клуб, торговая точка, жилые дома разного времени постройки, мусорная свалка, река (озеро), лес (степь) в окрестностях села. 3. Создание групп (пар) для изучения одного из объектов (по выбору). 4. Сбор информации. 5. Проектирование дальнейшего развития объектов. 6. Составление общего содержания и ее маршрута. 7. Разработка заданий для дальнейшей исследовательской деятельности обучающихся.

План организации проектной деятельности

1.Формирование группы исследователей (весь класс, члены кружка, энтузиасты краеведения).

2. Выбор объектов экскурсии: сельская администрация, школа, церковь, клуб, торговая точка, жилые дома разного времени постройки, мусорная свалка, река (озеро), лес (степь) в окрестностях села.

3. Создание групп (пар) для изучения одного из объектов (по выбору).

4. Сбор информации.

5. Проектирование дальнейшего развития объектов.

6. Составление общего содержания и ее маршрута.

7. Разработка заданий для дальнейшей исследовательской деятельности обучающихся.

Объект: Школа. 1. Время образования, статус, количество классов, обучающихся, учителей. 2. История развития школы (изменение статуса, новые здания, увеличение или уменьшение количества классов, обучающихся, учителей). 3. Современное состояние школы (количественные и качественные характеристики; число обучающихся, поступающих в вузы, остающихся в селе; выдающиеся учителя и обучающиеся. 4. Задания: А) Подумайте, какой бы вы хотели видеть школу и прилегающую к ней территорию. Разработайте проект в виде рисунка, плана, макета. Подготовьтесь к его защите. Б) Соберите материал о ваших близких, окончивших эту школу.

Объект: Школа.

1. Время образования, статус, количество классов, обучающихся, учителей.

2. История развития школы (изменение статуса, новые здания, увеличение или уменьшение количества классов, обучающихся, учителей).

3. Современное состояние школы (количественные и качественные характеристики; число обучающихся, поступающих в вузы, остающихся в селе; выдающиеся учителя и обучающиеся.

4. Задания:

А) Подумайте, какой бы вы хотели видеть школу и прилегающую к ней территорию. Разработайте проект в виде рисунка, плана, макета. Подготовьтесь к его защите.

Б) Соберите материал о ваших близких, окончивших эту школу.

Раздел «Животные» 1.Многообразие животных, сезонные изменения в их жизни. 2.Биологические и экологические особенности классов ракообразных, паукообразных, насекомых. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека. 3.Биологические и экологические особенности земноводных. Значение, охрана пресмыкающихся. 4.Птицы, их многообразие. Перелетные и зимующие птицы родного края. 5.Среда обитания птиц. Их значение в природе и жизни человека. 6.Птицы леса, парка, сада, полей. 7.Певчие птицы.

Раздел «Животные»

1.Многообразие животных, сезонные изменения в их жизни.

2.Биологические и экологические особенности классов ракообразных, паукообразных, насекомых. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

3.Биологические и экологические особенности земноводных. Значение, охрана пресмыкающихся.

4.Птицы, их многообразие. Перелетные и зимующие птицы родного края.

5.Среда обитания птиц. Их значение в природе и жизни человека.

6.Птицы леса, парка, сада, полей.

7.Певчие птицы.

8 . Охраняемые птицы своей местности, их распространение. 9.Домашние животные. Их значение в жизни человека 10.Дикие животные родного края. Биологические и экологические особенности среды их обитания. 11.Животные, живущие в зоопарке. Наблюдения за особенностями их образа жизни. 12.Животный мир водоемов – рек, озер, прудов. 13.Рыбы водоемов России и своей области. Особенности образа жизни, распространение. Видовой состав. 14.Влияние экологического фактора на увеличение и сокращение численности рыбы в водоемах.

8 . Охраняемые птицы своей местности, их распространение.

9.Домашние животные. Их значение в жизни человека

10.Дикие животные родного края. Биологические и экологические особенности среды их обитания.

11.Животные, живущие в зоопарке. Наблюдения за особенностями их образа жизни.

12.Животный мир водоемов – рек, озер, прудов.

13.Рыбы водоемов России и своей области. Особенности образа жизни, распространение. Видовой состав.

14.Влияние экологического фактора на увеличение и сокращение численности рыбы в водоемах.

Примеры карточек – заданий для самостоятельной работы на экскурсии № 1 1.Соберите 10 листьев с одного дерева и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых. 2. Что такое листопад? 3. Назовите цветущие растения, которые можно встретить осенью. 4. Каково значение растений для животных и наоборот? № 2 Соберите для гербария 10 листьев с разных деревьев. У каких растений осенью созревают плоды и семена? С чем связан осенний отлет птиц? За счет чего листья приобретают яркую окраску? № 3 1.Соберите 10 листьев с одного кустарника и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых. 2. Какие приспособления семян и плодов к распространению вы знаете? 3. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. 4.Каково значение растений для человека

Примеры карточек – заданий для самостоятельной работы на экскурсии

№ 1

1.Соберите 10 листьев с одного дерева и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых.

2. Что такое листопад?

3. Назовите цветущие растения, которые можно встретить осенью.

4. Каково значение растений для животных и наоборот?

№ 2

  • Соберите для гербария 10 листьев с разных деревьев.
  • У каких растений осенью созревают плоды и семена?
  • С чем связан осенний отлет птиц?
  • За счет чего листья приобретают яркую окраску?

№ 3

1.Соберите 10 листьев с одного кустарника и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых.

2. Какие приспособления семян и плодов к распространению вы знаете?

3. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

4.Каково значение растений для человека

Карточки с планом наблюдений. Охарактеризуйте общий вид безлистного дерева ( березы, осины, рябины, ели, сосны) или кустарника (шиповника), изображенного на рисунке (фотографии). Опишите внешние признаки ствола: цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости, чечевички). Отметьте особенности строения побегов: цвет (осенью, зимой), длина (осенью, зимой), форма листового рубца. Чечевички. Отметьте особенности строения почек: расположение, форма, размер, окраска, особенности покрытия, количество чешуи. Отметьте наличие или отсутствие листьев (форма, цвет, размер). Установите наличие или отсутствие плодов или семян (форма, цвет, размер, состояние).

Карточки с планом наблюдений.

  • Охарактеризуйте общий вид безлистного дерева ( березы, осины, рябины, ели, сосны) или кустарника (шиповника), изображенного на рисунке (фотографии).
  • Опишите внешние признаки ствола: цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости, чечевички).
  • Отметьте особенности строения побегов: цвет (осенью, зимой), длина (осенью, зимой), форма листового рубца. Чечевички.
  • Отметьте особенности строения почек: расположение, форма, размер, окраска, особенности покрытия, количество чешуи.
  • Отметьте наличие или отсутствие листьев (форма, цвет, размер).
  • Установите наличие или отсутствие плодов или семян (форма, цвет, размер, состояние).
Экскурсия «Чародейка – зима» 1.Сравните воздействия на деревья, кустарники и травянистые растения таких абиотических факторов (факторов неживой природы), как: долгота дня, освещенность (солнечно, пасмурно), особенности осадков (снег мокрый или сухой), толщина снегового покрова, температура (воздуха и под снегом), направление и сила ветра. 2.Отметьте и запишите черты приспособленности деревьев и кустарников к переживанию зимних условий. 3.Найдите взаимосвязь данных видов растений с животными. 4.Разгребите снег, отыщите травянистые растения, назовите их приспособления к перенесению зимних условий. 5. Проверьте по данным осенней экскурсии количество деревьев и кустарников на вашем участке. Осмотрите их – нет ли повреждений. Зарисуйте, сфотографируйте и надпишите контуры двух-трех видов деревьев. 6. Осмотрите внимательно место экскурсии и дайте оценку отношения здесь человека к растениям и животным.

Экскурсия «Чародейка – зима»

1.Сравните воздействия на деревья, кустарники и травянистые растения таких абиотических факторов (факторов неживой природы), как: долгота дня, освещенность (солнечно, пасмурно), особенности осадков (снег мокрый или сухой), толщина снегового покрова, температура (воздуха и под снегом), направление и сила ветра.

2.Отметьте и запишите черты приспособленности деревьев и кустарников к переживанию зимних условий.

3.Найдите взаимосвязь данных видов растений с животными.

4.Разгребите снег, отыщите травянистые растения, назовите их приспособления к перенесению зимних условий.

5. Проверьте по данным осенней экскурсии количество деревьев и кустарников на вашем участке. Осмотрите их – нет ли повреждений. Зарисуйте, сфотографируйте и надпишите контуры двух-трех видов деревьев.

6. Осмотрите внимательно место экскурсии и дайте оценку отношения здесь человека к растениям и животным.

«Лес как природное сообщество» Цели:  Обобщить и закрепить полученные ранее знания обучающихся. Развивать понятия о растительных сообществах, о приспособленности растений к условиям среды и совместной жизни. Познакомить обучающихся с конкретными примерами взаимосвязи организма со средой, выяснить влияние антропогенного фактора. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Лес как природное сообщество»

Цели:

  • Обобщить и закрепить полученные ранее знания обучающихся.
  • Развивать понятия о растительных сообществах, о приспособленности растений к условиям среды и совместной жизни.
  • Познакомить обучающихся с конкретными примерами взаимосвязи организма со средой, выяснить влияние антропогенного фактора.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
План экскурсии Вступительная беседа: Вступительная беседа: А) лес – национальное богатство нашей Родины; Б) хозяйственное значение леса; В) разумное использование и бережное отношение к нему; Г) роль леса в очистке воздуха, положительное влияние на климат. Д) экологические особенности леса; Е) видовой состав лесообразующих пород – деревьев, кустарников и травянистых растений; Ж) светолюбивые и теневыносливые растения; каковы их отличительные признаки, с чем это связано; З) влаголюбивые и засухоустойчивые растения, какие у них приспособления; И) сравнение этих растений и вывод – многообразие видов в природе.

План экскурсии

  • Вступительная беседа:
  • Вступительная беседа:

А) лес – национальное богатство нашей Родины;

Б) хозяйственное значение леса;

В) разумное использование и бережное отношение к нему;

Г) роль леса в очистке воздуха, положительное влияние на климат.

Д) экологические особенности леса;

Е) видовой состав лесообразующих пород – деревьев, кустарников и травянистых растений;

Ж) светолюбивые и теневыносливые растения; каковы их отличительные признаки, с чем это связано;

З) влаголюбивые и засухоустойчивые растения, какие у них приспособления;

И) сравнение этих растений и вывод – многообразие видов в природе.

2. Самостоятельная работа (25-30 мин). Выполнение заданий по звеньям. Первое звено: А) рассмотрите крону клена, опишите цвет коры, форму листьев, листорасположение, соцветия, цветки, выясните, какие цветки у этого растения – однополые или обоеполые; Б) опишите внешнее строение, среду обитания подорожника, зарисуйте его. Второе звено: А.) рассмотрите внешний вид березы, какова окраска коры, форма кроны, листьев, строение соцветия. Как называются соцветия? Б) опишите и зарисуйте гусиный лук, укажите условия, необходимые для роста и развития этого растения. Третье звено: А) рассмотрите внешний вид орешника, окраску коры, форму кроны, строение листьев, соцветие цветков, найдите тычиночные и пестичные цветки; Б) опишите внешнее строение и среду обитания мать-и-мачехи, зарисуйте это растение.

2. Самостоятельная работа (25-30 мин). Выполнение заданий по звеньям.

Первое звено:

А) рассмотрите крону клена, опишите цвет коры, форму листьев, листорасположение, соцветия, цветки, выясните, какие цветки у этого растения – однополые или обоеполые;

Б) опишите внешнее строение, среду обитания подорожника, зарисуйте его.

Второе звено:

А.) рассмотрите внешний вид березы, какова окраска коры, форма кроны, листьев, строение соцветия. Как называются соцветия?

Б) опишите и зарисуйте гусиный лук, укажите условия, необходимые для роста и развития этого растения.

Третье звено:

А) рассмотрите внешний вид орешника, окраску коры, форму кроны, строение листьев, соцветие цветков, найдите тычиночные и пестичные цветки;

Б) опишите внешнее строение и среду обитания мать-и-мачехи, зарисуйте это растение.

Каждое звено получает задание выяснить, в каком ярусе находятся изучаемые растения. В чем выражается приспособленность к условиям среды? Какова взаимосвязь между растениями в растительном сообществе?

Каждое звено получает задание выяснить, в каком ярусе находятся изучаемые растения.

В чем выражается приспособленность к условиям среды?

Какова взаимосвязь между растениями в растительном сообществе?

3. Беседа о результатах выполнения задания. Как Почему существует такое многообразие растительного мира? выглядит весенний лес? Кто знает стихи, загадки или пословицы о лесе?  Каких вы знаете художников и писателей, изображающих и воспевающих лес? Какие раннецветущие растения использует человек при заболеваниях органов дыхания, кровообращения и др. 4. Подведение итогов работы звеньев отдельных обучающихся. 5. Домашнее задание: подготовить отчет об экскурсии, изучить литературу и сделать описание растений различных сообществ.

3. Беседа о результатах выполнения задания.

  • Как Почему существует такое многообразие растительного мира?
  • выглядит весенний лес? Кто знает стихи, загадки или пословицы о лесе?
  • Каких вы знаете художников и писателей, изображающих и воспевающих лес?
  • Какие раннецветущие растения использует человек при заболеваниях органов дыхания, кровообращения и др.

4. Подведение итогов работы звеньев отдельных обучающихся.

5. Домашнее задание: подготовить отчет об экскурсии, изучить литературу и сделать описание растений различных сообществ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!