1.Подготовка учителя и обучающихся.
2.Проведение экскурсии.
3.Оформление материалов экскурсии.
- Выбор района экскурсии.
- Содержание и маршрут экскурсии.
- Подготовка оборудования.
- Организационная
- Теоретическая
- Практическая
- Вводная беседа учителя
- Выполнение практической работы
- Заключительная беседа учителя
Цель работы : формирование умений составлять экономико- географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
Типовой план
- Географическое положение.
- Специализация предприятия, его цехи, производственные связи.
- Технико – экономические особенности производства (расход сырья, энергии, трудоемкость).
- Принципы размещения предприятий этого типа.
- Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции.
- Ведущие профессии.
- Перспективы развития
- Меры по охране природы.
Для более полного изучения предприятия можно использовать более подробный план описания предприятия
- Специализация предприятия.
- Его структура (цехи, отделения, их производственная взаимосвязь).
- Расход сырья, воды, топлива, энергии, труда на единицу продукции.
Выводы о характере производства ( энергоемкое, трудоемкое, металлоемкое, наукоемкое)
4. Производственно – территориальные связи по сырью, топливу, продукции.
5. Транспортные условия.
6. Основные профессии и профессиональный состав работников.
7. Вывод о принципе размещения предприятия данного вида.
8. Мероприятия по охране природных комплексов.
9. Перспективы развития предприятия в составе своей отрасли.
План организации проектной деятельности
1.Формирование группы исследователей (весь класс, члены кружка, энтузиасты краеведения).
2. Выбор объектов экскурсии: сельская администрация, школа, церковь, клуб, торговая точка, жилые дома разного времени постройки, мусорная свалка, река (озеро), лес (степь) в окрестностях села.
3. Создание групп (пар) для изучения одного из объектов (по выбору).
4. Сбор информации.
5. Проектирование дальнейшего развития объектов.
6. Составление общего содержания и ее маршрута.
7. Разработка заданий для дальнейшей исследовательской деятельности обучающихся.
Объект: Школа.
1. Время образования, статус, количество классов, обучающихся, учителей.
2. История развития школы (изменение статуса, новые здания, увеличение или уменьшение количества классов, обучающихся, учителей).
3. Современное состояние школы (количественные и качественные характеристики; число обучающихся, поступающих в вузы, остающихся в селе; выдающиеся учителя и обучающиеся.
4. Задания:
А) Подумайте, какой бы вы хотели видеть школу и прилегающую к ней территорию. Разработайте проект в виде рисунка, плана, макета. Подготовьтесь к его защите.
Б) Соберите материал о ваших близких, окончивших эту школу.
Раздел «Животные»
1.Многообразие животных, сезонные изменения в их жизни.
2.Биологические и экологические особенности классов ракообразных, паукообразных, насекомых. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
3.Биологические и экологические особенности земноводных. Значение, охрана пресмыкающихся.
4.Птицы, их многообразие. Перелетные и зимующие птицы родного края.
5.Среда обитания птиц. Их значение в природе и жизни человека.
6.Птицы леса, парка, сада, полей.
7.Певчие птицы.
8 . Охраняемые птицы своей местности, их распространение.
9.Домашние животные. Их значение в жизни человека
10.Дикие животные родного края. Биологические и экологические особенности среды их обитания.
11.Животные, живущие в зоопарке. Наблюдения за особенностями их образа жизни.
12.Животный мир водоемов – рек, озер, прудов.
13.Рыбы водоемов России и своей области. Особенности образа жизни, распространение. Видовой состав.
14.Влияние экологического фактора на увеличение и сокращение численности рыбы в водоемах.
Примеры карточек – заданий для самостоятельной работы на экскурсии
№ 1
1.Соберите 10 листьев с одного дерева и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых.
2. Что такое листопад?
3. Назовите цветущие растения, которые можно встретить осенью.
4. Каково значение растений для животных и наоборот?
№ 2
- Соберите для гербария 10 листьев с разных деревьев.
- У каких растений осенью созревают плоды и семена?
- С чем связан осенний отлет птиц?
- За счет чего листья приобретают яркую окраску?
№ 3
1.Соберите 10 листьев с одного кустарника и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых.
2. Какие приспособления семян и плодов к распространению вы знаете?
3. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
4.Каково значение растений для человека
Карточки с планом наблюдений.
- Охарактеризуйте общий вид безлистного дерева ( березы, осины, рябины, ели, сосны) или кустарника (шиповника), изображенного на рисунке (фотографии).
- Опишите внешние признаки ствола: цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости, чечевички).
- Отметьте особенности строения побегов: цвет (осенью, зимой), длина (осенью, зимой), форма листового рубца. Чечевички.
- Отметьте особенности строения почек: расположение, форма, размер, окраска, особенности покрытия, количество чешуи.
- Отметьте наличие или отсутствие листьев (форма, цвет, размер).
- Установите наличие или отсутствие плодов или семян (форма, цвет, размер, состояние).
Экскурсия «Чародейка – зима»
1.Сравните воздействия на деревья, кустарники и травянистые растения таких абиотических факторов (факторов неживой природы), как: долгота дня, освещенность (солнечно, пасмурно), особенности осадков (снег мокрый или сухой), толщина снегового покрова, температура (воздуха и под снегом), направление и сила ветра.
2.Отметьте и запишите черты приспособленности деревьев и кустарников к переживанию зимних условий.
3.Найдите взаимосвязь данных видов растений с животными.
4.Разгребите снег, отыщите травянистые растения, назовите их приспособления к перенесению зимних условий.
5. Проверьте по данным осенней экскурсии количество деревьев и кустарников на вашем участке. Осмотрите их – нет ли повреждений. Зарисуйте, сфотографируйте и надпишите контуры двух-трех видов деревьев.
6. Осмотрите внимательно место экскурсии и дайте оценку отношения здесь человека к растениям и животным.
«Лес как природное сообщество»
Цели:
- Обобщить и закрепить полученные ранее знания обучающихся.
- Развивать понятия о растительных сообществах, о приспособленности растений к условиям среды и совместной жизни.
- Познакомить обучающихся с конкретными примерами взаимосвязи организма со средой, выяснить влияние антропогенного фактора.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
План экскурсии
- Вступительная беседа:
- Вступительная беседа:
А) лес – национальное богатство нашей Родины;
Б) хозяйственное значение леса;
В) разумное использование и бережное отношение к нему;
Г) роль леса в очистке воздуха, положительное влияние на климат.
Д) экологические особенности леса;
Е) видовой состав лесообразующих пород – деревьев, кустарников и травянистых растений;
Ж) светолюбивые и теневыносливые растения; каковы их отличительные признаки, с чем это связано;
З) влаголюбивые и засухоустойчивые растения, какие у них приспособления;
И) сравнение этих растений и вывод – многообразие видов в природе.
2. Самостоятельная работа (25-30 мин). Выполнение заданий по звеньям.
Первое звено:
А) рассмотрите крону клена, опишите цвет коры, форму листьев, листорасположение, соцветия, цветки, выясните, какие цветки у этого растения – однополые или обоеполые;
Б) опишите внешнее строение, среду обитания подорожника, зарисуйте его.
Второе звено:
А.) рассмотрите внешний вид березы, какова окраска коры, форма кроны, листьев, строение соцветия. Как называются соцветия?
Б) опишите и зарисуйте гусиный лук, укажите условия, необходимые для роста и развития этого растения.
Третье звено:
А) рассмотрите внешний вид орешника, окраску коры, форму кроны, строение листьев, соцветие цветков, найдите тычиночные и пестичные цветки;
Б) опишите внешнее строение и среду обитания мать-и-мачехи, зарисуйте это растение.
Каждое звено получает задание выяснить, в каком ярусе находятся изучаемые растения.
В чем выражается приспособленность к условиям среды?
Какова взаимосвязь между растениями в растительном сообществе?
3. Беседа о результатах выполнения задания.
- Как Почему существует такое многообразие растительного мира?
- выглядит весенний лес? Кто знает стихи, загадки или пословицы о лесе?
- Каких вы знаете художников и писателей, изображающих и воспевающих лес?
- Какие раннецветущие растения использует человек при заболеваниях органов дыхания, кровообращения и др.
4. Подведение итогов работы звеньев отдельных обучающихся.
5. Домашнее задание: подготовить отчет об экскурсии, изучить литературу и сделать описание растений различных сообществ.