СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия в краеведческий музей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки: показать что и небольших городах есть что посмотреть и удивиться.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в краеведческий музей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА















Методическая разработка внеклассного мероприятия

«И в малых городах есть что посмотреть»







Разработала: Н.А. Синельникова,

Учитель физкультуры









Чулым 2017

В свои восемьдесят он

Не теряет силы –

Уникальный регион

Посреди России.

Улыбаются друзья,

Дарят счастья искры...

Ты мой дом, моя семья -

Край Новосибирский

Разливается восход

По знакомой шири...

Солнце новое встаёт

Над моей Сибирью.

Белоснежные поля,

Стан берёзки низкой...

Ты мой мир, моя земля -

Край Новосибирский!.....

Денис Галай



Вступление

Я, Синельникова Наталья Александровна, в мае 2017 года приняла участие в краеведческой викторине «Знатоки родного края», посвященной 80-летию Новосибирской области. Викторина была организована туристической фирмой совместно с отделом архивной службы администрации Барабинского района, редакцией газеты "Барабинский вестник", Управлением образования администрации Барабинского района при поддержке профессора ФГБОУ ВО «НГПУ" Кравцова Ю.В.

При работе над вопросами викторины я расширила свои знания об истории возникновения городов, о людях, проживающих на сибирской земле.

По итогам викторины была приглашена на награждение в город Барабинск. После получения благодарственного письма, побывала на экскурсии в краеведческих музеях г. Барабинска и г. Куйбышева. Мне захотелось все увиденное показать ученикам своей школы. И такая поездка состоялась 21 октября.

Пояснительная записка

Экскурсия в любой музей всегда познавательна и интересна. Музеи связаны с историческим прошлым, настоящим и будущим нашей страны. История родных мест близка и дорога сердцу каждого человека. Она вокруг нас: в обелисках, памятниках, экспозициях музеев, в людях. История родного края – благодатный материал для духовного воспитания подрастающего поколения. Фотографии, исторические документы, архитектурные памятники, живой рассказ участника исторических событий оставляют в памяти и сердце учеников глубокий след.



Цели:

- ознакомление детей с историей малых городов;

- получение знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинной материальной и духовной культуры;

- создание условия для развития познавательной деятельности учащихся;

- способствование духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации;

- формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение  кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей;

- овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.





Задачи:

- сформировать представление о краеведческом музее;

- расширить и углубить знания детей об истории малых городов;

- закрепить понятие «музей», «исторические источники»;

- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

-формировать умение слушать и вступать в диалог, желание общаться;

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Место проведения – музеи г.Барабинска, г.Куйбышева

Время проведения - 21 октября

Возрастная категория – дети от 6 до14 лет



Подготовительный этап: С учениками была проведена беседа по технике безопасности, во время которой напомнила о правилах поведения на улицах города, во время перехода через проезжую часть, во время проведения экскурсии, при поездке на электропоезде, правила этикета в общественных местах.

Ход мероприятия.


Родные края - это самое лучшее, что у нас есть. Малые города - особая социальная и культурная ниша, особый хозяйственный уклад, особый тип жизненных планов. В городах с числом жителей от 10 до 100 тысяч проживают в РФ 32 млн. человек.

Каждый согласится, что очевидной чертой их "ландшафта" является близость к деревне и тесная связь с сельским образом жизни. И в то же время это город, так что вся организация жизни людей следует нормам не деревни, а города. Вспомним облик типичного малого города, каким он сложился за последние два века: река, монастырь на высоком берегу, утопающие в садах дома, площадь с государственными зданиями и памятником павшим землякам, вокзал, на окраинах заводы с рабочими поселками, огороды, а дальше поля и леса. Отсюда, на мой взгляд, и вытекает главный смысл малых городов. Он в том, что в их культурном пространстве соединяются крестьянское и городское мироощущение.

Так сложилось, что в настоящее время небольшие по численности города нашей страны охотно посещают иностранцы, но наши соотечественники далеко не всегда выбирают их в качестве объекта для путешествия. Хотя именно эти города хранят в себе массу исторических сведений, наглядно показывают картину быта многих поколений россиян, наполненную яркими красками жизни. Фактически история малых городов – это история и биография большой России, которую можно узнавать не только по книжкам, а «вживую». Малые города России - хранители старинных воспоминаний. Скромные, неизбалованные толпами туристов, в отличие от европейских собратьев, и в то же время величественные в своей простоте. Какие же сокровища они открывают для неравнодушного взгляда, сколько историй и преданий хранят.

- Кто из вас был в музее?

- Что означает слово «музей»?

Музей (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С ХIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

- Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческие)

-Что такое краеведение?

Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Сегодня мы поговорим о нашем соседе, городе Барабинске.

- А откуда название такое чудное «Бараба» ?

Название – Бараба происходит от народа особого, который в этой стороне проживал. Так и звался бараба или барама. Народец был немногочисленный - всего-то 3 тысячи человек. А ещё известно, что Барабой на языке тюркском птицу-сойку величали – рыженькая такая, с пятнышком небесно – голубым у крыла. Птица эта была священной для людей, проживавших между реками Обь и Иртыш. Так или иначе, только прозвище «Бараба» прилипчивым оказалось. Через все народы прошло и уцелело до сих пор. Оттого на карте физической низменность называется Барабинской. На карте есть город Барабинск. Жителей местных барабинцами кличут.

А ещё «Бараба» в переводе с татарского означает «многоводье» или «наличие воды». И, действительно, в крае много озер, болот, рек.

Когда - то давным-давно город был маленьким поселком, основанным в 1893г. вдоль железной дороги. Но шло время и в 1917 году поселок был переименован в г. Барабинск. Он рос и расширялся, появились улицы сначала в северной части города, затем в южной. Строились школы, больницы, заводы, фабрики. Сегодня Барабинск – административный центр и крупный железнодорожный узел. Население чуть больше 30 000 человек. Историю города Барабинска можно изучать в музее локомотивного депо, где можно наблюдать развитие не только депо, но и становление города.



Среди предприятий Барабинска Локомотивное депо – самое крупное. Здесь работает более 1500 человек, которые обеспечивают ремонт и обслуживание электропоездов.

На месте современного города первоначально стояла небольшая железнодорожная станция Каинск -Томский, которая числилась поселком г. Каинска (современный Куйбышев). В 1893 году она была переименована в Барабинск. Строительство будущей станции на Западносибирском участке железной дороги началось в 1894 г. Каждый год на участке работали более 20-ти тысяч человек. К строительству привлекали местное население, заключенных, ссыльных крестьян и переселенцев из центральной части России.

Параллельно с железной дорогой велось строительство паровозного депо. Камень, кирпич, песок, дерево и другие строительные материалы приходилось завозить с Урала, из Татарского уезда, с берегов Оби. В музее мы посмотрели сохранившуюся стену паровозного депо.

Отдельные стенды посвящены барабинцам, защищавшим нашу Родину в ВОВ, в Афганистане и Чечне. Почетное место занимает витрина, посвященная Почетному жителю Барабинска, человеку, который 31 год был руководителем локомотивного депо, Ю.М. Медведеву.

В музее мы увидели, как менялись эпохи, росло и развивалось депо, а вместе с ним изменялся облик города.

Городу Куйбышеву в 2017 г. исполнилось 295 лет. Старейший город области расположен на реке Омь и ее притоке, речушке Каинке, от названия которой происходит историческое название города в прошлом – Каинск. Само название присвоено Екатериной Великой 30 января 1782 г. одновременно с образованием уезда. Само поселение основано казаками, выходцами из Томского острога, в 1722 г. под названием Каинский пас, т. е. передовой пост (форпост). Позже в 1744 г. статус был повышен до слободы, а в 1772 г. слободу перенесли на место нынешнего города. Современное название «Куйбышев» было присвоено в 1935 г. в честь революционера В.В. Куйбышева, отбывавшего здесь ссылку в 1906–1908 гг. Церковь Иоанна Предтечи была выстроена в 1906 г. на средства купчихи Шкроевой А.И., завещанные ей мужем. Церковь Иоанна Предтечи единственная сохранившаяся церковь в городе. Историко-культурное наследие и особая роль Каинска в истории освоения Западной Сибири позволяют считать его своеобразным памятником истории и градостроительного искусства России середины XVIII -начала XX века.





Заключение

Музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это большое и особенное путешествие, это знакомство не просто с произведениями искусства, но с людьми других эпох и культуры. Всё это сильно расширяет кругозор ребенка. Конечно, у детей до определенного возраста – до пятого класса уж точно (10–11 лет) – в принципе хронологического сознания не существует, во всяком случае, нет чувства времени. Тем не менее посещение музея помогает детям начать понимать и выстраивать ощущение себя. Умение останавливать мгновение – продлевает жизнь человеку. Музей – это место, в котором для души можно устроить настоящий пир. Как же это сделать? Отдых для души и есть возможность остановить мгновение. Любой музей является машиной времени, на которой можно перенестись как в прошлое, так и в будущее. После посещения музея дети сделали вывод, что за позитивными эмоциями и яркими впечатлениями совсем не обязательно ехать в крупные города- далеко и надолго. Нужно только оглянуться вокруг. Ведь и в малых городах есть на что посмотреть и чему удивиться. Главное, чтобы такое желание возникло!



Послесловие.

Все это хорошо — скажете вы, — но зачем ходить в музеи вообще? Ведь и без них неплохо живется! На этот вопрос есть два ответа.

«Хорошее образование — это как красивое нижнее белье для женщины. Оно не видно, но придает уверенности». Речь идет не о «корочке», пылящейся в комоде, а о наполнении человека знаниями, информацией, о его умении чувствовать и понимать искусство, о его общем уровне развития. Сложно поспорить с тем, что образованный интеллигентный человек разительно отличается от узколобого примитивного неуча — даже когда оба молчат. А стоит им открыть рот, сразу становится понятно, у кого какие приоритеты.

Музеи являются одним из способов наполнения внутреннего интеллектуального пространства. Когда человек развивает свой ум и чувство прекрасного, это заметно. И не обязательно разговаривать о том, какие музеи вы посетили в этом году - это чувствуется даже в незатейливой беседе о погоде.

Второй ответ выражается в малознакомом для многих слове — катарсис. Оно обозначает эмоциональное сопереживание героям произведения, перенесение себя внутрь поля творения и единение с ним.

Если вы вышли из музея, глубоко пораженные рассказом экскурсовода или каким-то произведением, если вы думаете о нем уже третий день и хотите снова вернуться в музейный зал к захватившему ваше воображение предмету - значит, вы пережили его, тот самый катарсис.

Зачем? Подобные события делают человека эмоционально богаче, раскрашивают жизнь новыми красками и вырывают из серости повседневности. И если вы хоть раз пережили подобное, то уже не будете задаваться вопросом, зачем люди ходят в музеи. Вы просто станете одним из этих людей. И у нас это получилось.

Результатом посещения музея у детей явился созданный ими видеоролик из накопленных фотографий и видео. Полученными впечатлениями они поделились с одноклассниками, родителями. Планы на следующую экскурсию имеются, желание есть.

































Литература

1. Борисова В. Д., Город Барабинск. (Экономико-географический очерк), "Ученые записки Новосибирского педагогического института", 1958, в.14

2.Бурматов А.А. Куйбышев // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 2. – С. 219–220 : ил. – Лит. в конце ст.

3.Кузменкина Л. Каинск… Он же Куйбышев // Вечер. Новосибирск. – 2010. – 20 февр. – С. 8 : ил.

4.Каинск (Куйбышев) в истории Западной Сибири : сб. материалов зон. краевед. конф. – Куйбышев, 2007. – 312 с. – Библиогр. в конце ст.14

5. Советский энциклопедический словарь. – М. : Совет. энцикл., 1990. – 1630, [2] с. : ил.































Приложение

1.Маршрутный лист.

2. Отзывы детей .

3. Видеоролик - Экскурсия Барабинск –Каинск .- https://youtu.be/kKC-ws7cBBI







































Маршрутный лист

Барабинск + Каинск



08:24 – Выезд группы из Чулыма, электричка.

10:50 – Прибытие группы в Барабинск. Встреча группы на вокзале.

10:50 – 12:10 - привокзальная площадь, экскурсия в Музей Локомотивного депо; фотографирование на привокзальной площади, с паровозом.

12:10 – 12:40 - Пешком дорога до краеведческого музея г. Барабинска. Попутно Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», фотографирование, краткая информация.

12:40 – 13:30 – Посещение Мемориала славы. Экскурсия по краеведческому музею г. Барабинска.

13:30 – 14:00 - обед в пиццерии «Pizza of 5».

14:00 – 16:30 - переезд в Куйбышев. Посещение краеведческого музея Куйбышева. Экскурсия по городу: храм Рождества Иоанна Предтечи, осмотр купеческих усадеб.

16:30 – 17:00 – возвращение в Барабинск на ж/д вокзал. Свободное время.

17:38 – выезд из Барабинска в Чулым, электричка.

20:04 – прибытие группы в Чулым.

Автобус с группой 3 часа

















Отзывы детей.

Алина , 8 класс. За эту поездку я узнала много чего нового, но больше всего мне понравилось в музее « Локомотивного депо». Там было так много интересных экспонатов, что это мне запомнилось больше всего.

Валерия, 8 класс. В этой поездке мне больше понравился цех, где ремонтируют современные электровозы. А еще музей в Барабинске, мне все там понравилось. Я рада, что побывала в этой поездке.

Ира, 8 класс. На этой экскурсии больше всего понравилось в музее «Депо». Также интересно было посетить восстановленный храм Рождества Иоанна Предтечи в городе Куйбышеве, который расписывается вручную.

Анастасия. Виктория, Надежда , 6 класс. Все понравилось. Особенно в музее города Куйбышева.

Анастасия , 6класс. Мне все понравилось, особенно обед в пиццерии.

Рома , 6 класс. Здорово.

Ира,7 класс. Мне понравилось все! Но больше всего, мне понравилось, когда мы смотрели экспонаты животных в музее Барабинска. А еще краеведческий музей в Куйбышеве.

Анастасия,7 класс. Естественно все понравилось, но лучше всего было в музее города Куйбышева. Потому что там было намного интересней! А в Барабинске мне очень понравился зал с экспонатами животных и «Русская изба». Впрочем, было очень интересно и весело.

Даша, Катя, Надя и Соня. Нам понравился музей в Куйбышеве ( Соне очень понравилась ручная мельница) Еще храм Рождества Иоанна Предтечи.

Учителя - Нам была организована очень познавательная экскурсия. За ее организацию огромное спасибо экскурсоводам и туристической фирме Барабинска.


















13






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!