Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ординский детский сад»
Экскурсия в мини-музей
Матрешки.
Воспитатели:
Кулинко Светлана Юрьевна
Честикова Светлана Николаевна
Колышкина Екатерина Александровна
2023
Цель:
*Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
*Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой.
*Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
*Обратить внимание детей на её яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
*Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
Оборудование:
Русский народный костюм для педагога, силуэты матрешек, краски, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрешки.
Ход экскурсии:
1 часть:
Ведение в игровую ситуацию. Звучит музыка. Воспитатель в русском народном костюме встречает детей.
Воспитатель: - Здравствуйте дорогие гости. Я веселая матрешка. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.
Воспитатель: - А вы, знаете, откуда взялась матрешка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрешка.
Воспитатель: - Давным – давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец. По вольной земле русской. По широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку», – сказал Иван. Сговорились они с её батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго – долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили оно картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколка девочка и назвала ее русским именем Матрена, а та как куколка была маленькая, то все её звали Матрешкой. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: - Вот так дети, родилась матрешка. А я приглашаю вас в музей Матрешки.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько здесь матрешек.
( рассматривание экспонатов музея)
Воспитатель: - Какие они? (нарядные, расписные, маленькие, большие)
Воспитатель: - Почему они все расписные? (сарафан украшен цветами)
Воспитатель: - Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что куклу матрешку делают с секретом? Матрешка раскрывается. Я вам сейчас покажу.
Пять кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она.
На две половинки.
Эту куклу ты открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: - Сколько кукол?
Воспитатель: - Кукол пять.
Воспитатель: - Вы заметили, что матрешки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).
2 часть:
Д/и «Веселые матрешки»
Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Веселые матрешки». Для этого разделимся на две команды. У кого зеленый цветочек на груди – наденут косынку зеленого цвета и превратятся в зеленых матрешек, а у кого желтый – желтую косынку и превратятся в желтых матрешек.
Воспитатель: - У меня есть две волшебных коробочки: зеленая и желтая. Жёлтая – желтым матрешкам, зеленая зеленым матрешкам. Посмотрим, что там?
(дети высыпают из коробочек содержимое)
Воспитатель: - Каждой команде нужно собрать картинку Матрёшки.
3 часть:
Расписывание матрешек.
Воспитатель: - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.
Воспитатель: - Что у нее на голове? (косынка)
Воспитатель: - На туловище? (сарафан)
Воспитатель: - Чем украшен сарафан? (цветами)
Воспитатель: - А расписывать нашу матрешку я предлагаю вот такими ватными палочками. Сначала украсим платочек, потом сарафан.
Воспитатель: - Ой, какие матрешки все получились красивые, я их вам дарю.
Воспитатель: - А теперь дорогие гости я вас всех приглашаю сфотографироваться на память.