Экскурсия в осенний детский парк имени Жуковского:
«Как растения готовятся к зиме»
Цели: сформировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений; уточнить представление детей об условиях жизни растений осенью; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявить причины происходящих изменений; познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Ход экскурсии.
Воспитатель: «Вы знаете, ребята, что к нам в город уже пришла осень: вызолотила верхушки деревьев, раздала разноцветные наряды всем растениям, полетели паутинки по ветру, по утрам уже видно иней на земле, в садах поспел урожай.
Стихотворение: (дети читают)
1-ый ребенок:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлой поляной.
2-ой ребенок:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Экологическая игра: «Кто больше запомнит». Цель: учить находить предмет по описанию.
Дети на экскурсии в парке любуются деревьями.
Вопросы:
Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре?
Сравните с тем, что видели в сентябре.
В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С большинства деревьев опала листва. Даже дуб не выдержал.
Дуб
Рассердился, дохнул
Ветер с высоты
И рывком
С дуба сдул
Все его листы.
Вопросы:
Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?
Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?
Стали хорошо заметны плоды и семена. Дерево акации дало плоды. На земле лежат плоды, похожие на семена фасоли, внутри них семена.
Какие птицы очень любят полакомиться ягодами рябины?
А кто любит лакомиться семенами клена?
Рассмотреть плод клена. Почему его называют двукрылаткой? (Состоит из 2 частей, каждая имеет крыло).
Понаблюдать как падает двукрылатка, когда созреет, она бесшумно вращается, поэтому долго держится в воздухе.
Вынуть семя из плода двукрылатки. Вскрыть и показать детям, что внутри него находится зародыш дерева: миниатюрные зеленые листики. Из семечка вырастает дерево.
Сравнить плод клена и ясеня.
У ясеня продолговатая односемянная крылатка.
Рассмотреть плод дуба- желудь.
Он твердеет, в нижней части находиться разросшаяся плюска.
Воспитатель просит детей обратить внимание на запах осени в парке, на деревья молодые, и старые, здоровые и больные.
Предложить детям собрать желуди для поделок.
Рассмотреть шишки хвойных деревьев: ели, сосны, лиственницы. Сравнить между собой, отогнуть чешуйки, рассмотреть семена.
Вопросы:
Почему листья с ветвей верхушек опадают последними? (Они самые молодые и дольше живут)
У каких деревьев семена снабжены «парашютиками»?
Какие животные помогают распространить семена? (птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки)
Во время прогулки обратите внимание на заботу взрослых о растениях: они готовят их к зиме – укрывают розы, выкапывают клубни георгинов, луковицы гладиолусов, убирают их в подвалы, очищают от сорняков и подвязывают раскидистые кустарники, обрезают тонкие сучья.
Игра «Беги к дереву»