СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" экскурсия зимой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с приспособленностью растений к перезимовке, прививать практические умения и навыки в определении деревьев по силуэтиу, почкам, вырабатывать навыки культурного поведения в природе, учить понимать красоту зимней природы, бережно относиться к ней

Просмотр содержимого документа
«" экскурсия зимой"»

6 класс.

Зимние явления в жизни растений.

Тема: Экскурсия в природу. Зимние явления в жизни растений.

Цели: познакомить уч-ся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, за жизнью животных, снеговым покровом.

Задачи:
Образовательная: Сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях, переменах в живой и неживой природе зимой, учить творчески выражать свое отношение к красотам природы, умело наслаждаться природой, расширить кругозор у обучающихся; Познакомить учащихся с приспособленностью растений к перезимовке;

Развивающая: Развивать внимание, память, мыслительные умения учащихся анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Прививать практические умения и навыки в определении деревьев по силуэту, почкам;

Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю, бережное отношение к природе и животным. Учить понимать красоту зимней природы.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру; интерес к окружающему миру; мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Формировать умение извлекать информацию из окружающего мира; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; описыватьсравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

Формировать умение определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: компас, блокноты, деревянная линейка для измерения глубины снега, лопата для раскапывания снега, уличный термометр.



На осенней экскурсии учащиеся 6 класса знакомились с биологическими приспособлениями растений к зиме: листопадом, образованием защитных покровов у стеблей и почек. Местом экскурсии может быть учебно-опытный участок школы, пришкольная территория, школьный дендрарий, сквер или парк, еловый или мелколиственный лес. Экскурсию можно провести в середине февраля.

Я люблю этот месяц –

Полузимний и полувесенний,

Схватку солнца и льда,

Пересвист птичьих раций.

Ю. Друнина.



Подготовка к экскурсии. Учитель заранее должен побывать на участке для проведения экскурсии, определить объекты для наблюдения, подобрать задания. На предшествующем уроке-экскурсии необходимо 20-25 минут выделить для подготовки учащихся к работе на экскурсии. В беседе учитель разъясняет учащимся задачи экскурсии: научиться распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии, выявить приспособленность растений к действию абиотических факторов природы – долготы дня, низкой температуры, осадков, холодного ветра, освещённости; рассмотреть и описать строение стеблей и побегов.

Задания для самостоятельной работы учащихся составляем одно для каждой пары ребят. Вдвоем им удобнее проводить измерения. Обмениваться мнениями о наблюдениях, приходить к мнению. Задания предусматривают выполнение учащимися трех видов работ. Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявлением признаков приспособленности растений к зимним условиям. Второй вид работы предполагает ознакомление с рекреационной ценностью школьной территории. А также изучение школьниками состояния окружающей их на экскурсии природной среды. Третий вид работы направлен учителем на формирование эстетической ценности природы.

Экскурсия состоит из двух частей: рассказа учителя и самостоятельной работы учащихся. Учитель знакомит учащихся с примерным содержанием экскурсии, показывает лучшие отчёты прошлых лет.

Самостоятельная работа учащихся.

Карточка 1.

1.Узнай, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерь толщину снежного покрова, а затем раскопай снег, найди травянистое растение, потрогай почву. Запиши свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закрой растения снегом.

2.Внимательно посмотри вокруг, оцени общее состояние школьной территории. Отметь какие виды работ в огороде проводят люди в зимнее время. Запиши свои наблюдения.



Карточка 2.

1.Определи, хорошо ли подготовлена к зимним условиям береза, ясень, липа, дуб, рябина по следующим признакам:

-по очищенности веток от листьев;

-по состоянию верхушечной почки;

-по окраске коры.

2.Какие нарушения правил поведения в природе ты заметил. Запиши в блокнот свои наблюдения.

2. Запомни своеобразную окраску коры тополя и попробуй воспроизведи ее дома.



Карточка3.

1.Запиши в блокнот, какие названия кустарников ты узнал на экскурсии из рассказа учителя. Укажи внешние признаки этих кустарников.

2.Найди на территории школы поврежденные кустарники. Подумай, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждений.

3.Зарисуй силуэт рябины и плоды, если они сохранились на ветках.

Все деревья в кружевном вязанье,-

То мороза лёгкое дыханье

Пышные связало кружева,-

И слегка кружится голова.

Как на веточках узоры кружев,

Тишина рассыпалась, и ввысь

Понеслась озвученная жизнь…

Слышащий, внемли и отзовись!

Ф. Алиева.

Я люблю этот месяц –

Полузимний и полувесенний,

Схватку солнца и льда,

Пересвист птичьих раций.

Ю. Друнина.

На основе этих поэтических строк может состояться разговор об экологических условиях в зимний период.

Вступительное слово учителя.


Деревья в снегу утопают.
Красива ты всё же, зима.
И взгляд оторвать невозможно
Так дивна и чудна ты вся.

Деревья стоят. Припушились
Снежинками вьюги твоей.
На солнце они заискрились,
Играя в потоке лучей.

Вот ели стоят величаво,
Как скромен, красив их наряд.
Готовятся к балу, как павы,
Построились в ряд и молчат.

А тишь — то кругом здесь какая…
Берёзки на ели глядят…
Вот музыку, ветер, играя,
Запел очень стройно и в лад.

Качнулись берёзки игриво
Посыпался с веток снежок…
Вот дунул ветрище порывом
Склонились деревья вперёд.

Лишь миг. Снова тихо здесь стало.
Деревья исполнили «Па».
Ждут новую музыку ветра,
И танец их длится всегда…
(Н. Горюнова)

Учащиеся могут перечислить факторы неживой природы, которые оказывают наиболее сильное влияние на растения: долгота дня, низкая температура, осадки, холодный ветер, освещённость. Под руководством учителя конкретные данные по дню экскурсии в блокноты, замерив долготу короткого зимнего дня (8 часов 45 минут – 10 часов), температуру воздуха и почвы под снегом, метровой линейкой глубину снежного покрова, отметив направление ветра и освещённость. Учащиеся убеждаются, что температура почвы под снегом значительно выше, чем воздуха. Поэтому в местах роста растений нельзя утаптывать снег и прокладывать лыжные трассы. На лыжных трассах нарушается воздушная прослойка, постоянный температурный режим и исчезает травянистый покров. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задания: уточняют видовой состав деревьев, записывают приспособления и отыскивают под снегом травянистые растения. На выполнение задания группам наблюдателей на закреплённых участках следует дать 20-25 минут. Учитель консультирует учащихся и подходит к каждой группе, обращая их внимание на знания и умения определять внешние признаки деревьев и кустарников (цвет коры, расположение побегов, почек) и признаки почек зимой. Завершив работу, школьники собираются для итоговой беседы у хвойных деревьев (у ели обыкновенной или сосны обыкновенной), и учитель уточняет ряд вопросов:

1.Почему эти растения не сбросили на зиму листья.

2. В какое время года ель и сосна сбрасывают листья.

3. С какой периодичностью происходит листопад у ели и сосны.

4. Все ли хвойные растения имеют листья зимой?

Учителем дается дополнительная информация о растениях:

-Береза – лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
-Липа – лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
-Клен – барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
-Дуб – долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 – 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
-Осина – столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
-Сосна – 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии

Учитель рассказывает, что средняя продолжительность жизни хвоинок у сосны обыкновенной 3 года, у ели – 7 лет. Возраст хвоинок вычитывается по возрасту побега, на котором они находятся. Хвоя покрыта воскоподобным веществом , и короткие и кожистые хвоинки не испаряют влагу и удерживают лежащих на них снег.

Хвойные деревья нарастают верхушками побегов, и поэтому нарушение вершинки дерева прекращает рост. Учащиеся, зная эту особенность формирования кроны хвойных деревьев, осмысливают целесообразность участия в природоохранной операции «Ёлочка».

В обобщающей беседе учитель отмечает черты приспособления к зимним условиям у вечнозелёных хвойных и листопадных деревьев и кустарников. Следует привлечь внимание учащихся к росту цветочных почек берёзы, ольхи, бузины, убедить их в относительном характере зимнего покоя у растений.

Зимнезелёными называются растения умеренных широт, которые зимуют с зелёными листьями: брусника, земляника, зеленчук. Длительность жизни каждого листа у зимнезелёных растений, в отличие от вечнозелёных , менее года. Листья зимнезелёных растений обладают устойчивостью к низким температурам и не погибают после промерзания.

Не погибают зимой в лесу и парке водоросли, мхи, лишайники, поселяющиеся на стволах деревьев. Они ничем не защищены, но цитоплазма их клеток густая и вязкая. Они стойко переносят зимнюю стужу.

В заключение учитель может предложить учащимися дать оценку отношения человека к природе. Среди отрицательных воздействий: засорение территории полимерными плёнками, молочными пакетами, бумагой, консервными банками, поломка деревьев, веток, порезы коры, утоптанный снег. Положительными признаками являются залеченные повреждения деревьев, устройство кормушек для птиц и т.д.

Следует напомнить учащимся порядок оформления отчёта в соответствии с заданиями. Пытливым и любознательным юннатам можно продолжить наблюдения за зимними явлениями в жизни растений, предложив оформить результаты экскурсии в виде презентации.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!