СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсионный проект

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст экскурсионного проекта "Кругом родные все места..."

Просмотр содержимого документа
«Экскурсионный проект»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ГОРОДА КУЗНЕЦКА





ПРОЕКТ

«Пройдись по Пензенскому краю…»



«КРУГОМ РОДНЫЕ ВСЁ МЕСТА…»

(М.Ю. Лермонтов)







Авторы: учащиеся 7 «Б» класса Баранова Ольга Александровна, Еникеева Алина Маратовна, Красных Дарья Павловна, Кузьмичёва Лада Александровна

Руководитель: Архипова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы

1

Текст экскурсии

Начнем экскурсию с села М. Качим, где родился и работал известный педагог, поэт, профессор, церковный композитор, литургист, специалист по гимнологии Порфирий Петрович Мироносицкий (1867 - 1932).

В 1887 году окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1891 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Порфирий Петрович начал свой трудовой путь в должности учителя начальной школы в 1891 году в селе Русский Качим. При содействии отца и младшего брата построил новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания.

29 мая 1894 года защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации: "Афинагор - христианский апологет II века".

С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода.

С 1 января 1896 года - помощник редактора журнала "Народное образование".

С 25 марта 1897 года - сверхштатный сотрудник, а с 14 января 1913 года - постоянный член Училищного Совета при Святейшем Синоде. Являлся преподавателем Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы.

Книга Порфирия Петровича Мироносицкого «Дневник учителя» ( С-Петербург, 1901) знакомит читателя с историей, культурой, этнографией и бытом населения нашего края в начале IXX века. Эта книга актуальна с познавательной, научной и воспитательной целью и в наше время. Первая часть книги включает записи дневника Порфирия Петровича первого и второго года преподавания (с ноября 1891г. по 27 мая 1893 г.). Вторая часть

2

книги включает дневниковые записи третьего и четвертого года работы (15 сентября 1893-12 мая 1894).

В 1914-1915 годах был редактором газеты "Приходской листок" (вместе с М.А Остроумовым).

С 14 мая 1918 по ноябрь 1919 года работал в Театральном отделе Наркомпроса.

2 января 1920 года утверждён преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года - профессор гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском Богословском институте. Преподавал церковное пение и церковно-славянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа.

С 22 апреля 1922 года - преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых. Участник Александро-Невского братства.

С 1925 года - преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших Богословских курсах.

С начала 1930-х годов - преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения.

Арестован 17 февраля 1932 года. Содержался в следственном изоляторе одной из тюрем Ленинграда.

Скончался 1 марта 1932 года от сердечной недостаточности (от сердечного приступа во время допроса). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Порфирий Петрович Мироносицкий был великим тружеником и подвижником церковной школы, выдающимся педагогом и талантливым ученым. По его мнению, "церковная школа должна была соединить в себе

3

добрые воспитательные начала древнерусской школы со строго научными данными современной педагогики".

Труды Порфирия Петровича Мироносицкого

"Дневник учителя церковно-приходской школы"

"Очерки развития грамотности в селе Мордовском Качиме, Городищенского уезда"

"Афинагор - христианский апологет II века" (магистерская диссертация, 1894)

"В защиту родной письменности"

"Сборник церковных песнопений: Богословская женская церковно-учительская школа".

Акафист иконе Пресвятой Богородицы "Знамение-Царскосельская" (1929)

Знаменитый русский мыслитель, философ Н.Ф. Фёдоров трактовал создание двух школ, о которых с восхищением говорила вся Пензенская и Российская общественность, как «Качимское событие - новая эра в истории Просвещения». В нем нашел он проявление того же духа, что созидал в старину обыденные храмы, зачатки новой, «совершеннолетней» нравственности. Рассказ «о построении школы детьми под руководством священника и учителя» излагается мыслителем в жанре «сказания». И это сказание помещается им не в ту «естественную» историю, где идет постоянная борьба, сдерживаемая лишь юридическими рамками, а в историю священную, открывающую путь превозможения своей природы (все вместе, единым бескорыстным порывом одно общее дело делали качимцы). Кстати, впервые рассказ о качимской школе, в том его виде, в каком он вошел впоследствии в статью «О значении обыденных церквей», был изложен в

4

одном из писем поэту В. А. Кожевникову. И в этом письме Федоров просил ученика «мысль, нескладно, прозою изложенную, изобразить стихом», создать «похвалу Мордовскому Качиму за сооружение церковной школы единодушным трудом».

Посвящается Н.Ф. Федорову

***

Брат, проснись! Зарею ясной

Засиял восток:

К жизни вечной речью страстной

Нас зовет пророк.

Ночь неведенья минула,

Знанья день встает;

Все, что замерло, заснуло

В жизнь Любовь зовет, -

В жизнь - на подвиг неустанный

Общего труда,

Чтоб настал нам день желанный,

Светлый день, когда

Знаньем движимые силы

И всеобщий труд

Спящим в сумраке могилы

Жизнь воссоздадут,

И, встряхнув оковы тленья

С праха мертвецов,

Возвратит день воскресенья

5

Сыновьям отцов.





По местам легенд и преданий

В устном творчестве всех народов особое место занимают легенды и предания, являющиеся одним из наиболее интересных и значительных жанров несказочной прозы.

Легенды и предания существуют с незапамятных времен. Им присущи своя специфика бытования, организация поэтической структуры, свои функции, в них отражается история народа, который создавал эти произведения. Легенды и предания являются сокровищницей социально-экономического, политического, идейно-эстетического и этического опыта народа.

Откуда пошло название села Качим?

В памятной книге церкви села Русский Качим записано, что село Качим получило своё название от слов «кочмовать» или «качимовать», что означает «кочевать», на том основании, что сюда будто бы приходили кочевать разные народы. Но это лишь предположение. Предание гласит: «В древности проходили здесь кочующие народы киргизского племени и по изобилию подножного корма при речке, образовавшейся из родников, имели долговременное пастбище для своих табунов. Заселившийся народ место кочевья назвал Качимом и речку, на которой стоит село, именовали Качимкою».



Неверный

До жителей села Мордовский Качим дошла легенда такого содержания:

6

первые поселенцы с. Мордовский Качим (северная часть улицы) – мордва, в южном направлении – мордва, а под углом 90 градусов – русскоговорящие. Русскоговорящие спрашивают мордву: «Как вы сюда попали?». Те ответили: «Мы бежали от веры. А вы как здесь оказались?»

«Мы бежали от царя!» - ответили русские.

Поэтому до сих пор мордовскую часть улицы называют «Неверный».


Явлейка

В истоке ручья Явлейка, где из земли выбивает родник, первые поселенцы, по преданию, обнаружили икону Богородицы. Они положили начало основания села Мордовский Качим. А ручей так и был назван «Явлейкой».



Источник Николая Чудотворца

Почему родник назван в честь Николая Чудотворца? Ответ на этот вопрос знают многие жители села. По преданию, ещё до основания с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей, которая часто страдала от набегов кочевников-татар. Узнав о приближении отряда, жители-христиане свою главную ценность, икону, решили спрятать. Её обмотали холстом, залили горячим воском и погрузили в озерцо. Всех православных перебили. Именно в таком виде, замурованной, и нашли икону люди, которые явились в наши края и положили основание села Русский Качим. По преданию, это 1621 год. Родник

7

же получил статус святого источника. Икона обнаружена при расчистке озерца (болотца) для строительства мельницы



Рёбровская поляна

По преданию, ещё до основании с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей, которая часто страдала от набегов кочевников-татар. Дело доходило до стычек. Недалеко от родника находится поляна (ныне она частью заросла лесом), на ней и произошла битва. Всех православных перебили. Когда пришла очередная партия кочевников в наши края и стала вспахивать почву, то обнаружила скелеты людей. С тех пор поляну эту стали называть «Рёбровская». Когда произошло это событие, неизвестно.


Ильин родник

В лесу, в 2-х км от с. Русский Качим, есть ещё один святой родник – «Ильинский», названный в честь явленной здесь когда-то иконы Ильи Пророка. По преданию, до революции 1917 года в лесу, в глухом месте, жили два монаха. Жители села, ходившие на престольный праздник к роднику Ильи Пророка, приносили им продукты, тем они и питались. Было известно, что явленная икона находилась у них. Один из них умер, а в грозные годы революции бесследно исчез и второй. То ли ушёл в места ещё более глухие, то ли сгинул неизвестно куда. Вместе с ним исчезла и икона.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!