СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ „ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)





Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями „внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность „внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение приме­ров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

        Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал). Ключевыми     являются вопросы 2 - 8,10 -12.

      Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

      Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

      Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

         Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

        Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

        Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

        Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

       Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника", В неясных случаях ставится знак (±).

Фамилия, имя ребенка___________________________возраст______________

  1. Ты хочешь идти в школу?

  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  6. Какие у тебя любимые книжки?

  7. Почему ты хочешь идти в школу?

  8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

  9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

  10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

  11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

  12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!