Эксперимент (в переводе с латинского - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания. В отличие от наблюдения, который только фиксирует свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эти действия называются экспериментированием. - Займемся этим интересным методом. Так как этот метод всё-таки НАУЧНЫЙ, давайте представим себе, что у нас в классе сейчас три маленькие научные лаборатории. А в лабораториях всегда есть ГЛАВНЫЙ научный сотрудник, который руководит всем процессом и его ассистенты-лаборанты. Назначьте в своей лаборатории ГЛАВНОГО…. Задание2. Определение плавучести предмета. - Сейчас мы попробуем определить ПЛАВУЧЕСТЬ предметов. - Перед вами лежат предметы: деревянный брусок, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка, металлический цилиндр, гвоздь, обычный ластик (то бишь, стёрка), бумажный кораблик и посуда с водой. -Как вы думаете, какой предмет утонет в этой посуде с водой? Выдвигайте свои гипотезы. (Выдвижение гипотез). Проверка гипотез. - Проверьте свои предположения методом практического исследования. - Какие предметы сразу утонули? Вывод? Любая гипотеза должна быть проверена экспериментом. - Продолжим эксперимент. - Все ли предметы одинаково держатся на воде? …. - От чего это зависит? …. /от вещества, из которого сделан предмет/ - А ещё есть такая физическая величина, название которой зашифровано на картинке в виде ребуса. Попробуйте разгадать это слово. (ПЛОТНОСТЬ) - У каждого тела и вещества в природе своя плотность. И у воды в том числе. Если плотность тела больше плотности воды, то оно тонет. (Более подробно вы об этом узнаете на уроках физики в 7 классе) - Скажите, как вы думаете, бумажный кораблик никогда не утонет?.... - Давайте проверим. Польём воду из стаканчика на кораблик… - Так почему же он утонул? ... /При добавлении воды в бумагу плотность кораблика стала больше/ - Почему металлическая крышка, лежащая на поверхности воды в горизонтальном положении не тонет, а гвоздь и металлический цилиндр - тонут? / На крышку действует выталкивающая сила воды. Она держит её на плаву некоторое время благодаря объему, лёгкому весу и плоской поверхности с загнутыми краями, но стоит нам добавить весу к этой крышке (например, что-то положить на неё сверху), или повернуть её ребром, она тоже пойдет ко дну. Гвоздь же и металлический цилиндр вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем тела в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности./ /Физики это явление называют поверхностным натяжением жидкости, подробнее об этом вы узнаете в 7-ом классе/ - вывешиваю на доску терминологию - А что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? (например, деревянный брусок и ластик?) - Положите на брусок ластик… Что мы видим? - Что происходит с ластиком? … А с бруском?... (под тяжестью массы ластика брусок воздействует на поверхностное натяжение воды и частично погружается в воду, но не тонет совсем) -Давайте сделаем вывод: от чего же зависит плавучесть предметов? Вывод:1. От вещества, из которого сделан предмет 2. От плотности тела 3. От поверхностного натяжения воды |