СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма" Презентация ученика 11-А класса Рагоньяна Максима

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: познакомить учащихся  с экпрессионизмом , течением в художественной  культуре  начала 20 века,его ролью в развитии живописи,литературы,музыки,театральной драматургии, дать представление  об этом течении и егог представителях, благодаря которым оно появилось.

Просмотр содержимого документа
«"Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма" Презентация ученика 11-А класса Рагоньяна Максима»

Экспрессионизм:  действительность  сквозь призму  страха и пессимизма Работа по МХК ученика 11-А класса Рагоньяна Максима

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Работа по МХК

ученика 11-А класса

Рагоньяна Максима

Экспрессионизм как течение в художественной культуре начала XX века Экспрессиони́зм  (от лат.  expressio , «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм как течение в художественной культуре начала XX века

Экспрессиони́зм  (от лат.  expressio , «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм в живописи Эдвард Мунк (1863-1944) – сын военного врача, вырос в Осло, где получил техническое образование. В 16 лет он порвал с профессией, движимый стремлением заняться живописью. В 1886 году всегда угрюмый и легкоранимый художник выставил в «Осеннем салоне» Осло свою работу « Больной ребёнок», вызвавший бурю возмущений у зрителей. На полотне Мунк изобразил смерть своей больной сестры, дав критикам повод для упрёков в сгущении пессимизма в натурализме.

Экспрессионизм в живописи

Эдвард Мунк (1863-1944) – сын военного врача, вырос в Осло, где получил техническое образование. В 16 лет он порвал с профессией, движимый стремлением заняться живописью. В 1886 году всегда угрюмый и легкоранимый художник выставил в «Осеннем салоне» Осло свою работу « Больной ребёнок», вызвавший бурю возмущений у зрителей. На полотне Мунк изобразил смерть своей больной сестры, дав критикам повод для упрёков в сгущении пессимизма в натурализме.

Экспрессионизм в живописи Тревожные мотивы одиночества и смерти становятся ведущими и в последующих его картинах. В 1892 г. Мунк начинает работать над циклом произведений «Фризы жизни», сюжеты которых были почерпнуты из его личного дневника. Самая известная картина цикла – «Крик» (1893), где художник изобразил свои впечатления во время одной из прогулок. «Солнце ушло прямо вниз – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как всё вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу»  Э.Мунк

Экспрессионизм в живописи

Тревожные мотивы одиночества и смерти становятся ведущими и в последующих его картинах. В 1892 г. Мунк начинает работать над циклом произведений «Фризы жизни», сюжеты которых были почерпнуты из его личного дневника. Самая известная картина цикла – «Крик» (1893), где художник изобразил свои впечатления во время одной из прогулок.

«Солнце ушло прямо вниз – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как всё вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу»

Э.Мунк

Экспрессионизм в живописи Первое крупное объеднение художников-экспрессионистов – «Мост» сложилось в 1905 г. В Дрездене. В него вошли такие мастера, как Кирхнер, Хекель, Шмидт-Ротлюф, Нольде, Мюллер, Пехштейн. В 1910 г. Русский художник Василий Кандинский со своими немецкими единомышленниками основал альманах «Синий всадник», а в следующем году – одноимённую выставку, что стало поводом для рождения второго, мюнхенского, объединения экспрессионистов. В его составе встречаются имена известных художников: Марка, Макке, Фейнингера, Клее, Кокошки и других. Хроника группы «Мост» Л. Кирхнера. 1913

Экспрессионизм в живописи

Первое крупное объеднение художников-экспрессионистов – «Мост» сложилось в 1905 г. В Дрездене. В него вошли такие мастера, как Кирхнер, Хекель, Шмидт-Ротлюф, Нольде, Мюллер, Пехштейн. В 1910 г. Русский художник Василий Кандинский со своими немецкими единомышленниками основал альманах «Синий всадник», а в следующем году – одноимённую выставку, что стало поводом для рождения второго, мюнхенского, объединения экспрессионистов. В его составе встречаются имена известных художников: Марка, Макке, Фейнингера, Клее, Кокошки и других.

Хроника группы «Мост» Л. Кирхнера. 1913

Экспрессионизм в живописи Эрнст Людвиг Кирхнер – ведущий идеолог экспрессионистов, график, живописец и скульптор. Кирхнер родился в Аншаффенбурге в семье химика. Образование получил в Дрездене на факультете архитектуры. Главную тему своих творческих поисков художник обозначил как отражение жизни через деформацию формы. Герои Кирхнера Отталкивают своей уродливостью, их лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в самые невероятные кричащие тона. «Фрэнци в резном кресле» (1910) – портрет сестры Кирхнера

Экспрессионизм в живописи

Эрнст Людвиг Кирхнер – ведущий идеолог экспрессионистов, график, живописец и скульптор. Кирхнер родился в Аншаффенбурге в семье химика. Образование получил в Дрездене на факультете архитектуры. Главную тему своих творческих поисков художник обозначил как отражение жизни через деформацию формы. Герои Кирхнера Отталкивают своей уродливостью, их лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в самые невероятные кричащие тона.

«Фрэнци в резном кресле» (1910) – портрет сестры Кирхнера

Экспрессионизм в живописи Состояние душевной угнетённости, которое испытывал художник со времён Первой мировой войны, отразилось в его работе «Автопортрет в солдатской форме» (1915). На полотне – инвалид; он тянет ввысь обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца. «Автопортрет в солдатской форме» (1915)

Экспрессионизм в живописи

Состояние душевной угнетённости, которое испытывал художник со времён Первой мировой войны, отразилось в его работе «Автопортрет в солдатской форме» (1915). На полотне – инвалид; он тянет ввысь обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца.

«Автопортрет в солдатской форме» (1915)

Экспрессионизм в живописи Стремление к обострённому болезненному самовыражению – важнейшая черта художников-экспрессионистов. « Выплёскивая» на полотна свои страхи, боль, тоску, они редко говорили о социальных или нравственных проблемах. В числе таких «исключений из правил» – картина выдающегося представителя экспрессионизма Эмиля Нольде (1886-1956) « Пляска вокруг золотого тельца». На полотне полуобнаженные женщины с искажёнными пропорциями тела в каком-то экстазе совершают таинственные движения – символ бессмысленного поклонения человечества власти денег. «Пляска вокруг золотого тельца» (1910)

Экспрессионизм в живописи

Стремление к обострённому болезненному самовыражению – важнейшая черта художников-экспрессионистов. « Выплёскивая» на полотна свои страхи, боль, тоску, они редко говорили о социальных или нравственных проблемах. В числе таких «исключений из правил» – картина выдающегося представителя экспрессионизма Эмиля Нольде (1886-1956) « Пляска вокруг золотого тельца». На полотне полуобнаженные женщины с искажёнными пропорциями тела в каком-то экстазе совершают таинственные движения – символ бессмысленного поклонения человечества власти денег.

«Пляска вокруг золотого тельца» (1910)

Экспрессионизм в живописи Неповторимые экспрессионистские образы создал в своём творчестве Оскар Кокошка (1886-1980) — график, скульптор, писатель. Он родился в семье чешского ювелира в Пехларне-на-Дунае, вырос в Вене. В 1908 г. Кокошка заявил о себе как поэт и оригинальный художник: опубликовал сборник стихов « Мечтающие мальчики» и проиллюстрировал их своими цветными литографиями. В том же году он выставил серию картин обнажённых женщин, заслужив нелестный титул «великовозрастного сорванца». «Благовещение» (1912) Оскар Кокошка.

Экспрессионизм в живописи

Неповторимые экспрессионистские образы создал в своём творчестве Оскар Кокошка (1886-1980) — график, скульптор, писатель. Он родился в семье чешского ювелира в Пехларне-на-Дунае, вырос в Вене. В 1908 г. Кокошка заявил о себе как поэт и оригинальный художник: опубликовал сборник стихов « Мечтающие мальчики» и проиллюстрировал их своими цветными литографиями. В том же году он выставил серию картин обнажённых женщин, заслужив нелестный титул «великовозрастного сорванца».

«Благовещение» (1912)

Оскар Кокошка.

Экспрессионизм в живописи Герои Кокошки легко узнаваемы. Мастер придавал особое значение жестам, изображая непропорционально большие руки, с выразительностью которых вполне могут поспорить лица его персонажей (двойной портрет «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат»,1909). После знакомства с Кирхнером стиль художника становится ещё более экспрессивным. В нервной резкой манере написаны его работы библейской серии «Благовещение», « Исход в Египет» и «Распятие (Голгофа)», законченные в 1912 г. В 20-е гг. Кокошка постепенно отошёл от жёсткого экспрессионизма, вернувшись к импрессионисткой красочности («Марсельская гавань», «Шамон и Монблан»). Со временем его роль в художественной культуре становилась всё менее заметной. «Распятие (Голгофа)» (1912)

Экспрессионизм в живописи

Герои Кокошки легко узнаваемы. Мастер придавал особое значение жестам, изображая непропорционально большие руки, с выразительностью которых вполне могут поспорить лица его персонажей (двойной портрет «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат»,1909). После знакомства с Кирхнером стиль художника становится ещё более экспрессивным. В нервной резкой манере написаны его работы библейской серии «Благовещение», « Исход в Египет» и «Распятие (Голгофа)», законченные в 1912 г. В 20-е гг. Кокошка постепенно отошёл от жёсткого экспрессионизма, вернувшись к импрессионисткой красочности («Марсельская гавань», «Шамон и Монблан»). Со временем его роль в художественной культуре становилась всё менее заметной.

«Распятие (Голгофа)» (1912)

Экспрессионизм в живописи Среди тех, кто не смог с безразличием отвернуться от жгучих проблем современности, – Отто Дикс (1819-1969), немецкий художник и график. Дикс родился в Унтермхаусе, под Герой, в семье литейщика. Образование получил в школе прикладных искусств в Дрездене. Главный и самый печальный опыт он приобрёл во время Первой мировой войны, в окопах которой провёл несколько лет. Война стала главной темой его творчества. Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел её ужасы и мерзости, разработав для этого специальную технику – « кромсание на куски»: форма предмета разбивалась на отдельные составные части. «Метрополис» или «Большой город» (триптих; 1927-1928 гг.)

Экспрессионизм в живописи

Среди тех, кто не смог с безразличием отвернуться от жгучих проблем современности, – Отто Дикс (1819-1969), немецкий художник и график. Дикс родился в Унтермхаусе, под Герой, в семье литейщика. Образование получил в школе прикладных искусств в Дрездене. Главный и самый печальный опыт он приобрёл во время Первой мировой войны, в окопах которой провёл несколько лет. Война стала главной темой его творчества. Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел её ужасы и мерзости, разработав для этого специальную технику – « кромсание на куски»: форма предмета разбивалась на отдельные составные части.

«Метрополис» или «Большой город»

(триптих; 1927-1928 гг.)

Экспрессионизм в живописи В 20-е годы художник создал антимилитаристическую графическую серию – триптих «Война» и свою самую известную работу «Полевые окопы», насыщенную негодованием и протестом. Современный город в произведениях этого времени предстаёт у Дикса в отталкивающих образах, вызывающих чувство омерзения («Большой город», триптих). В год прихода Гитлера к власти он создал полотно «Семь смертных грехов» – яркую карикатуру на диктатора, изображённого в виде недоразвитого подростка, оседлавшего старуху-зависть. «Война» (триптих; 1929-1932)

Экспрессионизм в живописи

В 20-е годы художник создал антимилитаристическую графическую серию – триптих «Война» и свою самую известную работу «Полевые окопы», насыщенную негодованием и протестом. Современный город в произведениях этого времени предстаёт у Дикса в отталкивающих образах, вызывающих чувство омерзения («Большой город», триптих). В год прихода Гитлера к власти он создал полотно «Семь смертных грехов» – яркую карикатуру на диктатора, изображённого в виде недоразвитого подростка, оседлавшего старуху-зависть.

«Война» (триптих; 1929-1932)

Экспрессионизм в живописи Жизнь художника в период нацизма была полна неожиданностей: в 1939 г. он побывал под арестом в связи с делом о покушении на Гитлера, а в конце войны оказался во французском плену, где писал портреты Шарля де Голля и иконы. Его лучшие работы, с поразительной точностью и болью передающие смерть, нищету, насилие, стали важнейшим историческим «документом» эпохи двух мировых войн, приговором злу и жестокости XX века. «Семь смертных грехов» (1933)

Экспрессионизм в живописи

Жизнь художника в период нацизма была полна неожиданностей: в 1939 г. он побывал под арестом в связи с делом о покушении на Гитлера, а в конце войны оказался во французском плену, где писал портреты Шарля де Голля и иконы. Его лучшие работы, с поразительной точностью и болью передающие смерть, нищету, насилие, стали важнейшим историческим «документом» эпохи двух мировых войн, приговором злу и жестокости XX века.

«Семь смертных грехов» (1933)

Экспрессионизм в литературе В литературе экспрессионизм зародился позднее, чем в живописи, и выразился, прежде всего, в поэзии. У её истоков стоял австрийский поэт Георг Тракль (1887-1914). За свою недолгую жизнь Тракль написал две небольшие книжки стихов – «Стихотворения» (1913) и «Сны Себастьяна» (1914), проникнутые трагическими мотивами. Подобно художникам-экспрессионистам, поэт не стремился к отражению действительности, его окружающей. «Поэтическая реальность» Тракля сплошь насыщена метафорами, предсказывающими всепожирающую катастрофу человечества в ещё не начавшейся войне.

Экспрессионизм в литературе

В литературе экспрессионизм зародился позднее, чем в живописи, и выразился, прежде всего, в поэзии. У её истоков стоял австрийский поэт Георг Тракль (1887-1914). За свою недолгую жизнь Тракль написал две небольшие книжки стихов – «Стихотворения» (1913) и «Сны Себастьяна» (1914), проникнутые трагическими мотивами. Подобно художникам-экспрессионистам, поэт не стремился к отражению действительности, его окружающей. «Поэтическая реальность» Тракля сплошь насыщена метафорами, предсказывающими всепожирающую катастрофу человечества в ещё не начавшейся войне.

Экспрессионизм в литературе В изображении отталкивающей фантасмагории зла поэзия экспрессионистов порой не знала границ. Огромная Офелия, с крысами, живущими в спутанных волосах, плывущая по реке между домами сгрудившихся городов, – таким увидел мир поэт Георг Гейм (1887-1912). Его считали лидером так называемого «чёрного экспрессионизма», запечатлевшего кошмары капиталистического города начала ХХ века. Поэт погиб рано – утонул в реке, провалившись под лёд, что и было предсказано в одном из его стихотворений.

Экспрессионизм в литературе

В изображении отталкивающей фантасмагории зла поэзия экспрессионистов порой не знала границ. Огромная Офелия, с крысами, живущими в спутанных волосах, плывущая по реке между домами сгрудившихся городов, – таким увидел мир поэт Георг Гейм (1887-1912). Его считали лидером так называемого «чёрного экспрессионизма», запечатлевшего кошмары капиталистического города начала ХХ века. Поэт погиб рано – утонул в реке, провалившись под лёд, что и было предсказано в одном из его стихотворений.

Экспрессионизм в театральной драматургии В конце Первой мировой войны произошёл бурный всплеск экспрессионизма в театральной драматургии. Среди крупных её мастеров – Георг Кайзер (1878-1945), обладавший прекрасным чувством сцены и всегда учитывавший реакцию зрителя на развитие сюжета. К одному из своих сочинений драматург предпослал эпиграф: «Но глубочайшая истина открывается лишь одиночке. И тогда она так огромна, что совершенно бессильна действовать». Пессимизм этих слов, как в зеркале, отражает содержание пьес Кайзера. В одной из них («С утра до полуночи») скромный чиновник-кассир под влиянием минутной слабости похищает крупную сумму денег. Он обретает возможность распоряжаться судьбами, но открывает для себя порочную алчность людей, прикрытую лозунгами о всеобщем братстве.

Экспрессионизм в театральной драматургии

В конце Первой мировой войны произошёл бурный всплеск экспрессионизма в театральной драматургии. Среди крупных её мастеров – Георг Кайзер (1878-1945), обладавший прекрасным чувством сцены и всегда учитывавший реакцию зрителя на развитие сюжета. К одному из своих сочинений драматург предпослал эпиграф: «Но глубочайшая истина открывается лишь одиночке. И тогда она так огромна, что совершенно бессильна действовать». Пессимизм этих слов, как в зеркале, отражает содержание пьес Кайзера. В одной из них («С утра до полуночи») скромный чиновник-кассир под влиянием минутной слабости похищает крупную сумму денег. Он обретает возможность распоряжаться судьбами, но открывает для себя порочную алчность людей, прикрытую лозунгами о всеобщем братстве.

Экспрессионизм в музыкальном искусстве Арнольд Шёнберг (1874-1908) родился в Вене в еврейской семье. Он не получил систематического музыкального образования и долгое время добивался признания. Упорный труд и общение в профессиональной среде сделали из Шёнберга образованного музыканта-теоретика: в 1911 г. Он издал в Вене « Учение о гармони», и эта книга на долгое время стала основным учебным пособием для нескольких поколений музыкантов. Языком экспрессионизма музыка Шёнберга заговорила в монодраме «Ожидание»), написанной на основе прозаического текста австрийской писательницы М. Папенхейм. Само название этого сочинения символично: тема ожидания ужасных событий, которые рано или поздно должны произойти, была одной из главных в искусстве экспрессионизма.

Экспрессионизм в музыкальном искусстве

Арнольд Шёнберг (1874-1908) родился в Вене в еврейской семье. Он не получил систематического музыкального образования и долгое время добивался признания. Упорный труд и общение в профессиональной среде сделали из Шёнберга образованного музыканта-теоретика: в 1911 г. Он издал в Вене « Учение о гармони», и эта книга на долгое время стала основным учебным пособием для нескольких поколений музыкантов. Языком экспрессионизма музыка Шёнберга заговорила в монодраме «Ожидание»), написанной на основе прозаического текста австрийской писательницы М. Папенхейм. Само название этого сочинения символично: тема ожидания ужасных событий, которые рано или поздно должны произойти, была одной из главных в искусстве экспрессионизма.

Экспрессионизм в музыкальном искусстве После Первой мировой войны Шёнберг активно работает над своей новой системой композиторской техники – додекафонией, принёсшей ему мировую известность. Он предложил композиторам полностью отказаться от привычной организации музыки в пользу так называемых серийных композиций. Серия – это сочетание 12 неповторяющихся тонов, откуда и пошло название «додекафония». Изложив серию в начале сочинения, композитор далее с помощью различных приёмов комбинирует эти звуки, не слишком задумываясь о тех «духовных откровениях», к которым ранее стремилось музыкальное искусство. По этой причине система Шёнберга встретила больше противников, нежели сторонников. Система Шёнберга, известная как додекафония

Экспрессионизм в музыкальном искусстве

После Первой мировой войны Шёнберг активно работает над своей новой системой композиторской техники – додекафонией, принёсшей ему мировую известность. Он предложил композиторам полностью отказаться от привычной организации музыки в пользу так называемых серийных композиций. Серия – это сочетание 12 неповторяющихся тонов, откуда и пошло название «додекафония». Изложив серию в начале сочинения, композитор далее с помощью различных приёмов комбинирует эти звуки, не слишком задумываясь о тех «духовных откровениях», к которым ранее стремилось музыкальное искусство. По этой причине система Шёнберга встретила больше противников, нежели сторонников.

Система Шёнберга, известная как додекафония

Экспрессионизм в музыкальном искусстве После прихода к власти германских нацистов Шёнберг эмигрирует во Францию, а затем в США. Среди последних его сочинений наибольший резонанс у слушателей вызвала кантата «Уцелевший из Варшавы» – отклик композитора на уничтожение евреев в варшавском гетто. В музыке звучит протест против насилия и смерти. Само сочинение воспринимается как страстная антивоенная обвинительная речь и приговор нацизму. Кантата написана для мужского хора, оркестра и чтеца. Повествование идёт «от первого лица» – свидетеля событий, случайно избежавшего смерти. В сочинении перемежаются воспоминания-галлюцинации бывшего узника концлагеря с реальными сценами жизни тех страшных лет. Заканчивается музыка молитвой. Это кульминационная вершина кантаты. Страница из двенадцатитоновой паритатуры кантаты «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шёнберга 1947 год

Экспрессионизм в музыкальном искусстве

После прихода к власти германских нацистов Шёнберг эмигрирует во Францию, а затем в США. Среди последних его сочинений наибольший резонанс у слушателей вызвала кантата «Уцелевший из Варшавы» – отклик композитора на уничтожение евреев в варшавском гетто. В музыке звучит протест против насилия и смерти. Само сочинение воспринимается как страстная антивоенная обвинительная речь и приговор нацизму. Кантата написана для мужского хора, оркестра и чтеца. Повествование идёт «от первого лица» – свидетеля событий, случайно избежавшего смерти. В сочинении перемежаются воспоминания-галлюцинации бывшего узника концлагеря с реальными сценами жизни тех страшных лет. Заканчивается музыка молитвой. Это кульминационная вершина кантаты.

Страница из двенадцатитоновой паритатуры кантаты «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шёнберга

1947 год

Экспрессионизм в музыкальном искусстве Последовательным учеником и сторонником идей Шёнберга был Альбан Берг (1885-1935). Ему принадлежат всего 13 опусов сочинений, но среди них немало музыки, вошедшей в золотой фонд мировой художественной культуры: опера «Воццек», Концерт для скрипки с оркестром, Камерный концерт для скрипки, фортепиано и 13 духовых инструментов.

Экспрессионизм в музыкальном искусстве

Последовательным учеником и сторонником идей Шёнберга был Альбан Берг (1885-1935). Ему принадлежат всего 13 опусов сочинений, но среди них немало музыки, вошедшей в золотой фонд мировой художественной культуры: опера «Воццек», Концерт для скрипки с оркестром, Камерный концерт для скрипки, фортепиано и 13 духовых инструментов.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!