экстренная допсихологическая помощь в кризисных ситуациях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 10» города Сарова
2023
Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.
Основные виды кризисов , которые может испытывать человек:
-кризисы развития (возрастные кризисы);
-кризисы утраты и разлуки;
-травматические кризисы
-кризисы отношений и состояния души;
-кризисы смысла жизни;
-морально-этические кризисы.
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.
Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.
Кризис разлуки . С ним дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Пережитый стресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации.
Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым
Травмы: –причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием; –причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
Кризисы насилия – разновидность травматического кризиса, причинённого людьми.
Типы жестокого обращения с ребёнком:
-физическое жестокое обращение;
-сексуальное насилие;
-пренебрежение нуждами ребёнка;
-психологическое насилие.
ПРИЗНАКИ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА
-потеря удовольствия от деятельности, которая раньше приносила удовольствие;
-уклонение от общения и склонность к уединению;
-снижение успеваемости и безразличие к своей успешности;
-изменение сна и/или аппетита;
-состояние «спячки» или, наоборот, сложности с засыпанием, беспокойный сон;;
-появление тремора, тиков;
-вялость;
-расстройства желудочно-кишечного тракта;
-хроническая усталость;
-пониженный фон настроения и повышенная раздражительность;
-физическое недомогание и деструктивное поведение, проявляющееся чаще всего в физической агрессии.
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
агрессивная реакция
истероидная реакция
апатия
страх
тревога
ИСТЕРОИДНАЯ РЕАКЦИЯ
- очень активная энергозатратная поведенческая реакция
- всегда происходит в присутствии «зрителей»
- Обладает свойством заражать окружающих
-фиксация внимания на себе
-принятие позиции «активного слушателя
-сокращение вербальной активности
-простые короткие фразы, обращение по имени
-дыхательные упражнения
-дефицит ресурсов
-возможность восстановиться
АГРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ. ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
- энергозатратная поведенческая реакция
- вербальная и невербальная
- выражение эмоциональной боли
-обозначение словом состояния
-ограничение вербальных реакций
-переключение с поведенческого авпекта на вербальный и на осознание своих эмоций
-включение в продуктивную деятельность
АПАТИЯ
- реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности ребенка
- роль «психологической анеспезии»
-возможность трансляции данной реакции
-варианты самоактивизации
-открытые вопросы в беседе
СТРАХ
- защитная функция
- необходимость вмешательства, когда происходит дезорганизация вербальной и поведенческой активности
- длительность проживания
-исключение ситуации одиночества
-дыхательные упражнения
-простые интеллектуальные действия
-вербализация переживания и обозначение его содержания
-изменение активной позиции страшного объекта в пассивную
ТРЕВОГА
- защитная функция
- необходимость вмешательства, когда происходит дезорганизация вербальной и поведенческой активности
- длительность проживания
-исключение ситуации одиночества
-активация интеллектуальной деятельности и двигательной активности
-вербализация переживания и обозначение его содержания
-нормотипичность страха
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984;
2. Граф С., Граф К. (редакторы-составители). Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом. - М.: ТПИ-Класс, 1999.
3.wsem.ru, https://wsem.ru/publications/krizisnie_situatsii_4028/?ysclid=lfk27cg4ma733357088
4.Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Брест, 1992.
5.Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1993.
6.Захаров А.И. Отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров – М., 1993.
7.Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В. Змановская. – М., 2003.
8.Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. – М., 1987.
9.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М., 2003.
11.Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса / О.С. Попова. – Мн., 2003.
12.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2003.