СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экстренная допсихологическая помощь в кризисных ситуациях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кризисные периоды – это неизбежное явление в жизни каждого ребенка.  Каждый человек может оказаться в экстремальной, кризисной ситуацией, но далеко не все обладают психологическим образованием. Экстренная допсихологическая помощь – это система приемов, которые позволяют людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с кризисом или катастрофой.

Просмотр содержимого документа
«Экстренная допсихологическая помощь в кризисных ситуациях»

  экстренная  допсихологическая помощь в кризисных ситуациях   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 10» города Сарова 2023

экстренная допсихологическая помощь в кризисных ситуациях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 10» города Сарова

2023

Понятие  «кризис»   (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления. Основные виды кризисов , которые может испытывать человек: -кризисы развития (возрастные кризисы); -кризисы утраты и разлуки; -травматические кризисы -кризисы отношений и состояния души; -кризисы смысла жизни; -морально-этические кризисы.

Понятие  «кризис»   (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.

Основные виды кризисов , которые может испытывать человек:

-кризисы развития (возрастные кризисы);

-кризисы утраты и разлуки;

-травматические кризисы

-кризисы отношений и состояния души;

-кризисы смысла жизни;

-морально-этические кризисы.

 Возрастной кризис   – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.  Утрата  – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.   Кризис разлуки .  С ним дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Пережитый стресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации.

Возрастной кризис   – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.

Утрата  – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.

  Кризис разлуки .  С ним дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Пережитый стресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации.

 Травматические кризисы   возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым   Травмы:  –причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;  –причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты). Кризисы насилия – разновидность травматического кризиса, причинённого людьми.  Типы жестокого обращения с ребёнком: -физическое жестокое обращение; -сексуальное насилие; -пренебрежение нуждами ребёнка; -психологическое насилие.

Травматические кризисы   возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым

  Травмы: –причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием; –причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).

Кризисы насилия – разновидность травматического кризиса, причинённого людьми.

Типы жестокого обращения с ребёнком:

-физическое жестокое обращение;

-сексуальное насилие;

-пренебрежение нуждами ребёнка;

-психологическое насилие.

 ПРИЗНАКИ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА    -потеря удовольствия от деятельности, которая раньше приносила удовольствие; -уклонение от общения и склонность к уединению; -снижение успеваемости и безразличие к своей успешности; -изменение сна и/или аппетита; -состояние «спячки» или, наоборот, сложности с засыпанием, беспокойный сон;; -появление тремора, тиков; -вялость; -расстройства желудочно-кишечного тракта; -хроническая усталость; -пониженный фон настроения и повышенная раздражительность; -физическое недомогание и деструктивное поведение, проявляющееся чаще всего в физической агрессии.

ПРИЗНАКИ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА

  -потеря удовольствия от деятельности, которая раньше приносила удовольствие;

-уклонение от общения и склонность к уединению;

-снижение успеваемости и безразличие к своей успешности;

-изменение сна и/или аппетита;

-состояние «спячки» или, наоборот, сложности с засыпанием, беспокойный сон;;

-появление тремора, тиков;

-вялость;

-расстройства желудочно-кишечного тракта;

-хроническая усталость;

-пониженный фон настроения и повышенная раздражительность;

-физическое недомогание и деструктивное поведение, проявляющееся чаще всего в физической агрессии.

 КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ агрессивная реакция истероидная реакция  апатия  страх тревога

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

агрессивная реакция

истероидная реакция

апатия

страх

тревога

 ИСТЕРОИДНАЯ РЕАКЦИЯ очень активная энергозатратная поведенческая реакция всегда происходит в присутствии «зрителей» Обладает свойством заражать окружающих -фиксация внимания на себе -принятие позиции «активного слушателя -сокращение вербальной активности -простые короткие фразы, обращение по имени -дыхательные упражнения -дефицит ресурсов -возможность восстановиться

ИСТЕРОИДНАЯ РЕАКЦИЯ

  • очень активная энергозатратная поведенческая реакция
  • всегда происходит в присутствии «зрителей»
  • Обладает свойством заражать окружающих

-фиксация внимания на себе

-принятие позиции «активного слушателя

-сокращение вербальной активности

-простые короткие фразы, обращение по имени

-дыхательные упражнения

-дефицит ресурсов

-возможность восстановиться

 АГРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ. ГНЕВ, ЗЛОСТЬ энергозатратная поведенческая реакция вербальная и невербальная выражение эмоциональной боли -обозначение словом состояния -ограничение вербальных реакций -переключение с поведенческого авпекта на вербальный и на осознание своих эмоций -включение в продуктивную деятельность

АГРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ. ГНЕВ, ЗЛОСТЬ

  • энергозатратная поведенческая реакция
  • вербальная и невербальная
  • выражение эмоциональной боли

-обозначение словом состояния

-ограничение вербальных реакций

-переключение с поведенческого авпекта на вербальный и на осознание своих эмоций

-включение в продуктивную деятельность

 АПАТИЯ реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности ребенка роль «психологической анеспезии» -возможность трансляции данной реакции -варианты самоактивизации -открытые вопросы в беседе

АПАТИЯ

  • реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности ребенка
  • роль «психологической анеспезии»

-возможность трансляции данной реакции

-варианты самоактивизации

-открытые вопросы в беседе

 СТРАХ защитная функция необходимость вмешательства, когда происходит дезорганизация вербальной и поведенческой активности длительность проживания -исключение ситуации одиночества -дыхательные упражнения -простые интеллектуальные действия -вербализация переживания и обозначение его содержания -изменение активной позиции страшного объекта в пассивную

СТРАХ

  • защитная функция
  • необходимость вмешательства, когда происходит дезорганизация вербальной и поведенческой активности
  • длительность проживания

-исключение ситуации одиночества

-дыхательные упражнения

-простые интеллектуальные действия

-вербализация переживания и обозначение его содержания

-изменение активной позиции страшного объекта в пассивную

 ТРЕВОГА защитная функция необходимость вмешательства, когда происходит дезорганизация вербальной и поведенческой активности длительность проживания -исключение ситуации одиночества -активация интеллектуальной деятельности и двигательной активности -вербализация переживания и обозначение его содержания -нормотипичность страха

ТРЕВОГА

  • защитная функция
  • необходимость вмешательства, когда происходит дезорганизация вербальной и поведенческой активности
  • длительность проживания

-исключение ситуации одиночества

-активация интеллектуальной деятельности и двигательной активности

-вербализация переживания и обозначение его содержания

-нормотипичность страха

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ    1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984; 2. Граф С., Граф К. (редакторы-составители). Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом. - М.: ТПИ-Класс, 1999. 3.wsem.ru,  https://wsem.ru/publications/krizisnie_situatsii_4028/?ysclid=lfk27cg4ma733357088 4.Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Брест, 1992. 5.Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1993. 6.Захаров А.И. Отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров – М., 1993. 7.Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В. Змановская. – М., 2003. 8.Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. – М., 1987. 9.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М., 2003. 11.Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса / О.С. Попова. – Мн., 2003. 12.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2003.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984;

2. Граф С., Граф К. (редакторы-составители). Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом. - М.: ТПИ-Класс, 1999.

3.wsem.ru,  https://wsem.ru/publications/krizisnie_situatsii_4028/?ysclid=lfk27cg4ma733357088

4.Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Брест, 1992.

5.Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1993.

6.Захаров А.И. Отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров – М., 1993.

7.Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В. Змановская. – М., 2003.

8.Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. – М., 1987.

9.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М., 2003.

11.Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса / О.С. Попова. – Мн., 2003.

12.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!