СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал для уч-ся 10 класса химико-биологического профиля

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационный материал разработан для учащихся классов химико-биологического профиля. Включает следующие темы: "Химический состав клетки", "Метаболизм", "Клетка и её органоиды", "Размножение живых организмов", "Систематика живых организмов".

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал для уч-ся 10 класса химико-биологического профиля»

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 10 КЛАССА


Вариант 1

1. Одним из прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции любой био­ло­ги­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся её 

1) изо­ли­ро­ван­ность от дру­гих си­стем

2) от­кры­тость для ве­ществ, энер­гии и ин­фор­ма­ции

3) про­сто­та ор­га­ни­за­ции

4) не­вы­со­кая упо­ря­до­чен­ность


2. Со­глас­но со­вре­мен­ной кле­точ­ной тео­рии все клет­ки про­ис­хо­дят

 1) из зи­го­ты

2) от про­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки

3) из пер­вич­но­го бу­льо­на

4) от дру­гих кле­ток


3. Ка­ко­ва функ­ция глад­кой эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети?

 1) син­тез и транс­порт бел­ков

2) син­тез и мо­ди­фи­ка­ция ли­пи­дов

3) на­коп­ле­ние пи­ще­ва­ри­тель­ных фер­мен­тов

4) окис­ле­ние бел­ков и уг­ле­во­дов


4. Какой из пе­ре­чис­лен­ных про­цес­сов ведёт к об­ра­зо­ва­нию ге­не­ти­че­ски оди­на­ко­вых кле­ток?

 1) диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток

2) сли­я­ние гамет

3) удво­е­ние ор­га­но­и­дов

4) ми­то­ти­че­ское де­ле­ние


5. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов не имеет ста­дии ней­ру­лы в своём он­то­ге­не­зе?

 1) ка­рась

2) лан­цет­ник

3) пла­на­рия

4) че­ло­век


6. В каких от­но­ше­ни­ях со­сто­ят во­до­росль и гриб, об­ра­зу­ю­щие ли­шай­ник?

 1) кон­ку­рен­ция

2) квар­ти­рант­ство

3) сим­би­оз

4) па­ра­зи­тизм


7. К ткани, про­во­дя­щей ми­не­раль­ные ве­ще­ства в рас­те­ни­ях, от­но­сит­ся

 1) кси­ле­ма

2) фло­э­ма

3) кора

4) серд­це­ви­на


8. У мха ку­куш­кин лён спо­ро­фит раз­ви­ва­ет­ся из

 1) споры

2) за­рост­ка

3) зи­го­ты

4) спер­мия


9. Кто из на­зван­ных жи­вот­ных может иметь из­вест­ко­вый ске­лет?

 1) ин­фу­зо­рия

2) амёба обык­но­вен­ная

3) гидра

4) ко­рал­ло­вый полип


10. Си­сте­ма­ти­че­ским при­зна­ком от­ря­да Че­шуй­ча­тые можно счи­тать

 1) два круга кро­во­об­ра­ще­ния

2) на­ли­чие пяти от­де­лов го­лов­но­го мозга

3) трёхка­мер­ное серд­це без ме­жже­лу­доч­ко­вой пе­ре­го­род­ки

4) трёхка­мер­ное серд­це с не­пол­ной ме­жже­лу­доч­ко­вой пе­ре­го­род­кой


11. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о функ­ци­ях бел­ков в клет­ке?

А. Белки вы­пол­ня­ют ос­нов­ную энер­ге­ти­че­скую функ­цию в ор­га­низ­ме.

Б. В бел­ках ре­а­ли­зу­ет­ся на­след­ствен­ная ин­фор­ма­ция ор­га­низ­ма.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


12. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в хло­ро­пла­стах?

 1) глю­ко­за

2) фос­фо­ли­пи­ды

3) хло­ро­филл

4) фер­мен­ты цикла Креб­са

5) цел­лю­ло­за

6) ко­фер­мент А


13. Какие из при­ведённых ниже жи­вот­ных от­но­сят­ся к пер­вич­но­ро­тым?

 1) дож­де­вой червь

2) ми­но­га

3) пчела

4) лан­цет­ник

5) мор­ской ёж

6) без­зу­б­ка


14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром они про­ис­хо­дят.

 

ПРО­ЦЕСС

ОРГАНОИД

А) со­еди­не­ние нук­лео­ти­дов

Б) син­тез белка

В) об­ра­зо­ва­ние ри­бо­сом

Г) транс­порт белка

Д) вклю­че­ние белка в со­став мем­бра­ны

1) ядро

2) ше­ро­хо­ва­тая ЭПС

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния (при­зна­ком) ор­га­низ­ма и цар­ством, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит дан­ный ор­га­низм.

СТРО­Е­НИЕ ОР­ГА­НИЗ­МА

ЦАР­СТВО

А) кле­точ­ная стен­ка со­дер­жит му­ре­ин

Б) кле­точ­ная стен­ка со­дер­жит хитин

В) споры слу­жат для пе­ре­не­се­ния не­бла­го­при­ят­ных усло­вий

Г) споры слу­жат для раз­мно­же­ния

Д) на­след­ствен­ный ап­па­рат со­дер­жит­ся в ядре

Е) на­след­ствен­ный ап­па­рат со­дер­жит­ся в коль­це­вой хро­мо­со­ме

1) Бак­те­рии

2) Грибы

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


16. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность, в ко­то­рой, пред­по­ло­жи­тель­но, воз­ник­ли пе­ре­чис­лен­ные груп­пы рас­те­ний.

 

1) Ри­нио­фи­ты

2) Го­ло­се­мен­ные

3) Па­по­рот­ни­ки

4) Зелёные во­до­рос­ли

5) Мо­хо­об­раз­ные

6) По­кры­то­се­мен­ные


17. Бак­те­рия Thermus aquaticus – тер­мо­филь­ная бак­те­рия, живёт в го­ря­чих ис­точ­ни­ках с прак­ти­че­ски ки­пя­щей водой.

Вы по­се­я­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство бак­те­рий на 5 чашек Петри. Чашки Вы по­ста­ви­ли в 5 раз­ных тер­мо­ста­тов: на +5°С, +20°С, +35°С, +50°С и +65°С. На какой из чашек Вы ожи­да­е­те уви­деть мак­си­маль­ный рост бак­те­рий через одни сутки? Ответ по­яс­ни­те.


18. Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от света. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и тем­пе­ра­ту­ру он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ны­ми. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­вы­ше­нии ин­тен­сив­но­сти света ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с опре­делённой ин­тен­сив­но­сти пе­ре­стаёт расти и вы­хо­дит на плато (см. гра­фик).


19. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Акулы – над­от­ряд хря­ще­вых рыб, об­ла­да­ю­щий сле­ду­ю­щи­ми от­ли­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­стя­ми: удлинённое тело более или менее тор­пе­до­об­раз­ной формы, боль­шой хво­сто­вой плав­ник и хо­ро­шо раз­ви­тые жа­бер­ные крыш­ки.

2. К на­сто­я­ще­му вре­ме­ни из­вест­но более 450 видов акул. 3. Ки­то­вая акула – самая боль­шая из из­вест­ных рыб (её длина до­сти­га­ет 20 мет­ров) и самый круп­ный мор­ской хищ­ник. 4. Пред­ста­ви­те­ли над­от­ря­да ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в морях и оке­а­нах, от по­верх­но­сти до глу­би­ны более 2000 мет­ров. 5. Акулы в ос­нов­ном оби­та­ют в прес­ной воде. 6. Боль­шин­ство акул от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым на­сто­я­щим хищ­ни­кам, но 3 вида – филь­тра­то­ры.


20. Ваш при­я­тель за­бо­лел, у него на­сморк, ка­шель и тем­пе­ра­ту­ра. Мама при­я­те­ля со­бра­лась ку­пить в ап­те­ке ан­ти­био­ти­ки. Как Вы счи­та­е­те, пра­виль­но ли она по­сту­па­ет? Ответ по­яс­ни­те.


21. В ряду от­де­лов выс­ших рас­те­ний в ходе эво­лю­ции всё боль­ше уве­ли­чи­ва­лась не­за­ви­си­мость от воды. Пе­ре­чис­ли­те, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ля­ли сни­жать за­ви­си­мость от воды при пе­ре­хо­де к каж­до­му сле­ду­ю­ще­му от­де­лу. Пе­ре­чис­ли­те не менее четырёх аро­мор­фо­зов.


22. Спо­ро­фит па­по­рот­ни­ка ор­ля­ка имеет 52 хро­мо­со­мы. Сколь­ко хро­мо­сом у него в клет­ках спо­ран­гия, в зре­лых спо­рах и в клет­ках за­рост­ка? Какое де­ле­ние при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию этих кле­ток? Из каких кле­ток они об­ра­зу­ют­ся?



23 Ге­не­ти­че­ский ап­па­рат ви­ру­са пред­став­лен мо­ле­ку­лой РНК, фраг­мент ко­то­рой имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность: ГУ­ГАА­А­ГАУ­ЦА­У­ГЦ­ГУГГ. Опре­де­ли­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность дву­це­поч­ной мо­ле­ку­лы ДНК, ко­то­рая син­те­зи­ру­ет­ся в ре­зуль­та­те об­рат­ной тран­скрип­ции на РНК ви­ру­са. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов в иРНК и ами­но­кис­лот во фраг­мен­те белка ви­ру­са, ко­то­рая за­ко­ди­ро­ва­на в най­ден­ном фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК. Мат­ри­цей для син­те­за иРНК, на ко­то­рой идёт син­тез ви­рус­но­го белка, яв­ля­ет­ся вто­рая цепь дву­це­поч­ной ДНК. Для ре­ше­ния за­да­чи ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.





ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 10 КЛАССА


Вариант 2


1. Какой уро­вень ор­га­ни­за­ции жизни об­ра­зу­ют стада оле­ней в тундре?

1) ор­га­низ­мен­ный

2) био­сфер­ный

3) по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой

4) био­гео­це­но­ти­че­ский


2. Со­глас­но со­вре­мен­ной кле­точ­ной тео­рии наи­мень­шей еди­ни­цей жизни яв­ля­ет­ся

1) клет­ка

2) мо­ле­ку­ла

3) бак­те­рия

4) вирус


3. Ка­ко­ва функ­ция ше­ро­хо­ва­той эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети?

1) син­тез и транс­порт бел­ков

2) син­тез и мо­ди­фи­ка­ция ли­пи­дов

3) на­коп­ле­ние пи­ще­ва­ри­тель­ных фер­мен­тов

4) окис­ле­ние жиров и уг­ле­во­дов


4. Два сле­ду­ю­щих друг за дру­гом де­ле­ния клет­ки, при­во­дя­щих к умень­ше­нию числа хро­мо­сом, про­ис­хо­дят при об­ра­зо­ва­нии

1) ан­те­ри­ди­ев ку­куш­ки­на льна

2) эн­до­спер­ма пше­ни­цы

3) спер­ма­то­зо­и­дов па­по­рот­ни­ка

4) спор мха


5. Из одной клет­ки со­сто­ит

1) хло­рел­ла

2) спи­ро­ги­ра

3) пе­ни­цилл

4) за­ро­сток па­по­рот­ни­ка


6. Какой из при­ведённых ниже пред­ста­ви­те­лей цар­ства гри­бов ведёт па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни?

1) го­лов­ня

2) под­оси­но­вик

3) дрож­жи

4) мукор


7. Какая из пе­ре­чис­лен­ных тка­ней от­ве­ча­ет за под­дер­жа­ние формы дре­вес­ных рас­те­ний?

1) па­рен­хи­ма

2) ме­ри­сте­ма

3) фло­э­ма

4) кси­ле­ма


8. Где на­хо­дит­ся се­мя­за­ча­ток у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний?

1) в пыль­це­вых меш­ках

2) в за­вя­зи пе­сти­ка

3) в ты­чин­ках

4) в эн­до­спер­ме












9. Какой циф­рой обо­зна­че­на(-ы) струк­ту­ра(-ы), от­ве­ча­ю­щая(-ие) за вы­де­ле­ние жид­ких про­дук­тов об­ме­на ве­ществ?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4


 

10. Общим для рыб и лан­цет­ни­ка яв­ля­ет­ся на­ли­чие

1) двух­ка­мер­но­го серд­ца

2) за­мкну­той кро­ве­нос­ной си­сте­мы

3) пяти от­де­лов го­лов­но­го мозга

4) почек



11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эво­лю­ции хор­до­вых?

А. Эво­лю­ция хор­до­вых шла по пути умень­ше­ния за­ви­си­мо­сти от воды.

Б. Теп­ло­кров­ность поз­во­ли­ла хор­до­вым осво­ить до­пол­ни­тель­ные тер­ри­то­рии.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


12. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в ми­то­хон­дри­ях?

1) глю­ко­за

2) фос­фо­ли­пи­ды

3) цел­лю­ло­за

4) фер­мен­ты гли­ко­ли­за

5) фер­мен­ты цикла Креб­са

6) ко­фер­мент А


13. Какие из при­ведённых ниже жи­вот­ных от­но­сят­ся к вто­рич­но­ро­тым?

1) ви­но­град­ная улит­ка

2) мор­ская звез­да

3) ас­ка­ри­да

4) ка­рась

5) че­ло­век

6) дро­зо­фи­ла



14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром они про­ис­хо­дят.

 

ПРОЦЕСС

ОРГАНОИД

А) при­со­еди­не­ние тРНК

Б) транс­порт ли­пи­дов

В) об­ра­зо­ва­ние пеп­тид­ной связи

Г) от­со­еди­не­ние по­ли­пеп­ти­да

Д) при­со­еди­не­ние жир­ной кис­ло­ты к гли­це­ри­ну

1) рибосома

2) глад­кая ЭПС

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния (при­зна­ком) ор­га­низ­ма и цар­ством, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит дан­ный ор­га­низм.

 

ПРИ­ЗНАК ОР­ГА­НИЗ­МА

ЦАР­СТВО

А) кле­точ­ная стен­ка от­сут­ству­ет

Б) за­пас­ное ве­ще­ство – гли­ко­ген

В) га­ме­ты об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за

Г) син­тез АТФ идёт за счёт энер­гии света

Д) за­пас­ное ве­ще­ство – крах­мал

Е) цен­три­о­ли в клет­ках выс­ших форм от­сут­ству­ют

1) Рас­те­ния

2) Жи­вот­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

16. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность, в ко­то­рой, пред­по­ло­жи­тель­но, воз­ник­ли пе­ре­чис­лен­ные клас­сы жи­вот­ных.

 

1) Мно­го­ще­тин­ко­вые коль­че­цы

2) На­се­ко­мые

3) Сар­ко­до­вые

4) Со­саль­щи­ки

5) Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

6) Хря­ще­вые рыбы


17. Бак­те­рия Escherichia coli – сим­бионт че­ло­ве­ка, живёт в его тол­стом ки­шеч­ни­ке.

Вы по­се­я­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство бак­те­рий на 5 чашек Петри. Чашки Вы по­ста­ви­ли в 5 раз­ных тер­мо­ста­тов: на +5°С, +20°С, +35°С, +50°С и +65°С. На какой из чашек Вы ожи­да­е­те уви­деть мак­си­маль­ный рост бак­те­рий через одни сутки? Ответ по­яс­ни­те.


18. Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и ин­тен­сив­ность осве­ще­ния он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ны­ми. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с опре­делённой тем­пе­ра­ту­ры на­чи­на­ет стре­ми­тель­но сни­жать­ся (см. гра­фик).















19. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

 

1. Че­ре­па­хи – один из двух от­ря­дов Пре­смы­ка­ю­щих­ся, ис­ко­па­е­мые остан­ки ко­то­рых про­сле­жи­ва­ют­ся на про­тя­же­нии более 220 мил­ли­о­нов лет. 2. Эти жи­вот­ные рас­про­стра­не­ны в тро­пи­че­ской и уме­рен­ной кли­ма­ти­че­ских зонах почти по всей Земле. 3. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком че­ре­пах яв­ля­ет­ся пан­цирь, ко­то­рый слу­жит им ос­нов­ной за­щи­той от вра­гов. 4. С эко­ло­ги­че­ской точки зре­ния виды че­ре­пах де­лят­ся на мор­ские и на­зем­ные, но на­зем­ные че­ре­па­хи все­гда живут в прес­ной воде. 5. Все виды че­ре­пах ядо­ви­ты. 6. Мно­гие виды че­ре­пах на­хо­дят­ся под угро­зой вы­ми­ра­ния раз­ной сте­пе­ни и охра­ня­ют­ся.


20. У Ва­ше­го род­ствен­ни­ка по­яви­лись стран­ные вы­сы­па­ния на коже. Ваша ба­буш­ка утвер­жда­ет, что это про­сто вос­па­ле­ние от грязи и со­ве­ту­ет по­ма­зать кожу мазью, со­дер­жа­щем ан­ти­био­тик. Как Вы счи­та­е­те, пра­виль­ный ли совет она дала? Ответ по­яс­ни­те.


21.  У по­зво­ноч­ных жи­вот­ных в связи с вы­хо­дом на сушу воз­ник­ла эво­лю­ци­он­ная не­об­хо­ди­мость в кар­ди­наль­ной пе­ре­стро­йке систем органов.. Пе­ре­чис­ли­те, какие изменения в стро­е­нии позвоночных животных произошли во внешнем и внутреннем строении? Пе­ре­чис­ли­те не менее четырёх изменений.


22.  У по­ле­вой мыши 40 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом у самца мыши в спер­ма­то­го­ни­ях, с ко­то­рых на­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние спер­ма­то­зо­и­дов, в зре­лых спер­ма­то­зо­и­дах и в клет­ках за­ро­ды­ша? Какое де­ле­ние при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию этих кле­ток? Из каких кле­ток они об­ра­зу­ют­ся?


23. Фраг­мент цепи ДНК имеет по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов ТТ­ТА­ГЦТГТЦГ­ГА­АГ. В ре­зуль­та­те про­изо­шед­шей му­та­ции в тре­тьем три­пле­те тре­тий нук­лео­тид заменён на нук­лео­тид А. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на и-РНК по ис­ход­но­му фраг­мен­ту цепи ДНК и изменённому. Объ­яс­ни­те, что про­изойдёт с фраг­мен­том мо­ле­ку­лы белка и его свой­ства­ми после воз­ник­шей му­та­ции ДНК. Для ре­ше­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.



Ответы 1-й части

1вариант

1.2

2.4

3.2

4.4

5.3

6.3

7.1

8.3

9.4

10.4

11.2

12. 123

13. 136

14. 12122

15. 121221

16. 415326



2 вариант

1.3

2.1

3.1

4.4

5.1

6.1

7.4

8.2

9.1

10.2

11.3

12. 256

13. 245

14. 12112

15. 222111

16. 341625







КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

№№ 1 – 11 (1 БАЛЛ)

№№ 12 – 16 (2 БАЛЛА)

№№ 17,18,20 – 2 БАЛЛА

№№19,21,22,23 – 3 БАЛЛА

ИТОГО: 39 БАЛЛОВ МАКСИМАЛЬНО

15-21 БАЛЛОВ – «3»

22-28 БАЛЛА – «4»

29-39 БАЛЛОВ – «5»





ОТВЕТЫ. ЧАСТЬ 2.

1 вариант

17. 1. Максимальный рост бактерий в чашке с температурой +65.

2.Эта температура наиболее приближена к биологическому оптимуму

термофильных бактерий. (2балла)

18. 1. Во время световой фазы фотосинтеза в хлоропластах происходит синтез молекул АТФ, энергия которых затем используется в темновой фазе на синтез молекул глюкозы из СО2.

2. Скорость любой химической реакции имеет ограничение, связанное со скоростью работы ферментов. (2 балла)

19. 1. Акулы, как и все хрящевые рыбы, не имеют жаберных крышек. 3. Китовая акула – фильтратор, она не хищник. 5. Акулы обитают в солёной морской воде. (3 балла)

20. 1. Заболевание может быть вызвано вирусом, приём антибиотиков ничем не поможет. 2. Необходимо прежде всего сдать анализы, чтобы выявить точный диагноз и начать правильное лечение. (2 балла)

21. 1. Отдел Моховидные – появление стебля, листьев, тканей; само растение гаметофит, что делает невозможным оплодотворение без наличия воды.

2. Отдел Папоротниковидные – появление корней и редукция гаметофита до заростка. 3. Отдел Голосеменные – редукция гаметофита до семязачатка и пыльцевого зерна, независимость оплодотворения от наличия воды, появление семени с запасом питательных веществ и защитной оболочкой.

4. Отдел Цветковые – защита гаметофита завязью пестика, семян – стенками плода, максимальная дифференциация тканей. (3 балла)

22. 1. В клетках спорангия 52 хромосомы, образуются из диплоидных клеток растения митозом. 2. В зрелых спорах – 26 хромосом, образуются мейозом из клеток спорангия. 3. В клетках заростка 26 хромосом, образуются митозом при прорастании споры. (3 балла)

23. 1. Молекула ДНК : ЦАЦ-ТТТ-ЦТА-ГТА-ЦГЦ-АЦЦ

ГТГ-ААА-ГАТ-ЦАТ-ГЦГ-ТГГ

2. Молекула и-РНК: ЦАЦ-УУУ-ЦУА-ГУА-ЦГЦ-АЦЦ

3. п/п цепь: гис-фен-лей-вал-арг-тре (3 балла)








2 вариант

17. Максимальный рост бактерий в чашке с температурой +35.

2.Эта температура наиболее приближена к биологическому оптимуму

кишечной палочки. (2балла)

18. 1. До момента достижения оптимальных параметров температуры скорость фотосинтеза будет повышаться.

2. Но с определённой температуры скорость будет снижаться, т.к. при высокой температуре начинается денатурация белка, а все ферменты – белки. (2 балла)

19. 1. Черепахи – один из четырёх отрядов Пресмыкающихся. 4. С экологической точки зрения наземные черепахи могут обитать как в пресной воде, так и исключительно на суше. 5. Черепахи не ядовиты. (3 балла)

20. 1. Высыпания на коже могут быть вызваны разными причинами: инфенционными возбудителями или аллергией. 2. Необходимо прежде всего сдать анализы, чтобы выявить точный диагноз и начать правильное лечение. (2 балла)

21. 1. Появление защитных приспособлений от высыхания в наземно-воздушной среде. 2. Появление парных конечностей рычагового типа для передвижения по суше. 3. Орнаны дыхания – лёгкие сделали возможным осуществление газообмена в наземно-воздушной среде. 4. Усложнение позвоночника, его дифференцировка на отделы – шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой, появление грудной клетки. 5. Появление второго круга кровообращения. (3 балла)

22. 1. В клетках сперматогониев мыши 40 хромосомы, образуются из диплоидных клеток семенников митозом. 2. В зрелых сперматозоидах – 20 хромосом, образуются мейозом из диплоидных сперматоцитах 1-го и гаплоидных сперматоцитах 2-го порядка. 3. В клетках зародыша 40 хромосом, образуются митозом при делении зиготы. (3 балла)

23. 1. Молекула ДНК : ТТТ-АГЦ-ТГТ-ЦГГ-ААГ

2. Молекула и-РНК: ААА-УЦГ-АЦА-ГЦЦ-УУЦ

3. п/п цепь: ЛИЗ-СЕР-ТРЕ-АЛА-ФЕН


Т.к. мутация затрагивает третий нуклеотид в кодоне, то благодаря избыточности генетического кода, она никаким образом не отразится на первичной структуре п/п цепи. (3 балла)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!