СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал для переводного экзамена по информатике (ФГОС) для 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационная работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 17 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 5 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов.

Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности. Задание этой части подразумевает практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения задания является отдельный файл. 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка
к экзаменационным материалам
для переводного экзамена по информатике
(Итоговый годовой тест за курс 8 класса).

Экзаменационная работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 17 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 5 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов.

Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности. Задание этой части подразумевает практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения задания является отдельный файл.

Задание части 2 направлено на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой форме, а также на умение реализовать сложный алгоритм для формального исполнителя.

Задания части 1 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается. Задания части 2 выполняются экзаменуемыми на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые обучающимся программы.

Задание 18 (на составление алгоритма) предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir), или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания 18 записывается в простом текстовом редакторе.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 19

Тип заданий

Часть 1

17

17

89

С кратким ответом

Часть 2

1

2

11

С развернутым ответом

Итого

18

19

100



На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). После выполнения заданий части 1 экзаменуемый сдает бланк для записи ответов и переходит к выполнению задания части 2.

Время, отводимое на выполнение заданий части 1, не ограничивается, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут). На выполнение задания части 2 рекомендуется отводить 45 минут.

Выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 17.

Выполнение задания части 2 оценивается от 0 до 2 баллов.

Ответы на задание части 2 проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев). Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов 19.

Таблица перевода баллов в оценку:

баллы

оценка

0-9

2

10-13

3

14-16

4

17-19

5


Просмотр содержимого документа
«вариант 1»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание, которое необходимо выполнить на компьютере. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа (120 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение задания части 2 - 45 минут. При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой. Ответы к заданиям 1–5 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответы к заданиям 6–17 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 1 задание (18). Результатом выполнения этого задания является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!

ВАРИАНТ №1

Часть 1

Ответом к заданиям 1–5 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.


А1

Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 40 символов. Определите информационный объём статьи в кодировке Windows-1251, в которой каждый символ кодируется 8 битами.

    1)  400 байт

    2)  2Кбайт

    3)  200 байт

    4)  20 Кбайт



А2

В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.

    1)  D:\Январь\Вьюга.doc

    2)  D:\2013\Зима\Вьюга.doc

    3)  D:\2013\Январь\Вьюга.doc

    4)  D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc



А3

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

A

B

C

D

E

F

A

 

3

4

 

 

15

B

3

 

2

 

 

 

C

4

2

 

1

 

 

D

 

 

1

 

2

6

E

 

 

 

2

 

2

F

15

 

 

6

2

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.

     1)  7

    2)  9

    3)  11

    4)  15



А4

Для какого из приведённых слов истинно высказывание:

(Первая буква гласная) И НЕ(Последняя буква согласная)?

    1)  слива

    2)  яблоко

    3)  банан

    4)  ананас




А5

Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы:

 

A

B

C

D

1

4

6

3

2

2

 

=B1/C1

=C1*D1

=A1–D1

Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:

    1)  =A1+C1

    2)  =A1–1

    3)  =(B1+D1)/2

    4)  =B1–A1






Ответами к заданиям 6–17 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



А6

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

 






А7

 В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.

Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 4

b := 15

a := b-a*3

b := 24/a*4

В ответе укажите одно целое число – значение переменной b.



А8

Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

алг

нач

цел  s, k

s := 0

 нц для k от 6 до 12

  s := s + 5

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR k = 6 TO 12

s = s + 5

NEXT k

PRINT s

 

Var s,k: integer;

Begin

 s := 0;

 for k := 6 to 12 do

   s := s + 5;

 writeln(s);

End.

 




А9

 

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов:

- если она нечётна, то из середины цепочки символов удаляется символ;

- если чётна, то в начало цепочки добавляется буква Р
В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на ББ – на В и т. д., а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма.

Например, если исходной была цепочка АВС, то результатом работы алгоритма будет цепочка БТ, а если исходной была цепочка КЦ, то результатом работы алгоритма будет цепочка СЛЧ.


Дана цепочка символов ЛАЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?

Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ


А10

 

Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.

А

1

Й

11

У

21

Э

31

Б

2

К

12

Ф

22

Ю

32

В

3

Л

13

Х

23

Я

33

Г

4

М

14

Ц

24

 

 

Д

5

Н

15

Ч

25

 

 

Е

6

О

16

Ш

26

 

 

Ё

7

П

17

Щ

27

 

 

Ж

8

Р

18

Ъ

28

 

 

З

9

С

19

Ы

29

 

 

И

10

Т

20

Ь

30

 

 

Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может –– «ЭЛЯ», а может –– «ВААВВВ».

Даны четыре шифровки:

6543210

1210530

2033410

2102030

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа.




А11

У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

1. умножь на 4

2. вычти 1

Первая из них увеличивает число на экране в 4 раза, вторая уменьшает его на 1.

Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 39, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11221  это алгоритм:

умножь на 4

умножь на 4

вычти 1

вычти 1

умножь на 4,

который преобразует число 1 в 56.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.



А12

Переведите число 120 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?

В ответе укажите одно число – количество единиц.









А13

Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования».

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Махачкала

скорый

39.25

Павелецкий

Махачкала

скорый

53.53

Курский

Мурманск

скорый

35.32

Ленинградский

Мурманск

скорый

32.50

Ленинградский

Мурманск

пассажирский

37.52

Ленинградский

Мурманск

пассажирский

37.16

Ленинградский

Назрань

пассажирский

40.23

Павелецкий

Нальчик

скорый

34.55

Казанский

Нерюнгри

скорый

125.41

Казанский

Нерюнгри

скорый

125.41

Павелецкий

Нижневартовск

скорый

52.33

Казанский

Нижний Тагил

фирменный

31.36

Ярославский

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Категория поезда = «скорый») И (Время в пути ?

В ответе укажите одно число – искомое количество записей.



А14

Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в Кбайт.

В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.





А15

Доступ к файлу https.txt, находящемуся на сервере smile.ru, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


  

А)  https:

Б)  /

В)  smile

Г)  https.

Д)  .ru

Е)  txt

Ж)  //




А16

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» – «&».

Код

Запрос

А

Биатлон & Хоккей

Б

Биатлон | Хоккей | Слалом

В

Биатлон & Хоккей & Слалом

Г

Биатлон | Слалом




А17

Даны два фрагмента текста из произведения К. Паустовского «Заячьи лапы». В обоих фрагментах используется шрифт одного и того же семейства (гарнитуры).



Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 124.



    1)  Начертание шрифта (прямое, курсивное)

    2)  Насыщенность шрифта (обычный, полужирный)

    3)  Размер шрифта

    4)  Выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)



Часть 2

Задания этой части (18) выполняется на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.


В1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх

вниз

влево

вправо

 При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения через стену, то он разрушится.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

 Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим

следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд -приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий,

применяя логические связки иилине, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл

«пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

 

Выполните задание.

На бесконечном поле имеются четыре стены, расположенные в форме прямоугольника. Длины вертикальных и горизонтальных стен неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной в левом верхнем углу прямоугольника.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

   

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные с внутренней стороны правой и нижней стен. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

 

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.




Просмотр содержимого документа
«вариант 2»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание, которое необходимо выполнить на компьютере. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа (120 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение задания части 2 - 45 минут. При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой. Ответы к заданиям 1–5 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответы к заданиям 6–17 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 1 задание (18). Результатом выполнения этого задания является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!

ВАРИАНТ №2

Часть 1

Ответом к заданиям 1–5 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.


А1

Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 25 символов. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.

    1)  25 Кбайт

    2)  20 Кбайт

    3)  400 байт

    4)  200 байт




А2

В некотором каталоге хранился файл Хризантема.doc, имевший полное имя D:\2013\Осень\Хризантема.doc. В этом каталоге создали подкаталог Ноябрь и файл Хризантема.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.

    1)  D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc

    2)  D:\2013\Осень\Хризантема.doc

    3)  D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc

    4)  D:\Ноябрь\Хризантема.doc



А3

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

A

B

C

D

E

F

A

 

1

5

 

 

15

B

1

 

2

 

 

 

C

5

2

 

1

 

 

D

 

 

1

 

2

6

E

 

 

 

2

 

1

F

15

 

 

6

1

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.

    1)  7

    2)  9

    3)  11

    4)  15



А4

Для какого из приведённых имён истинно высказывание:

НЕ (первая буква согласная) И (количество букв

    1)  Тит

    2)  Иван

    3)  Семён

    4)  Игорь





А5

Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы:

 

A

B

C

D

1

3

2

6

2

2

=C1/A1

=B1+D1

=B1/2

 

Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:


    1)  =A1+2

    2)  =A1–D1

    3)  =С1/D1

    4)  =A1+D1





Ответами к заданиям 6–17 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



А6

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?





А7

 В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.

Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3

b := 11

a := b-a*2

b := 50/a*4

В ответе укажите одно целое число – значение переменной b.



А8

Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

алг

нач

цел  s, k

s := 0

 нц для k от 4 до 10

  s := s + 11

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR k = 4 TO 10

s = s + 11

NEXT k

PRINT s

 

Var s,k: integer;

Begin

 s := 0;

 for k := 4 to 10 do

   s := s + 11;

 writeln(s);

End.

 




А9

 

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов:

- если она чётна, то удаляется правый символ цепочки;

- если нечётна, то в начало цепочки добавляется буква Б.

В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на ББ – на В и т.д., а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма.

Например, если исходной была цепочка АВС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ВБГТ, а если исходной была цепочка КРОТ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСП.


Дана цепочка символов СТОП. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?

Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ


А10

 

Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.

А

1

Й

11

У

21

Э

31

Б

2

К

12

Ф

22

Ю

32

В

3

Л

13

Х

23

Я

33

Г

4

М

14

Ц

24

 

 

Д

5

Н

15

Ч

25

 

 

Е

6

О

16

Ш

26

 

 

Ё

7

П

17

Щ

27

 

 

Ж

8

Р

18

Ъ

28

 

 

З

9

С

19

Ы

29

 

 

И

10

Т

20

Ь

30

 

 

Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может – «ЭЛЯ», а может – «ВААВВВ».

Даны четыре шифровки:

26910

13131

36910

65432

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа.




А11

У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

1. умножь на 3

2. прибавь 1

Первая из них увеличивает число на экране в 3 раза, вторая увеличивает его на 2.

Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 25, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11221  это алгоритм:

умножь на 3

умножь на 3

прибавь 1

прибавь 1

умножь на 3,

который преобразует число 1 в 33.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.







А12

Переведите число 140 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?

В ответе укажите одно число – количество единиц.









А13

Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования».

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Балаково

скорый

20.22

Павелецкий

Бийск

скорый

61.11

Казанский

Бишкек

скорый

121.20

Казанский

Благовещенск

пассажирский

142.06

Ярославский

Брест

скорый

14.19

Белорусский

Валуйки

фирменный

14.57

Курский

Варна

скорый

47.54

Киевский

Волгоград

скорый

18.50

Павелецкий

Волгоград

скорый

24.50

Курский

Воркута

скорый

40.31

Ярославский

Воркута

пассажирский

48.19

Ярославский

Гродно

скорый

16.34

Белорусский

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Категория поезда = «скорый») И (Время в пути 40.00)?

В ответе укажите одно число – искомое количество записей.




А14

Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 64000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в килобайтах.

В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.





А15



  

Доступ к файлу hi.gif, находящемуся на сервере past.ru, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


 А)  ru

Б)  ://

В)  past.

Г)  .gif

Д)  https

Е)  hi

Ж)  /




А16

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» – «&».

Код

Запрос

А

Есенин & Фет

Б

(Есенин & Фет) | Тютчев

В

Есенин & Фет & Тютчев

Г

Есенин | Фет | Тютчев




А17

Даны два фрагмента текста из произведения Александра Грина «Алые паруса». В обоих фрагментах используется шрифт одного и того же семейства (гарнитуры).

Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 124.

    1)  Начертание шрифта (прямое, курсивное)

    2)  Отступ первой строки

    3)  Межстрочный интервал

    4)  Выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)















Часть 2

Задания этой части (18) выполняется на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.


В1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки иилине, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока  условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется стена, состоящая из трёх последовательных отрезков: вправо, вниз, влево. Все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной в нижнем углу, который образуется вторым и третьим отрезком.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стены и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).



Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные ниже третьего отрезка. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).



Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.





Просмотр содержимого документа
«демонстрационный вариант»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание, которое необходимо выполнить на компьютере. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа (120 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение задания части 2 - 45 минут. При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой. Ответы к заданиям 1–5 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответы к заданиям 6–17 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 1 задание (18). Результатом выполнения этого задания является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!


Часть 1

Ответом к заданиям 1–5 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.


А1

Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 20 символов. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.


    1)  320 байт

    2)  160 байт

    3)  20 Кбайт

    4)  16 Кбайт


А2

В некотором каталоге хранился файл Ландыш.doc. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.doc переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc. Укажите полное имя этого файла до перемещения.

    1)  D:\2013\Ландыш.doc

    2)  D:\2013\Весна\Ландыш.doc

    3)  D:\2013\Май\Ландыш.doc

    4)  D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc



А3

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

A

B

C

D

E

F

A

 

3

5

 

 

15

B

3

 

 

4

 

 

C

5

 

 

1

 

 

D

 

4

1

 

2

6

E

 

 

 

2

 

1

F

15

 

 

6

1

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.


    1)  9

    2)  11

    3)  13

    4)  15


А4

Для ка­ко­го из дан­ных слов ис­тин­но вы­ска­зы­ва­ние:

НЕ (оканчивается на мягкий знак) И (количество букв чётное)?



1) сен­тябрь

2) ав­густ

3) де­кабрь

4) май


А5

Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы:

 

A

B

C

D

1

1

3

2

4

2

 

=A1+B1

=D1/C1

=B1+A1

Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:

    1)  =A1+2

    2)  =D1–A1

    3)  =C1/A1

    4)  =A1+D1






Ответами к заданиям 6–17 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



А6

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?





А7

 В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.

Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 2

b := 5

b := 6+a*b

a := b/4*a

В ответе укажите одно целое число – значение переменной а.



А8

Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

алг

нач

цел  s, k

s := 7

 нц для k от 2 до 8

  s := s + 7

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 7

FOR k = 2 TO 8

s = s + 7

NEXT k

PRINT s

 

Var s,k: integer;

Begin

 s := 7;

 for k := 2 to 8 do

   s := s + 7;

 writeln(s);

End.

 




А9

 

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов:

- если она чётна, то удаляется правый символ цепочки;

- если нечётна, то в начало цепочки добавляется буква Б.

В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на ББ – на В и т. д., а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма.

Например, если исходной была цепочка АВС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ВБГТ, а если исходной была цепочка КРОТ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСП.


Дана цепочка символов МЕРА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?

Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ


А10

 

Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.

А

1

Й

11

У

21

Э

31

Б

2

К

12

Ф

22

Ю

32

В

3

Л

13

Х

23

Я

33

Г

4

М

14

Ц

24

 

 

Д

5

Н

15

Ч

25

 

 

Е

6

О

16

Ш

26

 

 

Ё

7

П

17

Щ

27

 

 

Ж

8

Р

18

Ъ

28

 

 

З

9

С

19

Ы

29

 

 

И

10

Т

20

Ь

30

 

 

Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может – «ЭЛЯ», а может – «ВААВВВ».

Даны четыре шифровки:

92610

36910

13131

23456

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа.




А11

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат

2. вычти 1

Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая уменьшает его на 1.

Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 62, содержащий не более 
5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 21221  это алгоритм:

вычти 1

возведи в квадрат

вычти 1

вычти 1

возведи в квадрат,

который преобразует число 4 в 49.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.



А12

Переведите число 142 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?

В ответе укажите одно число – количество единиц.









А13

Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования».

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Грозный

пассажирский

43.08

Казанский

Димитровград

скорый

18.22

Казанский

Донецк

фирменный

17.26

Курский

Душанбе

пассажирский

78.17

Казанский

Екатеринбург

скорый

28.55

Ярославский

Екатеринбург

скорый

25.21

Казанский

Земетчино

пассажирский

34.57

Казанский

Ивано-Франковск

скорый

51.57

Киевский

Ижевск

фирменный

16.55

Казанский

Ижевск

скорый

16.55

Казанский

Камышин

пассажирский

24.47

Павелецкий

Киев

фирменный

13.40

Киевский

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Категория поезда = «пассажирский») И (Время в пути 30.00)?

В ответе укажите одно число – искомое количество записей.



А14

Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 5 секунд. Определите размер файла в килобайтах.

В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.





А15

Доступ к файлу http.doc, находящемуся на сервере letter.net, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


  

А)  http.

Б)  http:

В)  doc

Г)  /

Д)  letter

Е)  //

Ж)  .net





А16

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» – «&».

Код

Запрос

А

Война & Мир

Б

Война | (Мир & Толстой)

В

Война | Мир | Толстой

Г

Война & Мир & Толстой




А17

Даны два фрагмента текста из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». В обоих фрагментах используется шрифт одного и того же семейства (гарнитуры).



Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 124.



   1)  Межстрочный интервал

    2)  Насыщенность шрифта (обычный, полужирный)

    3)  Начертание шрифта (прямое, курсивное)

    4)  Выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)




Часть 2

Задания этой части (18) выполняется на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.


В1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки иилине, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока  условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.

На бесконечном поле имеются 4 стены, расположенные в форме прямоугольника. Длины вертикальных и горизонтальных стен неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной в левом верхнем углу прямоугольника.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р») .

 

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные с внутренней стороны верхней и нижней стен. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

 

Конечное расположение Робота может быть произвольным.

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.





Просмотр содержимого документа
«критерии оценки и ответы»

Критерии оценки.

Выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 17.

Выполнение задания части 2 оценивается от 0 до 2 баллов.

Ответы на задание части 2 проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев). Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов 19.

Таблица перевода баллов в оценку:

баллы

оценка

0-9

2

10-13

3

14-16

4

17-19

5


Вопрос

Вариант 1

Вариант 2

Вариант (демонстрационный)

А1

4

1

3

А2

4

3

2

А3

2

1

1

А4

2

2

2

А5

4

2

3

А6

6

7

6

А7

32

40

8

А8

35

77

56

А9

СНЛ

ВУФР

ВОЖТ

А10

БИТЬ

ВЕЗИ

ВЕЗИ

А11

12212

12212

12122

А12

4

3

4

А13

6

4

3

А14

500

125

625

А15

АЖВДБГЕ

ДБВАЖЕГ

БЕДЖГАВ

А16

БГАВ

ГБАВ

ВБАГ

А17

13

13

24

В1

возможны и другие варианты решения

нц пока справа свободно

вправо

кц

нц пока снизу свободно

закрасить

вниз

кц

нц пока слева свободно

закрасить

влево

кц

закрасить

нц пока не (снизу свободно)

влево

кц

вниз

вправо

нц пока не (сверху свободно)

закрасить

вправо

кц

нц пока справа свободно

закрасить

вправо

кц

закрасить

нц пока снизу свободно

вниз

кц

нц пока слева свободно

закрасить

влево

кц

закрасить



Просмотр содержимого документа
«Бланк ответов»

Бланк ответов №1 по информатике

Фамилия

Имя

Класс

Вариант







задания

Ответ

А1


















А2


















А3


















А4


















А5


















А6


















А7


















А8


















А9


















А10


















А11


















А12


















А13


















А14


















А15


















А16


















А17


















Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом


























































































































Бланк ответов №2 по информатике

В1












































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!