СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОДБ. 08 Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по ОБД.8 Биология разработан на основании нормативных документов:

  • ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1 312)
  • Рабочая программа   учебной дисциплины  Биология 

Положение  о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов НПО/СПО ГБПОУ  «Верещагинский многопрофильный техникум

Просмотр содержимого документа
«ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОДБ. 08 Биология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


ОДОБРЕНО

на заседании методической цикловой комиссии

преподавателей общеобразовательных (естественно-научных) дисциплин профессионального обучения

Протокол №1, дата «30» августа 2016 г.

Председатель комиссии ________/Дорофеева М.В..


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

______________________________ Л.П.Морозова


«31»августа 2016г.








ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОДБ. 08 Биология





программы подготовки специалистов среднего звена:

19.02.10 Технология продукции общественного питания













Верещагино

2016

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО

  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания.





программы учебной дисциплины Биология

Организация-разработчик:



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верещагинский многопрофильный техникум»





Составитель:

Романова Елена Ивановна, преподаватель химии ГБПОУ «ВМТ»


I. Общие положения

1. Пояснительная записка

1.1 Нормативная база

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по ОБД.8 Биология разработан на основании нормативных документов:

  • ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1 312)

  • Рабочая программа учебной дисциплины Биология

    • Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов НПО/СПО ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум»



1.2 Общие положения

Экзамен по биологии проводится за счет времени, выделяемого ФГОС НПО/СПО на промежуточную аттестацию.

Содержание экзаменационных материалов отвечает требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и зафиксированным в примерной программе учебной дисциплины «Биология» для профессий НПО и специальностей СПО (рекомендована департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.).

Экзамен по биологии проводится с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий.

II. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

2.1 Область применения

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОБД.8 Биология а в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

19.02.10 Техноллогия продукции общественного питания





2.2. 2.Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки

Таблица№1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ через умения, знания и личностные качества



Код компетенции

Компетенции

Результат освоения

Общие компетенции

ОК 2.



Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Л1 сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;



Л2 понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;



Л3 способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;





Л5 способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;



Л6 готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Л7 обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;



Л8 способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

М1 осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

М5 умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;



М6 способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;



М7 способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;



П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;






ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Л5 способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;



Л6 готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;



Л8 способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;



Л9 готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;



М3 способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

М6 способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;



П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;





П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.


Л3 способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

Л4 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя-тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

Л8 способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

М1 осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;



М2 повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

М4 способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

М5 умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;





М8 способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Л1 сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;



Л2 понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;



Л3 способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

Л4 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя-тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

Л5 способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

М1 осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;



М2 повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

М3 способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;



М4 способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

М5 умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

М6 способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

М7 способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;





М8 способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.




ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Л1 сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;



Л2 понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;



Л3 способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

Л4 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя-тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

Л5 способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

М1 осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;



М2 повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

М3 способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;



М4 способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

М5 умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

М6 способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

М7 способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;





М8 способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.






КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

через характеристику основных видов деятельности

Таблица №2

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Результаты освоения содержания

личностные

метапредметные

предметные

Тема 2.

Учение о клетке

  • Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

  • Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

  • Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  • Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

  • Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

  • Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

  • Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

  • Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

Формируются

Формируются

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;




Тема 3.

Учение об организме. Основы генетики и селекции

  • Овладение знаниями о размножении как о важней-

  • шем свойстве живых организмов.

  • Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

  • Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

  • Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.

  • Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира.

  • Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

  • Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека.

  • Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

  • Получение представления о связи генетики и медицины.

  • Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

  • Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

  • Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

  • Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

  • Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым.

  • Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

  • Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

  • Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.



П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


Тема 4.

Учение о видах

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

  • Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

  • Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

  • Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

  • Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

  • Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

  • Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.

  • Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

  • Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. причины вымирания видов.

  • Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

  • Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

  • Выявление этапов эволюции человека.

  • Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

  • Развитие толерантности, критика расизма во всех проявлениях .



П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Тема 5.

Основы экологи.Бионика.

  • Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

  • Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

  • Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

  • Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

  • Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

  • Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

  • Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

  • Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

  • Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

  • Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

  • Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах.

  • Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

  • Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

  • Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

  • Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач.

  • Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

  • Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране.

  • Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве.




П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Тема 6.

Повторение и обобщение знаний

  • Проведение самостоятельного поиска биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

  • Использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах.

  • Установка зависимости между качественной и количественной сторонами биологических объектов и процессов.

  • Решение расчетных задач по темам «Генетика» и Основы экологии».






П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.







2.3 Содержание и структура экзаменационной работы

Письменная экзаменационная работа по учебной дисциплине ОБД.8 Биология состоит из 3-х частей: обязательной и дополнительной двух уравней сложности.

В обязательную часть включаются задания минимально обязательного уровня, в дополнительную часть – более сложные.

В обязательную часть работы включены задания базового уровня по всем основным разделам требований ФГОС – общей биологии.

При выполнении заданий обязательной части обучающиеся должны продемонстрировать базовую биологическую компетентность. Задания этой группы проверяют базовые логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную в схемах и таблицах, владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой, владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений, выявление и оценка антропогенных изменений в природе, умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи.

Обязательная часть содержит 17 заданий (А1–А17).

К каждому типу заданий прилагается инструкция по форме представления ответа.

Дополнительная часть направлена на проверку владения материалом на повышенном уровне и умение решать биологические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма. Эта часть подразделяется на уровни сложности: средний и повышенный. Средний уровень дополнительной части содержит три задания (B1–B3), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Повышенный уровень содержит три задания предусматривающие творческие ответы или решение сложных задач из различных разделов курса общей биологии (С1-С3) .

При выполнении заданий повышенного уровня необходимо представить описание хода решения задачи или дать развернутый ответ. Возможны различные способы решения в записи развернутого ответа. Главное требование – решение должно быть биологически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы. При этом оценивается продвижение обучающегося в решении задачи, а не недочеты по сравнению с «эталонным» решением. При решении задачи можно использовать любые биологические факты без доказательств и ссылок, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 3.



Таблица 3



Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

Часть 1 (обязательная)

17

17

С выбором ответа

Часть 2 (дополнительная)

3

6

С кратким ответом

3

12

С развёрнутым ответом

Итого

23

35




При подборе контрольных заданий для проведения экзамена использован перечень элементов содержания по биологии.

Предлагаемый перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового/профильного уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164 от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427).





Проверяемые элементы содержания



Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля


Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые ОК, У З

Форма контроля

Проверяемые ОК, УЗ.

Форма контроля

Проверяемые О К,

У З

Тема 1.

Биология как наука. Методы научного познания

Устный опрос


У1, У3,У5,У6, У7

З 1, З 2 З 3,

З 5, З 6, З 4, З 7

ОК 3 , ОК4









Тема 2.

Учение о клетке

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2,У3.У4, У 5,

У 6,У 7

З 1,З 4,З 5,З 6, З 7,

ОК4 ,ОК6,




Тестовый контроль

У1, У2,У3,У4,У5,У6,

У7, У8,У9,

З 1, З2, З4,З5,З6,З7, ОК1,ОК3,ОК4,

ОК6,ОК7,ОК8.




Дифференцированный зачет.


У1, У2,У3,У4,У5,У6,

У7,

З 1, З2, З 3,З4,З5,З6,З7З8,

ОК2,ОК3,ОК4,

ОК6,ОК7,ОК8.


Тема 3.

Учение об организме

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа. Практическая работа


У1, У 3,У4,У5,

У 6,У 7,

З 1, З 6, З 3, З4, З 7

ОК 2,ОК5

, ОК 6

Самостоятельная работа

У1, У2,У3,У4,У5,

У7,У8,У9,

З 1, З2, З3, З4,З5,З8,

ОК1,ОК4, ОК5, ОК6,


Дифференцируемый зачет.


У1,У3,У4,У5,

У6,У7,

З 1, З2, З3, З4,З5,З 6, З 8,

ОК2,ОК4, ОК5, ОК6


Тема 4.

Учение о видах

Самостоятельная работа Устный опрос

Тестирование Практическая работа




У 1, У 3, У 4.У 5, У 6, У 7.

З 2, З 3, З 4, З 6, З7. З 8.

ОК 4, ОК 2, ОК 5,

Дифференцируемый зачет

У 1, У 3, У 4.У 5, У 6, У 7.

З 2, З 3, З 4, З 6, З7. З 8.

ОК 4, ОК 2, ОК 5,

Тема 5.

Основы экологии. Экосистемы

Устный опрос

Тестирование Практическая работа Самостоятельная работа.


Тестирование

У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7

З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,ОК 2,ОК 3, ОК 5,


Дифференцируемый зачет

У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7

З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,

ОК 2,ОК 3, ОК 5,

Тема 6.

Повторение и обобщение знаний

Тестирование Самостоятельная работа.

У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7

З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,





Обобщенный план экзаменационной работы

Таблица 4



Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Результаты освоения содержания

заданий

предметные

Тема 2.

Учение о клетке

  • Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

  • Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

  • Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  • Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

  • Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

  • Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

А1-А 7

В3

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;




Тема 3.

Учение об организме. Основы генетики и селекции

  • Овладение знаниями о размножении как о важней-

  • шем свойстве живых организмов.

  • Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

  • Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

  • Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.

  • Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира.

  • Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

  • Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека.

  • Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

  • Получение представления о связи генетики и медицины.

  • Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

  • Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

  • Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

  • Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

  • Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым.

  • Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

  • Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

  • Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

А8-А10

С1

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


Тема 4.

Учение о видах

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

  • Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

  • Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

  • Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

  • Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

  • Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

  • Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.

  • Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

  • Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. причины вымирания видов.

  • Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

  • Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

  • Выявление этапов эволюции человека.

  • Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

  • Развитие толерантности, критика расизма во всех проявлениях .

А11-А12

С2

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Тема 5.

Основы экологи.Бионика.

  • Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

  • Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

  • Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

  • Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

  • Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

  • Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

  • Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

  • Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

  • Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

  • Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

  • Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах.

  • Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

  • Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

  • Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

  • Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач.

  • Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

  • Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране.

  • Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве.


А13-А17

В1-В2

С3

П1 сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;



П2 владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3 владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;



П4 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П5 сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.




2.4.Процедура проведения экзамена.

На выполнение письменной экзаменационной работы отводится 120 минут.

Для проведения экзамена по биологии с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий каждому обучающемуся выдаѐтся:

- текст с одним из четырех вариантов письменной экзаменационной работы;

- шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе;

- инструкция по выполнению экзаменационной работы;

- лист для черновика.

Все задания обучающийся выполняет на листах с печатной основой

Перед началом выполнения письменной экзаменационной работы (время не входит в 2 астрономических часа) преподаватель контролирует заполнение личных данных обучающихся, знакомит обучающихся со структурой экзаменационной работы, с критериями оценивания еѐ результатов.

Обучающимся поясняется, что экзаменационная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. В обязательную часть включены задания минимально обязательного уровня, а в дополнительную часть – более сложные. Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5». Шкала остаѐтся открытой для обучающихся в течение всего экзамена, они могут ориентироваться на неѐ в ходе выполнения экзаменационной работы. Обучающиеся могут просчитать при помощи шкалы, сколько и какие задания необходимо выполнить правильно, чтобы получить определѐнную отметку.

Обучающиеся должны начинать выполнение экзаменационной работы с заданий обязательной части. Для получения удовлетворительной отметки необязательно выполнять все задания обязательной части, но только после выполнения достаточного для получения удовлетворительной отметки количества заданий обязательной части обучающийся может переходить к заданиям дополнительной части, чтобы повысить оценку до «4» или «5». Обучающийся может начинать выполнение работы с любого задания с нужным количеством баллов, учитывая при этом степень своей уверенности в ответе.



Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе



Оценка «отлично»

91-100% правильных ответов

31-35 баллов

Оценка «хорошо»

81-90% правильных ответов

26-30 баллов

Оценка «удовлетворительно»

71-80% правильных ответов

22-25 балла

Оценка «неудовлетворительно»

70% и менее правильных ответов

21 балла и менее



Критерии оценивания экзаменационной работы

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более 91-99 % недочетов.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся.

III. Контрольно-измерительные материалы для проведения письменного экзамена в виде набора контрольных заданий





3.1 Краткая инструкция для обучающихся по выполнению экзаменационной работы

На письменный экзамен учащиеся приходят за 20 мин до начала экзамена. При себе иметь шариковую, гелиевую или капиллярную ручку с черными чернилами;

Во время проведения экзаменов запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительную технику, за исключением случаев, установленных нормативно-правовыми актами РФ.

Получить от преподавателя и ассистента черновики и экзаменационный комплект с вложенными в них контрольно-измерительными материалами (КИМ), бланками ответов № 1 и № 2.

Внимательно прослушать инструктаж, проводимый преподавателем, информирующий экзаменующих о порядке проведения экзамена,

правилах заполнения бланков, продолжительности экзамена

Заполнить регистрационные части бланков: бланка регистрации, бланков ответов № 1 и 2.

На выполнение экзаменационной работы дается 2 часа (120 минут).

Работа состоит из двух частей и содержит 23 заданий.

Часть 1 содержит заданий с выбором ответа из четырех возможных (А1-А17) базового уровня по материалу курса математики. Задания части 1 считаются выполненными, если экзаменующий выбрал верные ответы.

Часть 2 содержит три задания (B1–B3), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.

Час 3 содержит три задания (С1-С3), на которые нужно дать развернутый ответ или полный план решения задачи.

При их выполнении надо записать полное решение и ответ.

Совет: для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у Вас останется время.

– начинать работу всем следует с выполнения заданий обязательной части;

– для получения удовлетворительной оценки не обязательно выполнять все задания обязательной части;

– правильное выполнение определенной части заданий обязательной части, во-первых, гарантирует получение отметки «3», а во-вторых, дает основу для повышения отметки до «4» или «5» при правильном выполнении нескольких заданий дополнительной части;

– при выполнении заданий дополнительной части следует проследить по шкале перевода баллов в отметки - сколько заданий достаточно правильно выполнить, чтобы получить 4 или 5; После объявления о времени начала экзамена, которое фиксируется на доске, приступить к выполнению экзаменационной работы.

Во время экзамена учащиеся должны соблюдать установленный порядок проведения экзамена и следовать указаниям организаторов.

Во время экзамена учащиеся не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по кабинету, пользоваться справочными материалами, иметь при себе и использовать средства связи.

Учащиеся могут выходить из кабинета в случае необходимости (в туалет, в медицинскую комнату), предварительно сдав бланки.

По окончании экзамена необходимо:

сдать экзаменационный материал КИМ, черновики, бланки ответов № 1 и № 2;

Допускается досрочная сдача экзаменационных материалов, которая прекращается за пятнадцать минут до окончания экзамена.

Желаем успеха!





3.2. Комплект заданий для контрольной работы для технического профиля

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 заданий.

Часть 1 содержит 17 заданий (А1–А17). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 содержит три задания (B1–B3), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.

Час 3 содержит три задания (С1-С3), на которые нужно дать развернутый ответ или полный план решения задачи.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!

Часть 1

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

  1. биогеоценотический

  2. биосферный

  3. популяционно-видовой

  4. молекулярно-генетический

А2. Какое из перечисленных положений согласуется с кле­точной теорией

  1. клетка является элементарной единицей наследст­венности

  2. клетка является единицей размножения

  3. клетки всех организмов различны по своему строению

  4. клетки всех организмов обладают разным химиче­ским составом

А3. Полярностью воды обусловлена ее способность

  1. проводить тепло 3) растворять хлорид натрия

  2. поглощать тепло 4) растворять глицерин

А4. Мономером полисахаридов может быть:

  1. аминокислота 3) нуклеотид

  2. глюкоза 4) целлюлоза

А5. Способ питания хищных животных называется

  1. автотрофным 3) гетеротрофным

  2. миксотрофным 4) хемотрофным

А6. Фотосинтез — это процесс, происходящий в зеленых растениях. Он связан с:

  1. расщеплением органических веществ до неоргани­ческих

  1. созданием органических веществ из неорганических

  2. химическим превращения глюкозы в крахмал

  3. образованием целлюлозы

А7. Хромосомы состоят из

  1. ДНК и белка 3) ДНК и РНК

  2. РНК и белка 4) ДНК и АТФ

А8. Мейозом называется процесс

  1. изменения числа хромосом в клетке

  2. удвоения числа хромосом в клетке

  3. образования гамет

  4. конъюгации хромосом

А9. Доминантный аллель — это

  1. пара одинаковых по проявлению генов

  2. один из двух аллельных генов

  3. ген, подавляющий действие другого гена

  4. подавляемый ген

А10. В основе одомашнивания животных и растений лежит

  1. искусственный отбор 3) приручение

  1. естественный отбор 4) методический отбор

А11. Движущей силой эволюции по Ламарку является

  1. стремление организмов к прогрессу

  2. дивергенция

  3. естественный отбор

  4. борьба за существование

А12. Искусственный отбор привел к появлению

  1. песцов

  2. барсуков

  3. эрдельтерьеров

  4. лошадей Пржевальского

А13. У человека по сравнению с остальными приматами лучше развита

  1. способность лазать по деревьям

  2. охрана потомства

  3. сердечно-сосудистая система

  4. кора головного мозга

А14. Организмы, как правило, приспосабливаются

  1. к нескольким, наиболее существенным экологиче­ским факторам

  2. к одному, важнейшему для организма фактору

  3. ко всему комплексу экологических факторов

  4. в основном, к биотическим факторам

А15. Биогеоценоз образован

  1. растениями и животными

  2. животными и бактериями

  3. растениями, животными, бактериями

  4. территорией и организмами

А16. Главная особенность биосферы:

  1. наличие в ней живых организмов

  1. наличие в ней неживых компонентов, переработан­ных живыми организмами

  2. круговорот веществ, управляемый живыми орга­низмами

  1. связывание солнечной энергии живыми организ­мами

А17. Наиболее опасной причиной обеднения биологическо­го разнообразия — важнейшего фактора устойчивости биосферы — является

  1. прямое истребление

  2. химическое загрязнение среды

  3. физическое загрязнение среды

  4. разрушение мест обитания


Часть 2

В задании B1 выберите три верных ответа из шести. Запишите в

бланк ответов цифры, соответствующие выбранным ответам.

В1. Выберите признаки агроценоза

  1. не поддерживают свое существование

  2. состоят из малого числа видов

  3. повышают плодородие почвы

  4. получают дополнительную энергию

  5. саморегулируемые системы

  6. отсутствует естественный отбор




При выполнении задания B2 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Впишите в бланк ответ выбранные цифры под соответствующими буквами


В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались


АДАПТАЦИИ

А) яркая окраска самцов павианов

Б) пятнистая окраска молодых оленей

B) борьба двух лосей

Г) сходство палочников

с сучками

Д) ядовитость пауков

Е) сильный запах у кошек

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

  1. защита от хищников

  2. поиск полового партнера


А

Б

В

Г

Д

Е









В задании B3 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми

обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в

правильной последовательности в бланк ответов.

В3. Определите последовательность превращений куска сырого картофеля в процессе энергетического обмена в организме свиньи:

  1. образование пирувата (ПВК)

Б) образование глюкозы

  1. всасывание глюкозы в кровь

Г) образование углекислого газа и воды

Д) окислительное фосфорилирование и образование Н2О

Е) цикл Кребса и образование СО2



Часть 3

В заданиях С1-С3 дайте полный развернутый ответ. Запишите в

бланк ответов 2

.

С1. Дайте характеристику бесполого размножения и его видов? Приведите конкретные примеры.

С2. Охарактеризуйте формы естественного отбора? Приведете конкретные примеры.

С3.В чем сущность рационального природоиспользования? Ответ подкрепите примерами?



Вариант № 2

Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий.

Часть 1 содержит 17 заданий (А1–А17). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 содержит три задания (B1–B3), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.

Час 3 содержит три задания (С1-С3), на которые нужно дать развернутый ответ или полный план решения задачи.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!



Часть 1

А1. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический 3) экспериментальный

2) описательный 4) биохимический

А2. К доклеточным формам жизни относятся:

1) дрожжи 3) бактерии

2) пеницилл 4)вирусы

А3. Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие

1) железо 2) калий 3) кальций 4) цинк

А4. В клетках животных запасным углеводом является:

1) целлюлоза 3) хитин

2) крахмал 4) гликоген

А5. Клеточная энергия вырабатывается в

1) рибосомах 3) ядре

2) митохондриях 4) аппарате Гольджи

А6. Совокупность реакций обмена веществ называется:

1) анаболизм 3) диссимиляция

2) ассимиляция 4) метаболизм

А7. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) белки и углеводы 3) кислород и АТФ

2) углекислый газ и вода 4) глюкоза и кислород

А8. В какой из фаз митоза происходит расхождение хроматид к полюсам клетки? В:

1) профазе 3) анафазе

2) метафазе 4) телофазе

А9. Часть молекулы ДНК считается геном, если в ней закодирована информация о

1) нескольких признаках организма

2) одном признаке организма

3) нескольких белках

4) молекуле т-РНК

А10. В средиземноморском центре культурных растений

произошли

1) рис, шелковица 3) картофель, томаты

2) хлебное дерево, арахис 4) капуста, олива, брюква

А11. Ошибочным является утверждение

1) виды изменяемы и существуют в природе как самостоятельные группы организмов

2) родственные виды имеют исторически общего предка

3) все изменения, приобретаемые организмом, полезны и сохраняются естественным отбором

4) в основе эволюционного процесса лежит наследственная изменчивость

А12. Дрейф генов — это

1) резкое увеличение численности особей с новыми признаками

2) уменьшение количества появляющихся мутаций

3) снижение темпов мутационного процесса

4) случайное изменение частот встречаемости аллелей

А13. Шимпанзе считается ближайшим родственником человека, потому что у шимпанзе

1) 48 хромосом в клетках

2) такой же генетический код

3) сходная первичная структура ДНК

4) сходная структура гемоглобина

А14. Ограничивающим фактором для ручьевой форели может стать

1) скорость течения воды

2 повышение температуры воды

3) пороги в ручье

4) длительные дожди

А15. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются

1) ели и березы 3) зайцы и белки

2) грибы и черви 4) бактерии и вирусы

А16. Наиболее устойчивая экосистема:

1) поле пшеницы 3) степь

2) фруктовый сад 4) культурное пастбище

А17. Залежи нефти, каменного угля, торфа образовались в процессе круговорота:

1) кислорода3) азота

2) углерода4) водорода


Часть 2

В задании B1 выберите три верных ответа из шести. Запишите в

бланк ответов цифры, соответствующие выбранным ответам.


В1. К биотическим факторам относят

1) органические остатки растений и животных в почве

2) количество кислорода в атмосфере

3) симбиоз, квартиранство, хищничество

4) фотопериодизм

5) смена времен года

6) численность популяции


При выполнении задания B2 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Впишите в бланк ответ выбранные цифры под соответствующими буквами


В2. Соотнесите перечисленные признаки растений и животных с направлениями эволюции



ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ


А) ячеистые легкие у рептилий

Б) первичная кора головного мозга у рептилий

В) голый хвост у бобра

Г) отсутствие конечностей у змей

Д) отсутствие корней у повилики

Е) возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий

Ж) молочные железы у млекопитающих

3) образование ластов у моржей

И) отсутствие кровеносной системы у цепней

К) отсутствие потовых желез у собак

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ



1) ароморфозы

2) идиоадаптация

3) дегенерациия



















А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К











В задании B3 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми

обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в

правильной последовательности в бланк ответов.






В3. Установите правильную последовательность фаз жизненного цикла клетки

А) анафаза

Б) интерфаза

В) телофаза

Г) профаза

Д) метафаза

Е) цитокинез



Часть 3

В заданиях С1-С3 дайте полный развернутый ответ. Запишите в

бланк ответов 2

.

С1. Что такое биогеоценоз? Приведите конкретные примеры.

С2. Охарактеризуйте формы борьбы за существование? Приведете конкретные примеры.

С3. Объясните, что может произойти с лесным сообществом при вырубке леса? Почему?











Вариант № 3

Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий.

Часть 1 содержит 17 заданий (А1–А17). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 содержит три задания (B1–B3), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.

Час 3 содержит три задания (С1-С3), на которые нужно дать развернутый ответ или полный план решения задачи.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!

Часть 1

А1. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида илигруппы видов были общие предки — это:

1) теория 3) факт

2) гипотеза 4) доказательство

А2. Растительная клетка от клетки гриба отличается строением:

1) ядра 3) клеточной стенки

2) митохондрий 4) рибосом

А3. Проведение нервного импульса обеспечивается ионами:

1) калия и натрия 3) железа и меди

2) фосфора и азота 4) кислорода и хлора

А4. Человек получает незаменимые аминокислоты путем

1) их синтеза в клетках 3) приема лекарств

2) поступления с пищей 4) приема витаминов

А5. Клеточная мембрана выполняет функцию

1) синтеза белка

2) передачи наследственной информации

3) фотосинтеза

4) фагоцитоза и пиноцитоза

А6. На подготовительном этапе энергетического обмена происходит образование:

1) 2 молекул АТФ и глюкозы

2) 36 молекул АТФ и молочной кислоты

3) аминокислот, глюкозы, жирных кислот

4) уксусной кислоты и спирта

А7. Световая фаза фотосинтеза происходит

1) в гранах хлоропластов 3) в строме хлоропластов

2) в лейкопластах 4) в митохондриях

А8. Если в зиготе человека содержится 46 хромосом, то

сколько хромосом содержится в яйцеклетке человека?

1) 46 2) 23 3) 92 4) 22

А9. Если признак не проявляется у гибридов первого поколения, то он называется

1) альтернативным3) не полностью доминирующим

2) доминантным4) рецессивным

А10. Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют

1) породу 2) сорт 3) вид 4) разновидность

А11. Эволюционные изменения закрепляются в поколениях в результате

1) появления рецессивных мутаций

2) наследования приобретенных в течение жизни признаков

3) борьбы за существование

4) естественного отбора фенотипов

А12. В постоянно меняющихся условиях среды действует форма естественного отбора

1) стабилизирующая 3) движущая

2) дизруптивная 4) половой отбор

А13. Биологическая эволюция человека определила его

1) строение3) особенности речи

2) интеллект4) сознание

А14. Ограничивающим фактором для ручьевой форели может стать

1) скорость течения воды3) пороги в ручье

2) повышение температуры воды4) длительные дожди

А15. Продуцентами в озере являются

1) лилии 3) раки

2) головастики 4) рыбы

А16. Обычно первыми поселяются на скалах

1) грибы 3) травы

2) лишайники 4) кустарнички

А17. Найдите неверное утверждение. Невосполнимые природные ресурсы, образовавшиеся в процессе круговорота углерода в биосфере:

1) нефть 3) каменный уголь

2) горючий газ 4) торф и древесина


Часть 2

В задании B1 выберите три верных ответа из шести. Запишите в

бланк ответов цифры, соответствующие выбранным ответам.


В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

1) репликация ДНК

2) наследование болезни Дауна

3) ферментативные реакции

4)строение митохондрий

5)структура клеточной мембраны

6)кровообращение



При выполнении задания B2 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Впишите в бланк ответ выбранные цифры под соответствующими буквами


В2. Соотнесите органоид с его функцией


ФУНКЦИИ

A) хранение и удвоение наследственной

информации клетки

Б) синтез и-РНК

B) синтез глюкозы

Г) координация процесса деления клетки

Д) преобразование энергии света

Е) выделение кислорода

ОРГАНОИДЫ

  1. ядро

  2. хлоропласты



А

Б

В

Г

Д

Е










В задании B3 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми

обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в

правильной последовательности в бланк ответов.





В3. Установите правильную последовательность процессов, происходящие в мейозе

A) расположение бивалентов в плоскости экватора

Б) образование бивалентов и кроссинговер

B) расхождение гомологичных хромосом к полюсам

клетки

Г) формирование четырех гаплоидных ядер

Д) формирование двух гаплоидных ядер, содержащих по две хроматиды



Часть 3

В заданиях С1-С3 дайте полный развернутый ответ. Запишите в

бланк ответов 2




С1. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

С2. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми. Как объяснить это явление?

С3. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1,2,3, и функции, которые они выполняют.





Вариант № 4

Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий.

Часть 1 содержит 17 заданий (А1–А17). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 содержит три задания (B1–B3), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.

Час 3 содержит три задания (С1-С3), на которые нужно дать развернутый ответ или полный план решения задачи.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!

Часть 1

А1. Эмбриология изучает

  1. развитие организма от зиготы до рождения

  2. строение и функции яйцеклетки

  3. послеродовое развитие человека

  4. развитие организма от рождения до смерти

А2. Из одной клетки состоят:

  1. вирус гриппа и амеба

  2. гриб мукор и кукушкин лен

  3. планария и вольвокс

  4. эвглена зеленая и инфузория-туфелька

А3. Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются:

  1. ковалентными 3) водородными

  2. гидрофобными 4) гидрофильными

А4. Больше всего энергии выделится при расщеплении:

  1. 10 г белка 3) 10 г жира

  2. 10 г глюкозы 4) 10 г аминокислоты

А5. Хромосомы клетки выполняют функцию

  1. биосинтеза белка

  2. хранения наследственной информации

  3. формирования лизосом

  4. регуляции обмена веществ

А6. Процесс синтеза АТФ в ходе окислительного фосфорилирования происходит в:

  1. цитоплазме 3) митохондриях

  2. рибосомах 4) аппарате Гольджи

А7.Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:

  1. синтеза АТФ 3) синтеза белков

  2. синтеза глюкозы 4) расщепления углеводов

А 8. В чем заключается биологический смысл удвоения хромосом в интерфазе митоза?

  1. В процессе удвоения изменяется наследственная ин­формация

  2. Удвоенные хромосомы лучше видны

  3. В результате удвоения хромосом наследственная ин­формация новых клеток сохраняется неизменной

  4. В результате удвоения хромосом новые клетки со­держат вдвое больше информации

А9. Аллельные гены расположены в

  1. идентичных участках гомологичных хромосом

  2. разных участках гомологичных хромосом

  3. идентичных участках негомологичных хромосом

  4. разных участках не гомологичных хромосом

А10. Примером геномной изменчивости является

  1. серповидно-клеточная анемия

  2. полиплоидная форма картофеля

  3. альбинизм

  4. дальтонизм

А11. Заслуга Ч. Дарвина заключается в

  1. признании изменяемости видов

  2. установлении принципа двойных названий видов

  3. выявлении движущих сил эволюции

  4. создании первого эволюционного учения

А12. Примером стабилизирующей формы отбора может слу­жить

  1. появление копытных животных в степных зонах

  1. исчезновение белых бабочек в промышленных райо­нах Англии

  1. выживание бактерий в гейзерах Камчатки

  1. возникновение высокорослых форм растений при переселении их из долин в горы

А13. Социальным фактором эволюции человека стал

  1. родной язык 3) цвет глаз

  2. тренированность мышц 4) скорость бега

А14. Актиния и рак-отшельник находятся в отношениях

1) хищнических 3) паразитических

2) нейтральных 4) симбиотических

А15. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить

  1. ее способность к изменениям

  2. разнообразие видов

  3. колебания численности видов

  4. стабильность генофонда в популяциях

А16. Найдите неверное утверждение.

Условие длительного существования экосистемы:

  1. способность организмов к размножению

  2. приток энергии извне

  3. наличие более чем одного вида

  4. постоянная регуляция численности видов челове­ком

А17. В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как

  1. расселение видов 3) фотосинтез и дыхание

  2. мутации 4) естественный отбор



Часть 2



В задании B1 выберите три верных ответа из шести. Запишите в

бланк ответов цифры, соответствующие выбранным ответам.

В1. Выберите признаки, характерные только для растительных клеток

1) есть митохондрии и рибосомы

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) есть хлоропласты

4) запасное вещество — гликоген

5) запасное вещество — крахмал

6) ядро окружено двойной мембраной




При выполнении задания B2 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Впишите в бланк ответ выбранные цифры под соответствующими буквами



В2. Соотнесите группу химических соединений с их ролью в клетке


РОЛЬ СОЕДИНЕНИЯ В КЛЕТКЕ


A) быстро расщепляются с выделением энергии

Б) являются основным запасным веществом растений и животных

B) являются источником для синтеза гормонов

Г) образуют теплоизолирующий слой у животных

Д) являются источником дополнительной воды у верблюдов

Е) входят в состав покровов насекомых

СОЕДИНЕНИЕ


  1. углеводы

  2. липиды


А

Б

В

Г

Д

Е









В задании B3 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми

обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в

правильной последовательности в бланк ответов.

В3.Установите правильную последовательность событий, происходящих при двойном оплодотворении цветковых растений.

A) оплодотворение яйцеклетки и центральной клетки

Б) образование пыльцевой трубки

B) опыление

Г) образование двух спермиев

Д) развитие зародыша и эндосперма


Часть 3

В заданиях С1-С3 дайте полный развернутый ответ. Запишите в

бланк ответов 2

.

С1. Клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми. С чем это связано?

С2. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?

С3. Чем опасно для человека отравление угарным газом?









Информационные источники

Литература :

  1. Готовимся к экзамену по биологии.  Лебедев А.Г. (2007, 400с.) 

  2. ЕГЭ. Биология. Практикум ФИПИ: подготовка к выполнению части 2 (В). Воронина Г.А., Калинова Г.С. (2012, 144с.)

  3. Биология. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2012.  Лернер Г.И., Саленко В.Б. (2012, 72с.) 

  4. ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания.  Воронина Г.А., Калинова Г.С. (2013, 128с.)

  5. ЕГЭ 2012. Биология. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. Панина Г.Н., Павлова Г.А. (2012, 116с.)

Интернет-источники:

Тесты:

  1. http://vschool31.ru/index.php?option=com_content

  2. http://www.2x2abc.com/biolog.files/test/check_test7.php

  3. http://biouroki.ru/test/

  4. http://www.fipi.ru/view/sections/152/docs/





















3. 4. Ответы к заданиям (технический профиль)

Ответы к заданиям с выбором ответа и кратким ответом







Ответы к заданиям с развернутым ответом

























Пакет для экзаменатора:

Вариант1

 













Бланк ответов

А 1


А2


А3


А4


А5


А6


А7


А8


А9


А10


А11


А12


А13


А14


А15


А16


А17




В 1






В 2

А

Б

В

Г

Д

Е









В3









Бланк №2

С1

















С2











С3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!