СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элекронная методическая разработка на тему "Основы ЭКГ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная электронная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Основы ЭКГ"

Просмотр содержимого документа
«Элекронная методическая разработка на тему "Основы ЭКГ"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ЭЛЕКТРОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия На тему: «Основы ЭКГ» ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Тема 2.1 Диагностика в терапии Специальность: 31.02.01 Лечебное дело Сатка, 2023

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЭЛЕКТРОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

На тему: «Основы ЭКГ»

ПМ 01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 2.1 Диагностика в терапии

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Сатка, 2023

Болезни сердечно-сосудистой системы встречаются как у лиц молодого возраста, так и у пожилых, поэтому диагностика, лечение и профилактика болезней сердечно-сосудистой системы становится не только медицинской, но и социальной проблемой. Последние годы ознаменовались быстрым развитием кардиологии в области как диагностики, так и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. При этом электрокардиография, как и прежде, остается простым, но важным методом исследования. История клинической электрокардиографии начинается с 1906 г, когда голландский физиолог Биллем Эйнтховен при помощи сконструированного им струнного гальванометра зарегистрировал у больного с патологией сердца первую ЭКГ. Тем самым Эйнтховен стал основателем современной электрокардиографии; за это достижение ему в 1924 г была присвоена Нобелевская премия в области медицины.

Болезни сердечно-сосудистой системы встречаются как у лиц молодого возраста, так и у пожилых, поэтому диагностика, лечение и профилактика болезней сердечно-сосудистой системы становится не только медицинской, но и социальной проблемой.

Последние годы ознаменовались быстрым развитием кардиологии в области как диагностики, так и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. При этом электрокардиография, как и прежде, остается простым, но важным методом исследования.

История клинической электрокардиографии начинается с 1906 г, когда голландский физиолог Биллем Эйнтховен при помощи сконструированного им струнного гальванометра зарегистрировал у больного с патологией сердца первую ЭКГ. Тем самым Эйнтховен стал основателем современной электрокардиографии; за это достижение ему в 1924 г была присвоена Нобелевская премия в области медицины.

1 Учебные (дидактические) цели: – проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия; – углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Основы ЭКГ»; – изучить алгоритм анализа ЭКГ. 2 Развивающие цели: – способствовать развитию клинического мышления; – способствовать развитию памяти и речи; – развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать. 3 Воспитательная цель: – стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу.

1 Учебные (дидактические) цели:

– проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия;

– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Основы ЭКГ»;

– изучить алгоритм анализа ЭКГ.

2 Развивающие цели:

– способствовать развитию клинического мышления;

– способствовать развитию памяти и речи;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

3 Воспитательная цель:

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу.

Тип занятия:   практическое занятие. Место проведения:   кабинет практических занятий. Количество часов:   180 минут. Материально-техническое обеспечение учебного занятия: 1. Методическая разработка учебного занятия «Основы ЭКГ» (для преподавателя). 2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Основы ЭКГ» (для студентов). 2. Ноутбук. 3. Телевизор. 4. Hdmi кабель. 5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint . 6. Тестовые задания. 7. Карточки с заданиями для студентов (пленки ЭКГ с нормальным синусовым ритмом, алгоритм регистрации ЭКГ с помощью портативного кардиографа). 8. Оснащение для выполнения зачетной практической манипуляции (электрокардиограф одно-трехканальный ЭК ЗТ-01-«Р-Д»/3, термобумага рулонная шириной 57 мм, гель, сухие одноразовые бумажные салфетки, одноразовая пеленка, шариковая ручка синего цвета, кушетка).

Тип занятия:   практическое занятие.

Место проведения:   кабинет практических занятий.

Количество часов:   180 минут.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Основы ЭКГ» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Основы ЭКГ» (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Телевизор.

4. Hdmi кабель.

5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint .

6. Тестовые задания.

7. Карточки с заданиями для студентов (пленки ЭКГ с нормальным синусовым ритмом, алгоритм регистрации ЭКГ с помощью портативного кардиографа).

8. Оснащение для выполнения зачетной практической манипуляции (электрокардиограф одно-трехканальный ЭК ЗТ-01-«Р-Д»/3, термобумага рулонная шириной 57 мм, гель, сухие одноразовые бумажные салфетки, одноразовая пеленка, шариковая ручка синего цвета, кушетка).

Метод Основное  назначение Объяснительно-иллюстративный Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала Уровни  усвоения Репродуктивный Частично – поисковый Приемы Воспроизведение Умения и навыки Формирование умений и навыков использования полученных знаний         Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций Воспроизведение Умения и навыки Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму Воспроизведение Умения и навыки Эвристическая беседа, обобщение

Метод

Основное назначение

Объяснительно-иллюстративный

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Уровни усвоения

Репродуктивный

Частично – поисковый

Приемы

Воспроизведение

Умения и навыки

Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

 

 

 

 

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Воспроизведение

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2. Проводить диагностические исследования. ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны: Знать: – методику анализа ЭКГ; – определение понятиям «ЭКГ», «Синусовый ритм», «Электрическая ось сердца». Уметь: – провести запись ЭКГ с помощью электрокардиографа; – анализировать полученную электрокардиограмму; – определять синусовый и несинусовый ритм сердца.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

методику анализа ЭКГ;

– определение понятиям «ЭКГ», «Синусовый ритм», «Электрическая ось сердца».

Уметь:

– провести запись ЭКГ с помощью электрокардиографа;

– анализировать полученную электрокардиограмму;

– определять синусовый и несинусовый ритм сердца.

1 Предшествующие: – анатомия с физиологией; – пропедевтика клинических дисциплин.   2 Сопутствующие: – гериатрия; – лечение в терапии; – диагностика в педиатрии;  – оказание скорой и неотложной помощи при различных состояниях. 3 Последующие: – государственная итоговая аттестация; – первичная аккредитация; – первичная специализированная аккредитация.

1 Предшествующие:

– анатомия с физиологией;

– пропедевтика клинических дисциплин.

  2 Сопутствующие:

– гериатрия;

– лечение в терапии;

– диагностика в педиатрии;

– оказание скорой и неотложной помощи при различных состояниях.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.

1. Организационный момент – 5 минут. 2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут. 3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут. 4. Эвристическая беседа – 30 минут. 5. Демонстрационная часть – 25 минут. 6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут. 7. Самостоятельная работа студентов (снятие ЭКГ, анализ кардиограмм с нормальным синусовым ритмом по установленному стандарту) – 55 минут. 8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут. 9. Задание на дом – 5 минут.

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 25 минут.

6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (снятие ЭКГ, анализ кардиограмм с нормальным синусовым ритмом по установленному стандарту) – 55 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.

9. Задание на дом – 5 минут.

Этапы  занятия Деятельность  преподавателя 1. Организационный момент Деятельность студентов Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих 2. Контроль исходного уровня знаний         Цели Срез знаний по типу вопрос-ответ   Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный 3. Изложение темы, цели и плана занятия Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия. Время Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ           Проверить уровень знаний перед занятием Слушают. 5 минут 15 минут Раскрыть значимость темы в будущей профессии фельдшера. Подготовка к предстоящей работе. 15 минут

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

1. Организационный момент

Деятельность студентов

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

2. Контроль исходного уровня знаний

 

 

 

 

Цели

Срез знаний по типу вопрос-ответ  

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

3. Изложение темы, цели и плана занятия

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия.

Время

Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ

 

 

 

 

 

Проверить уровень знаний перед занятием

Слушают.

5 минут

15 минут

Раскрыть значимость темы в будущей профессии фельдшера. Подготовка к предстоящей работе.

15 минут

Срез знаний по теме «Основы ЭКГ»

Срез знаний по теме «Основы ЭКГ»

Эталоны ответов

Эталоны ответов

4.Эвристическая беседа Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки 5. Демонстрационная часть                   Слушают, отвечают, дают полные ответы 6.Оформление манипуляционных тетрадей     Демонстрирует практические навыки: методика записи ЭКГ. Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией Внимательно следят за манипуляционной техникой Раздает студентам описание манипуляции 30 минут Вдумчиво переписывают. Выполняют манипуляции. Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении. 25 минут Закрепить навыки, полученные в ходе занятия. 15 минут

4.Эвристическая беседа

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

5. Демонстрационная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают, дают полные ответы

6.Оформление манипуляционных тетрадей

 

 

Демонстрирует практические навыки: методика записи ЭКГ.

Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

Внимательно следят за манипуляционной техникой

Раздает студентам описание манипуляции

30

минут

Вдумчиво переписывают.

Выполняют манипуляции.

Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении.

25

минут

Закрепить навыки, полученные в ходе занятия.

15 минут

Это методика регистрации и исследования электрических полей, образующихся при работе сердца Электрокардиограф

Это методика регистрации и исследования электрических полей, образующихся при работе сердца

Электрокардиограф

Места наложения электродов при проведении процедуры ЭКГ

Места наложения электродов при проведении процедуры ЭКГ

Функции сердца Проводящая система сердца

Функции сердца

Проводящая система сердца

Деполяризация – процесс возбуждения миокарда Реполяризация – процесс восстановления миокарда Части ЭКГ

Деполяризация – процесс возбуждения миокарда

Реполяризация – процесс восстановления миокарда

Части ЭКГ

Нормальная ЭКГ в однополюсных (усиленных) отведениях

Нормальная ЭКГ в однополюсных (усиленных) отведениях

RIIIRI Определение положения электрической оси сердца по Дьеду " width="640"

При нормальной электрической оси наибольший QRS регистрируется во II стандартном отведении RIIRIIIRI

Определение положения электрической оси сердца по Дьеду

Отделы сердца, отображаемые отведениями Отведения Отделы миокарда, отображаемые отведениями I Передняя стенка сердца II Суммационное отображение I и III III Задняя стенка сердца aVR Правая боковая стенка сердца aVL Левая передне-боковая стенка сердца aVF Задне-нижняя стенка сердца V1 и V2 Правый желудочек V3 Межжелудочковая перегородка V4 Верхушка сердца V5 Передне-боковая стенка левого желудочка V6 Боковая стенка левого желудочка

Отделы сердца, отображаемые отведениями

Отведения

Отделы миокарда, отображаемые отведениями

I

Передняя стенка сердца

II

Суммационное отображение I и III

III

Задняя стенка сердца

aVR

Правая боковая стенка сердца

aVL

Левая передне-боковая стенка сердца

aVF

Задне-нижняя стенка сердца

V1 и V2

Правый желудочек

V3

Межжелудочковая перегородка

V4

Верхушка сердца

V5

Передне-боковая стенка левого желудочка

V6

Боковая стенка левого желудочка

Алгоритм анализа ЭКГ 1. Определение ритма и его ЧСС (источник ритма, регулярность, ЧСС или ЧСЖ). 2. Положение ЭОС. 3. Оценка интервалов и выявление блокад (оценить Р, PQ , QRS , QT , RR ). 4. Оценить смещение сегмента ST . 5. Выявление патологических з. Q , 6. Оценка зубца Т. 7. Выявление признаков гипертрофии миокарда. 8. Выявление ЭКГ-синдромов. 9. Оценка ЭКГ в динамике. 10. Заключение.

Алгоритм анализа ЭКГ

1. Определение ритма и его ЧСС (источник ритма, регулярность, ЧСС или ЧСЖ).

2. Положение ЭОС.

3. Оценка интервалов и выявление блокад (оценить Р, PQ , QRS , QT , RR ).

4. Оценить смещение сегмента ST .

5. Выявление патологических з. Q ,

6. Оценка зубца Т.

7. Выявление признаков гипертрофии миокарда.

8. Выявление ЭКГ-синдромов.

9. Оценка ЭКГ в динамике.

10. Заключение.

7.Самостоятельная работа студентов Предлагает самостоятельно провести запись ЭКГ на статисте, с последующим обсуждением. Предлагает студентам провести анализ ЭКГ с нормальным синусовым ритмом по установленному стандарту 8. Подведение итогов занятия, выставление оценок Самостоятельно проводят запись ЭКГ на статисте. Самостоятельно проводят анализ кардиограмм, записывают результат в баллах в протокол.   9. Задание на дом Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов Проверить и закрепить полученные знания. Слушают, подсчитывают баллы Сообщает домашнее задание к следующему занятию. 55 минут           Слушают, записывают. Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов 15 минут Подготовка к следующему занятию. 5 минут

7.Самостоятельная работа студентов

Предлагает самостоятельно провести запись ЭКГ на статисте, с последующим обсуждением.

Предлагает студентам провести анализ ЭКГ с нормальным синусовым ритмом по установленному стандарту

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Самостоятельно проводят запись ЭКГ на статисте.

Самостоятельно проводят анализ кардиограмм, записывают результат в баллах в протокол.

 

9. Задание на дом

Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов

Проверить и закрепить полученные знания.

Слушают, подсчитывают баллы

Сообщает домашнее задание к следующему занятию.

55 минут

 

 

 

 

 

Слушают, записывают.

Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов

15 минут

Подготовка к следующему занятию.

5 минут

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Эталон ответа

Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2

ФИО Графологический диктант 1.   Практическая часть 2.   Ситуационные задачи   3.       4. Итог     5.             6.                    

ФИО

Графологический диктант

1.

 

Практическая часть

2.

 

Ситуационные задачи

 

3.

 

 

 

4.

Итог

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выучить лекцию  «ЭКГ при нарушении возбудимости» Учебник: Щукин Ю.В., Суркова Е.А., Дьячков В.А, Электрокардиография: учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» / - Ростов н/Д:Феникс, 2019.- 222с

Выучить лекцию «ЭКГ при нарушении возбудимости»

Учебник: Щукин Ю.В., Суркова Е.А., Дьячков В.А, Электрокардиография: учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» / - Ростов н/Д:Феникс, 2019.- 222с

Основная: 1 Щукин Ю.В., Суркова Е.А., Дьячков В.А, Электрокардиография: учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» / - Ростов н/Д:Феникс, 2019.- 222с Дополнительная: 1 Зудбинов Ю.И. Азбука ЭКГ и боли в сердце/ изд.18-е – Ростов н/Д: феникс, 2019,- 247с – (Медицина) 2 Щукин Ю.В., Е.А..Суркова , В.А.Дьячков. Электрокардиография: учебное пособие для ВУЗов по специальности «Лечебное дело», Ростов - на- Дону, Феникс. 2018

Основная:

1 Щукин Ю.В., Суркова Е.А., Дьячков В.А, Электрокардиография: учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» / - Ростов н/Д:Феникс, 2019.- 222с

Дополнительная:

1 Зудбинов Ю.И. Азбука ЭКГ и боли в сердце/ изд.18-е – Ростов н/Д: феникс, 2019,- 247с – (Медицина)

2 Щукин Ю.В., Е.А..Суркова , В.А.Дьячков. Электрокардиография: учебное пособие для ВУЗов по специальности «Лечебное дело», Ростов - на- Дону, Феникс. 2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!