Рабочая программа
элективного курса для 11 класса
по обществознанию
«Обществознание:теория и практика»
Учитель истории и обществознания Мелентьева Н.А.
Программа элективного курса «Обществознание:теория и практика»
11 класс
17 часов (0,5 часа)
1. Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 17 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2021г.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию –2021г.
Тема 1. Общество (2ч.)
Системное строение общества Основные институты общества. Понятие общественного прогресса.
Тема 2. Человек (2 ч.)
Природное и общественное в человеке. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (2 ч.)
Мировоззрение, его виды и формы. Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий.
Тема 5. Экономическая сфера общества (2 ч.)
Экономический рост и развитие, Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Тема 6. Социальная сфера общества (2 ч.)
Социальная стратификация и мобильность. Социальные роли. Виды социальных норм. Социальный контроль.
Тема 7. Политическая сфера общества (2 ч.)
Основы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Политические партии и движения.
Мини-сочинение. (1 ч) Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование (1 ч.). (Пробный ЕГЭ).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов | Виды познавательной деятельности | Используемые ресурсы | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
Тема 1. Общество (2 ч.) |
2 | Системное строение общества. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | | Справочник, записи в тетради, КИМ, в.1 | |
3 | Решение тестовых заданий части 1. | 1 | Практикум | | КИМ, в.2 | |
Тема 2. Человек (2 ч.) |
4 | Природное и общественное в человеке. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. | 1 | Лекция с элементами беседы | | Справочник, записи, КИМ, в.3 сообщение | |
5 | Решение тестовых заданий части 1 | 1 | Практикум | | КИМ, в.4 | |
Тема 3. Духовная сфера (2 ч.) |
6 | Культура. Наука. Искусство. | 1 | Лекция с элементами беседы | Презентация | Справочник, КИМ, в.5 | |
7 | Решение тестовых заданий | 1 | Практикум | | КИМ, в.6 | |
Тема 4. Познание (2 ч.) |
8 | Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | Справочник, записи, КИМ, в.7 | |
9 | Решение тестовых заданий | 1 | Практикум | | КИМ, в.8, мини-сочинение | |
Тема 5. Экономическая сфера (2 ч.) |
10 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Презентация | Справочник, записи, сообщение, КИМ, в.9 | |
11 | Решение тестовых заданий | 1 | Практикум | | КИМ, в.10 | |
Тема 6. Социальная сфера (2 ч.) |
12 | Социальная стратификация и мобильность. Социальные роли. Виды социальных норм. Социальный контроль. | 1 | Лекция с элементами беседы, | Презентация | Справочник, записи, КИМ, в.11 | |
13 | Решение тестовых заданий | 1 | Практикум | | КИМ, в.12 | |
Тема 7. Политическая сфера (4 ч.) |
14 | Основы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Политические партии и движения. | 1 | Лекция с элементами беседы | Презентация | Справочник, записи, КИМ, в.13 | |
15 | Решение тестовых заданий | 1 | Практикум | | КИМ, в.14 | |
16 | Решение заданий части 2. Мини-сочинение. | 1 | Практикум | | Мини-сочинение, КИМ, в.15 | |
17 | Итоговое тестирование | 1 | | | | |
Итого | 17 ч. | |
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель,2019.
2.Обществознание. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ(базовый, повышенный, высокий уровни)/ Автор О.А.Чернышева. Легион,2020
3. ЕГЭ-2021: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.А. – М.: Национальное образование, 2021
4. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2014.
5. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен»,2021.
6.Обществознание 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Автор-составитель О.А.Чернышева. Легион,2018.
7. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий. Автор-составитель Р.В.Пазин Легион,2018.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
8