Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района
Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №__ от «____» _________20___г. Руководитель ШМО ______________/__________/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/____________/ «____»____________20___ г. | «Утверждено» Директор МОБУ «Рождественская СОШ» ________________/__________ «___»______________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
« Агроэкология» в 7 классе
Составитель программы:
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
МОБУ «Рождественская СОШ»
Прончатова Н. В.
с. Рождествено, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразней организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявление связей и зависимостей.
Цели курса
Привить любовь и уважение к сельскохозяйственному труду.
2.Заинтересовать учащихся в выборе профессии, связанной с сельским хозяйством.
Основными задачами данного элективного курса являются:
1.Формирование основного комплекса знаний об особенностях почвы, ее составе и свойствах.
2.Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, труду других людей.
4.Мотивация к выбору профессии.
5.Воспитание коллективных отношений при выполнении практических заданий.
Формы работы.
- Индивидуальные творческие работы.
- Практические занятия
В работе используются различные методы обучения: словесные (лекция, беседа, рассказ), наглядные (демонстрации), практические работы.
Актуальность данной программы заключается в том, что в век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как ее хозяин и преобразователь, что ведет к ее загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
1)интерес к природе;
2)знания о природе;
3)чувства эстетические и нравственные;
4)позитивная деятельность и поведение в природе;
5)мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).
Программа данного элективного курса разработана в связи с необходимостью мотивировать учащихся для занятий сельскохозяйственным трудом. Понятие о сельскохозяйственном труде вытекает из непосредственного представления о работе людей на земле – земледельцев, землепашцев, хлеборобов, пахарей. Все эти определения раскрывают трудовую деятельность человека на земле по созданию всех основных продуктов питания и сырья для промышленности.
Поэтому в сельской местности учащимся необходимо привить навыки правильного обращения с почвой, бережного отношения к земельным ресурсам, уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«АГРОЭКОЛОГИЯ»
: В результате обучения учащиеся должны:
знать: историю возникновения и развития взаимоотношений человечества и культурных растений; значение адаптивных особенностей покрытосеменных растений для растениеводства; особенности физиологии культурных покрытосеменных растений; основные факторы окружающей среды, влияющие на рост, развитие и продуктивность культурных растений; биологические основы выращивания и размножения культурных растений и их технологии; основные направления селекции культурных растений; методы защиты культурных растений от болезней и вредителей; характерные особенности агроландшафтов и способы поддержания их стабильности; знать и применять современные и традиционные технологии
уметь: использовать знание биологии культурных растений в практике растениеводства , ландшафтного дизайна ; проводить элементарный почвенный анализ и использовать его результаты в практике растениеводства; определять семена культурных растений и применять знание важнейших агротехнических приемов посева на практике; размножать культурные растения разными способами и выращивать рассаду различных культур с достаточной эффективностью на основе знания биологии культурных растений; применять на практике знания о различных способах борьбы с вредителями
Ожидаемые результаты: -
углубление и совершенствование знаний обучающихся в области биологии и экологии растений;
развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда;
участие в учебно-исследовательских конференциях. Показатели эффективности работы курса:
стремление к получению новой информации и самообразованию;
умение ориентироваться во взаимосвязях организмов и биотического сообщества, а также их взаимодействия с условиями неживой природы.
В ходе изучения дисциплины будут сформированиы следующие результаты:
Личностные:
У ученика будут сформированы:
гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за ее судьбу;
бережное отношение к продуктам и вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей и заслуживают уважения
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Ученик научится:
договариваться, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные интересы и мнения и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Основное содержание курса
Понятие о почве -4 часа
Почва- основное средство сельскохозяйственного производства
Понятие о почве, почвоведение, земледелии. . Леса и луга как элементы аграрного оптимизированного ландшафта. Экологическая роль леса в ландшафте. . Малые реки, озера, пруды- важнейшая составляющая часть агроландшафта. Животноводство и окружающая среда. 4часа Роль наземных (млекопитающие, птицы, насекомые и др.) животных в ландшафте. Сельскохозяйственное угодье как среда обитания диких животных .Животноводство и окружающая среда. Сельскохозяйственное использование жидкого навоза . Экскурсия 1 час Посещение ООО « Агромир» Экологические предпосылки размещения производственных подразделений 4 часа Использование биомассы на энергетические цели. Экологические предпосылки размещения производственных подразделений, дорожной сети, организации угодий и севооборотов Севообороты . Приглашение агронома с ГБПОУРМ Кемлянский агарный колледж» Особо охраняемые территории Мордовии Экскурсии 3 часа ГБПОУ РМ « Кемлянский аграрный коледж ,.. . Экскурсия в ФГБУ «Заповедная Мордовия» национальный парк «Смольный» Итоговое занятие 1 час | | |
Календарно - тематическое планирование курса по выбору
« Агроэкология » в 7 классе
№п/п | Тема урока | Кол часов | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Дата проведения |
планир | фактич |
| | | | | | |
1 | Почва- основное средство сельскохозяйственного производства | 1 | Урок формирования знаний | Работа с интернет ресурсами | | |
2 | Почва- основное средство сельскохозяйственного производства | | Комбинированный урок | | | |
3 | Понятие о почве, почвоведение, земледелии. | 1 | Комбинированный урок | Работа с интернет ресурсами | | |
4 | Понятие о почвоведение, земледелии | | | | | |
5 | Леса и луга как элементы аграрного оптимизированного ландшафта. Экологическая роль леса в ландшафте. | 1 | Урок применение знаний на практике | Работа с интернет ресурсами | | |
6 | Экологическая роль леса в ландшафте | | Комбинированный урок | | | |
7 | . Малые реки, озера, пруды- важнейшая составляющая часть агроландшафта. | 1 | Урок применение знаний на | Индивидуальная работа обучающего | | |
8 | Малые реки, озера, пруды- важнейшая составляющая часть агроландшафта. | | практике | характера | | |
9 | Роль наземных (млекопитающие, птицы, насекомые и др.) животных в ландшафте. | 1 | Урок применение знаний на практике | Осенняя обработка почвы | | |
10 | Роль наземных (млекопитающие, птицы, насекомые и др.) животных в ландшафте. | | | | | |
11 | Сельскохозяйственное угодье как среда обитания диких животных | 1 | Урок применение знаний на | Работа с интернет ресурсами | | |
12 | Сельскохозяйственное угодье как среда обитания диких животных | | практике | | | |
13 | Животноводство и окружающая среда. | 1 | Урок закрепления | Работа с интернет ресурсами | | |
14 | Животноводство и окружающая среда. | | знаний | | | |
15 | Сельскохозяйственное использование жидкого навоза | 1 | Урок закрепления знаний | Закладка компостной кучи. | | |
16 | Сельскохозяйственное использование жидкого навоза | | Урок закрепления знаний | | | |
17-18 | Посещение ООО «Дружба» | 1 | Экскурсия | Экскурсия | | |
19 | Использование биомассы на энергетические цели. | | | | | |
20 | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | Урок формирован | Распознавание главнейших видов | | |
21-22 | Учение о ноосфере. | | ия знаний и умений | минеральных удобрений | | |
23 | Агроэкосистемы. Биопродуктивность агроэкосистем. Роль отдельных компонентов в агросистемах. | 1 | Урок формирования знаний и умений | Работа с интернет ресурсами | | |
24 | Экологические предпосылки размещения производственных подразделений | 1 | Урок формирования знаний и умений | Работа с интернет ресурсами | | |
25 | Размещения производственных подразделений | | Урок формирования знаний и умений | | | |
26-27 | | ГБПОУ РМ « Кемлянский аграрный коледжа , мастер класс Экологические предпосылки размещения производственных подразделений | 2 | Урок формирования знаний и умений | Работа с интернет ресурсами | | | |
28 | | Севообороты . Приглашение агронома ГБПОУ РМ « Кемлянский аграрный колледжа ,.. | 1 | Практическая работа | Практическая работа | | | |
29 | | Особо охраняемые территории Мордовии | 1 | Урок формирован | Работа с интернет ресурсами | | | |
30 | | Особо охраняемые территории Мордовии | | | | | | |
31-32-33 | | ... Экскурсия в ФГБУ «Заповедная Мордовия» национальный парк «Смольный»). ... | 3 | Экскурсия | Экскурсия | | | |
34 | | Конференция за курс агроэкология | 1 | Зачет | | | | |
- | | Итого : 34 часа | | | | | | |
| | |
|
Перечень учебно - методические средств обучения.
Основная литература
Авторы: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова,
учебник «Экология России. .М.:Просвещение, 2000.
Рабочая тетрадь по экологии класс Миркин Б.М., Наумова Л.Г.
Дополнительная литература для учащихся
Агесс П. Ключи к экологии. - Гидрометеоиздат, 1982.
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.
Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта. - М: Мир, 1988. - 350с.
Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды / Метод, пособие по полевой экологии для педагогов доп. образования и учителей. - М.: Экосистема, 1998.
Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.
Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.
Дополнительная литература для учителя
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. М., Владос, 2003
Дажо Р. Основы экологии. - М., 1975.
Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. -М.: Просвещение, 1989.
Интернет- ресурсы.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru/, http://eor.edu.ru/
Экологический центр «Экосистема». http://www.ecosystema.ru/