Пояснительная записка
Элективный курс «Человек - Общество - Мир», предназначен для обучающихся 10 класса. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации этот курс ведется в классах, где преподаётся обществознание. Относится к предметной области «Обществознание».
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы для 10-11 класса., авт. О. И. Волошина, А.П. Логунов, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон (Программа элективного курса «Человек – общество – мир» /сост– Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. «Человек – общество – мир». – М., 2007.
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);
введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;
формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;
формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов образовательного стандарта: Истории России, обществознание и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
.
«Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
«Проблема прав человека в 21 веке»
Каждая часть является законченным логическим целым и может изучаться самостоятельно.
Отличительными чертами данного курса является: при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Элективный курс «Человек - Общество - Мир» направлен на расширение кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации.
Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.
Содержание элективного курса «Человек - Общество - Мир» (34 часа).
10 класс
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).
Тема 1. Перспективы цивилизации:
А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;
Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания;
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;
А) диалог цивилизаций;
Б) конфликт и противостояние цивилизаций;
В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции);
Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:
А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;
Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности;
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:
А) глобальная Африка;
Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;
В) экологические кризисы;
В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы);
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:
А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;
Б) «принуждение к миру» (США);
В) ориентация на собственные силы (Китай);
Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).;
Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:
А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;
Б) международный терроризм;
В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);
Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.;
Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия
Заключительное занятие первого полугодия. Подведение итогов первого раздела.
Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке».
Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом.
Из истории возникновения права, прав человека.
Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю.
Конституционные основы правового положения граждан России.
Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке.
Механизм правового регулирования общественных отношений.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека
Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному).
Права человека в исторической ретроспективе.
Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.
Проблема прав человека в Российской империи.
Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление).
Естественные права человека.
Конституционные права человека.
Тема 5. Права человека языком юридических документов.
Всеобщая Декларация прав человека.
Права человека в документах международного права.
Защита международным правом детства.
Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?)
Правовой нигилизм.
Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.
Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.
Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека).
Международные преступления против прав человека.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека)
Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
Национальные гарантии прав и свобод личности.
Национальные органы защиты прав и свобод личности.
Международные органы защиты прав и свобод личности.
Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века?
Современное состояние феминистского движения в мире, в России.
Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.
Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека.
Формирование компетентностного подхода в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.
Мы – граждане России!
Список литературы для учителя
Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.
Список литературы для учащихся
Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Человек-общество-мир» (34 часа) 10 класс
№ урока | Дата Урока | Название раздела, темы урока | Примечание |
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» |
1 | | Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось? Условность и реальность исторического времени | |
2 | | Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса | |
3 | | Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. | |
4 | | Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций | |
5 | | Типы проблем: две «империи зла», Север – Юг, Запад – Восток. | |
6 | | «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. | |
7 | | Практикумы: работа с материалами СМИ | |
8 | | Глобальная Африка. | |
9 | | Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы. | |
10 | | Геополитический кризис (США и Европы). | |
11 | | Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё. | |
12 | | «Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм). | |
13 | | Принципиальная возможность сохранения цивилизации. | |
14 | | Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. | |
15 | | Международный терроризм: поиск координированных усилий. | |
16 | | Главные загадки и тайны 3 тысячелетия. Перспектива сохранения многообразия. | |
Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке» |
17 | | Из истории возникновения права, прав человека | |
18 | | Конституционные основы правового положения граждан России. | |
19 | | Механизм правового регулирования общественных отношений | |
20 | | Международные юридические гарантии прав и свобод личности | |
21 | | Права человека в исторической ретроспективе | |
22 | | Проблема прав человека в Российской империи | |
23 | | Естественные права человека | |
24 | | Конституционные права человека | |
25 | | Права человека в документах международного права | |
26 | | Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях | |
27 | | Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности | |
28 | | Международные преступления против прав человека | |
29 | | Международные юридические гарантии прав и свобод личности | |
30 | | Понятие механизма реализации прав и свобод личности | |
31 | | Современное состояние феминистского движения в мире, в России | |
32 | | Проблема знания и образования в области прав человека | |
33 | | Интеллектуально-ролевая игра «Дебаты» | |
34 | | Итоговое занятие Мы – граждане России! | |
| Итого: | 34 | |