СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Человек - Общество - Мир», 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Человек - Общество - Мир», 10 класс»

Пояснительная записка


Элективный курс «Человек - Общество - Мир», предназначен для обучающихся 10 класса. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации этот курс ведется в классах, где преподаётся обществознание. Относится к предметной области «Обществознание».

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы для 10-11 класса., авт. О. И. Волошина, А.П. Логунов, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон (Программа элективного курса «Человек – общество – мир» /сост– Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. «Человек – общество – мир». – М., 2007.

Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.


Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:       

  1. освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);

  2. введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;

  3. формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.


Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  1. выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;

  2. формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.


Преподавание курса связано с преподаванием других курсов образовательного стандарта: Истории России, обществознание и опирается на их содержание.


Курс предусматривает изучение следующих разделов:

.

  1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»

  2. «Проблема прав человека в 21 веке»

Каждая часть является законченным логическим целым и может изучаться самостоятельно.


Отличительными чертами данного курса является: при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Элективный курс «Человек - Общество - Мир» направлен на расширение кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации.


Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.





Содержание элективного курса «Человек - Общество - Мир» (34 часа).

10 класс


Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»


Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).


Тема 1. Перспективы цивилизации:

А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;

Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания;


Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;

А) диалог цивилизаций;

Б) конфликт и противостояние цивилизаций;

В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции);


Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:

А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;

Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности;


Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:

А) глобальная Африка;

Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;

В) экологические кризисы;

В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы);


Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:

А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;

Б) «принуждение к миру» (США);

В) ориентация на собственные силы (Китай);

Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).;


Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:

А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;

Б) международный терроризм;

В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);

Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.;


Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия


Заключительное занятие первого полугодия. Подведение итогов первого раздела.


Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке».


Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом.

Из истории возникновения права, прав человека.

Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю.

Конституционные основы правового положения граждан России.


Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке.

Механизм правового регулирования общественных отношений.

Международные юридические гарантии прав и свобод личности.

Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека


Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному).

Права человека в исторической ретроспективе.

Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.

Проблема прав человека в Российской империи.


Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление).

Естественные права человека.

Конституционные права человека.

Тема 5. Права человека языком юридических документов.

Всеобщая Декларация прав человека.

Права человека в документах международного права.

Защита международным правом детства.

Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?)

Правовой нигилизм.

Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.

Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.


Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека).

Международные преступления против прав человека.

Международные юридические гарантии прав и свобод личности.


Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека)

Понятие механизма реализации прав и свобод личности.

Национальные гарантии прав и свобод личности.

Национальные органы защиты прав и свобод личности.

Международные органы защиты прав и свобод личности.


Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века?

Современное состояние феминистского движения в мире, в России.

Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.


Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека.

Формирование компетентностного подхода в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.

Мы – граждане России!












Список литературы для учителя

  1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.

  2. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.

  3. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.

  4. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.

  5. Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.


Список литературы для учащихся


  1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.

  2. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.

  3. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.

  4. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.



















Календарно-тематическое планирование

по курсу «Человек-общество-мир» (34 часа) 10 класс

№ урока

Дата

Урока

Название раздела, темы урока

Примечание

Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»


1


Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось? Условность и реальность исторического времени


2


Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса


3


Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.


4


Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций


5


Типы проблем: две «империи зла», Север – Юг, Запад – Восток.


6


«Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности.


7


Практикумы: работа с материалами СМИ


8


Глобальная Африка.


9


Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы.


10


Геополитический кризис (США и Европы).


11


Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё.


12


«Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм).


13


Принципиальная возможность сохранения цивилизации.


14


Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.


15


Международный терроризм: поиск координированных усилий.


16


Главные загадки и тайны 3 тысячелетия. Перспектива сохранения многообразия.


Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке»

17


Из истории возникновения права, прав человека


18


Конституционные основы правового положения граждан России.


19


Механизм правового регулирования общественных отношений


20


Международные юридические гарантии прав и свобод личности


21


Права человека в исторической ретроспективе


22


Проблема прав человека в Российской империи


23


Естественные права человека


24


Конституционные права человека


25


Права человека в документах международного права


26


Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях


27


Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности


28


Международные преступления против прав человека


29


Международные юридические гарантии прав и свобод личности


30


Понятие механизма реализации прав и свобод личности


31


Современное состояние феминистского движения в мире, в России


32


Проблема знания и образования в области прав человека


33


Интеллектуально-ролевая игра «Дебаты»


34


Итоговое занятие Мы – граждане России!



Итого:

34













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!