РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Экономические задачи в математике»
для 9 класса
2020
Пояснительная записка
Важной составляющей подготовки обучающихся является овладение практическими навыками и умениями применять полученные знания в различных сферах, в том числе и в повседневной жизни. Это необходимо для осуществления взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Ориентация на социально – экономические профессии экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математики здесь принадлежит особая роль. Элективный курс «Экономические задачи в математике» ориентирована на рассмотрение отдельных тем математики, которые применяются при решении задач экономического характера.
Данная программа разработана для учащихся 9 класса. Программа «Экономические задачи в математике» дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования удовлетворение и поощрение любознательности школьников, их аналитических и синтетических способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Функции, их свойства, графики, используемые в экономике.
Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Математические модели в экономике. Графические модели в экономике. Построение графических моделей в экономике. Кривые прибыли, затрат.
2. Проценты, доли, соотношения.
Простые проценты. Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные соотношения. Текстовые арифметические задачи на проценты.
3. Задачи о вкладах и кредитовании (банковских процентах).
Вклады. Сложные проценты. Проценты по вкладам. Кредиты. Проценты по кредитам. Дифференцированные платежи. Фиксированные платежи. Аннуитетные платежи.
4. Задачи оптимизации производства товаров или услуг.
Оптимальный выбор. Производственные и бытовые задачи. Логический перебор в задачах оптимизации. Экстремальные задачи в экономике. Задачи на «оптимизацию». Применение производной функции для отыскания наибольших и наименьших величин. Решение задач о максимальном выпуске без использования производной. Решение задач о минимальной стоимости без использования производной. Решение задач экономического
содержания на производительность и окупаемость.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов и реализуется в I полугодие – 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса:
Урок - семинар
Урок- дискуссия
Урок-практикум
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение данного курса дает возможность учащимся:
изучить математические методы решения задач экономического содержания;
овладение умениями и навыками решения задач с помощью экономико-математических методов;
овладение техникой построения графических моделей при решении задач;
освоить основные приемы решения задач на свойствах функций;
освоить основные методы решения экономических задач;
повысить уровень математической культуры, творческого развития, познавательной активности.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различного уровня сложности. При выполнении 50% работы ставится «зачет». Если работа не зачтена, следует провести индивидуальную консультацию с учеником и дать ему возможность пересдать работу
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Избранные вопросы математики», 34 ч.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Функции, их свойства, графики, используемые в экономике | 2 |
2 | Проценты, доли, соотношения. | 1 |
3 | Задачи о вкладах и кредитовании (банковских процентах) 9 часов |
3.1. | Дифференцированные платежи | 3 |
3.2. | Фиксированные платежи | 3 |
3.3. | Аннуитетные платежи | 3 |
4 | Задачи оптимизации производства товаров или услуг 5 часов |
4.1 | Производительность | 3 |
4.2 | Окупаемость | 2 |
| Итого: | 17 |
Методическое обеспечение.
Григорьева И.С. Обольстительные финансы// Математика для школьников. – 2011. - №4., с. 21
Музенитов Ш.А. Задачи с экономическим содержанием на уроках математики // Математика в школе – 2011. - №10, с. 14
Бутузов В.Ф., Колягин Ю.М., и др. Математика. Учебник для экономистов 10-11 классы. М. «Санта-пресс»,1996. - 200с.
Лысенкер Л. Ш., Лысенкер Э.М. Прикладные математические задачи для основной с старшей школы.-М.: Илекса, 2015.- 54с.
Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Решения задач по экономике от простых до олимпиадных. М.: Вита-Пресс, 2010 – 65 с.