МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественного цикла Протокол № 1 от 21. 08. 2019 г. Рук.МО______________ | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29. 08. 2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Хиславичская СШ» ___________ Е.И.Адашан Приказ № 86 от 29. 08. 2019 г. |
Рабочая программа
Элективный курс по биологии
«Избранные вопросы биологии» 11 класс
Учитель: Лизункова Т.В.
2019-2020 учебный год
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
-реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
-признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственногоздоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ин формацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
Выпускник научиться:
- на углубленном уровне приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
-оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
на углубленном уровне давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
на углубленном уровне решать задачи по молекулярной биологии:
по теме «Принцип комплементарности, правило Чаргаффа»
по теме «Свойства генетического кода»
по теме «Биосинтез белка»
по теме «Диссимиляция глюкозы» ; Фотосонтез»
задачи ЕГЭ
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
-решать задачи по генетике:
решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» : «Взаимодействие генов»; «Хромосомная теория наследственности»; Генетика пола»; « Генетика человека»
-устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
Содержание курса.
Введение
Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
Химический состав клетки. Углеводы. Липиды.
Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.
Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью кл
Химический состав клетки. Белки.
Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов
Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования
АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
Тестирование по разделу «Молекулярная биология»
Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология»
Строение клетки и её органоиды.
Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). клеток.
Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.
Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации.
Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата. Строение и функции лизосом.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС.
Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.
Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.
Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.
Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий.
Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.
Фотосинтез
Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ·Н2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза.
Энергетический обмен
Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.
Биосинтез белка
Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков.
тЖизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.
Амитоз и его значение. Мейоз - цитологическая основа полового размножения
Бесполое и половое размножение.
Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение.
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.
Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон,
Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»
Независимое наследование признаков
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя.
Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.
Взаимодействие неаллельных генов.
Хромосомная теория наследственности.
Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя.
Генетика пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Закономерности изменчивости.
Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.
Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические).
Генетика человека
Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.
Календарно-тематическое планирование
№ П/П | Темы занятия | Дата | Корректировка |
1. | Введение в предмет | | |
| Раэдел1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»-6 часов | | |
2. | Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная организация жизни» | | |
3. | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества» | | |
4. | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Углеводы. Липиды». | | |
5. | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Белки». | | |
6. | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ» | | |
7. | Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ» | | |
8. | Тестирование по разделу: «Молекулярная биология» | | |
| Раздел II. Цитология - 11 ч | | |
9. | Решение задач по теме: «Цитология как наука. Клеточная теория» | | |
10. | Решение задач по теме: « Строение клетки и её органоиды» | | |
11. | Решение задач по теме: «Фотосинтез» | | |
12. | Решение задач по теме: «Энергетический обмен» | | |
13. 14. 15. | Решение задач по теме: «Биосинтез белка» | | |
16. | Решение задач по теме: «Типы деления клеток» | | |
17. | Решение задач по теме: «Бесполое и половое размножение» | | |
18. | Решение задач по теме: «Индивидуальное развитие организмов» | | |
19. | Тестирование по разделу «Цитология» | | |
| Раздел III. Генетика - 13 ч | | |
20. | Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» | | |
21 | Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» | | |
22. | Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» | | |
23. | Решение задач по теме: «Взаимодействие генов» | | |
24. | Решение задач по теме: «Взаимодействие генов» | | |
25. | Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности» | | |
26. | Решение задач по теме: «Хромосомная теория наследственности» | | |
27. | Решение задач по теме: «Генетика пола» | | |
28. | Решение задач по теме: «Генетика пола» | | |
30. | Решение задач по теме: «Генетика человека» | | |
31. | Тестирование по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» | | |
32 | Анализ тестирования | | |
33. | Анализ тестирования | | |
34. | Итоговое занятие | | |