СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс " Избранные вопросы биологии "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном курсе расматриваются вопросы которые вызывают трудности при подготовке к сдаче ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс " Избранные вопросы биологии "»


МБОУ «Хиславичская СШ»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей естественного цикла

Протокол № 1 от

21. 08. 2019 г.

Рук.МО______________


Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 29. 08. 2019 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

___________ Е.И.Адашан

Приказ № 86 от

29. 08. 2019 г.











Рабочая программа

Элективный курс по биологии

«Избранные вопросы биологии» 11 класс




Учитель: Лизункова Т.В.


















2019-2020 учебный год



Планируемые результаты изучения курса.


Личностные результаты:

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

-реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственногоздоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ин формацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Предметные результаты

Выпускник научиться:

-  на углубленном уровне  приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

 - представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

-оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;


Выпускник получит возможность научиться:


  • на углубленном уровне   давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  •   на углубленном уровне решать задачи по молекулярной биологии:

  • по теме «Принцип комплементарности, правило Чаргаффа»

  • по теме «Свойства генетического кода»

  • по теме «Биосинтез белка»

  • по теме «Диссимиляция глюкозы» ; Фотосонтез»

  • задачи ЕГЭ

  •   решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

-решать задачи по генетике:

решение задач по теме: «Независимое наследование признаков» : «Взаимодействие генов»; «Хромосомная теория наследственности»; Генетика пола»; « Генетика человека»

-устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;



Содержание курса.


Введение

Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.


Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.

Химический состав клетки. Углеводы. Липиды.

Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.

Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью кл

Химический состав клетки. Белки.

Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов

Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования

АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.

Тестирование по разделу «Молекулярная биология»


Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология»


Строение клетки и её органоиды.

Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). клеток.

Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.

Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации.

Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата. Строение и функции лизосом.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС.

Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.

Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.

Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.

Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий.

Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.

Фотосинтез

Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ·Н2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза.

Энергетический обмен

Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.

Биосинтез белка

Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков.

тЖизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.

Амитоз и его значение. Мейоз - цитологическая основа полового размножения

Бесполое и половое размножение.

Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон,


Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»

Независимое наследование признаков

Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет.

Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя.

Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.

Взаимодействие неаллельных генов.

Хромосомная теория наследственности.

Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя.

Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Закономерности изменчивости.

Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной ге­нетики.

Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа.

Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические).

Генетика человека

Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Мето­ды изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.

Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.



Календарно-тематическое планирование


№ П/П

Темы занятия

Дата

Корректировка

1.

Введение в предмет




Раэдел1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»-6 часов



2.

Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная организация жизни»



3.

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества»



4.

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Углеводы. Липиды».



5.

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Белки».



6.

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ»



7.

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ»



8.

Тестирование по разделу: «Молекулярная биология»




Раздел II. Цитология - 11 ч



9.

Решение задач по теме: «Цитология как наука. Клеточная теория»



10.

Решение задач по теме: « Строение клетки и её органоиды»



11.

Решение задач по теме: «Фотосинтез»



12.

Решение задач по теме: «Энергетический обмен»



13. 14. 15.

Решение задач по теме: «Биосинтез белка»




16.

Решение задач по теме: «Типы деления клеток»



17.

Решение задач по теме: «Бесполое и половое размножение»



18.

Решение задач по теме: «Индивидуальное развитие организмов»



19.



Тестирование по разделу «Цитология»




Раздел III. Генетика - 13 ч



20.

Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков»



21

Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков»



22.

Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков»



23.

Решение задач по теме: «Взаимодействие генов»



24.

Решение задач по теме: «Взаимодействие генов»



25.

Решение задач по теме:

«Хромосомная теория наследственности»



26.

Решение задач по теме:

«Хромосомная теория наследственности»



27.

Решение задач по теме:

«Генетика пола»




28.

Решение задач по теме:

«Генетика пола»




30.

Решение задач по теме: «Генетика человека»



31.

Тестирование по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ»



32

Анализ тестирования



33.

Анализ тестирования



34.

Итоговое занятие





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!