Г. Г. Николайшвили. Социальная реклама: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. Г. Николайшвили. — М.: Аспект Пресс. — 191 с. 2008
Данный курс является новаторским. В российских учебных заведениях (в том числе ВУЗах) предмет «Социальная реклама» изучается в минимальном объеме. Причина этого состоит в том, что социальная реклама как научное направление пока не сформировано не только в России, но ив мире в целом. В настоящее время создается новая наука, базовая теория российской социальной рекламы.
Элективный курс «Мастерская социальной рекламы» предусматривает освещение основных аспектов курса: понятия, истории, современного рынка социальной рекламы, законодательства о ней, взаимодействия объекта изучения с программами государственных институтов, политики, бизнеса и некоммерческого сектора, а также непосредственную работу по созданию продуктов социальной рекламы. Элективный курс адаптирован для школьников среднего звена, поэтому многие сложные аспекты проектирования социальной рекламы будут носить пропедевтический характер и углубляться с течением времени в процессе работы на все более сложными проектами.
Работа в рамках мастерской социальной рекламы будет вестись на стыке многих дисциплин: истории, обществознания, экономики, права, литературы, русского языка, информатики.
Главная цель представленной мастерской – научить детей производству социальной рекламы. Для реализации поставленной цели следует развивать в детях креативное мышление, формировать навыки творческого подхода к решению поставленных задач, воспитывать ответственность за принимаемые решения.
Лаборатория социальной рекламы ориентирована на практическую деятельность, поэтому наряду с теорией социальной рекламы ученики будут работать с кейсами, направленными на анализ показательных кампаний социальной рекламы и социального PR, а также принимать участие в создании социальной рекламы (написание сценариев, съемка, монтаж, демонстрация видеопродукции)
Большую роль в подготовке курса сыграл интернет-сайт «Социальная реклама, ру» (www.socreklama.ru), созданный в 2003 г. В настоящее время это пока единственный интернет-портал, где сосредоточены основные информационные и аналитические ресурсы по теме.
Для организации работы в мастерской социальной рекламы необходимо наличие оборудования: проектор, колонки, видеокамера, фотокамера, штатив, софиты, микрофон, хромакей (зеленый задний фон), персональные компьютеры с предустановленными программами: Sony Sound Forge, Sony Vegas Video, Proshow Produser, Adobe After Effects, Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Power Point
-знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);
-стремление к коллективной творческой деятельности.
-развитие инициативы и самостоятельности школьников в решении посильных социально-значимых проблем;
-проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);
-опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.
способностью к самостоятельному обучению новым методам и технологиям, освоению нового содержания деятельности для повышения эффективности своего труда;
способностью к реализации изученных технологий с целью исследования и развития социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной рекламы и реализующих ее специалистов;
способностью к разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества
№ | Дата | Тема урока | Содержание (понятия) | Виды деятельности | Форма работы | Контроль |
план | факт |
5 класс ВВЕДЕНИЕ – 1 час |
-
| 07.09 | | Социальная реклама как необходимость | Сущность социальной рекламы, ее значение и влияние на общественное развитие. Реклама и гражданская активность | Работа учащихся с иллюстративным материалом. Выделение закономерностей развития рекламы. | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ (5 часов) |
-
| 14.09 | | Понятие социальной рекламы | Социальная реклама, виды социальной рекламы (некоммерческая, общественная государственная, социальная) | Работа учащихся с текстом и презентацией. Выделение закономерностей развития рекламы | Парная. Групповая. | Групповые задания |
-
| 21.09 | | Методы реализации социальной рекламы | Устная реклама, фотография, социальный плакат, листовки. | Работа учащихся с текстом и презентацией. Называть основные методы реализации рекламы | Парная. Групповая. | Групповые задания |
-
| 28.09 | | Функции социальной рекламы | Экономическая функция Социальная функция Коммуникационная функция Маркетинговая функция | Работа учащихся с текстом и презентацией. Называть основные функции рекламы. Выявлять закономерности функций | Парная. Групповая. | Групповые задания |
-
| 05.10 | | Темы социальной рекламы и её применение | Основные темы социальной рекламы: против СПИДа, антитабачные, за здоровый образ жизни, перепись населения, против алкоголя, мир вашему дому, беспризорность, экология и пр. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности развития рекламы. Приводить оценки рекламных видео. Формулирование выводов по теме. | Парная. Групповая. | Групповые задания |
-
| 12.10 | | Заказчики социальной рекламы | Основные заказчики: общественные компании, благотворительные организации, государственные учреждения, коммерческие фирмы. Цели и особенности производства рекламы для разных категорий | Работа учащихся с материалами СМИ. Хар-ть причины и значение ключевых мотивов производства рекламы. Группировать (классифицировать) факты | Парная. Групповая. | Групповые задания |
Практика создания социальной рекламы (14 часов) |
-
| 19.10 | | Основные правила создания видео-роликов | Правила работы над сценарием, хронометраж видео, роли и реплики в сценарии, «шоковые приемы», целевая аудитория, баланс визуальных образов и слов. | Работа учащихся с текстом и презентацией. Составлять простой сценарий, объяснять правила его написания и излагать суждения о значении его идей. | Парная. Групповая. | Групповые задания |
-
| 26.10 | | Практическая работа №1 по теме: «Сценарий для короткого видео» | Написание сценария методом мозгового штурма, корзины идей, «консервирования» Правила развития сюжета: завязка-развитие-кульминация-развязка-эпилог. Распределение ролей. | Определение темы, сюжета, мозговой штурм, корзина идей, консервирование. Обсуждение вариантов проекта | Инливидуальная-коллективная | Составить сценарный план, «ходовку», написать текст. |
-
| 09.11 | | Коллективная | Учить распределенные роли |
-
| 16.11 | | Пять правил видеосъемки | Съемка со штатива и основные нарушения. Съемка на уровне глаз объекта и параллельно линии горизонта и основные нарушения. Использование зума. Съемка при освещении. Съемка с настроенным балансом белого. | Работа с камерой. Работа со штативом. Пробные кадры. Игра в кадре. Соблюдение правил поведения при съемке. | Коллективная | Отработка навыков работы с камерой |
-
| 23.11 | | Коллективная | Отработка навыков работы с камерой |
-
| 30.11 | | Практическая работа №2 по теме: «Съемка видео по разработанному сценарию для короткого видео» | Съемка короткого видео по ранее разработанному сценарию | Подготовка к съемке. Съемка видео с соблюдением пяти правил. Игра в кадре. | Коллективная | Отработка навыков работы с камерой. Выполнение индивидуальных заданий |
-
| 07.12 | | Коллективная | Съемка видео |
-
| 14.12 | | Основные правила монтажа отснятого материала | Монтаж по крупности. Монтаж по ориентации в пространстве. Монтаж по направлению движения. Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре. Монтаж по темпу движущихся объектов. Монтаж по композиции кадров. Монтаж по свету. Монтаж по цвету. Монтаж по смещению осей съемки. | Работа с программами Sony Sound Forge, Sony Vegas Video, Proshow Produser | Инливидуальная-коллективная | Пробный монтаж |
-
| 21.12 | | Инливидуальная-коллективная | Пробный монтаж |
-
| 11.01 | | Практическая работа №3 по теме: «Монтаж видео и фотоматерала» | Монтаж отснятого материала в программах Sony Sound Forge, Sony Vegas Video, Proshow Produser | Монтаж отснятого материала в программах | Инливидуальная-коллективная | Монтаж части видео в домашних условиях |
-
| 18.01 | | Монтаж части видео в домашних условиях |
-
| 25.01 | | КЕЙС 1. Комплексный проект «Радоваться хотят все…» | Работа над проектом по направлению организации помощи (досуга) детям из социально-неблагополучных семей во время каникул. Сценарный план. Раскадровка. Роли. Социальное значение проекта. Съемка. Монтаж | Составление сценарного проекта, распределение ролей, съемка, монтаж и озвучка материала | Инливидуальная-коллективная | Работа над проектом |
-
| 01.02 | | Работа над проектом |
-
| 08.02 | | Работа над проектом |
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ социальной рекламы (3 часа) |
-
| 15.02 | | Средства социальной рекламы в советское время | Декрет «О введении государственной монополии на объявления». Тематика советской социальной рекламы конца 1910-х - начала 1930-х гг. Популяризация советской власти. Равноправие мужчин и женщин. Плакаты и лозунги советской эпохи | Работа учащихся с иллюстративным материалом. Выделение закономерностей развития рекламы заданного периода Формулирование выводов на основе проделанной работы | Коллективная | Индивидуальные задания |
-
| 22.02 | | Социальная реклама военного периода | Мобильные и эмоционально воздействующие жанры: радиообращения, плакаты, листовки, лозунги, фронтовая кинохроника. Главные лозунги. | Работа учащихся с иллюстративным материалом. Выделение закономерностей развития рекламы заданного периода Формулирование выводов на основе проделанной работы | Коллективная | Индивидуальные задания |
-
| 01.03 | | Социальная реклама сегодня | Кризис рекламы до середины 60-х гг. Основные темы рекламы. Законы о рекламе. Фестивали и конкурсы социальной рекламы. Основные требования к социальной рекламе. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности развития рекламы. Приводить оценки рекламных видео. Формулирование выводов по теме. | Коллективная | Индивидуальные задания |
Практика создания социальной рекламы (11 часов) |
-
| 15.03 | | Практическая работа №4 по теме: «Сложный сценарий. Основные правила составления» | Сложный сценарий и его структура. Главный герой. Круговорот событий и сопутствующие персонажи. Антигерой. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности сложного сценария. Приводить собственные примеры сценарных блоков. | Индивидуальная | Разработка сложного сценария. Разучивание ролей |
-
| 22.03 | | Коллективная |
-
| 29.03 | | Практическая работа №5 по теме: «Закадровая озвучка и ее особенности» | Оборудование для озвучки. Одноголосое, двухголосое, многоголосое озвучивание. Дублирование, липсинг, полная адаптация. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности закадровой озвучки. Применять умения на практике. | Коллективная | Домашняя озвучка сегментов видео |
-
| 05.04 | | КЕЙС 2. Социальная реклама и пропаганда | Работа над проектом по созданию военно-патриотического социального видео ко Дню Победы. Сценарный план. Раскадровка. Роли. Социальное значение проекта. Съемка. Монтаж. | Составление сценарного проекта, распределение ролей, съемка, монтаж и озвучка материала | Коллективная | Отработка навыков работы с камерой. Выполнение индивидуальных заданий Съемка видео |
-
| 12.04 | |
-
| 19.04 | | Групповая | Съемка видео |
-
| 26.04 | | Практическая работа №6 по теме: «Правила съемки мультипликационного (покадрового) видео» | Особенности работы с покадровой съемкой. Timelapse – технология съемки. Необходимое оборудование. | Написание сценария для покадрового видео. Написание раскадровки. Работа с камерой и штативом. Работа в кадре. | Коллективная | Отработка навыков покадровой съемки в домашних условиях |
-
| 03.05 | |
-
| 10.05 | | КЕЙС 3. Скрайбинг-видео «Я - ФИЛОЛОГ!» | Работа над проектом по созданию образовательного социального видео к окончанию 5 класса. Сценарный план. Раскадровка. Роли. Социальное значение проекта. Съемка. Монтаж. | Составление сценарного проекта, распределение ролей, съемка, монтаж и озвучка материала | Коллективная | Отработка навыков работы с камерой. Выполнение индивидуальных заданий Съемка видео |
-
| 17.05 | |
-
| 24.05 | |
6 класс СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В РОССИИ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И РАЗМЕЩЕНИЯ (5 часов) |
-
| | | Пять принципов социальной рекламы | Базовые принципы социальной рекламы. Целевая аудитория рекламы. | Работа учащихся с иллюстративным материалом. Выделение закономерностей рекламы. | Коллективная | Индивидуальные задания |
-
| | | Группы социальной рекламы | Реклама, пропагандирующая правильный образ жизнедеятельности. Реклама, направленная на формирование законопослушания. Патриотическая реклама. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности каждой рекламы. Приводить собственные примеры по теме. | Коллективная | Индивидуальные задания |
-
| | | Влияние социальной рекламы | Привлечение внимания. Сосредоточение внимания. Внушение. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности методов влияния. Приводить собственные примеры по теме | Коллективная | Индивидуальные задания |
-
| | | Примеры социальной рекламы | Предупреждающий и информационный характер рекламы. Яркие образцы рекламы. | Работа учащихся с материалами СМИ. Характеризовать особенности каждой рекламы. Приводить собственные примеры по теме | Коллективная | Индивидуальные задания |
-
| | | Социальная реклама и социальный PR | Рекламная кампания. Стоимость кампании. Цели и задачи кампании. Уровень контроля над передаваемым сообщением. Уровень доверия к информации. Измерение эффективности кампании. | Работа учащихся с материалами СМИ. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. Группировать (классифицировать) факты. | Коллективная | Индивидуальные задания |
Практика создания социальной рекламы (11 часов) |
-
| | | Практическая работа №7 по теме «Кастинг и работа с актерами» | Правила отбора моделей. Правила взаимодействия съемочной группы и актеров массовки, второстепенных и основных ролей. | Работа учащихся с материалами СМИ. Моделирование ситуации. Работа со школьниками по подбору моделей для видео | Инливидуальная-коллективная | Отработка навыков коммуникации со сверстниками и людьми старшего возраста |
-
| | |
-
| | | Практическая работа №8 по теме «Изготовление анимации After Effects» | Базовые инструменты программы. Основы работы в программе. Шурешки и создание элементов графического интерфейса в Adobe After Effects. | Работа с программой. Знакомство с базовыми возможностями. Создание элементарных проектов. | Инливидуальная-коллективная | Выполнение персональных заданий в Adobe After Effects |
-
| | | Выполнение персональных заданий в Adobe After Effects |
-
| | | Пост-продакшн готового видео | Композитинг, телесайн, шумовое озвучение, изготовление титров, финальный монтаж. | Отработка полученых знаний в программе Sony Vegas Video | Инливидуальная-коллективная | Выполнение персональных заданий в Sony Vegas Video |
-
| | |
-
| | | Практическая работа №9 по теме: «Работа с населением и материалами статистики по социальной проблеме» | Основы деловой этики и правилами знакомства с новыми людьми. Методы сбора социологической информации. Правила анкетирования. Анализ собранных данных. Визуализация социологической информации. Работа с графиками Microsoft Excel | Сбор информации по заданой теме у людей на улице. Обработка полученных данных Работа с программой. Знакомство с базовыми возможностями Microsoft Excel | Парная. Групповая | Сбор информации по заданной теме |
-
| | | Представление результатов обработанной информации |
-
| | | КЕЙС 4. Оценка эффективности социальной рекламы | Работа над проектом по созданию профилактического социального видео по актуальной проблеме. Сценарный план. Раскадровка. Роли. Социальное значение проекта. Съемка. Монтаж | Составление сценарного проекта, распределение ролей, съемка, монтаж и озвучка материала | Парная. Групповая. Коллективная | Отработка навыков работы с камерой. Выполнение индивидуальных заданий Съемка видео |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ (3 часа) |
-
| | | Когнитивные и эмоциональные аспекты рекламы | Ощущение, восприятие, принципу целостности, закон краткости. Привлечение внимания. Воздействие на память. Эмоции страха, стыда, страдания в соц. рекламе. Эмоции интереса, радости. | Работа учащихся с материалами СМИ. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. Группировать (классифицировать) факты. | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
-
| | | Способы манипуляции в социальной рекламе | Манипулятивные технологии. Создание благоприятных установок. Трансформации информационного потока. Эксплуатация существующих в массовом сознании стереотипов. Дисфункциональные эффекты | Работа учащихся с материалами СМИ. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. Группировать (классифицировать) факты. | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
-
| | | Психология цвета в рекламе | Семантика цвета. Влияние цвета на восприятие рекламного сообщения. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. | Групповая | Индивидуальные задания |
Практика создания социальной рекламы (4 часа) |
-
| | | Практическая работа №10 по теме «Анализ эффективных способов воздействия на целевую аудиторию» | Сосредоточенность на определенном сегменте. Средства распространения. Public relations. Канал сбыта (распределения). Ситуативные факторы внушаемости | Работа учащихся с материалами СМИ. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. Приводить примеры эффективной рекламы. | Групповая | Индивидуальные задания |
-
| | | КЕЙС 5. Разработка эффективной социальной рекламы | Анализ эффективности на примере антинаркотической рекламы. Работа над проектом по созданию профилактического социального видео с акцентом на мотивацию. Сценарный план. Раскадровка. Роли. Социальное значение проекта. Съемка. Монтаж | Составление сценарного проекта, распределение ролей, съемка, монтаж и озвучка материала | Групповая | Отработка навыков работы с камерой. Выполнение индивидуальных заданий Съемка видео |
-
| | |
-
| | |
Взаимодействие социальной рекламы с социальными институтами (4 часа) |
-
| | | Социальная реклама и бизнес | Система взаимоотношений социальной рекламы и бизнеса. | Работа учащихся с материалами СМИ. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий. | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
-
| | | Место рекламы в деятельности некоммерческих и общественных организаций | Социальную реклама третьего сектора. Реклама ценностей. Реклама миссии и целей. Реклама проблемы. Реклама проектов. Взаимоотношения НКО и СМИ. | Работа учащихся с материалами СМИ. Устанавливать причинно-следственные связи между рекламой и НКО | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
-
| | | Взаимодействие социальной рекламы и политических технологий | Концепции социальной рекламы в политическом контексте. | Работа учащихся с материалами СМИ. Устанавливать причинно-следственные связи между рекламой и полит. властью | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
-
| | | Эффективность кампаний социальной рекламы | Критерии эффективности социальной рекламы. Факторы, влияющие на эффективность социальной рекламы. Три типа месседжей. Методы оценки эффективности | Работа учащихся с материалами СМИ. Применять знания об эффективности рекламы для понимания современной рекламы | Парная. Групповая. | Индивидуальные задания |
Практика создания социальной рекламы (6 часов) |
-
| | | Практическая работа №11 по теме «Ключевые правила режиссуры» | Мизансцена, атмосфера и ритм. Заповеди режиссера. Субординация. Съемочный день. Персонажи. Исполнение эпизодов. Построение диалогов. Невербальные компоненты. | Моделирование съемочного процесса. Отработка отдельных навыков режиссуры. | Инливидуальная-коллективная | Работа с отдельными блоками режиссерского процесса в домашних условиях |
-
| | | Коллективная |
-
| | | КЕЙС 6. Социальная реклама и бизнес | Анализ примера рекламных кампаний против курения среди несовершеннолетних. Работа над проектом по созданию профилактического социального видео с ориентацией на размещение в СМИ. Сценарный план. Раскадровка. Роли. Социальное значение проекта. Съемка. Монтаж | Составление сценарного проекта, распределение ролей, съемка, монтаж и озвучка материала. Взаимодействие с агентами СМИ. | Групповая Коллективная | Отработка навыков работы с камерой. Выполнение индивидуальных заданий Съемка видео |
-
| | |
-
| | |
-
| | |