СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс На тему «Химия, живопись и фотография перекрестки и взаимодействия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу представить также разработанный мною на курсах повышения квалификации элективный курс для учащихся 10 классов на тему « Химия,  живопись и фотография , перекрестки и взаимодействия».

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс На тему «Химия, живопись и фотография перекрестки и взаимодействия»»



Хочу представить также разработанный


мною на курсах повышения


квалификации элективный курс для


учащихся 10 классов на тему « Химия,


живопись и фотография , перекрестки и


взаимодействия». Курс был одобрен


при рассмотрении на школьном


методическом объединении.















МБОУ « Центр образования № 26»


Элективный курс

На тему:



«Химия, живопись и фотография перекрестки и взаимодействия»











Выполнила:


Башмакова Галина Дмитриевна


Учитель химии









Г.Уфа


2020 год



Элективный курс для учащихся 10 классов.


Пояснительная записка.


Курс объясняет роль химии в становлении живописи , фотографии, знакомит с технологией изготовления и использования материалов в этих областях искусства. , ее историей и современными достижениями.

Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться , как поддерживающий изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля . Объем курса 24 часа. Он предназначен для изучения в 10 классе при нагрузке 1 час в неделю, резервное время 2 часа. Курс должен заинтересовать учащихся , увлекающихся живописью , фотографией обучающихся по любому из профилей , в первую очередь – гуманитарному.

Цели и задачи:

Цели и задачи данного курса направлены на развитие мировоззрения учащегося, формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира- на примере связей естественнонаучных знаний ( на примере химии , живописи и фотографии , как важнейших областей человеческой деятельности.

Выбор данной темы позволяет :

  • расширить образование учащихся при изучении данной области;

  • предоставляет возможность ознакомления учащихся с областью культуры , способной служить неиссякаемым источником дополнительных интересов для организации собственного досуга;

  • окунуться в историю связей : химия0живопись-фотография. Художники , скульпторы , архитекторы , ювелиры одними из первых начали серьезно изучать свойства материалов в связи с необходимостью постоянного их усовершенствования. Истоки химического производства кореняться в художественно-ремесленных мастерских.

  • выбор данной темы предоставляет возможность системного раскрытия свойств целого ряда веществ и материалов, использовании их при создании, хранении и реставрации произведений искусства;

  • вовлекать учащихся в особую деятельность по чтению лекций, разработке и проведению дидактическоих игр для учащихся младших классов с целью разъяснения ценности достояний культурного наследия.

Важной задачей курса является системное знакомство с такими видами искусства , как живопись и фотография. Освоение учащимися 10 классов вопросов данного курса вызывает интерес к посещению музеев , чтению дополнительной литературы, открывает важные перспективы и направления самообразования.



Содержание курса:


( 24 часа, резервное время 2 часа)

Тема 1 . Химия – наука древняя и молодая (4 часа)

Понятие о науке, о теоретических и эмпирических знаниях. Становление химического языка и системы научных понятий. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии: 1. Учение о составе. Роль химического анализа. 2. Учение о структуре химических соединений. Роль химического синтеза. 3. Учение о химической реакции. 4. Учение о биокатализе.

Ретроспектива становления науки: алхимия – эмпирический базис химии. Алхимия в Древнем Египте и Средневековой Европе. Плодотворные начинания алхимиков.

Накопление эмпирических знаний о способах получения веществ и их свойствах в ремесленных мастерских. Художники и ремесленники. Древние краски для живописи и окрашивания тканей.

Демонстрации: Синтез воды в эвдиометре. 2.Синтез азотной кислоты ( в реторте). 3.Разложение малахита. 4. Получение красителя из природного сырья. 5.Синтез одного из анилиновых красителей.

1.Химические реакции: условия и признаки протекания.2.Работа с индикато-

рами.3.Приготовление анилиновых красителей.

Оригинальная форма проведения занятия: Конкурс алхимических проектов.

Тема 2. Основные классы неорганических соединений и живопись(7часов)

Накопление эмпирических химических знаний в ремесленных мастерских. Первые химические производства красок.

Понятия станковой и монументальной живописи; о структуре живописного полотна и техниках живописи; об основах, грунтах, связующих, пигментах, хромофорах и красках.

Расширение знаний о классификации неорганических соединений.

Амфотерные и смешанные оксиды. Кислые, основные, двойные соли. Способы получения и номенклатура /. Некоторые распространенные пигменты

Красок для живописи и их химическая природа. Оксиды и соли металлов как пигменты красок. Свинцовые белила – состав, свойства, из истории применения токсичность, проблема замены менее токсичными белилами. Кроющая способность. Современные белые пигменты. Титановые белила. Успехи химии в области производства красок. Берлинская лазурь как комплексное соединение: состав, свойства, применение.

Фреска – первая из рассматриваемых техник живописи. Особенности материалов, применяемых в монументальной росписи по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике “буон - фреско”. Пигменты для фресковой живописи (по совместимости с известковым грунтом). Фрески Древнего мира, Западной Европы, Итальянского Возрождения, Древней Руси.

Фотография. Позитивная и негативная фотография. Светочувствительные вещества.

Экспериментальные работы (выполняются по выбору): 5.Берлинская лазурь и турнбулева синь – два пигмента с одинаковым химическим составом; 6.Исследование химической природы фрески. 7.Химическое серебрение гипсовой отливки; 8.Приемы декоративного окрашивания металлов.

Демонстрации: 1.Репродукции фресковых росписей; 2.Коллекции оксидов и солей, использующихся в качестве пигментов художественных красок; 3.Горение титановой стружки, и др.

Лабораторные опыты:1.Образование карбоната кальция при пропускании диоксида углерода через известковую воду;2.Опуты, подтверждающие химические свойства основных оксидов;3.Опыты получения нерастворимых оснований.

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: турнир двух команд “Диалог Древнерусской и Европейской фресок (Мастера, материалы, особенности сюжетов и композиции, применяемых техник исполнения, сохранности красочного слоя)” (1-2 урока).

Тема 3. Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи. (9часов)

Структура живописного полотна: основа, грунт, красочный слой, закрепляющие слои(например – олифа в масляной живописи). Проблема сохранности красочного слоя. Пигменты, краски и грунты, составленные в мастерских художников и фабричного производства. Первые фабрики красок.

Утрата художниками Х1Х века химических знаний. Сохранность картин эпохи возрождения и последних столетий.

Энкаустика – древнейшая техника живописи. Воск и его физико-химические свойства. Приготовление пунического воска./Воск с позиции химии/. Дыхание воска вместе с деревянной основой. Техника живописи в древности и сегодня. Приемы оплавления красочного слоя. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Работы В.В. и Т.В.Хвостенко. Лак ганозис в мировой культуре.

Темпера – живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер ( клеевая, желтковая, яичная и др.). Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Боттичелли, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав грунтов. Мелкодисперсность используемых для грунта материалов. Назначение золота в иконе. Приемы золочения. Древнерусские приемы приготовления клеев для нанесения позолоты.

Масляная живопись – наиболее молодая техника. Виды растительных масел, применяемых в живописи и их химический смысл осуществляемых процессов.

Особенности пигментов для масляных красок. Процесс высыхания масляной пленки, образование линолакса./Химические реакции, протекающие при высыхании, их механизм/. Причины помутнения масляной живописи. /Химизм воздействия воды на линолакс/.

Акварель и гуашь. Химический состав красок. Особенности их применения и высыхания.

Пастель – особенности живописи. Химический состав красок.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 13.Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел; 14.Декоротивная роспись по дереву. 15.Приготовление образцов масляных красок растертых на олеиновой кислоте и подсолнечном масле. Наблюдение за высыханием слоев масляной краски.

Демонстрации: 1.Физико-химические свойства натурального воска;2.Химические свойства олеиновой кислоты.

Лабораторные опыты: 1. Приготовление воска, насыщенного ионами металлов и определение его температуры плавления. 2.Приготовление яичной эмульсии и краски на ее основе. 3.Ознакомление с физико-химическими свойствами пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Слайд-экскурсия “Важнейшие техники живописи и произведения выполненные в них”. Можно провести и виде экскурсии в художественные и краеведческие музеи.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!