СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по краеведению на тему: «Край родной- любимая Бурятия моя»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КРАЕВЕДЕНИЕ это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Важным условием  развития  в  наши  дни  краеведения, в первую  очередь  исторического, являются  современные, социально-политические перемены, когда укрепляется  российская  государственность, растет роль «провинции», когда  появляется интерес молодежи к  своему  историческому  прошлому, народным традициям, проблемам  развития и возрождения  своей  самобытности.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по краеведению на тему: «Край родной- любимая Бурятия моя»»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №31»

им. Героя Сов.союза П.Т.Харитонова г. Улан-Удэ











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс по краеведению

на тему: «Край родной- любимая Бурятия моя»











Автор составитель:

Петрова Юлия Георгиевна

учитель истории















Пояснительная записка.

Изучению истории родного края в школьной программе уделяется недостаточно времени. Недооценка, снижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы.

КРАЕВЕДЕНИЕ это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Важным условием развития в наши дни краеведения, в первую очередь исторического, являются современные, социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения своей самобытности.

Краеведение, по выражению Д.С. Лихачёва, способствует формированию «нравственной осёдлости населения», «чувства Родины».

Познание окружающего нас микромира, как части Отечества соответствуют принципу «от частного к общему». Материал о «малой Родине» позволяет преемственность в комплексе научных и культурных традиций определить место своего региона в отечественной истории.

Направленность образовательной программы туристско-краеведческая.

Главная задача: в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть знаниями по истории и культуре республики Бурятия, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал.

В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей: предметных, связанных с экскурсионной методикой, межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории республики и города Улан-Удэ. Актуальность, новизна программы заключаются в том, что она реализуется через принципы музейной педагогики с экскурсионной методикой.

Краеведческий материал рассматривается в данной программе через освоение экскурсионной методики.

Целью является углубление и расширение знаний учащихся по истории родного поселка, города, республики, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить краеведов кружка к поисково – исследовательской деятельности;

изучение истории родного края необходимо, для того чтобы:

  • знать историческое прошлое, памятники своего края,

  • историю родного края как часть истории России, уметь ориентироваться в событиях определённой эпохи,

  • анализировать, сравнивать их, выделять причинно – следственные связи

  • формировать умения вести поиск необходимой информации

  • в разных источниках, создавать условия для воспитания патриотического сознания;

  • воспитывать гордость за богатства своего края, его историю, Победы и достижения.

Занятия с детьми решают следующие задачи:

Образовательные

  • обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;

  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками ;

  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;

  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, станицы;

  • научить использовать краеведческий материал при ответе на уроках истории, внеклассных занятиях;

  • cформировать навыки публичных выступлений;

  • сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;

  • сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей

  • полученные знания использовать для написания сочинений, рефератов, проектов; уметь извлекать из занятия информацию и использовать её по назначению

Развивающие

  • развивать уверенность в реализации личностных качеств;

  • содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

  • развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные

  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности к судьбе жителей республики, города, поселка;

  • воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;

  • воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия

Формы контроля:

  • вопросы к викторине по истории родного края;

  • родословную своей семьи;;

  • оформить проект по материалам курса

  • музейную презентацию групп с показом;

  • написать экскурсию, оформить статью, сообщение на сайт.

Ожидаемый результат

  • Получение навыков коммуникативного общения в учебной группе, объединенной общими задачами;

  • Образно - эмоциональное восприятие экскурсионных текстов и краеведческой литературы;

  • Овладение навыками самостоятельной работы с библиографическими источниками, публичных выступлений;

  • Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (творческого проекта, исследовательской работы).

Обучающийся должен знать:

  • - географическое положение своего города;

  • - историю возникновения города;

  • - этапы развития своего города, края;

  • - население города;

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 7-х классов школы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тем

Название темы

Всего часов

Форма

занятия

Требования уровню

подготовки

Вид

контроля

Домашнее задание

1

Физико-географическое положение республики

1

Лекция

Знать территорию, особенности, исторические источники, термины, работать с картой

Работа с картами атласа

области

Подготовить рассказ о природных ресурсах республики

2

Мой край в древности

1

Лекция с элементами беседы

Понимать основы археологическое периодизации, особенности, знать понятия

Понятийный диктант

Описать одну их археологических стоянок

3

Бурятия до добровольного вхождения в состав России

1

Рассказ учителя с

Знать характеристики присвающего и производящего хозяйства

Беседа

Сообщения булагаты, эхириты, хоринцы, сартанское оледенение

4

Тайная миссия хори-бурят

1

Лекция

Знать о выходе 11 хоринцев в Москву

Викторина

Сочинение-эссе на тему

5

Добровольное вхождение Бурятии в состав России

1

комбин

Характер присоединения, оценивать последствия присоединения

Беседа

Буринский и Кяхтинский договора значение, суть

6

Добровольное вхождение

1

Проверка знаний



Составить кроссворд, сочинение-эссе»

7

Старообрядцы

1

Беседа,

О заселении Сибири, быте, культуре

Просмотр фильма


8, 9

Декабристы в Бурятии

2

Лекция,комб

Декабристы, политссылка, личности и вклад декабристов

Беседа

Составить сообщения братья Бестужевы, Кюхельбеккеры, К.П.Торсон, Н.Г.Чернышевский, А.Н.Радищев

10

Моя Бурятия

1


Проверка знаний

Написать текст к виртуальной выставке


11,

12

Районы Бурятии

2

Рассказ

Особенности, географическое положение, занятия

Беседа,

Разработать проект презентации по району республики, города»

13

Милосердие и благотворительность

1

Экскурсия в музей города

Попечительство купцов


«Да не оскудеет рука дающего…» презентауия

14

Экскурсия в музей Истории Бурятии:


1

Экскурсия

Истоки культуры Бурятии, центры


Кроссворд

15


Религиозные конфессии

1

Лекция, просмотр видео

Беседа

Религиозные центры православия, буддизма

Знать историю религий, их особенности

16

Самостоятельная работа

1





17

Традиционный календарь народных праздников

1

ИНм

Знать о национальных праздниках сагаалган, масленица, рождество, троица


Подготовить реферат «Праздник в моей семье»

18

История рождения города

1

ИНМ

Возникновение Удинского зимовья, казаки, острог, столица

защита

Проект и презентация «Мой город Улан-Удэ»

19,

20

Защита проектов

2





21

Районы города

1

ИНМ

Районы, их историю, работа с картой



22

Центральные улицы города

1

Пешеходная по центру города

Старые, новые названия улиц, их месторасположение


«Их имена мы помним и чтим» виртуальная выставка

23, 24

«Их имена мы помним и чтим»… (герои ВОВ)

2



Защита, показ творческих работ


25

«Улан-Удэ-театральный»

1

ИНМ

Театры города, вчера, сегодня



26,

27

«Блистайте златом Купола…»

2

инм

Храмы православные, старообрядческие

беседа

Опережающее – «Мой октябрьский район, мой поселок» сообщения

28

«Мой октябрьский район, мой поселок

1


Историю,памятники, предприятия

Круглый стол

«Промышленныепредприятия»

29

«Промышленность города»

1

инм

Предприятия города, их историю, вклад ,личности

конференция


30

«Бурятмяспром ,история вклад в дело ВОВ»

1

ИНМ

Историю, личностей, предовиков

экскурсия


31

посещение музея школы

1

комб

История школы, ветераны,учителя

экскурсия

«война в истории моей семьи" сбор информации, экспонатов

32

Самостоятельная работа

1





33,34

Итоговое занятие«война в истории моей семьи

2



конференция







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!