Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №31»
им. Героя Сов.союза П.Т.Харитонова г. Улан-Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс по краеведению
на тему: «Край родной- любимая Бурятия моя»
Автор составитель:
Петрова Юлия Георгиевна
учитель истории
Пояснительная записка.
Изучению истории родного края в школьной программе уделяется недостаточно времени. Недооценка, снижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы.
КРАЕВЕДЕНИЕ – это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Важным условием развития в наши дни краеведения, в первую очередь исторического, являются современные, социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения своей самобытности.
Краеведение, по выражению Д.С. Лихачёва, способствует формированию «нравственной осёдлости населения», «чувства Родины».
Познание окружающего нас микромира, как части Отечества соответствуют принципу «от частного к общему». Материал о «малой Родине» позволяет преемственность в комплексе научных и культурных традиций определить место своего региона в отечественной истории.
Направленность образовательной программы – туристско-краеведческая.
Главная задача: в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть знаниями по истории и культуре республики Бурятия, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал.
В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей: предметных, связанных с экскурсионной методикой, межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории республики и города Улан-Удэ. Актуальность, новизна программы заключаются в том, что она реализуется через принципы музейной педагогики с экскурсионной методикой.
Краеведческий материал рассматривается в данной программе через освоение экскурсионной методики.
Целью является углубление и расширение знаний учащихся по истории родного поселка, города, республики, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить краеведов кружка к поисково – исследовательской деятельности;
изучение истории родного края необходимо, для того чтобы:
знать историческое прошлое, памятники своего края,
историю родного края как часть истории России, уметь ориентироваться в событиях определённой эпохи,
анализировать, сравнивать их, выделять причинно – следственные связи
формировать умения вести поиск необходимой информации
в разных источниках, создавать условия для воспитания патриотического сознания;
воспитывать гордость за богатства своего края, его историю, Победы и достижения.
Занятия с детьми решают следующие задачи:
Образовательные
обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками ;
сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, станицы;
научить использовать краеведческий материал при ответе на уроках истории, внеклассных занятиях;
cформировать навыки публичных выступлений;
сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей
полученные знания использовать для написания сочинений, рефератов, проектов; уметь извлекать из занятия информацию и использовать её по назначению
Развивающие
развивать уверенность в реализации личностных качеств;
содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные
воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности к судьбе жителей республики, города, поселка;
воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия
Формы контроля:
вопросы к викторине по истории родного края;
родословную своей семьи;;
оформить проект по материалам курса
музейную презентацию групп с показом;
написать экскурсию, оформить статью, сообщение на сайт.
Ожидаемый результат
Получение навыков коммуникативного общения в учебной группе, объединенной общими задачами;
Образно - эмоциональное восприятие экскурсионных текстов и краеведческой литературы;
Овладение навыками самостоятельной работы с библиографическими источниками, публичных выступлений;
Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (творческого проекта, исследовательской работы).
Обучающийся должен знать:
- географическое положение своего города;
- историю возникновения города;
- этапы развития своего города, края;
- население города;
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 7-х классов школы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ тем | Название темы | Всего часов | Форма занятия | Требования уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Физико-географическое положение республики | 1 | Лекция | Знать территорию, особенности, исторические источники, термины, работать с картой | Работа с картами атласа области | Подготовить рассказ о природных ресурсах республики |
2 | Мой край в древности | 1 | Лекция с элементами беседы | Понимать основы археологическое периодизации, особенности, знать понятия | Понятийный диктант | Описать одну их археологических стоянок |
3 | Бурятия до добровольного вхождения в состав России | 1 | Рассказ учителя с | Знать характеристики присвающего и производящего хозяйства | Беседа | Сообщения булагаты, эхириты, хоринцы, сартанское оледенение |
4 | Тайная миссия хори-бурят | 1 | Лекция | Знать о выходе 11 хоринцев в Москву | Викторина | Сочинение-эссе на тему |
5 | Добровольное вхождение Бурятии в состав России | 1 | комбин | Характер присоединения, оценивать последствия присоединения | Беседа | Буринский и Кяхтинский договора значение, суть |
6 | Добровольное вхождение | 1 | Проверка знаний | | | Составить кроссворд, сочинение-эссе» |
7 | Старообрядцы | 1 | Беседа, | О заселении Сибири, быте, культуре | Просмотр фильма | |
8, 9 | Декабристы в Бурятии | 2 | Лекция,комб | Декабристы, политссылка, личности и вклад декабристов | Беседа | Составить сообщения братья Бестужевы, Кюхельбеккеры, К.П.Торсон, Н.Г.Чернышевский, А.Н.Радищев |
10 | Моя Бурятия | 1 | | Проверка знаний | Написать текст к виртуальной выставке | |
11, 12 | Районы Бурятии | 2 | Рассказ | Особенности, географическое положение, занятия | Беседа, | Разработать проект презентации по району республики, города» |
13 | Милосердие и благотворительность | 1 | Экскурсия в музей города | Попечительство купцов | | «Да не оскудеет рука дающего…» презентауия |
14 | Экскурсия в музей Истории Бурятии: | 1 | Экскурсия | Истоки культуры Бурятии, центры | | Кроссворд |
15 | Религиозные конфессии | 1 | Лекция, просмотр видео | Беседа | Религиозные центры православия, буддизма |
Знать историю религий, их особенности |
16 | Самостоятельная работа | 1 | | | | |
17 | Традиционный календарь народных праздников | 1 | ИНм | Знать о национальных праздниках сагаалган, масленица, рождество, троица | | Подготовить реферат «Праздник в моей семье» |
18 | История рождения города | 1 | ИНМ | Возникновение Удинского зимовья, казаки, острог, столица | защита | Проект и презентация «Мой город Улан-Удэ» |
19, 20 | Защита проектов | 2 | | | | |
21 | Районы города | 1 | ИНМ | Районы, их историю, работа с картой | | |
22 | Центральные улицы города | 1 | Пешеходная по центру города | Старые, новые названия улиц, их месторасположение | | «Их имена мы помним и чтим» виртуальная выставка |
23, 24 | «Их имена мы помним и чтим»… (герои ВОВ) | 2 | | | Защита, показ творческих работ | |
25 | «Улан-Удэ-театральный» | 1 | ИНМ | Театры города, вчера, сегодня | | |
26, 27 | «Блистайте златом Купола…» | 2 | инм | Храмы православные, старообрядческие | беседа | Опережающее – «Мой октябрьский район, мой поселок» сообщения |
28 | «Мой октябрьский район, мой поселок | 1 | | Историю,памятники, предприятия | Круглый стол | «Промышленныепредприятия» |
29 | «Промышленность города» | 1 | инм | Предприятия города, их историю, вклад ,личности | конференция | |
30 | «Бурятмяспром ,история вклад в дело ВОВ» | 1 | ИНМ | Историю, личностей, предовиков | экскурсия | |
31 | посещение музея школы | 1 | комб | История школы, ветераны,учителя | экскурсия | «война в истории моей семьи" сбор информации, экспонатов |
32 | Самостоятельная работа | 1 | | | | |
33,34 | Итоговое занятие«война в истории моей семьи | 2 | | | конференция | |