СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку - 34 ч

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку - 34 ч»

Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атлашевская средняя общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики




Рассмотрено на заседании Согласовано «____»__________ Утверждаю «___» ________

ШМО «___»____________ Зам. директора по УВР Директор школы

протокол №.______ ___________ Петрова Л.В. _______________

_____________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по русскому языку

«Сочинение: законы и секреты мастерства».

11класс


НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


33 ч (1 час в неделю)



Учитель: Петрова Роза Михайловна.






Новое Атлашево -2015

1.Пояснительная записка.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 33 часа.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку,

  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

  • - уроки-лекции;

  • - уроки применения знаний на практике;

  • - уроки навыков (тренировочные);

  • - уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);

  • - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);

  • - работа в группах;

  • - индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах

2.Содержание программы

Введение -1ч

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией.

Повторение основных сведений о тексте.- 4ч

Что такое текст?  Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы- 25ч

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

Комплексная подготовка -3ч

Тренинг. Индивидуальная коррекция ошибок.


3.Учебно-тематическое планирование


Раздел

программы

Тема

Количество часов

1. Введение

1.Цели и задачи изучаемого курса.


1

2. Повторение основных сведений о тексте.

1. Что такое текст?  Связь предложений в тексте.


2. Стили текста: публицистический


3. Особенности художественного стиля


4. Типы текста.


1


1


1


1


3. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы


1. Тема, идея текста.


2. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблем.


3. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.


4.Практическая работа № 1 «Выявление проблем в тексте»


5. Комментарий к проблеме. Два типа комментария. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.


6.Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

7.Практическая работа № 2 «Составление двух типов комментария к проблеме »


8. Формулирование авторской позиции


9. Практическая работа №4 «Выражение собственной позиции»


10. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента.


11. Банк аргументов.


12. Практическая работа №5 «Типичные ошибки учащихся в аргументации».


13. Практическая работа №6 «Аргументация собственного мнения по проблеме».


14. Виды и формы вступления.


15. Виды заключения.


16. Практическая работа №7 «Написание вступления и заключения к сочинению»


17. Речевое оформление сочинения.


18. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки.


19. Грамматические ошибки. Речевые ошибки.


20. Практическая работа №8 «Нахождение и редактирование всех типов ошибок»


21. Практикум по написанию сочинения.


22. Практикум по написанию сочинения.


23. Практикум по написанию сочинения.


24. Практикум по написанию сочинения.


25. Анализ сочинений.



1


1


1


1



1



1



1


1


1


1


1



1


1



1



1


1


1



1


1



1


1



1


1


1


1

4. Комплексная подготовка

1. Индивидуальная коррекция ошибок.


2. Индивидуальная коррекция ошибок.


3. Индивидуальная коррекция ошибок.

1


1


1


Всего 33 часа


4.Ожидаемые результаты

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

● основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

● определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

● виды текста;

● определение понятий «вступление» и «заключение»;

● что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;


Обучающиеся должны уметь:

● указывать средства связи между частями текста;

● определить тему и основную мысль текста;

● определить тип и стиль речи;

● использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

● понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

● анализировать форму исходного текста;

● находить характерные для исходного текста языковые средства;

● создавать связное высказывание;

● излагать последовательно собственные мысли;

● использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

● оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

5.Учебно – методическое обеспечение

  • Угроватова Т.Ю. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М. 2008

  • Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.

  • Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015г


6. Список использованной литературы

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.

3.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.

4. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». №7-2007, №24-2007, №17-2008



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!