Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атлашевская средняя общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании Согласовано «____»__________ Утверждаю «___» ________
ШМО «___»____________ Зам. директора по УВР Директор школы
протокол №.______ ___________ Петрова Л.В. _______________
_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Сочинение: законы и секреты мастерства».
11класс
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
33 ч (1 час в неделю)
Учитель: Петрова Роза Михайловна.
Новое Атлашево -2015
1.Пояснительная записка.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 33 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку,
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах
2.Содержание программы
Введение -1ч
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией.
Повторение основных сведений о тексте.- 4ч
Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы- 25ч
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Комплексная подготовка -3ч
Тренинг. Индивидуальная коррекция ошибок.
3.Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Тема | Количество часов |
1. Введение | 1.Цели и задачи изучаемого курса. | 1 |
2. Повторение основных сведений о тексте. | 1. Что такое текст? Связь предложений в тексте. 2. Стили текста: публицистический 3. Особенности художественного стиля 4. Типы текста. | 1 1 1 1 |
3. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы | 1. Тема, идея текста. 2. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблем. 3. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. 4.Практическая работа № 1 «Выявление проблем в тексте» 5. Комментарий к проблеме. Два типа комментария. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. 6.Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. 7.Практическая работа № 2 «Составление двух типов комментария к проблеме » 8. Формулирование авторской позиции 9. Практическая работа №4 «Выражение собственной позиции» 10. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. 11. Банк аргументов. 12. Практическая работа №5 «Типичные ошибки учащихся в аргументации». 13. Практическая работа №6 «Аргументация собственного мнения по проблеме». 14. Виды и формы вступления. 15. Виды заключения. 16. Практическая работа №7 «Написание вступления и заключения к сочинению» 17. Речевое оформление сочинения. 18. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. 19. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. 20. Практическая работа №8 «Нахождение и редактирование всех типов ошибок» 21. Практикум по написанию сочинения. 22. Практикум по написанию сочинения. 23. Практикум по написанию сочинения. 24. Практикум по написанию сочинения. 25. Анализ сочинений. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4. Комплексная подготовка | 1. Индивидуальная коррекция ошибок. 2. Индивидуальная коррекция ошибок. 3. Индивидуальная коррекция ошибок. | 1 1 1 Всего 33 часа |
4.Ожидаемые результаты
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
● основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
● определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
● виды текста;
● определение понятий «вступление» и «заключение»;
● что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
● указывать средства связи между частями текста;
● определить тему и основную мысль текста;
● определить тип и стиль речи;
● использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
● понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
● анализировать форму исходного текста;
● находить характерные для исходного текста языковые средства;
● создавать связное высказывание;
● излагать последовательно собственные мысли;
● использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
● оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
5.Учебно – методическое обеспечение
Угроватова Т.Ю. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М. 2008
Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015г
6. Список использованной литературы
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.
3.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.
4. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». №7-2007, №24-2007, №17-2008
6