Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Озерненская СШ
Рабочая программа факультативного КУРСА
по русскому языку
«Практический курс грамматики »
8 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и программы курса «Русский язык
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.
Класс - 8б
УчительРябикова Наталья Николаевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива соответствует программе курса русского языка для 8 класса (авт.-сост.Л.А.Тростенцова др.), которая, в свою очередь, подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г.
Именно в 8- м классе начинается подробное изучение сложнейших разделов грамматики: синтаксиса и пунктуации. Предлагаемый факультативный курс призван помочь учащимся не только хорошо усвоить изучаемый материал, но и расширить представление о различных синтаксических явлениях, выходящих за рамки учебника. Актуальность данного курса обусловлена снижением практической грамотности учащихся( и пунктуационной, в том числе) в связи с уменьшением количества часов на изучение русского языка в старших классах. Кроме того насущной необходимостью становится качественная подготовка будущих выпускников к экзаменам. Переводной экзамен по русскому языку проводится в школе и в 8- м классе. Поэтому часть занятий посвящена тестовым заданиям, пунктуационным разборам и комплексной работе с текстом.
Факультативный курс имеет практическую направленность, способствует становлению познавательной самостоятельности, знакомит с историей некоторых вопросов синтаксиса, что обеспечивает более высокий уровень языковой подготовки учащихся.
Большое внимание на занятиях уделяется анализу языковых явлений, проведению самостоятельных лингвистических исследований.
Цели курса:
1)углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации;
2) расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся;
3) формирование интереса к исследовательской деятельности.
Задачи курса:
1) овладение нормами современного литературного языка;
2) повышение орфографической и пунктуационной грамотности;
3) совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать;
4) развитие речевой культуры учащихся.
Место курса в учебном плане
Программа факультативного курса рассчитана на 34 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 34 учебных недель в году.
Содержание программы
История форм простого предложения. Синтаксические особенности простого предложения в древнерусском тексте. Происхождение союзов. Устаревшие союзы. Правописание союзов (2 ч)
История неопределенной формы глагола. История глагола – связки быть. Типы сказуемых в современном русском языке (2 ч)
История современных знаков препинания. История происхождения знаков препинания. Современная система знаков препинания. Авторские знаки препинания (3 ч)
Запятая в простом предложении. Запятая и отсутствие запятой в предложениях с однородными членами. Запятая в предложениях с обособленными членами предложения. Запятая при вводных словах. (5ч)
Тире в простом предложении. Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Случаи, когда тире не ставится.(2ч)
Двоеточие в простом предложении. Пунктуационный разбор. (2ч)
Скобки, кавычки. Способы цитирования. (2ч)
Особенности употребления односоставных предложений в речи. Назывные, определенно – личные, неопределенно – личные, безличные предложения и их функции в разных языковых стилях. Особенности употребления обобщенно – личных предложений. (3ч)
Редактирование текста. Ошибки в употреблении однородных членов предложения. Ошибки в употреблении причастных оборотов. Ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. (4ч)
Синтаксическая синонимия. (2ч)
Выразительные синтаксические средства. Инверсия. Градация. Парцелляция. Риторические восклицания, риторические вопросы, риторические обращения. (4ч)
Комплексный анализ текста. Тестирование. (3ч)
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема и содержание занятий | Виды деятельности |
1. | | История форм простого предложения. | Иметь представление о древнерусском языке, о развитии русского языка. Определять виды сказуемого и способы его выражения |
2. | | Происхождение союзов. Правописание союзов. |
3. | | История неопределенной формы глагола. История глагола – связки быть |
4. | | Типы сказуемых в современном русском языке. Практикум. |
5. | | История происхождения знаков препинания. | Иметь представление об истории возникновения современных знаков препинания. Уметь интонационно правильно читать текст |
6. | | Современная система знаков препинания. |
7. | | Авторские знаки препинания. |
8. | | Запятая и отсутствие запятой в предложениях с однородными членами. | Разграничивать сложные и простые предложения. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами. Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами. Понимать сущность обособления |
9. | | Запятая и отсутствие запятой перед союзом и |
10. | | Запятая в предложениях с обособленными определениями и приложениями |
11. | | Запятая в предложениях с обособленными обстоятельствами |
12. | | Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров |
13. | | Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым | Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений |
14. | | Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым |
15. | | Двоеточие в простом предложении |
16. | | Пунктуационный разбор |
17. | | Скобки. Кавычки. |
18. | | Цитирование |
19. | | Особенности употребления односоставных предложений в речи. Назывные предложения в текстах художественного стиля | Моделировать односоставные предложения разных типов. Сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям |
20. | | Употребление определенно – личных, неопределенно – личных, безличных предложений в текстах разных стилей |
21. | | Особенности употребления обобщенно – личных предложений |
22. | | Редактирование текста. Ошибки в употреблении однородных членов предложения | Правильно конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами. Исправлять речевые недостатки |
23. | | Ошибки в употреблении причастных оборотов |
24. | | Ошибки в употреблении деепричастных оборотов |
25. | | Контрольная работа. Редактирование текста |
26. | | Синтаксическая синонимия | Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения |
27. | | Синтаксическая синонимия. Практикум |
28. | | Синтаксические выразительные средства языка. Инверсия | Различать выразительные средства языка. Использовать их в речи |
29. | | Градация. Парцелляция |
30. | | Риторические фигуры речи. |
31. | | Лингвистический анализ текста |
32. | | Комплексный анализ текста | |
33. | | Комплексный анализ текста | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной разновидности языка и использованных языковых средств |
34. | | Итоговое тестирование Обобщение изученного |
| |
Планируемые результаты изучения курса
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма
Ученик научится:
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Баранов М.Т., Костяева Т.А..Русский язык. Справочные материалы. –М.:2006
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. –М.: просвещение, 2012
Голуб И.Б. Основы культуры речи. 8—9 классы: учебное пособие
Горшков А. И. Русская словесность. 10- 11классы. –М.: Просвещение, 2005
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8 -9 классы. – СПб, 1997
Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы. –М.:Экзамен, 2015
Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: пособие для учителей.
Сайтанова Н.И.Тестовые упражнения. Русский язык 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . М.:Просвещение, 2010
Ресурсы сети Интернет
http://lingvisticheskiy-slovar.ru — онлайн-версия лингвистического энциклопедического словаря.
http://www.gramota.ru — справочно-информационный портал по русскому языку.
http://videotutor-rusyaz.ru — видеотьютор по русскому языку.
http://www.russkoe-slovo.ru — сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
http://ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.
http://www.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений.
Материально-техническое обеспечение
Компьютерная техника с доступом к сети Интернет.
Мультимедийные средства обучения.
Интерактивная доска.__
10