СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку "Практический курс грамматики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Практический курс грамматики"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерненская СШ



Рабочая программа факультативного КУРСА

по русскому языку

«Практический курс грамматики »

8 класс



Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и программы курса «Русский язык







Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.


Класс - 8б


УчительРябикова Наталья Николаевна











2018-2019 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива соответствует программе курса русского языка для 8 класса (авт.-сост.Л.А.Тростенцова др.), которая, в свою очередь, подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г.

Именно в 8- м классе начинается подробное изучение сложнейших разделов грамматики: синтаксиса и пунктуации. Предлагаемый факультативный курс призван помочь учащимся не только хорошо усвоить изучаемый материал, но и расширить представление о различных синтаксических явлениях, выходящих за рамки учебника. Актуальность данного курса обусловлена снижением практической грамотности учащихся( и пунктуационной, в том числе) в связи с уменьшением количества часов на изучение русского языка в старших классах. Кроме того насущной необходимостью становится качественная подготовка будущих выпускников к экзаменам. Переводной экзамен по русскому языку проводится в школе и в 8- м классе. Поэтому часть занятий посвящена тестовым заданиям, пунктуационным разборам и комплексной работе с текстом.

Факультативный курс имеет практическую направленность, способствует становлению познавательной самостоятельности, знакомит с историей некоторых вопросов синтаксиса, что обеспечивает более высокий уровень языковой подготовки учащихся.

Большое внимание на занятиях уделяется анализу языковых явлений, проведению самостоятельных лингвистических исследований.


Цели курса:

1)углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации;

2) расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся;

3) формирование интереса к исследовательской деятельности.

Задачи курса:

1) овладение нормами современного литературного языка;

2) повышение орфографической и пунктуационной грамотности;

3) совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать;

4) развитие речевой культуры учащихся.




Место курса в учебном плане


Программа факультативного курса рассчитана на 34 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 34 учебных недель в году.


Содержание программы


История форм простого предложения. Синтаксические особенности простого предложения в древнерусском тексте. Происхождение союзов. Устаревшие союзы. Правописание союзов (2 ч)

История неопределенной формы глагола. История глагола – связки быть. Типы сказуемых в современном русском языке (2 ч)

История современных знаков препинания. История происхождения знаков препинания. Современная система знаков препинания. Авторские знаки препинания (3 ч)

Запятая в простом предложении. Запятая и отсутствие запятой в предложениях с однородными членами. Запятая в предложениях с обособленными членами предложения. Запятая при вводных словах. (5ч)

Тире в простом предложении. Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Случаи, когда тире не ставится.(2ч)

Двоеточие в простом предложении. Пунктуационный разбор. (2ч)

Скобки, кавычки. Способы цитирования. (2ч)

Особенности употребления односоставных предложений в речи. Назывные, определенно – личные, неопределенно – личные, безличные предложения и их функции в разных языковых стилях. Особенности употребления обобщенно – личных предложений. (3ч)

Редактирование текста. Ошибки в употреблении однородных членов предложения. Ошибки в употреблении причастных оборотов. Ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. (4ч)

Синтаксическая синонимия. (2ч)

Выразительные синтаксические средства. Инверсия. Градация. Парцелляция. Риторические восклицания, риторические вопросы, риторические обращения. (4ч)

Комплексный анализ текста. Тестирование. (3ч)



Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема и содержание занятий

Виды деятельности

1.


История форм простого предложения.

Иметь представление о древнерусском языке, о развитии русского языка.

Определять виды сказуемого и способы его выражения

2.


Происхождение союзов. Правописание союзов.

3.


История неопределенной формы глагола. История глагола – связки быть

4.


Типы сказуемых в современном русском языке. Практикум.

5.


История происхождения знаков препинания.

Иметь представление об истории возникновения современных знаков препинания.

Уметь интонационно правильно читать текст

6.


Современная система знаков препинания.

7.


Авторские знаки препинания.

8.


Запятая и отсутствие запятой в предложениях с однородными членами.

Разграничивать сложные и простые предложения.

Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами.

Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами.

Понимать сущность обособления

9.


Запятая и отсутствие запятой перед союзом и

10.


Запятая в предложениях с обособленными определениями и приложениями

11.


Запятая в предложениях с обособленными обстоятельствами

12.


Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров

13.


Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений

14.


Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

15.


Двоеточие в простом предложении

16.


Пунктуационный разбор

17.


Скобки. Кавычки.

18.


Цитирование

19.


Особенности употребления односоставных предложений в речи. Назывные предложения в текстах художественного стиля

Моделировать односоставные предложения разных типов.

Сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям

20.


Употребление определенно – личных, неопределенно – личных, безличных предложений в текстах разных стилей

21.


Особенности употребления обобщенно – личных предложений

22.


Редактирование текста. Ошибки в употреблении однородных членов предложения

Правильно конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Исправлять речевые недостатки

23.


Ошибки в употреблении причастных оборотов

24.


Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

25.


Контрольная работа. Редактирование текста

26.


Синтаксическая синонимия

Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения

27.


Синтаксическая синонимия. Практикум

28.


Синтаксические выразительные средства языка. Инверсия

Различать выразительные средства языка.

Использовать их в речи

29.


Градация. Парцелляция

30.


Риторические фигуры речи.

31.


Лингвистический анализ текста

32.


Комплексный анализ текста


33.


Комплексный анализ текста

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной разновидности языка и использованных языковых средств

34.


Итоговое тестирование

Обобщение изученного




Планируемые результаты изучения курса


Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма

Ученик научится:

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.


Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.








Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Баранов М.Т., Костяева Т.А..Русский язык. Справочные материалы. –М.:2006

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. –М.: просвещение, 2012

Голуб И.Б. Основы культуры речи. 8—9 классы: учебное пособие

Горшков А. И. Русская словесность. 10- 11классы. –М.: Просвещение, 2005

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8 -9 классы. – СПб, 1997

Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы. –М.:Экзамен, 2015

Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: пособие для учителей.

Сайтанова Н.И.Тестовые упражнения. Русский язык 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . М.:Просвещение, 2010

Ресурсы сети Интернет

http://lingvisticheskiy-slovar.ru — онлайн-версия лингвистического энциклопедического словаря.

http://www.gramota.ru — справочно-информационный портал по русскому языку.

http://videotutor-rusyaz.ru — видеотьютор по русскому языку.

http://www.russkoe-slovo.ru — сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.

http://ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.

http://www.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений.

Материально-техническое обеспечение

Компьютерная техника с доступом к сети Интернет.

Мультимедийные средства обучения.

Интерактивная доска.__











10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!