Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» для 9 класса составлена в соответствии
нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 № 1577).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.(в ред. от 29.06.2011 №85, от 25.12.2013 №72, от 24.11.2015 г. №81).
Программа разработана с учетом учебного плана МБОУ СОШ №10 «Пересвет».
Программа разработана на основе: Дрозина В. В., Дилъман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Предлагаемая программа «Решение нестандартных задач» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной форме в 9-х классах.
Основной целью данного учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике, а также подготовка к участию в олимпиадах по указанным предметам.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Решение нестандартных задач» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Занятие проводится 1 раз в неделю в 1 полугодии, программой предусмотрено16 часов.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
* создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Содержание учебного курса
Арифметика
Признаки делимости на 9 и 11. Разложение на простые множители. Числовые ребусы. Проценты. Неравенства в арифметике. Недесятичные системы счисления.
Геометрия
Задачи на перекладывание и построение фигур. Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
Логика
Логические таблицы. Популярные и классические логические задачи.
Алгебра Разность квадратов: устный счет. Квадрат суммы. Выделение полного квадрата. Разложение многочленов на множители:
1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения
Анализ
Разные задачи на движение. Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия;2) геометрическая прогрессия. Задачи на совместную работу.
Комбинаторика
Выборки с повторениями и без. Размещения и сочетания
Тематическое планирование
Тема | Содержание | Кол-во часов |
Арифметика | Признаки делимости на 9 и 11 Разложение на простые множители | 1 |
| Числовые ребусы | 1 |
| Проценты | 1 |
| Неравенства в арифметике | 1 |
| Недесятичные системы счисления | 1 |
Геометрия | Задачи на перекладывание и построение фигур | 1 |
| Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона | 1 |
| |
| Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением | 1 |
Логика | Логические таблицы | 1 |
| Популярные и классические логические задачи | 1 |
Алгебра | Разность квадратов: 1) устный счет Квадрат суммы Выделение полного квадрата Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения | 1 |
|
|
Анализ | Разные задачи на движение | 1 |
| Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия; 2) геометрическая прогрессия | 1 |
| Задачи на совместную работу | 1 |
Комбинаторика | Выборки с повторениями и без | 1 |
| Размещения и сочетания | 1 |
| Итого: | 16 |
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала:
новые знания опираются на недавно пройденный материал;
обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Оценивание образовательных достижений обучающихся:
Форма оценки – зачётная.
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.