1. Пояснительная записка
Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку «Синтаксическое богатство русского языка» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.
Программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» (авторы-составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев)/Москва «Дрофа». 2006) и «Программы средней школы. Русский язык. 5-11 классы татарских школ» (авторы-составители: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова/ Казань «Магариф»), что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс морфологии и синтаксиса русского языка.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы и обмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, написанных другими учениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в полной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.
Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9 классов необычайную красоту, выразительность речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
2. Содержание курса «Синтаксическое богатство русского языка»
1 час в неделю
за год – 34 ч
Элективный курс используется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и оказывать существенное влияние на выбор основного профильного направления обучения в старшей школе.
Содержание соответствует познавательным возможностям учащихся, предоставляет возможность работы на уровне повышенных требований, развивает его учебную мотивацию, помогает ему оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Курс помогает совершенствовать важнейшие практические умения и навыки по русскому языку на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях, формировать интерес к изучению родного языка, прививать внимание к его красоте и богатству.
Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)
Имя существительное (2 ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 ч)
Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.
Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение (2 ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
Глагол и его формы (4 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
Наречие (2 ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи (2 ч)
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Синтаксис (17 ч)
Особенности русского синтаксиса (2 ч)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.
Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.
Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.
Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.
Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.
Стилистические фигуры речи (7 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
- способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать);
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Развитие важнейших коммуникативно-речевых умений: происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы.
Совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
4. Нормы оценки знаний
Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка» подразумевает безотметочную систему.
В течение учебного года школьники изучают два больших раздела: морфологические средства выразительности русской речи, синтаксис-наблюдают за языковыми явлениями в художественном тексте.
Учатся анализировать художественный текст, опираясь на знания, полученные в области «Морфологии», «Синтаксиса». Рассуждать о важности изученных лингвистический понятий, о их роли в тексте.
Приложение 1: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка»
9 класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов по плану | Примечания |
1 | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ | (17 ч) | |
1.1 | Имя существительное | (2 ч) | |
1.2 | Имя прилагательное | (4 ч) | |
1.3 | Имя числительное | (1 ч) | |
1.4 | Местоимение | (2 ч) | |
1.5 | Глагол и его формы | (4 ч) | |
1.6 | Наречие | (2 ч) | |
1.7 | Служебные части речи | (2 ч) | |
| |
2 | СИНТАКСИС | (17 ч) | |
2.1 | Особенности русского синтаксиса | (2 ч) | |
2.2 | Экспрессивное использование предложений разного типа | (8 ч) | |
2.3 | Стилистические фигуры речи | (7 ч) | |
| 34 | |
Приложение 2: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Синтаксическое богатство русского языка» 9 класс
№ п/п | № занятия | Раздел, тема | Виды деятельности | Дата | Факт |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ (17 ч) Имя существительное (2 ч) | |
1 | 1 | Роль существительных в художественном тексте. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
2 | 2 | Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
Имя прилагательное (4 ч) | |
3 | 1 | Роль прилагательных в художественном тексте. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
4 | 2 | Употребление прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
5 | 3 | Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
6 | 4 | Использование прилагательных в поэтическом тексте. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
Имя числительное (1 ч) | |
7 | 1 | Роль числительных в художественном тексте. | Лекция. Практика | | |
Местоимение (2 ч) | |
8 | 1 | Роль местоимения в художественном тексте. | Лекция. Практика | | |
9 | 2 | Стилистическое использование устаревших местоимений. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
Глагол и его формы (4 ч) | |
10 | 1 | Роль глагола в художественном тексте. | Лекция. Практика | | |
11 | 2 | Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
12 | 3 | Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
13 | 4 | Особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
Наречие (2 ч) | |
14 | 1 | Роль наречий в художественном тексте. | Лекция. Практика | | |
15 | 2 | Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
Служебные части речи (2 ч) | |
16 | 1 | Роль служебных частей речи в художественном тексте. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
17 | 2 | Анализ художественного текста. | Практика | | |
СИНТАКСИС (17 ч) Особенности русского синтаксиса (2 ч) | |
18 | 1 | Свойства русского синтаксиса. | Лекция. Наблюдение. | | |
19 | 2 | Функции синтаксических средств. | Лекция. Наблюдение. | | |
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч) | |
20 | 1 | Особенности интонации в тексте. | Наблюдение. | | |
21 | 2 | Риторический вопрос и его художественные функции. | Лекция. Практика | | |
22 | 3 | Роль односоставных предложений в тексте. | Лекция. Практика | | |
23 | 4 | Употребление в художественном тексте разных типов сложных предложений. Роль союзов. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
24 | 5 | Сравнение как поэтический троп. | Наблюдение. | | |
25 | 6 | Прямая, косвенная речь как средство создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
26 | 7 | Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
27 | 8 | Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
Стилистические фигуры речи (7 ч) | |
28 | 1 | Стилистические фигуры речи. Бессоюзие, многосоюзие. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
29 | 2 | Инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
30 | 3 | Эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
31 | 4 | Использование стилистических фигур в художественных текстах. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
32 | 5 | Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. | Лекция. Наблюдение. Практика | | |
33 | 6 | Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. | Практика. | | |
34 | 7 | Обобщение и систематизация знаний. | Практика | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 класс. Учебное пособие. Альбеткова Р.И. — М.: Дрофа, 2005 г.
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). — М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11 классы. — М.. 1997.
Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 1991.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка: — Л., 1979.
Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. — М., 2003.
Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М., 1997.
Орфографический словарь русского языка/под ред.ЛопатинаВ.В._М.,1996.
Н.А.Сенина. Подготовка к ГИА-2020.Р.:Легион,2020г.
И.П.Цыбулько. ОГЭ-2020.Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.:Национальное образование,2020г.