СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Синтаксическое богатство русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Синтаксическое богатство русского языка"»

1. Пояснительная записка


Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку «Синтаксическое богатство русского языка» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.

Программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» (авторы-составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев)/Москва «Дрофа». 2006) и «Программы средней школы. Русский язык. 5-11 классы татарских школ» (авторы-составители: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова/ Казань «Магариф»), что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс морфологии и синтаксиса русского языка.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его про­явлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается извест­ный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за исполь­зованием разных языковых средств в лучших образцах художествен­ной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-вы­разительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навы­ки лингвистического анализа и выразительного чтения художествен­ного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного кур­са русского языка и курса русской литературы.

Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистичес­кую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспре­делить и количество часов на изучение тех или иных тем.

Программа дает представление о том, как можно организовать ра­боту на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художествен­ного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоя­тельно входить в художественный мир литературного создания. Посте­пенно ученики овладевают языковым анализом художественного текс­та, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (мор­фологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демон­стрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особен­ности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного выс­казывания с использованием уже изученных языковых художествен­ных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы и обмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, напи­санных другими учениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудить в школьниках креатив­ные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в срав­нении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в пол­ной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.

Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9 классов необы­чайную красоту, выразительность речи, её неисчерпаемые богат­ства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких заняти­ях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

2. Содержание курса «Синтаксическое богатство русского языка»

1 час в неделю


за год – 34 ч


Элективный курс используется в 9 классе в рамках предпрофильной подго­товки и оказывать существенное влияние на выбор основного про­фильного направления обучения в старшей школе.

Содержание соответ­ствует познавательным возможностям учащихся, предоставляет возможность работы на уровне повышенных требований, развивает его учебную мотивацию, помогает ему оце­нивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспекти­вы.

Курс помогает совершен­ствовать важнейшие практические умения и навыки по русскому языку на основе систематизации, углубления знаний и организации активной комму­никативной деятельности на занятиях, формировать интерес к изучению родного языка, прививать внимание к его красоте и богатству.



Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)


Имя существительное (2 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени сущест­вительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыг­рывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.


Имя прилагательное (4 ч)

Образная функция имён прилагательных в произведени­ях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качествен­ных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.

Использование кратких и усечённых прилагательных в поэти­ческом тексте.


Имя числительное (1 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в про­изведениях устного народного творчества и литературных текстах.


Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множе­ственного числа как экспрессивное средство.


Глагол и его формы (4 ч)


Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использова­ние усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразитель­ности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и на­стоящего времени в предложении с целью придания живости повест­вованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.


Наречие (2 ч)


Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции при­лагательного и соотнесённость с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное исполь­зование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.


Служебные части речи (2 ч)


Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, мор­фологических особенностей художественного текста и вырази­тельное его чтение.



Синтаксис (17 ч)


Особенности русского синтаксиса (2 ч)


Свойства русского синтаксиса, определяющие его богат­ство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смыс­ла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функцио­нально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.


Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)


Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лекси­ческое и грамматическое оформление вопросительных и побуди­тельных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художествен­ной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте раз­ных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложно­подчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль сою­зов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравне­ния и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несоб­ственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несоб­ственно-прямой речи как средства создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.


Стилистические фигуры речи (7 ч)


Стилистические фигуры речи как синтаксические пост­роения, обладающие повышенной экспрессией и выразитель­ностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвя­зи:


- способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать);

- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия обще­ния (умение говорить и писать).


Развитие важнейших коммуникативно-рече­вых умений: происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы.


Совершенствование информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин­формации в источниках различного типа, развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив­ных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

4. Нормы оценки знаний

Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка» подразумевает безотметочную систему.

В течение учебного года школьники изучают два больших раздела: морфологические средства выразительности русской речи, синтаксис-наблюдают за языковыми явлениями в художественном тексте.


Учатся анализировать художественный текст, опираясь на знания, полученные в области «Морфологии», «Синтаксиса». Рассуждать о важности изученных лингвистический понятий, о их роли в тексте.









Приложение 1: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Элективный курс «Синтаксическое богатство русского языка»

9 класс



№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов по плану

Примечания


1


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ



(17 ч)


1.1

Имя существительное

(2 ч)


1.2

Имя прилагательное

(4 ч)


1.3

Имя числительное

(1 ч)


1.4

Местоимение

(2 ч)


1.5

Глагол и его формы

(4 ч)


1.6

Наречие

(2 ч)


1.7

Служебные части речи

(2 ч)






2


СИНТАКСИС



(17 ч)


2.1

Особенности русского синтаксиса

(2 ч)


2.2

Экспрессивное использование предложений разного типа

(8 ч)


2.3

Стилистические фигуры речи

(7 ч)




34


Приложение 2: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Синтаксическое богатство русского языка» 9 класс


№ п/п

№ занятия

Раздел, тема

Виды деятельности

Дата

Факт


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ (17 ч)

Имя существительное (2 ч)


1

1

Роль существительных в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика



2

2

Изобразительно-выразительное использование имени сущест­вительного в художественной речи.

Лекция. Наблюдение.

Практика




Имя прилагательное (4 ч)


3

1

Роль прилагательных в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика



4

2

Употребление прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Лекция. Наблюдение. Практика



5

3

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Лекция. Наблюдение. Практика



6

4

Использование прилагательных в поэтическом тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика




Имя числительное (1 ч)


7

1

Роль числительных в художественном тексте.

Лекция. Практика



Местоимение (2 ч)


8

1

Роль местоимения в художественном тексте.

Лекция. Практика



9

2

Стилистическое использование устаревших местоимений.

Лекция. Наблюдение. Практика




Глагол и его формы (4 ч)


10

1

Роль глагола в художественном тексте.

Лекция. Практика



11

2

Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.

Лекция. Наблюдение. Практика



12

3

Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём.

Лекция. Наблюдение. Практика



13

4

Особенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Лекция. Наблюдение. Практика



Наречие (2 ч)


14

1

Роль наречий в художественном тексте.

Лекция. Практика



15

2

Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Лекция. Наблюдение. Практика




Служебные части речи (2 ч)


16

1

Роль служебных частей речи в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика



17

2

Анализ художественного текста.

Практика





СИНТАКСИС (17 ч)

Особенности русского синтаксиса (2 ч)


18

1

Свойства русского синтаксиса.

Лекция. Наблюдение.



19

2

Функции синтаксических средств.

Лекция. Наблюдение.




Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)


20

1

Особенности интонации в тексте.

Наблюдение.



21

2

Риторический вопрос и его художественные функции.

Лекция. Практика



22

3

Роль односоставных предложений в тексте.

Лекция. Практика



23

4

Употребление в художественном тексте разных типов сложных предложений. Роль союзов.

Лекция. Наблюдение. Практика



24

5

Сравнение как поэтический троп.

Наблюдение.



25

6

Прямая, косвенная речь как средство создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя.

Лекция. Наблюдение. Практика



26

7

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Лекция. Наблюдение. Практика



27

8

Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Лекция. Наблюдение. Практика




Стилистические фигуры речи (7 ч)


28

1

Стилистические фигуры речи. Бессоюзие, многосоюзие.

Лекция. Наблюдение. Практика



29

2

Инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение.

Лекция. Наблюдение. Практика



30

3

Эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание.

Лекция. Наблюдение. Практика



31

4

Использование стилистических фигур в художественных текстах.

Лекция. Наблюдение. Практика



32

5

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Лекция. Наблюдение. Практика



33

6

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Практика.




34

7

Обобщение и систематизация знаний.

Практика




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


  1. Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 класс. Учебное пособие. Альбеткова Р.И.М.: Дрофа, 2005 г.

  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). — М., 1992.

  3. Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.

  4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11 классы. — М.. 1997.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 1991.

  6. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.

  7. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.

  8. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского ли­тературного языка: — Л., 1979.

  9. Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

  10. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

  11. Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. — М., 2003.

  12. Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М., 1997.

  13. Орфографический словарь русского языка/под ред.ЛопатинаВ.В._М.,1996.

  14. Н.А.Сенина. Подготовка к ГИА-2020.Р.:Легион,2020г.

  15. И.П.Цыбулько. ОГЭ-2020.Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.:Национальное образование,2020г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!