СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Систематизация знаний по химии для подготовки к ЕГЭ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Систематизация знаний по химии для подготовки к ЕГЭ"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса «Систематизация знаний по химии при подготовке к ЕГЭ» рассчитана на 34 учебных часа и составлена на основе авторских программ элективных курсов «Направление химических реакций» авторов Л.Ю.Аликберовой, В.А.Михайлова, Е.В.Савинкиной; «Металлы главных и побочных подгрупп» автора Н.Н.Бобковой; «Удивительный мир окислительно-восстановительных реакций» автора Т.В.Бабаевой.

Результаты ЕГЭ показывают, что надо лучше учить школьников химии. Все учителя знают  учащихся надо целенаправленно готовить к экзамену. Возникает вопрос: каким образом?

Еще со времен Д.И.Менделеева известно, что наиболее успешный путь усвоения химических знаний  их систематизация.

Элективный курс направлен на углубление, расширение и систематизацию химических знаний учащихся для успешной сдачи ЕГЭ по химии, предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.

Изучение химии в 10-11 классах средне (полной) школы предполагает достаточно высокий уровень восприятия и осмысления материала по общей, неорганической и органической химии. Однако, как показывает школьная практика на изучение материала целого ряда тем, особенно затруднительных для учащихся, в учебных программах отводится недостаточное количество времени. К числу таких тем можно отнести следующие:

  • Характеристика переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по положению в Периодической системе Д.И.Менделеева.

  • Характерные химические свойства кислых солей.

  • Скорость химических реакций.

  • Химическое равновесие и способы его смещения.

  • Электролиз расплавов и растворов.

  • Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии.

Цели:

  • Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности окислительно-восстановительных процессов, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР.

  • Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по темам: «Направление химических реакций», «Металлы главных и побочных подгрупп».

  • Формирование логического мышления;

Задачи курса:

  1. Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке успешной сдачи ЕГЭ.

  2. Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических способностей, умений самостоятельно приобретать и применять знания, решать расчетные задачи.

  3. Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;

  4. Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;

  5. Помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;

  6. Развивать учебно-коммуникативные умения.

  7. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

Подготовку к экзамену следует начинать с повторения основных законов и теорий химии. Это способствует более глубокому осмыслении важнейших вопросов курса химии: понятий «химический элемент», «электроотрицательность», «валентность» и «степень окисления», строение атома, закономерностей протекания химических реакций, их классификации, окислительно-восстановительных реакций, электрохимического ряда напряжений металлов и т.д.

При повторении материала важно обратить серьезное внимание на совершенствование и развитие умений:

  • Правильно записывать химические формулы-как молекулярные, так и структурные.

  • Давать названия веществам, особенно органическим, применяя правила систематической номенклатуры.

  • Составлять схемы электронных конфигураций атомов химических элементов первых четырех периодов.

  • Определять валентность и степень окисления атомов химических элементов в соединениях как неорганических, так и органических.

  • Составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (метод полуреакций), использовать метод электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня сложности, в которых идет речь об ОВР.

  • Объяснять сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных.

  • Объяснять смещение химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле-Шателье). Не путать условия, влияющие на скорость реакции и смещение химического равновесия.

  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.

Наибольшие трудности у выпускников вызывает выполнение третьей части работы (С), которая содержит задания с развернутым ответом. Данные задания имеют творческий характер: включают достаточно сложные элементы содержания, ориентированы на использование различных способов выполнения и являются комплексными, т.е. подразумевают применение знаний нескольких разделов курса в новой ситуации, использование различных алгоритмов решения типовых задач. Для выполнения таких заданий необходимы не только прочные и глубокие знания, но и умения самостоятельно и осознанно применять их на практике, в том числе в новой ситуации, на новом практическом материале, в новых связях.

Систематизация теоретических знаний поможет достаточно эффективно организовать повторение материала по основным темам химии. Этот учебный материал проверяется в экзаменационной работе с помощью заданий различного уровня. Например: задания С1 во всех вариантах экзаменационной работы проверяют усвоение понятий «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», «окислительно-восстановительная реакция» и умение использовать метод электронного баланса для составления уравнений ОВР; задание С2 ориентированы на проверку усвоения знаний о химических свойствах неорганических веществ, взаимосвязи веществ различных классов, об условиях необратимого протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций и наличия навыков составления уравнений реакций; задание С3 проверяет знания о химических свойствах и способах получения органических веществ, генетической связи между отдельными классами, механизмах реакций и взаимном влиянии атомов в молекулах; задание части С4 представляет собой расчетную задачу; задание части С5 предусматривает определение молекулярной формулы вещества. Успешному выполнению этих заданий способствует применение определенных алгоритмов при обобщении и систематизации знаний, которые используются на занятиях электива.

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на профильном уровне, учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе комбинированных) на элективных занятиях.. В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, предлагаются алгоритмы, помогающие справиться с выполнением заданий части В и С, а также решение задач и упражнений по данным темам.

Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.






































Содержание курса.

Тема 1. Строение атомов и химическая связь (5час)

Физический смысл квантовых чисел (главное, орбитальное, магнитное, спиновое квантовые числа).

Заполнение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Строение электронных оболочек атомов 1,2,3,4 периодов Периодической системы Д.И.Менделеева. Заполнение по правилу Клечковского. Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Определение типа гибридизации. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов.

Полярность связи. Водородная связь.

Тема 2. Химическая кинетика и химическое равновесие (6час).

Скорость химической реакции, влияние на скорость различных факторов. Катализ. Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. Сдвиг химического равновесия под воздействием внешних факторов (принцип Ле-Шателье Брауна).

Тема 3. Общие свойства растворов (6час).

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.

Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. Сильные кислоты и сильные основания.

Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН. Гидролиз, Необратимый гидролиз бинарных соединений. Необратимый совместный гидролиз.

Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков.

Тема 4. Металлы главных и побочных подгрупп.

Способы получения металлов.

Соединения щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия.

Генетические ряды металлов, которым соответствуют щелочи, нерастворимые гидроксиды, амфотерный оксид и гидроксид.

Металлы побочных подгрупп. Общая характеристика.

Обзор d-элементов I-II групп. Хром. Марганец.

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции (6час).

Окислительно-восстановительные свойства соединений:

  1. воды и пероксида водорода;

  2. галогенов и их соединений;

  3. серной кислоты и соединений серы;

  4. хрома в различных средах;

  5. марганца в различных средах.

Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты.











Тематический план

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Дата

Тема 1. Строение атомов и химическая связь (5час)

1.

Квантовые числа

1

Физический смысл квантовых чисел

1 неделя

сентября

2.

Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

Принцип минимума энергии. Принцип Паули и правило Хунда. Строение электронных оболочек 1,2,3,4,5 периодов ПС. Виды периодичности свойств химических элементов.

2 неделя сентября

3.

Ковалентная связь.

1

Механизм образования ковалентной связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность связи-геометрия молекулы.

3 неделя сентября

4.

Гибридизация электронных орбиталей.

1

Виды гибридизации. Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза, алкенов, аренов, диеновых, графита и соединений бора, алкинов, карбина и соединений бериллия. Геометрия молекул органических и неорганических веществ.

4 неделя сентября

5.

Полярность связи.

1

Дипольный момент связи и дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь.

1 неделя октября

Тема 2. Химическая кинетика и химическое равновесие (6час).

1.

Скорость химических реакций.

1

Понятие о скорости реакции. Энергия активации. Катализ гомогенный и гетерогенный, их механизмы. Ферменты.

2 неделя октября

2.

Решение расчетных задач.

2

1.Математическое выражение скорости предложенных реакций.

2. Определение константы химической реакции.

3. Вычисление скорости реакции при изменении концентрации веществ, температуры и давления.

3-4 неделя октября

3.

Химическое равновесие.

1

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие, его математическое выражение. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

5 неделя октября

4.

Решение расчетных задач.

2

Вычисление константы химического равновесия. Вычисление равновесных концентраций по исходным концентрациям реагирующих веществ и наоборот.



2-3 неделя ноября

Тема 3. Общие свойства растворов (6час).

1.

Электролитическая диссоциация.

1

Степень электролитической диссоциации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов.


4 неделя ноября

2.

Водородный показатель.

2

Диссоциация воды. Констаниа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель-рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы.

1-2 неделя декабря

3.

Гидролиз.

2

Понятие»гидролиз». Гидролиз неорганических веществ. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз.

3-4 неделя декабря

4.

Произведение растворимости.

1

Гетерогенное равновесие в насыщенных растворах малорастворимых и сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков.

5 неделя декабря

Тема 4. Металлы главных и побочных подгрупп (5час)

1.

Общие способы получения металлов.

1

Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов, его практическое применение.

3 неделя января

2.

Металлы главных подгрупп.

1

Положение металлов в ПС. Строение металлов главных подгрупп. Соединения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Генетические ряды металлов.

4 неделя января

3.

Металлы побочных подгрупп.

1

Общая характеристика металлов побочных подгрупп. Электронные конфигурации атомов металлов побочных подгрупп. Обзор d-элементов.

5 неделя января

4.

Хром и его соединения.

1

Соединения хрома (II, III, VI). Зависимость свойств соединений хрома от степени окисления.

1 неделя февраля

5.

Марганец и его соединения.

1

Соединения марганца (II, IV, VI, VII). Зависимость свойств соединений марганца от степени окисления.

3 неделя февраля

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции (6час).

1.

Окислительно-восстанов. свойства воды и пероксида водорода.

1

Окислительно-восстановительные возможности водорода и кислорода в воде и пероксиде.

4 неделя февраля

2.

Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений.

1

Получение и свойства галогенов, хлороводорода, хлоридов с точки зрения ОВР; краткие сведения о кислородсодержащих соединений хлора (от +1 до +7).

1 неделя марта

3.

Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы.

1

Окислительно-восстановительные возможности серы, сероводорода, серной кислоты.

2 неделя марта

4.

Окислительные свойства азота и азотной кислоты.

1

Окислительно-восстановительные возможности азота, аммиака, азотной кислоты и нитратов.

3 неделя марта

5.

Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах.

1

Зависимость окислительно-восстановительных возможностей хрома от степени окисления

1 неделя апреля

6.

Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.

1

Зависимость окислительно-восстановительных возможностей марганца от степени окисления

2 неделя апреля

Тема 6. Комплексные соединения (6час)

1.

Основы учения о комплексных соединениях.

1

Понятия о комплексных соединениях. Основные положения теории А.Вернера. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя и внешняя сфера.

3 неделя апреля

2.

Классификация и номенклатура комплексных соединений.

1

Классификация по характеру электрического заряда. Классификация лигандов. Номенклатура комплексных соединений. Построение формул комплексных соединений.

4 неделя апреля

3.

Химические свойства комплексных соединений.

2

Диссоциация, реакции ионного обмена (по внешней сфере), реакции с участием лигандов, по центральному иону. Составление уравнений химических реакций с участием комплексных соединений.

1,2 неделя

мая

4.

Получение комплексных соединений

1

Способы получения комплексных соединений.

3 неделя мая

5.

Применение комплексных соединений.

1

Роль комплексных соединений в живых организмах. Использование комплексных соединений в химических технологиях, аналитической химии, для очистки природных и сточных вод. Синтез и исследование компл. соединений.

4 неделя мая




Планируемые результаты обучения.


После изучения данного элективного курса учащиеся должны


знать/понимать:

важнейшие химические понятия:

  • квантовые числа

  • атомные s-,p-,d-орбитали

  • гибридизацию орбиталей

  • степень окисления и валентность

  • основные положения ОВР

  • окислительно-восстановительные свойства соединений галогенов, хрома, марганца, азота и их соединений

  • комплексные соединения

  • скорость химической реакции

  • химическое равновесие

  • гидролиз

  • произведение растворимости

уметь:

    1. называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре

    2. определять:

      • валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона

      • пространственное строение молекул

      • характер среды в водных растворах

      • окислитель и восстановитель

      • направление смещения равновесия под влиянием различных факторов

    3. характеризовать:

  • s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева

  • общие химические свойства металлов и их соединений

    1. объяснять:

  • зависимость свойств простых веществ и соединений металлов от строения атома и возможных степеней окисления

  • природу и способы образования химической связи

  • зависимость скорости химической реакции от различных факторов

    1. записывать уравнения ОВР, характеризующие химические свойства металлов и неметаллов, а также их соединений

    2. решать расчетные задачи.









Литература

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, 11 класс.- М.: Дрофа, 2004.

  2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1998.

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. – М.: 1-я федеративная книготорговая компания, 1997.

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 1999.-с. 121-150.

  5. Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ.- М.: Химия, 1987.

  6. Глинка Н.Л. Общая химия.- Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1984.

  7. Т.В.Бабаева. «Мир удивительных реакций». Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Н.Н.Бобкова. «Металлы главных и побочных подгрупп». Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Л.Ю.Аликберова, В.А.Михайлов, Е.В.Савинкина. «Направление химических реакций». Химия. 10-11 классы. Элективные курсы. М.: Дрофа. 2005.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!