СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Традиции и обычаи бурятского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы наблюдаем, что в последнее время расширяется тенденция отчуждения молодёжи от традиционного национального образа жизни, происходит утрата формирования веками нравственно-этнических понятий, норм поведения, духовных ценностей народа. Разрушаются даже такие могучие природные силы жизни, как инстинкт родительской заботы о потомстве, материнский инстинкт защиты и самопожертвования ради спасения детёныша. Демографическое неблагополучие дополняется ростом численности больных и неполноценных детей, превышением смертности над рождаемостью – всё это представляет угрозу генофонду, здоровью и силе нации, свидетельствует о «поломках» в социальном и духовном механизме жизни бурятского народа.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Традиции и обычаи бурятского народа"»

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»







Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

Элективного курса по бурятскому языку

«Обычаи и традиции бурятского народа»

уровень обучения базовый

для учащихся _9____________ класса

Составитель: Хальбаева Л.С., учитель бурятского языка________



















г.Улан-Удэ, 2014

Пояснительная записка

Мы наблюдаем, что в последнее время расширяется тенденция отчуждения молодёжи от традиционного национального образа жизни, происходит утрата формирования веками нравственно-этнических понятий, норм поведения, духовных ценностей народа. Разрушаются даже такие могучие природные силы жизни, как инстинкт родительской заботы о потомстве, материнский инстинкт защиты и самопожертвования ради спасения детёныша. Демографическое неблагополучие дополняется ростом численности больных и неполноценных детей, превышением смертности над рождаемостью – всё это представляет угрозу генофонду, здоровью и силе нации, свидетельствует о «поломках» в социальном и духовном механизме жизни бурятского народа.

В таких условиях особую значимость приобретает распространение знаний о культурных достижениях и исторических заслугах народа, воспитание любви и уважения к родным и близким, гуманное отношение к окружающим, обращение к этнопедагогике. Народ без прошлого не имеет будущего, потому что он не сможет привить к своим детям любовь к родине, патриотизм и, следовательно, чувство ответственности за будущее своего народа.

У бурят издавна подрастающее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения к далёким и близким предкам и имели они достаточно хорошее представление. Уважительное отношение к своим предкам и их наследству должно стать нормой жизни. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Буряты с малых лет приучали детей знать родословную до седьмого колена. Необходимым и обязательным считалось знание предков по отцовской линии. Правила поведения, соблюдавшиеся изо дня в день, превращались в норму, стереотип поведения людей, который передавался из поколения в поколение. Ребёнок приобщался к нормам традиционной жизни, следуя примеру взрослых. Пословицы и поговорки, которыми были усыпаны высказывания, и поучения взрослых побуждали детей быть настойчивыми и терпеливыми, выносливыми, добиваться успехов в работе и учёбе.

Я думаю, необходимостью элективных курсов о традициях и обычаях бурятского народа, основанных на опыте предков и связанных с требованиями нашего времени, видна невооруженным глазом. Я, как учитель-бурятовед, осознаю проблему, стоящую перед бурятским народом.

Например, как падение нравственных ценностей, алкоголизм, рост преступности, неуважительное отношение к родным, незнание родного языка. Утрата национального самосознания.

По-моему, важность представляет «старшинство» ответственности, авторитет родителей, основанный на истинных ценностях жизненного опыта бурятского народа, мудрости, на понятиях добра, любви, на знаниях и умениях, которые необходимо передавать молодому поколению.

И поэтому, я сочла необходимым ввести в школьную программу элективные курсы по теме: « Традиции и обычаи бурятского народа», которые будут тесно связаны с историей, литературой и географией Бурятии».


Цели и задачи элективного курса:

- ознакомление детей с традициями и обычаями бурятского народа;

- способствование воспитанию любви и уважения к народным традициям;

- развитие национального самосознания и норм поведения детей;

- формирование правильных представлений о категориях морали, как основы нравственного поведения в обществе;

Сроки реализации:

Продолжительность обучения – 33 часа

Разделы курса:

1.Пища

2. Одежда и украшения

3. Народные праздники

4. Религиозные праздники

5. Жилища и домашняя утварь

6. Своеобразие народно-прикладного искусства

7.Родословная

Методы, формы обучения, режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в соответствии с учебной программой.

В своей работе использую такие методы и формы как:

-лекции;

-выход в музеи и театры города;

- составление проектов;

- анкетирование, тестирование;

- зачёт;

Тема

Кол-

во

Цели и задачи

Основные знания

и умения

Методы

Средство

Литература

Образователь-

ный продукт


1.




Пища


3 ч.

Ознакомить детей с особенностью происхождения и разнообразия молочной и мясной пищи

Должны знать перевод слов по теме «Пища», например, голова (тоолэй), лопатка (дала) и т.д.

Уметь приготовить простейшие молочные и мясные блюда, например, саламат, хушуур

Словесный, наглядный, практический

Планшеты, рисунки, продуты питания

1. «История и культура бурятского языка», (под ред. д. ист. н. Т.Н. Михай-лова)

2.«Пословицы не мимо молвится» Ц.Б. Будаев.

3.«Одон» - журнал.

4. Газета – «Буряад Унэн»


Выпуск альбома «Бурятская кухня», ритуал преподношения блюд гостям.












2.




Одежда и

украшения


4ч.

а) Дать детям

знания о национальной

одежде бурят, о

том, что народ-

ный костюм – отражение национальной культуры народа.

б) Вызывать у детей эмоциона-льный отклик на красоту костю-мов и украшений бурят.

Способствовать раннему приоб-щению ребенка к национальной культуре.

Знать значение слов «кушак» (бупэ), малахай с кистью (сасагтай малгай) и т.д. Уметь вышивать бурятские узоры.

Словесный, наглядный, практический

показ демонстра-ции

Фотографии,

рисунки,

журналы.

5. «Ёпо заншал Сагаалган» И.В. Сотников

6.«Националь-ный костюм Прибайкалья» - планшет.

7.«Баян даа Буряад оромнай» Э.П. Нанзатова.

8. «Проблема развития национальной школы в Бурятии: методологичес-кие основы этнопедагогики» (под ред. канд. п. наук С.Д. Намсараева).

9. «Войлочная и деревянная юрта бурят» В.А. Михайлов.


Фотоальбом, мини-планшет.




3.



«Националь-ные игры»:

а) игры трех мужей (эрын гурбан наадан)

б) «Игра в кости» (шагай наадан)


4ч.

Учить детей играть в народные игры бурят, дать понятие, что народные игры являются культурным наследием, которое отражает национальное своеобразие культуры и быта бурятского народа. Развивать ум и смекалку у детей.

Знать и

уметь играть в народные игры.

Практичес-кий, игровой,

словесный, наглядный.


Мячи, костяшки, «шагай», золотинка «алта нюулга»

и т.д.

10. «Вопросы этнопедагогики в школе» Д.М. Бурханов, Б.Ш. Молонов.

11.«Народная

Педагогика и современная национальная школа» Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев.


Планшеты, рефераты.

4.

«Народные праздники»

а) Сагаалган

б) Сурхар-

бан

3ч.

Формировать представления детей о том, что праздники – это часть культуры, а в национальных праздниках про-является само-бытность народ-ной культуры, традиции

Знать последова-тельность хода проведения праздника.

Словесный, наглядный, игровой, практичес-

кий, наблю-дение

СМИ,

журналы,

фильмы,

газеты.


Фото,

рассказ,

беседа,

видеомате-

риалы.


5.



Религиозные

праздники

а) тайлганы

б) обоо тахилга

в) сасли


3ч.

Развивать у детей способность воспринимать и

уважать этническое разнообразие и культурную самобытность разных народов. Организовать участие детей в исполнении обрядов.

Иметь представле-ния о религи-озных обрядах.

Наблюдение,

словесный, практичес-кий.


Видео-

съемки, наблюдения.


Фотографии, рассказ.

6.

Жилища и домашняя

утварь

3ч.

Ознакомить с миром прошлого (изба, юрта), также с народной культурой прош-лого, со старин-ными предмета-ми быта (корыт-ца для мяса), булуур (длинные узкие кадушки для брожения кислого молока) и т.д.

Дать детям представления о том, что для каждой национальности характер-ны своя на-циональная утварь, жи-лище, кото-рые отража-ют образ жи-зни истории народа.

Словесный, наглядный,

экскурсии в музеи, показ демонстра-ции.


Сами предметы

(утварь),

рисунки,

альбомы,

фотографии.



Макет юрты, фотографии, планшеты, рефераты,

видеомате-

риалы.



7.



Своеобразие народно-прикладного

искусства

а) национа-льный орнамент

б) роспись посуды и мебели

в) ювелир-ные изделия

6ч.

Развивать у детей изобразительную деятельность,

творческие возможности, любознательно-сть, побуждать детей к активно-му самовыраже-нию, стимулируя творческую активность, уметь украшать одежду, развивая при этом чувство цвета.


Должны приобрести навыки изобразите-льного искусства, уметь составлять узоры, изображаю-щие предметы быта.

Словесный, практичес-кий, наглядный, экскурсии.


Образцы орнаментов, картины, рисунки, фотографии.


Альбомы,

фотографии, рисунки.

8.

Родословная (Уг гарбал)

а) семья и традиции семейных отношений

б) традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей

в) свадебные обряды

6ч.

Научить детей составлять родословную, формировать у детей уважительное отношение к старшим.

Знать традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, уметь наизусть рассказать свою родословную

Словесный, наглядный.


Видеома-териалы,

рисунки,

альбомы.



Составление древа родо-словной, рефераты, сообщения, анкетиро-вание.

9.

Зачет

1ч.









Литература: 1. « Материальная и духовная культура бурят», В.Д. Бабуева

2. « Традиционная культура бурят», Г.Н.Очирова, Г.Р.Галданова, К.М.Герасимова

3. « Путешествуем по Бурятии», О.А.Дареева, О.И.Богомолова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!