Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Элективного курса по бурятскому языку
«Обычаи и традиции бурятского народа»
уровень обучения базовый
для учащихся _9____________ класса
Составитель: Хальбаева Л.С., учитель бурятского языка________
г.Улан-Удэ, 2014
Пояснительная записка
Мы наблюдаем, что в последнее время расширяется тенденция отчуждения молодёжи от традиционного национального образа жизни, происходит утрата формирования веками нравственно-этнических понятий, норм поведения, духовных ценностей народа. Разрушаются даже такие могучие природные силы жизни, как инстинкт родительской заботы о потомстве, материнский инстинкт защиты и самопожертвования ради спасения детёныша. Демографическое неблагополучие дополняется ростом численности больных и неполноценных детей, превышением смертности над рождаемостью – всё это представляет угрозу генофонду, здоровью и силе нации, свидетельствует о «поломках» в социальном и духовном механизме жизни бурятского народа.
В таких условиях особую значимость приобретает распространение знаний о культурных достижениях и исторических заслугах народа, воспитание любви и уважения к родным и близким, гуманное отношение к окружающим, обращение к этнопедагогике. Народ без прошлого не имеет будущего, потому что он не сможет привить к своим детям любовь к родине, патриотизм и, следовательно, чувство ответственности за будущее своего народа.
У бурят издавна подрастающее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения к далёким и близким предкам и имели они достаточно хорошее представление. Уважительное отношение к своим предкам и их наследству должно стать нормой жизни. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Буряты с малых лет приучали детей знать родословную до седьмого колена. Необходимым и обязательным считалось знание предков по отцовской линии. Правила поведения, соблюдавшиеся изо дня в день, превращались в норму, стереотип поведения людей, который передавался из поколения в поколение. Ребёнок приобщался к нормам традиционной жизни, следуя примеру взрослых. Пословицы и поговорки, которыми были усыпаны высказывания, и поучения взрослых побуждали детей быть настойчивыми и терпеливыми, выносливыми, добиваться успехов в работе и учёбе.
Я думаю, необходимостью элективных курсов о традициях и обычаях бурятского народа, основанных на опыте предков и связанных с требованиями нашего времени, видна невооруженным глазом. Я, как учитель-бурятовед, осознаю проблему, стоящую перед бурятским народом.
Например, как падение нравственных ценностей, алкоголизм, рост преступности, неуважительное отношение к родным, незнание родного языка. Утрата национального самосознания.
По-моему, важность представляет «старшинство» ответственности, авторитет родителей, основанный на истинных ценностях жизненного опыта бурятского народа, мудрости, на понятиях добра, любви, на знаниях и умениях, которые необходимо передавать молодому поколению.
И поэтому, я сочла необходимым ввести в школьную программу элективные курсы по теме: « Традиции и обычаи бурятского народа», которые будут тесно связаны с историей, литературой и географией Бурятии».
Цели и задачи элективного курса:
- ознакомление детей с традициями и обычаями бурятского народа;
- способствование воспитанию любви и уважения к народным традициям;
- развитие национального самосознания и норм поведения детей;
- формирование правильных представлений о категориях морали, как основы нравственного поведения в обществе;
Сроки реализации:
Продолжительность обучения – 33 часа
Разделы курса:
1.Пища
2. Одежда и украшения
3. Народные праздники
4. Религиозные праздники
5. Жилища и домашняя утварь
6. Своеобразие народно-прикладного искусства
7.Родословная
Методы, формы обучения, режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в соответствии с учебной программой.
В своей работе использую такие методы и формы как:
-лекции;
-выход в музеи и театры города;
- составление проектов;
- анкетирование, тестирование;
- зачёт;
№ | Тема | Кол- во | Цели и задачи | Основные знания и умения | Методы | Средство | Литература | Образователь- ный продукт |
1. | Пища | 3 ч. | Ознакомить детей с особенностью происхождения и разнообразия молочной и мясной пищи | Должны знать перевод слов по теме «Пища», например, голова (тоолэй), лопатка (дала) и т.д. Уметь приготовить простейшие молочные и мясные блюда, например, саламат, хушуур | Словесный, наглядный, практический | Планшеты, рисунки, продуты питания | 1. «История и культура бурятского языка», (под ред. д. ист. н. Т.Н. Михай-лова) 2.«Пословицы не мимо молвится» Ц.Б. Будаев. 3.«Одон» - журнал. 4. Газета – «Буряад Унэн» | Выпуск альбома «Бурятская кухня», ритуал преподношения блюд гостям. |
| | | | | | | | |
2. | Одежда и украшения | 4ч. | а) Дать детям знания о национальной одежде бурят, о том, что народ- ный костюм – отражение национальной культуры народа. б) Вызывать у детей эмоциона-льный отклик на красоту костю-мов и украшений бурят. Способствовать раннему приоб-щению ребенка к национальной культуре. | Знать значение слов «кушак» (бупэ), малахай с кистью (сасагтай малгай) и т.д. Уметь вышивать бурятские узоры. | Словесный, наглядный, практический показ демонстра-ции | Фотографии, рисунки, журналы. | 5. «Ёпо заншал Сагаалган» И.В. Сотников 6.«Националь-ный костюм Прибайкалья» - планшет. 7.«Баян даа Буряад оромнай» Э.П. Нанзатова. 8. «Проблема развития национальной школы в Бурятии: методологичес-кие основы этнопедагогики» (под ред. канд. п. наук С.Д. Намсараева). 9. «Войлочная и деревянная юрта бурят» В.А. Михайлов. | Фотоальбом, мини-планшет. |
3. | «Националь-ные игры»: а) игры трех мужей (эрын гурбан наадан) б) «Игра в кости» (шагай наадан) | 4ч. | Учить детей играть в народные игры бурят, дать понятие, что народные игры являются культурным наследием, которое отражает национальное своеобразие культуры и быта бурятского народа. Развивать ум и смекалку у детей. | Знать и уметь играть в народные игры. | Практичес-кий, игровой, словесный, наглядный. | Мячи, костяшки, «шагай», золотинка «алта нюулга» и т.д. | 10. «Вопросы этнопедагогики в школе» Д.М. Бурханов, Б.Ш. Молонов. 11.«Народная Педагогика и современная национальная школа» Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев. | Планшеты, рефераты. |
4. | «Народные праздники» а) Сагаалган б) Сурхар- бан | 3ч. | Формировать представления детей о том, что праздники – это часть культуры, а в национальных праздниках про-является само-бытность народ-ной культуры, традиции | Знать последова-тельность хода проведения праздника. | Словесный, наглядный, игровой, практичес- кий, наблю-дение | СМИ, журналы, фильмы, газеты. | | Фото, рассказ, беседа, видеомате- риалы. |
5. | Религиозные праздники а) тайлганы б) обоо тахилга в) сасли | 3ч. | Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность разных народов. Организовать участие детей в исполнении обрядов. | Иметь представле-ния о религи-озных обрядах. | Наблюдение, словесный, практичес-кий. | Видео- съемки, наблюдения. | | Фотографии, рассказ. |
6. | Жилища и домашняя утварь | 3ч. | Ознакомить с миром прошлого (изба, юрта), также с народной культурой прош-лого, со старин-ными предмета-ми быта (корыт-ца для мяса), булуур (длинные узкие кадушки для брожения кислого молока) и т.д. | Дать детям представления о том, что для каждой национальности характер-ны своя на-циональная утварь, жи-лище, кото-рые отража-ют образ жи-зни истории народа. | Словесный, наглядный, экскурсии в музеи, показ демонстра-ции. | Сами предметы (утварь), рисунки, альбомы, фотографии. | | Макет юрты, фотографии, планшеты, рефераты, видеомате- риалы. |
7. | Своеобразие народно-прикладного искусства а) национа-льный орнамент б) роспись посуды и мебели в) ювелир-ные изделия | 6ч. | Развивать у детей изобразительную деятельность, творческие возможности, любознательно-сть, побуждать детей к активно-му самовыраже-нию, стимулируя творческую активность, уметь украшать одежду, развивая при этом чувство цвета. | Должны приобрести навыки изобразите-льного искусства, уметь составлять узоры, изображаю-щие предметы быта. | Словесный, практичес-кий, наглядный, экскурсии. | Образцы орнаментов, картины, рисунки, фотографии. | | Альбомы, фотографии, рисунки. |
8. | Родословная (Уг гарбал) а) семья и традиции семейных отношений б) традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей в) свадебные обряды | 6ч. | Научить детей составлять родословную, формировать у детей уважительное отношение к старшим. | Знать традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, уметь наизусть рассказать свою родословную | Словесный, наглядный. | Видеома-териалы, рисунки, альбомы. | | Составление древа родо-словной, рефераты, сообщения, анкетиро-вание. |
9. | Зачет | 1ч. | | | | | | | |
Литература: 1. « Материальная и духовная культура бурят», В.Д. Бабуева
2. « Традиционная культура бурят», Г.Н.Очирова, Г.Р.Галданова, К.М.Герасимова
3. « Путешествуем по Бурятии», О.А.Дареева, О.И.Богомолова