СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Вопросы истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Вопросы истории"»

Пояснительная записка


Предлагаемая рабочая программа внеурочных занятий «Тайны истории» направлена на углубление знаний по предмету «История» в 5 классе. При этом основной акцент ставится на изучение дискуссионных, «проблемных» событий, явлений и персонажей истории Древнего мира.

  1. Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт; Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Письмо Минобрнауки России от 07.09.2015 г. № 08-1228);

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

  • Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

  • Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

  • Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Курс « Тайны истории» является органичным дополнением курса истории Древнего мира в 5 классе, позволяя расширить знания учащихся, развить интерес детей к предмету, удовлетворить их любознательность, побудить к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Цели и задачи курса

Основные цели курса «Тайны истории»:

-более подробное ознакомление с курсом истории Древнего мира, загадочных явлений, событий и «тёмных пятен» истории;

-развитие творческого мышления учащихся; воспитание подрастающего поколения в духе уважения к истории народов;

Задачами курса являются:

  • Обучить учащихся базовым принципам работы с историческими источниками;

  • Развить интерес к изучению истории, расширить кругозор и содействовать любознательности и творческой активности обучающихся;

  • Научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события, явления;

  • Развить критическое самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических событий и явлений;

  • Развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;

Общая характеристика курса «Тайны истории»

Отличительной особенностью программы является дополнение курса всеобщей истории. В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность

Для реализации программы в образовательном процессе предполагается использование современных образовательных технологий:

Проектная технология - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Технология исследовательского обучения-самостоятельная исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия.

Игровая технология- игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры.

Технология проблемного обучения-система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

Во всех используемых технологиях присутствуют: - включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера; - парные, групповые, дискуссионные формы работы; - возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления; -возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение; -презентация продукта образовательной деятельности (мини-проекта, исследования, эссе,) -рефлексия результата.

Изучение курса базируется на нетрадиционных формах занимательного обучения, что с одной стороны, позволит повысить интерес и снизить утомляемость, а с другой обеспечит обучающихся новыми знаниями и полезным опытом.

Место специального курса в учебном плане

Специальный курс «Тайны истории» реализуется за счет времени, отводимого на внеурочную деятельность. Специальный курс рассчитан на 34 учебных часа в 5 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.

Курс реализует главные задачи:

Образовательные:

  • развитие умения различать литературный вымысел и историческую действительность;

  • научить выделять и аргументировать  разные точки зрения  на одну историческую личность;

  • формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном обществе;

  • развитие метапредметных умений и навыков, развитие личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в школе;

  • научить учащихся осмысливать исторические процессы, события и явления;

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нетради­ционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

  • обучение основам исследовательской работы и проектированию.

Воспитательные:

  • гу­манизма, уважительного отношения к историческому прошлому своего и других народов;

  • содействие развитию бережного и уважительного отношения к историческому наследию;

  • любознательности и самообучения.

Коммуникативные:

  • развитие интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности;

  • формирование навыков работы в группе;

  • формирование активного познавательного интереса обучающихся к истории;

  • развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с культурным опытом человечества, исторически сложившимися взглядами на мир и общество, формирование у учащихся способности понимать особенности различных путей познания мира, осознание особенностей мифологического мировоззрения древних народов.

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с уче­том возрастных особенностей обучающихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, развивать у учащихся специальные умения и навыки.

Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса « Тайны истории»

К ожидаемым личностным результатам освоения учебного курса относятся:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира,  творческой деятельности эстетического характера.


К ожидаемым метапредметным результатам освоения учебного курса относятся:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из адаптированных источников различного типа.



Учебно-тематический план внеурочного курса «Тайны истории»

2015-2016 учебный год (34 часа)


п/п

Наименования разделов и тем уроков


Доисторическая эпоха (8 часов)

1

Тайна происхождения человека.

2

Человек – «венец эволюции»?

3

Снежный человек: выдумка или выживший древний человек?

4

Человеческое бессмертие: миф или реальность?

5

Тайна великих открытий древних людей.

6

Почему исчезли мамонты?

7

Легендарные исчезнувшие цивилизации.

8

О чем «говорит» мумия Отци?


Древний Египет (4 часа)

9

В лабиринтах египетских иероглифов.

10

Загадочный обряд мумификации.

11

Великий зодчий и лекарь древности Имхотеп.

12

Образ древнего египтянина.


Ближний Восток в древности (7 часов)

13

Вавилонская башня. Быль или легенда?

14

Кто они, боги Древнего Шумера ?

15

Загадочные финикийцы.

16

Жители подземных городов древности

17

Ной. Правда и вымысел.

18

Ашшурбанипал. Злой тиран или справедливый царь?

19

Все о Баальбеке.


Индия и Китай в древности (4 часа)

20

Цинь Шихуанди в поисках Эликсира бессмертия.

21

Кто он, загадочный Будда.

22

Гибель Мохенджо-Даро.

23

Точка соприкосновения. Мировые религии.


Древняя Греция (6 часов)

24

А была ли Троянская война?

25

«Одиссея» Гомера – красивая сказка или реальная история.

26

Вся правда о богах Древней Греции.

27

Загадочный царь Мидас.

28

Лучевое оружие Архимеда. Миф или реальность.

29

Загадки «Истории» Геродота


Древний Рим (4 часа)

30

Ромул и Рем: мифические герои или реальные исторические лица?

31

Неразгаданные этруски.

32

О чем нам ведают руины Помпеи.

33

Нерон: вся правда и вымысел.


Повторение (1час)

34

Что мы узнали о Древнем Мире?

Содержание программы курса « Тайны истории» (34 часа)

Раздел I Доисторическая эпоха (8 часов)

Как появился человек. Теории происхождения человека: эволюционизм и креационизм. Мифы различных народов о происхождении человека. Религии о происхождении человека. Ветхий Завет о появлении человека. Научные гипотезы появления человека. Теория инопланетного происхождения. Когда появился первый человек.

Чем древний человек стал отличаться от животных. Механизм эволюции человека. Как менялся человек. Перспективы эволюции человека. Облик человека в будущем.

Единственный ли мы на сегодня вид человека, теории, факты. Эволюция человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек Разумный: кроманьонцы, неандертальцы. Судьба неандертальцев. Легенды о снежном человеке как о выжившем древнем виде человека. Необычные находки антропологов. Вымершие великаны. «Хоббиты» острова Флорес.

Бессмертие человека: научные гипотезы и мифология. Средняя продолжительность жизни древнего человека. Что влияет на продолжительность жизни. Увеличение продолжительности жизни и периода молодости человека в течение тысячелетий: причины и последствия. Библейские долгожители: Мафусаил, Ной и др. Зафиксированные долгожители. Ли Цинъюнь.

Великие открытия древних людей: как это могло происходить. Приручение огня. Первобытное искусство. Создание лука со стрелами. Приручение первых животных: собака и кошка.

Тайна исчезновения мамонтов. Теории исчезновения мамонтовой фауны. Изменение климата на Земле. Мамонты Сибири. Последние мамонты о. Врангель. Перспективы возрождения мамонтовой фауны.

Легендарные исчезнувшие цивилизации. Легендарные древние народы и государства: Атлантида, Лемурия, Гиперборея, Ароэ. Затонувший город Павлопетри. Легенды о нечеловеческих цивилизациях древности.

Отци – древнейшая мумия в Европе эпохи медного века. Внешний вид Отци. Загадочные обстоятельства смерти Отци.

Раздел II Древний Египет (4 часа) Египетские иероглифы. Расшифровка египетских иероглифов. Значение иероглифов.

Загадки мумий. Египетский обряд мумификации. Анубис и загробный мир. Мумифицированные останки человека в музеях мира.

Великий зодчий и лекарь древности Имхотеп. Технология строительства пирамид. Личность Имхотепа на самом деле, догадки, факты.

Внешность древних египтян. Восстановление учеными внешнего облика по найденным останкам. Как выглядели египетские цари. Необычная форма черепа обнаруженных находок: причины. Потомки древних египтян.


Раздел III Ближний Восток в древности (7 часов)

Ветхий завет о строительстве Вавилонской башни. Археологические находки и поиски Вавилонской башни. Библейская теория происхождения народов и языков.

Облик древнешумерских богов. Аннунаки – «пришедшие с небес» и мифическая планета Нибиру. Навещали ли древних шумеров космические пришельцы? Загадочные археологические находки.

Финикийцы – первые великие мореплаватели. Финикийцы в Америке за 2000 лет до Колумба. Возможные следы финикийцев в Бразилии. Путешествие финикийцев вокруг Африки.

Древние пещерные города Каппадокии. Тайна происхождения и назначения. Жизнь в подземных городах.

Всемирный потоп. Ветхий завет о всемирном потопе. Ноев ковчег. Легенды о Ноевом ковчеге. Прототипы Ноя у разных народов древности.

Ашшурбанипал – царь Ассирии. Достижения на троне. Личность Ашшурбанипала.

Древний город Баальбек. Загадка строительства монументальных сооружений города: как это было возможно в древние времена, кто и как строил город.


Раздел IV Индия и Китай в древности (4 часа)

Император Цинь Шихуанди. Легенда об эликсире бессмертия. Экспедиции Сюй Фу в поисках эликсира бессмертия. Загадочная судьба экспедиции.

Тайна просветления Будды Гаутамы. Личность Будды. Суть учения буддизма.

Индийские древние цивилизации. Мохенджо-Даро: загадочные обстоятельства гибели города. Гипотеза ядерных войн в древности.

Где соприкасаются мировые религии. Кришна и Вишну; Иисус и Бог-отец. Образ Кришны в древнеиндийской мифологии. Сравнение Кришны с Иисусом. Кришна и Иисус, общее и различие.


Раздел V Древняя Греция (6 часов)

Троянская война. Герои Троянской войны: Гектор, Ахиллес, Одиссей, Патрокл и др. История поиска легендарной Трои. Археологические находки. Поиски следов Троянского коня.

«Одиссея» Гомера. Одиссей, циклоп Полифем, сирены, волшебница Кирка, Калипсо, бог ветра Эол, бог моря Посейдон, Сцилла и Харибда, Пенелопа, Телемах. Пантеон греческих богов: Зевс, Гея, Посейдон, Афина, Арес, Аид, Артемида, Гермес, Гефест и др. Греческие полубоги и мифические существа. Гипотезы появления греческих богов.

Миф о царе Мидасе. Поиски исторического прототипа.

Архимед и его изобретения. Легенды об Архимеде. Научная деятельность. Оборона Сиракуз от римлян. Легенда о сожжении римского флота с помощью зеркал: миф или реальность.

«История» Геродота. Геродот о древних народах и легендарных странах. Описание загадочной «Северной страны» Гиперборея у Геродота.

Раздел VI Древний Рим (4 часа)

Ромул и Рем: мифические герои или реальные исторические лица? Братья и волчица. Легенда об основании Рима. Убийство Рема. Первые годы Рима. Таинственное исчезновение Ромула. Загадочные этруски. Этруски – соседи римлян. Тайна происхождения этрусков. Легенды об Энее. Неизвестные достижения этрусков. Культура и письменность. Судьба и наследие этрусков. Древний город Помпеи. Последний день Помпеи. Современные Помпеи – «музей под открытым небом». Нерон: вся правда и вымысел. Пожар в Риме. Почему талантливый император превратился в «чудовище»

Раздел VII Повторение (1час)

Повторение пройденного курса. Заключительное занятие. Игра-викторина. Подведение итогов года.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение Рекомендуемый список литературы для учителя

  1. Дойель Лео. В поисках Библии: Тайны древних манускриптов. – СПб.: Амфора, 2014. – 76 с.

  2. Коллектив авторов. Энциклопедия тайн истории. – М.: РООССА, 2011. – 256 с.

  3. История мира. История России и мировая история. [интернет-ресурс] – Режим доступа: http://www.istmira.com/, свободный доступ. Рекомендуемый список литературы для обучающихся

  1. Голубчиков Ю. Н. Катастрофы в истории земли и человека. – М.: Белый город, 2009. – 192 с.

  2. Калашников В. И. Чудеса света. Древний мир. Занимательная география. – М.: Белый город, 2002. – 48 с.

  3. Калашников В. И., Лаврова С. А. Чудеса света: энциклопедия тайн и загадок. – М.: Белый город, 2008. – 208 с.

  4. Манро-Хэй Стюарт. В поисках ковчега Завета: По следам скрижалей Моисея. – СПб.: Амфора, 2014. – 54 с.

  5. Пантилеева А. И. Самые известные мифические существа: иллюстрированная энциклопедия. – М.: Белый город, 2011. – 105.

6. Роньшин В. М. Сокровища Средиземного моря: Детский путеводитель по странам мира. Италия, Греция, Кипр, Турция, Испания, Португалия. – М.: Белый город, 2010. – 464 с. Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Видеопроектор

  3. Принтер

  4. Экран

  5. Интернет-ресурсы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!