СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «заповедники российской федерации»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается около 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «заповедники российской федерации»»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЗАПОВЕДНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

( для учащихся 9 классов)


Пояснительная записка


Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается около 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.

С каждым годом в мире всё больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашёй эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – это тяжёлая и невосполнимая потеря. Всё, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.

В последнее время охране окружающей среды уделяется всё больше внимания. Особенно трепетно стали относиться к дикой природе, процесс исчезновения которой остановить ещё возможно. Именно поэтому необходимо направить все усилия на сохранение тех природных богатств, которые существуют в нашей необъятной стране.

Программный материал по географии не вместил достаточный объём информации о заповедных территориях РФ и их функциях, а необходимость в этом диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением профильного обучения и элективных курсов в общеобразовательной школе.


Общая характеристика учебного предмета


Актуальность введения курса «Заповедники Российской Федерации»

в учебные планы связано с все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды.

В рамках реализации Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы важнейшими тенденциями в развитии общества и образования, как неотъемлемой его части становятся:

  • выход экономики России на стандарты благосостояния развитых стран;

  • обеспечение высокого качества и комфортных условий жизни населения, включая всеобщую доступность услуг образования. При этом расширяется вариативность предлагаемых образовательных услуг, с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан в этих услугах;

  • создание благоприятной среды обитания человека, обеспечивающей рост средней продолжительности жизни;

  • изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, при снижении экономической дифференциации населения и резком сокращении бедности.

Таким образом, решается проблема создания стимулов и условий для инновационного развития основных направлений жизни общества, в том числе и системы образования.

При изучении данного курса учащиеся углубят свои знания об основных причинах создания заповедных территорий России. Изучение данного курса будет способствовать формированию чувства патриотизма, пониманию общечеловеческих и личных ценностей и потребностей, пониманию единства общества и природы.

Курс нацелен на развитие способностей учащихся, оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием.

Теоретическая и практическая части программы предусматривают применение учащимися знаний, полученных при изучении географии, биологии, химии и других школьных предметов.

Коммуникативно-ориентированное обучение, направленное на обучение учащихся, предполагает использование лекций, семинаров, дискуссий, игр, конференций, собеседований с учащимися по конкретным проблемам.

Предусмотрено самостоятельное изучение заповедников своего края.

Новизна данной программы курса определяется мировоззренческими подходами и содержанием, значительным процентом практических работ, общекультурными и эколого-культурными задачами и ситуациями, интегрированностью материала и компоновкой тем по параллелям, имеющим концентрический характер. Практические занятия предполагают успешность и самореализацию учащихся в программе, развитие творческого потенциала учащихся, дискуссионный характер преподавание и большое количество проблемных задач и ситуаций, на которых построен курс. Рассмотрение ООПТ как целостных, интегрированных систем помогает сформировать целостное целеполагание и подходы.



Цель курса «Заповедники России» - способствовать повышению уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетическому восприятию природы, развивать экогуманистическое мышление и патриотическое отношение к своей Родине, формировать у подростков знания о природном богатстве России и Башкортостана.

Задачи курса:

- углубление знаний о природном наследии России и Башкортостана

- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности

- вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края

- формирование нравственного отношения к природе

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими и другими. Содержание большинства тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся.


Место учебного курса в учебном плане


Категория учащихся: 9 класс

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), состоит из двух основных теоретических и практических частей. Это дает возможность учащимся в рамках одного курса применить на практике свои умения и знания.

В первом разделе рассматриваются общие вопросы об истории создания нормативных актов по сохранению всемирного природного и культурного наследия и передачи потомкам различных памятников природы и культуры, о наиболее пострадавших участках биосферы планеты образовавшихся в результате взаимодействия общества с природой.

Второй раздел посвящен заповедникам России, при его изучении учащиеся знакомятся с особенностями особо охраняемых территорий.


Требования к уровню подготовки выпускника


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- задачи заповедника

- порядок образования

- чем отличаются заповедники от других охраняемых территорий

- основные виды деятельности в заповедниках

- названия и географическое положение всех заповедников России

-правила поведения в пределах заповедной зоны

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- находить заповедники на карте России

- давать комплексную характеристику изучаемому объекту

- использовать различные источники информации и самостоятельно работать с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов

- оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории

- грамотно проводить экологические десанты


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел I. Введение. Виды заповедных мест России. (2 ч).

Воздействие человека на среду обитания. Введение и определение понятий «заповедник», «ООПТ – особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы» и др. История создания заповедников. Значение создания и роль ООПТ. Современные экологические проблемы и заповедники. ООПТ России (ссылка на Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г). Знакомство с картой «Заповедные места России».

Практическая работа: «Изучение местонахождения заповедных мест в России».

Ключевые понятия: ООПТ, заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы, экологические проблемы.

Раздел II. ООПТ по природным районам России (22 часа)

Знакомство с особенностями заповедных мест на разных территориях России. Обсуждение объектов всемирного природного и культурного наследия в России. Комплекс мер по улучшению свойств окружающей среды. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий.

Практические работы:

  1. Воронежский заповедник в Воронежской и Липецкой Областях

  2. Составление презентаций об Ильменском минералогическом заповеднике.

  3. «Создание экологического паспорта озера Байкал».

  4. Природные уникумы Дальнего Востока.

Ключевые понятия: режим особой охраны, виды заповедников, биосферный, гидрологический заповедники, антропогенное воздействие, объекты всемирного наследия.

Раздел III. Заповедные места своего края (8 часов)

Изучение и описание природных объектов Брянской области (экскурсии, исследования). Создание бизнес – проекта: «Экотуризм в нашем районе». Экскурсия в Тверской краеведческий музей. Рекреационные ресурсы. Формы использования заповедных мест Тверской области. Подготовка микропроектов, презентаций.

Ключевые понятия: названия уникальных объектов Спировского района, презентация, бизнес - проект.


Раздел IV. Защита проектных и исследовательских работ (2 ч.)

Учащиеся готовят рефераты и исследовательские работы, консультируясь с учителем, и защищают их в рамках научно – практической конференции.

Ключевые понятия: презентации, рефераты, исследовательская деятельность, портфолио, проект.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Формирование целостного представления об экологических проблемах, состояние природных ареалов и их влиянии на человека.

  • Освоение детьми основ исследовательской деятельности.

  • Представления об особо охраняемых природных территориях и их роли в жизни планеты и региона.

  • Создание у ребенка стратегии гуманитарного социоодобряемого поведения по отношению к природе и обществу.

  • Создание у учащихся целостного естественно – научного мировоззрения.

  • Формирование на гуманитарных основах ценностных ориентиров школьников – духовности.

  • Освоение навыков эффективных коммуникаций.

  • Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.

  • Воспитание любви к родному краю (патриотизм).

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Заповедные места России». Учащиеся защищают разработанные проекты и рефераты, сертификаты о прохождении курса, которые могут быть включены в личный портфолио. Также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

п/п

Наименование разделов и тем.

Лектора

Всего

часов

В том числе по видам деятельности

Формы контроля

Семи

нары

Экскур-сии

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

7


9 класс






I.

Введение. Виды заповедных мест России. Карта «Заповедные места России»

2

0,5


0,5.


II.

ООПТ в крупных природно – территориальных комплексах России

22


7


6

опорный конспект, отчет о практической работе, комплекс мер по улучшению свойств окружающей среды, заполнение общей таблицы по теме.


2.1. Восточно-Европейская равнина. Особенности охраняемых объектов.

2

1


1



2.2. Практическое занятие

1



1



2.3. Уникальные объекты Северного Кавказа.

2

1





2.4. Краснодарский край. Кавказский заповедник. Сочинский национальный парк как пример сохранения природы при антропогенном вмешательстве.

1

1



семинар


2.5. Каменный пояс России - Урал. Ильменский минералогический заповедник.

2

0,5


0,5



2.6. Экологические проблемы территории Урала

1

1





2.7. ООПТ Западной Сибири

2






2.8. Восточная Сибирь

2



1



2.9. Байкал – жемчужина России. Заповедные территории вокруг озера.

2

0,5


0,5



2.10. Пояс гор Южной Сибири.

2

0,5


0,5



2.11. Тихоокеанское побережье – будущее России.

2

0,5


0,5



2.12. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России

3



1

Круглый стол

III.

Заповедные места Брянского края.


8



1


1



3.1. Особо охраняемые территории брянщины

5






3.1. Создание бизнес – проекта: «Экотуризм в нашем районе»

2



1



3.2. Экскурсия в краеведческий музей.

1


1


Отчет об экскурсии

IV

Итоговое занятие – конференция исследовательской деятельности

2



2

Защита рефератов и проектов


Итого:

34

6,5

1

9,5





В преподавании используются элементы следующих технологий: разноуровневой, проблемной, теории решения исследовательских задач, КСО, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной.


Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

- лекция и семинары;

- практикумы и экскурсии;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.


Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.


Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

- картографическими (географическими картами, интерактивными );

- атласами - определителями

- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Тверской области);

- диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;

- интернет – ресурсами.

- мини- лабораторией.


ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ


Реферативные сообщения

  1. Место заповедников в международной системе охраны природы.

  2. Современные экологические проблемы и заповедники.

  3. Заповедное дело за рубежом.

  4. История заповедного дела в СССР и в России.

  5. Заповедные места России в наши дни.

  6. Научная работа в российских заповедниках.

  7. Эколого-просветительская деятельность заповедника.

Исследовательские работы и проекты

  1. Оценка экологического состояния нашей местности.

  2. Редкие охраняемые виды растений Тверской области (Венерин башмачок).

  3. Экологический мониторинг нашей школы.

  4. Экологическая ситуация села Выдропужск.

  5. Моя Малая Родина – река Шегра.

  6. Демографическая ситуация в Спировском районе.

  7. Туристические тропы в нашем районе.

  8. Лесные богатства нашего края.

  9. Спировский зоологический заказник.


В основе содержания курса лежат знания, уже освоенные учащимися при изучении географии, биологии и экологии. Поэтому данный курс может быть использован преподавателями этих наук.



Используемая литература


  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999

  2. Атлас России. 8-9 класс. – Москва, картография, 1994 г.

  3. Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г. и др. Экология: Учебник.Изд.2-е, перераб. и доп. под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко, М.: Логос, 2005.

  4. География рекреационных систем СССР.- М., 1980 г.

  5. Дорофеев А.А., Ткаченко А.А., Щукина А.С. и др. «География Тверской области» Книга для учителя. Тверь, 1992 г.

  6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005 г.

  7. Клюшникова Н.М. Заповедники России. География, экология. Элективный курс. Волгоград: ИТД «Корифей» - 2006 г.

  8. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997

  9. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000 г.

  10. Озеро Байкал / Атлас чудес света. Чудеса природы. – М.: БММ АО Москва, 1997 г.

  11. Райков Б.Е. Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». М. «Топикал» 1994 г.

  12. Томас Фезер «Сокровища человечества. Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО». Москва, БММ АО, 1997г.


Сайты

  1. http://www. nauticas.ru

  2. http://www. stolby.ru

  3. http://www. igz.ilmeny.ac.ru

  4. http://www. angara.ru

  5. http://www.buriatia-online.ru


МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа








РЕФЕРАТ

























Составила Рязанова Екатерина,

руководитель Сафрошкина Е.И.












Масловка 2009



За тридевять земель...

За тридевять земель, за высокими горами, у окиян-моря синего... — именно так хочется начать рассказ о самом восточном, самом большом заповеднике нашей Родины — Кроноцком. О внушительных размерах Кроноцкого государственного заповедника говорит хотя бы тот факт, что на его площади могут свободно раз­меститься три таких государства, как Люксембург, или остров Кипр. Территория заповедника — 964 000 га, находится на восточном побережье полуострова Кам­чатка. Здесь на 160° в. д. и 54° с. ш. от Кроноцкого залива Тихого океана до вершин Восточного хребта протянулись безлюдные просторы одного из самых крупных заповедников земного шара — Кроноцкого. Добраться в Кроноцкий заповедник не просто. Толь­ко океанский лайнер из Петропавловска-Камчатского или вертолет может доставить вас в поселок Жупаново, где разместилась усадьба Кроноцкого запо­ведника.

Дикость местности, суровый климат, труднодоступность и удаленность от населенных пунктов сыграли свою положительную роль в существовании этого ред­костного уголка природы.

Своим возникновением Кроноцкий заповедник обя­зан прежде всего камчатскому соболю. Столетиями шкурки этого ценнейшего пушного зверька были основ­ным предметом вывоза с Камчатки. Катастрофическое уменьшение численности соболя в результате хищни­ческой добычи стало особенно остро ощущаться в кон­це прошлого столетия. Возникла реальная угроза пол­ного исчезновения этого ценного зверя. Многим стало понятно, что сберечь соболя на Камчатке можно лишь путем установления многолетнего запрета на его до­бычу в местах, где он еще сохранился.

В 1882 году местными жителями была поддержана инициатива зоолога Б. И. Дыбова об организации в Кроноках соболиного заказника. С тех пор промысел соболя в Кроноках был запрещен под страхом смерти. Зимой, во время промыслового сезона, туда засылались специальные охранные отряды. А летом соболиные угодья этого глухого района Камчатки посещались людьми редко. Сколько просуществовал первый народ­ный соболиный заказник, неизвестно, но в начале XX века охрана его ослабла и, наконец, прекратилась совсем.

В 1934 году территория бывшего заказника была вновь взята под охрану. Учрежденный здесь Кроноцкий государственный заповедник был призван охранять не только камчатского соболя, но и весь комплекс кам­чатской природы. Началось планомерное и система­тическое изучение территории заповедника. Многие сотни километров прошли его сотрудники по бездо­рожью Кронок, прежде чем на карте заповедника по­явились названия неизвестных ранее вулканов, лед­ников, водопадов и единственной в Советском Союзе Долины гейзеров.

Много сил и времени было потрачено на детальное описание флоры и фауны. Из года в год кропотливо велась «Летопись природы» этого удивительного уголка Камчатки.

С 1 января 1967 года заповедник существует в со­временных границах и проводит научные исследова­ния всего охраняемого природного комплекса тихо­океанского нагорья Средней Камчатки. Кроноцкий за­поведник — настоящий музей природы. Обращает на себя внимание своеобразный рельеф этой молодой в геологическом отношении территории.

Еще в начале неогенового периода на месте совре­менного заповедника было мелководное море. Его дно начало активно подниматься около миллиона лет на­зад. Подземные силы сминали земную кору в складки, раскалывали ее на отдельные глыбы, формировали современный рельеф Кронок.

Сбросы и разломы земной коры определили очер­тание берегов заповедника. Трещинные излияния лав образовали обширные вулканические плато. По ли­ниям глубинных разломов возникли многочисленные вулканы. Море то наступало на прибрежные участки суши, то отступало.

Грозные силы природы не прекратили в Кроноках своей деятельности и по сей день. Лишь за последние 150 лет здесь было более двухсот землетрясений. Ино­гда, даже в настоящее время, страшные 8—9-балль­ные сейсмические волны раскачивают заповедные де­ревья, как мачты кораблей в шторм. Дышат еще па­ром и дымом действующие вулканы заповедника. По долинам рек встречаются горячие источники.

Весь этот уникальный набор проявлений современ­ных горообразовательных процессов объясняется по­ложением Кроноцкого заповедника в краевой зоне мо­лодой тихоокеанской геосинклинали.

Всего в двухстах километрах друг от друга распо­ложились самый высокий вулкан заповедника Кроноцкая Сопка (3528 м) и глубоководный Курило-Камчат-ский океанский желоб (7919 м). Именно это и пред­определило ни с чем не сравнимый орографический рисунок Кронок.

На Тихоокеанском побережье раскинулись утоми­тельно плоские заболоченные равнины, а в западной части заповедника возвышаются крутые остроконеч­ные гребни Восточного хребта с высотами более 1200 м.


В суровом краю вулканов

Самым распространенным, характерным и типич­ным рельефом Кроноцкого заповедника являются вул­канические плато, или долы, как называют их на Камчатке. Волнистая от бесчисленной сети оврагов и сухих русел рек поверхность дола сплошь покрыта потоками излившихся лав, толщами рыхлых вулкани­ческих пород. Здесь весьма наглядно выступает за­висимость характера рельефа и речной сети долов от свойств горных пород. Те участки, которые сложены вулканическим песком и гравием (лаппиле), легче раз­рушаются, и в них закладываются долины рек. В нача­ле лета, во время бурного снеготаяния, их русла заня­ты водой, но вскоре вода полностью просачивается в рыхлые толщи. Сильные ветры, дующие летом с океа­на, легко поднимают в воздух тонкий вулканический пепел, отчего сухие русла рек клубятся, как проселоч­ные дороги.

Занимая самую обширную центральную часть за­поведника, долы отделены от приморских низменно­стей отчетливым уступом. В этой краевой части дола овраги и речные долины имеют очень крутые обры­вистые берега высотой до 400 м. Эту унылую и суро­вую картину усугубляют стоящие поодиночке и груп­пами вулканические конусы. Всего на территории за­поведника 16 крупных вулканов. Пять из них до сих пор выделяют пар и газ, остальные считают потух­шими. Интересны и разнообразны постройки вулкани­ческих конусов, насаженных на поверхность дола. Так, вулкан Крашенинникова, названный в честь выда­ющегося русского ученого и одного из первых исследо­вателей Камчатки, по своему строению похож на зна­менитый Везувий. Основанием вулкану Крашениннико­ва служит почти полностью разрушенный щитообраз­ный вулкан диаметром основания более 30 км. На этом постаменте и возвышается потухший двойной вулкан Крашенинникова. Южный его конус несколько выше и моложе северного, который, в свою очередь, поража­ет сложностью строения. Он имеет не один, а сразу три конуса, расположенных один в другом и образо­вавшихся из одного вулканического канала.

Рядом с вулканом Крашенинникова поднялся на 3528 м самый большой вулкан заповедника и второй на Камчатке (после Ключевской Сопки — 4750 м) без­укоризненно правильный конус Кроноцкой Сопки. Он просматривается от подножия до самой вершины. Если плыть на пароходе вдоль побережья, то бело­снежную вершину этого исполина можно увидеть за две сотни километров.

В отличие от вулкана Крашенинникова Кроноцкая Сопка не имеет такого сложного строения конуса, и возник этот вулкан относительно недавно. До 1922 го­да Кроноцкую Сопку считали потухшим вулканом. Но именно в этот год близ кратера наблюдался черный дым. Во время последующих наблюдений в привер­шинной части вулкана были еще несколько раз заре­гистрированы выделения паров и газов. Вот почему этот вулкан относят к числу действующих.

Кроноцкой Сопке и вулкану Крашенинникова обя­зано своим происхождением удивительное Кроноцкое озеро. Прежде на месте Кроноцкого озера между вул­канами Крашенинникова и Кроноцкой Сопкой проте­кала древняя полноводная река, стекавшая с предго­рий Восточного хребта. Вулканы росли, и на их скло­нах стали появляться маленькие боковые вулканы. Из их жерл во время извержений били ослепительные фонтаны жидкой лавы, давая начало огненным ре­кам, устремившимся с двух сторон к древней реке. Медленно, с легким шуршанием и звоном приближа­лись к речной долине лавовые потоки. Словно по ги­гантскому транспортеру, из клокочущих жерл вулка­нов, к быстро сужающейся долине реки двигались огромные оранжево-желтые глыбы. Удаляясь от кра­теров, они, остывая, темнели, шумно трескались при столкновениях, разваливались на куски. Трудно себе представить, какой высоты были взлетавшие вверх клубы водяного пара, когда соприкасались холодные потоки речной воды и раскаленной докрасна лавы. Долго и упорно сопротивлялась бурная река. Но внут­ренние силы Земли постепенно воздвигали естествен­ную двухсотметровую плотину и преградили путь реке. Древняя река разлилась, и в среднем ее течении воз­никло обширное и глубокое Кроноцкое озеро (пло­щадь его около 200 кв. км, глубина — до 306 м). Из его юго-восточной части вытекает и стремительно не­сется в Кроноцкий залив современная река, которую называют Кроноцкой.

Другим примером типичных вулканических постро­ек заповедника может служить знаменитая кальдера (Кальдера — углубление в верхней части вулкана, образу­ющееся в результате взрыва газов в жерле вулкана) кратера Узон. Она находится в южной части заповед­ной территории, в 50 км от берегов Кроноцкого за­лива.

Кальдера представляет собой овальную котловину, окруженную невысоким хребтом. Обширное углубление размером 9X12 км образовалось на вершине когда-то существовавшего здесь большого конического вулкана высотой около 3 тыс. м.

Несмотря на то, что Узон является наиболее изучен­ным вулканом заповедника, ученые до сих пор не установили, как образовалась его кальдера. Одни ут­верждают, что это результат двух грандиозных взры­вов, разрушивших вулкан.

Другие считают кальдеру результатом опускания центральной части вулкана при ослаблении его дея­тельности.

Главная особенность кальдеры Узона заключается в своеобразном проявлении современного вулканизма. Здесь множество горячих источников, грязевых вулканчиков и котлов. Но больше всего в кальдере фумарол. Так называют выходы из недр Земли струй вулкани­ческих газов и паров. Вот какую картину фумарольного поля дает С. П. Крашенинников, один из первых описавший это характерное проявление вулканизма: «На сухих местах и островках находятся многочислен­ные отверстия, одни как булавкой проткнутые, другие больше. Из широких — вода не бьет, а из маленьких — вырывается пар и вода. Вокруг отверстий находится глина различных цветов. Она пестро окрашена, по­добно мрамору, в синий, белый, красный, желтый и черный цвета, особенно яркие, когда она влажная. На вкус глина кислая и вязкая.

Встречается и горючая сера, особенно по краям тех отверстий, из которых идет пар. В больших источниках вода кипит белым ключом, как в огромных котлах, и с таким шумом, что не слышно не только разговора, но и крика. Из источников идет такой густой пар, что в пяти саженях не видно человека. Расстояние между источниками колеблется, как зыбучее болото. Идти по нему нужно с опаской, чтобы не провалиться»1.

Некогда часть кальдеры Узона была заполнена огромным озером. Однако вытекающая из него река Шумная настолько углубила свое русло, что озеро исчезло, оставив после себя сотни мелких озер и забо­лоченных участков. Под воздействием подводных фумарол поверхность этих озер находится в непрерыв­ном движении и покрыта мелкой рябью от поднима­ющихся пузырей.

Внутреннее тепло планеты постоянно поддержива­ет в озерах и болотах Узона повышенную температу­ру, до -f-90°C. Зимой часть таких водоемов вообще не замерзает. Все это способствует развитию пышной растительности и обилию обитающих в кальдере птиц и зверей. Кальдера Узона на фоне суровых горно­тундровых пейзажей дола выглядит настоящим оази­сом. Повсюду растут ивняки и рощицы каменной бе­резы, густые заросли ольхового и кедрового стлаников и богатые ягодники. Сюда ежегодно прилетают десят­ки тысяч водоплавающих птиц: уток, гусей, лебедей, крохолей, чирков и других. Некоторые из них даже остаются на зиму. В кальдере Узона в изобилии встре­чаются суслики, горностаи, лисы, соболи, медведи, се­верные олени. Здесь они находят приют и разнообраз­ную пищу во время частых зимних метелей.


В Долине гейзеров

Самым, пожалуй, интересным проявлением совре­менного вулканизма, которое можно наблюдать в Кроноцком заповеднике, являются гейзеры. Эти удиви­тельные источники, периодически выбрасывающие фон­таны кипятка и пара, можно наблюдать, кроме Кам­чатки, лишь в Исландии, США и Новой Зеландии.

Интересно, что до весны 1941 года о гейзерах Кам­чатки вообще ничего не знали. Были забыты откры­тые С. П. Крашенинниковым в 1738 году гейзеры на реке Паужетке. (Сейчас там построена первая в нашей стране Паужетская геотермальная электростанция.) Никто тогда и предположить не мог, что в нескольких десятках километрах от поселка Жупаново перво­открывателей ждет известная теперь во всем мире Долина гейзеров. По воле случая Долина гейзеров не была открыта в 1909 году, когда в этих местах прохо­дила экспедиция известного ботаника В. Л. Комарова. Участники экспедиции подошли к верховьям Долины гейзеров по поверхности вулканического плато и даже наблюдали далеко внизу взметавшиеся вверх белые клубы пара. Решив, что это работают большие фумаролы, В. Л. Комаров даже назвал мчащуюся по дну этого ущелья реку «Рекой большой фумаролы».

Открыта Долина гейзеров была в апреле 1941 года научным сотрудником Кроноцкого заповедника гео­логом Т. И. Устиновой и наблюдателем заповедника камчадалом А. Крупениным. Обследуя верховья не­замерзающей реки Шумной, которая берет начало из озер кальдеры Узона, они случайно стали свидете­лями извержений гейзера. Его впоследствии назвали «Первенцем», когда основательно обследовали долину левого притока Шумной и обнаружили еще около два­дцати гейзеров. Тогда же «Река большой фумаролы» получила современное название — Гейзерная.

Сейчас в Долине гейзеров насчитывается 22 круп­ных гейзера и большое число пульсирующих источников, кипящих цветных озер, пароводяных струй и гря­зевых котлов. Сосредоточены они в долине Гейзерной на протяжении примерно 5 км. Вся долина курится. Угрюмые скалистые склоны реки, вырывающиеся ото­всюду фантастические клубы пара и струи кипятка, непрерывный грохот, клокотание, всплески и фыр­канье — все это производит потрясающее впечатление, напоминая о титанических силах, постоянно бушу­ющих в недрах нашей планеты.

Грандиозно извержение самого мощного гейзера заповедника — Великана. Через каждые 5 часов он выбрасывает фонтан кипящей воды на высоту до 40 м, а клубы пара при этом поднимаются вверх до 300 м! С течением времени Великан построил себе из кремне­земистой накипи, называемой гейзеритом, огромную 30-метровую площадку. Подобные гейзеритовые пло­щадки разного цвета имеются не только у гейзеров, но и у пульсирующих источников. Так, пульсирую­щий источник, бывший ранее гейзером, за цвет гейзе­рита, напоминающий жженый сахар, был назван Сахарным.

Очень эффектно извержение гейзера Фонтан. Как и все гейзеры, он имеет грифон, т. е. особую округлую котловину, и канал источника, расположенный на дне грифона. Между извержениями грифон совершенно сухой. Но примерно через каждые полчаса вода с шумом наполняет грифон и вскипает. Сильные толч­ки снизу подбрасывают струи кипятка вертикально вверх на 20 м — высоту пятиэтажного дома. Фонтани­рование длится около двух минут, после чего не успев­шая перелиться через край грифона вода засасывает­ся в канал источника и больше не появляется до сле­дующего извержения.

Особое своеобразие Долине гейзеров придают раз­ноцветные водоросли и бактерии. По крутым склонам и дну долины повсюду, где только есть струйки горя­чей воды, видны их изумрудно-зеленые, желтые, крас­ные, белые и оранжевые заросли. Очень привлека­тельным они сделали один водопад, который за яр­кость красок буйно разросшихся здесь термофилов назван Игрушкой. В Долине гейзеров эти теплолюби­вые водоросли и бактерии находят тепло и большое ко­личество растворенных в воде минеральных питатель­ных веществ.

Повышенные, по сравнению с соседними террито­риями, температура и влажность воздуха в Долине гейзеров положительно сказываются на наземных рас­тениях. Здесь раньше, чем где бы то ни было в Кроноках, начинает зеленеть трава, распускаются почки. На подогреваемой почве травянистые растения (под­маренник, лабазник, шеламайник и др.) достигают гигантских размеров (до 4 м).

Линия отвесных скалистых обрывов, отделяющая долину Гейзерную от однообразной поверхности дола, подчеркивает удивительный контраст природы суровых тундр вулканического плато и утопающей в облаках пара изумрудно-зеленой Долины гейзеров.

Контрасты и диковины Кронок

Неповторимое своеобразие природе Кроноцкого за­поведника придает климат этой территории. Несмотря на то, что Кроноки расположены на широте Тулы, климат здесь довольно суровый и испытывает сильное воздействие Тихого океана. Характерны частые тума­ны и ураганные ветры, моросящие дожди и обильные снегопады, что отличает этот район от других областей умеренного климатического пояса.

Средняя температура самого холодного в Кроноцком заповеднике месяца — февраля колеблется от —8° на побережье до —15°С в его западных частях. Зимой частые циклоны засыпают всю территорию Кронок снегом.

Если в прибрежных районах мощность снежного покрова достигает 1,5 м, то на долах и в предгорьях измеряется двумя-тремя метрами. Ураганные, пронизывающие ветры настолько уплотняют снег, что к весне его поверхность становится твердой и блестящей, как лед.

Весна поздняя, холодная и короткая. Таяние сне­гов начинается лишь в июне и нередко захватывает начало июля. В это время происходит разлив крупных рек, а маленькие ручьи превращаются в бурные и пол­новодные потоки. Но скоро талые воды просачивают­ся в рыхлые породы долов, и на месте только что су­ществовавшей реки можно увидеть густую сеть каньонообразных оврагов. Весна раньше начинается на по­бережье и медленно поднимается в горы.

Лето прохладное. В июле температура воздуха в среднем от +12° до +18°С. Погода большей частью пасмурная с моросящими дождями и сильными ту­манами. Это объясняется непосредственной близостью холодного Камчатского течения и ветрами, дующими в этот сезон с моря на сушу.

Лучшее время года — осень. Хотя первые замороз­ки бывают уже в начале августа, но именно в августе — сентябре больше всего солнечных дней. Особенно хоро­ши кроноцкие леса и тундры в своем осеннем много­красочном уборе. В удаленных и защищенных от хо­лодного дыхания океана местах еще чувствуется осен­нее солнце. Столбик ртути в термометре может подни­маться до +20°С.

Рельеф, близость огромных водных пространств и внутреннее тепло недр Кронок приводят к большим климатическим различиям. Во все сезоны года в разных уголках заповедника можно наблюдать одновременно положительные и отрицательные температуры. Даже в самые жаркие дни на вершинах гор Кроноцкого полуострова и больших вулканов, на высотах от 1900 м до 3500 м, можно встретить горные ледники. Общая площадь ледников исчисляется 50 кв. км. Ха­рактерной особенностью этих ледников является их сильная засоренность. Воздушные потоки переносят вулканическую пыль и пепел на большие расстояния и откладывают их на поверхности ледников.

Велика роль продуктов вулканических извержений для почв, растительности и животного мира Кроноц­кого заповедника. С одной стороны, они обогащают почву элементами питания растений, улучшают хи­мический состав и водно-физические свойства почв. С другой стороны, после сильных пеплопадов чрезвы­чайно обширные площади бывают засыпаны толстым слоем горячего пепла, что приводит порой к полному уничтожению растительности и гибели животных.

Благодаря особым климатическим условиям, на­личию современного вулканизма и некоторой изоли­рованности Камчатки от соседних территорий, в Кроноцком заповеднике насчитывается всего около 400 ви­дов высших растений. К примеру, в горном Кавказ­ском заповеднике их более 1600. Среди растений Кро­нок есть и такие, которые встречаются только на Кам­чатке. Это осот камчатский, шеламайник камчатский, волжанка камчатская и другие. Они отличаются от своих сородичей на материке числом листьев, опушенностью, а главное, размером.

В условиях мягкого влажного климата на плодо­родных почвах Кронок травянистые растения выра­стают буквально на глазах и достигают исполинских размеров. Особенно выделяется широко распростра­ненный в заповеднике шеламайник. Это замечатель­ное растение при коротком вегетационном периоде за сутки вырастает на 10 см и может образовывать гу­стые заросли высотой до 4 м. Шеламайник предпочи­тает защищенные от сильных ветров влажные участ­ки пойм и склоны речных террас.

Самое удивительное растение Кроноцкого заповед­ника — пихта камчатская, или грациозная, названная так академиком В. Л. Комаровым. Только здесь, на 20 га кроноцкой земли встречается этот представи­тель древних доледниковых лесов. Пихта грациозная очень похожа на обычную ель. Разве что хвоя чуть длиннее и ярче. Высота камчатских пихт не превыша­ет 20 м. Этот единственный на Камчатке пихтарник интересен еще и тем, что он с незапамятных времен является самой древней заповедной частью Кроноц­кого заповедника. «Этот лес у камчадалов охраняется как заповедный, — писал более двухсот лет назад С. П. Крашенинников, — так что никто из них не только рубить, но и прикоснуться к нему не смеет»1.

В настоящее время в Кроноцком заповеднике создан питомник, откуда саженцы пихты грациозной рассы­лаются для озеленения городов и поселков Камчатки. Пихта грациозная внесена в Красную книгу растений.

Как во всякой горной стране, в Кроноках хорошо выражена высотная поясность. В низинной прибреж­ной части заповедника, на береговых валах и высоких морских террасах до высоты 100 м можно выделить совершенно своеобразный для тихоокеанских побере­жий Камчатки пояс кустарничковых тундр — шикшовников. В этом поясе более сухие места заняты зарос­лями шикши, а пониженные — сфагновыми болотами. Шикша, которую в народе называют водяникой или вороникой, представляет собой вечнозеленый кустарни­чек со стелющимися стеблями и мелкими узкими ли­стьями, похожими на побеги ели. Плотные подушки шикши с примесью голубики, брусники и толокнян­ки встречаются также на безводных вулканических плато и старых лавовых потоках.

На склонах вулканического плато, спускающихся к океану, и на сухих речных террасах до высоты 600— 700 м раскинулись наиболее типичные редкостойные леса из каменной березы. Это дерево имеет серую тол­стую кору, густую кудрявую крону и низкий искрив­ленный ствол. Каменная береза — типичное горное де­рево. От других берез она отличается исключитель­ным долголетием (до 600 лет) и довольно твердой древесиной. Растет каменная береза в Кроноках на некотором расстоянии друг от друга, образуя насажде­ния в виде парка. Подлесок развит слабо и представ­лен кустарниковой рябиной, ольховым и кедровым стлаником. Вместо под­леска в увлажненных местах безраздельно гос­подствует высокотравье. На сухих лугах среди бе­резового леса растут ги­гантские зонтичные — борщевик, медвежий ко­рень, реброплодник. Чем дальше от океана, тем быстрее высокотравье сменяется кедровым и ольховым стлаником.

На высотах от 500 до 800 м стланики образуют такие густые заросли, что становятся практически не­проходимыми. На высотах 800—1000 м пояс стлани­ков сменяется зоной субальпийских кустарников, где появляются рододендроны и кустики ивы Палласа.

С 1000 до 1500 м располагаются сухие мохово-лишайниковые тундры, а у снежников маленькими оази­сами зеленеют низкотравные альпийские луга. Еще вы­ше лежат совершенно лишенные растительности го­лые камни, шлаковые поля и ледники.

Животный мир Кроноцкого заповедника не отли­чается богатством. Здесь, как и повсюду на Камчатке, мало типичных таежных зверей и птиц, нет пресмы­кающихся. Это связано с тем, что еще в начале чет­вертичного периода Камчатка была островом.

Нигде больше на Камчатке нет такого количества бурых медведей, как в заповеднике. Весной и летом этих животных можно увидеть по долинам рек, где они искусно ловят рыбу или бродят по берегу моря, ожидая, когда прибой выбросит на берег пищу. Ближе к осени медведи переходят в кустарниковые тундры лакомиться ягодами шикши и голубики. В сентябре вновь переключаются на рыбу и до зимней спячки бродят по зарослям кедрового стланика, питаясь его орешками.

Большая величина заповедника и разнообразие природных условий позволяют животным совершать сезонные миграции. Они беспрепятственно переходят из приморских районов в долы, к не замерзающим зимой горячим источникам. Так, снежные бараны (толстороги, или чубуки), редкие животные СССР, спускаются весной с отрогов Восточного хребта и го­ристого Кроноцкого полуострова к берегам Тихого океана, где после раннего таяния снегов можно найти гораздо больше корма и столь необходимую им соль. Ни одно животное заповедника не совершает таких обширных миграций, как снежный баран (от моря до высоты 2600 м).

Дальние миграции по территории заповедника со­вершает и типичный для Камчатки дикий северный олень. С давних пор оленеводы Камчатки безжалостно

истребляли диких оленей. Ведь они мешали нормаль­ному выпасу стад домашних оленей. Это привело к то­му, что дикий олень на Камчатке стал редкостью.

На территории Кронок сейчас сохранилось са­мое большое стадо диких оленей — более 3 тыс. го­лов. В начале лета стада этих животных пасутся на приморских ягодниках, затем уходят высоко в горы, где в жаркие дни спасаются от гнуса и слепней.

В березовых криволесьях заповедника особенно мно­го зверей и птиц. Хозяин этих лесов — камчатский соболь. Для соболя в Кроноках раздолье. Этот пуши­стый зверек живет по долинам рек и на склонах гор. Чаще всего его можно встретить в березняках с под­леском из рябины и кедрового стланика. Здесь соболь устраивает в дуплах деревьев гнезда и в достатке нахо­дит корм: грызунов и птиц. Осенью основу его питания составляют орехи кедрового стланика, ягоды рябины, голубики и шикши. Труднее всего соболю приходится зимой, когда птицы улетают на юг, грызуны впадают в спячку или уходят под глубокий снег. Подолгу при­ходится ему не покидать гнезда во время частых и сильных метелей.

В поясе лесов водятся зайцы, лисы, росомахи, вол­ки и горностаи. Наиболее многочисленны полевки и землеройки, а по рекам и озерам — выдры. В берез­няках гнездится великое множество птиц — дятлы, дрозды, кукушки, камчатские соловьи. По опушкам можно встретить красивого сильного хищника — бело-плечего орлана с размахом крыльев до 3 м. Очень ха­рактерны для березовых редколесий огромные камен­ные глухари, достигающие почти 5 кг веса.

По речкам и водоемам масса уток, гусей, куликов и других водоплавающих. Утки и лебеди постоянно зимуют в Кроноках на незамерзающих, теплых от го­рячих источников реках и озерах.

Намного скуднее животный мир вулканических до­лов. Среди голых вулканических скал хорошо себя чувствуют лишь снежные бараны. Зимуют здесь север­ные олени.

В рыхлых вулканических породах разместились колонии черношапочных сурков и сусликов. Из перна­тых здесь обитают горные коньки, зуйки, тундряные куропатки, пеночки — типичные представители высо­когорий.

На труднодоступных скалах Кроноцкого полуост­рова находятся самые большие на Камчатке лежбища сивучей.

Зиму эти огромные ластоногие проводят в теп­лом Японском море и только весной появляются у заповедных берегов Кроноцкого полуострова. В конце июня самцы собирают вокруг себя гаремы из 10—20 са­мок. На следующий год, примерно в это же время, у сивучей рождается по одному детенышу. В августе они покидают свои лежбища, предпочитая суше при­брежные воды Кронок. В октябре они вновь устремля­ются на зимовку в Японское море. Из других морских животных в заповеднике встречается кольчатая нер­па — лахтак.

Ошеломляющим ко­личеством морских птиц поражают птичьи базары Кроноцкого полуострова. Здесь на отвесных ска­листых берегах рассели­лись тысячи кайр, топо­риков, чаек, бакланов и др. Неумолкающий гвалт стоит в этой части запо­ведника в течение всего теплого времени года.

Интересно, что в мно­гочисленных озерах и реках заповедника во­дится только один вид пресноводных рыб — амурский хариус. Зато в многочисленные ручьи и реки Кроноцкого заповед­ника заходят из океана на нерест различные виды ло­сосевых рыб: горбуша, кета, нерка и др. Можно часами смотреть, как их плотные косяки упорно стремятся вверх по течению бурных, порожистых речушек, чтобы там отложить икру. После икрометания рыба гибнет и служит легкой добычей для птиц и зверей.

Охрана Кроноцкого заповедника не требует боль­ших затрат сил и времени. Это связано с отсутствием дорог, дикостью природы и полным безлюдьем Кронок. Несмотря на отдаленность и труднодоступность Кро­ноцкого заповедника, в последние годы его посещают туристы. По разработанным маршрутам они направ­ляются в кальдеру Узона и Долину гейзеров. Нередко туристы отламывают куски гейзерита, разрушают гри­фоны гейзеров и оставляют на скалах различные над­писи. Закрыть Долину гейзеров от посетителей нельзя, так как она единственная в Советском Союзе. Но обо­рудовать смотровые площадки, сделать мостики, про­думать все до мельчайших деталей можно и нужно. Каждый заповедник — природный музей. При посе­щении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, ничего с собой не брать.

Сотрудники заповедника занимаются не только охраной этого первозданного уголка природы. Кроноц-кий заповедник — это также научный центр по изучению флоры и фауны, всего природного комплекса охраняемой территории. Работа научных сотрудников заповедника разнообразна, интересна, но нелегка.

Много времени проводят они на неприветливых вул­канических равнинах и горах, под веером брызг гей­зеров, в непроходимых чащах ольховников и кедровых стлаников.

Среди одержимых идеями изучения и сохранения природы Кронок много молодых исследователей. По­стоянная жизнь в заповеднике, систематические наблю­дения и эксперименты дают возможность из года в год накапливать ценные материалы о необыкновенно раз­нообразной природе этой части Камчатки.

В последние годы в Кроноцком заповеднике были сделаны интересные открытия. Так, например, в каль­дере вулкана Узон был найден новый для Кронок вид млекопитающих — обской лемминг. А сколько еще не­известного и неизученного таит в себе этот уникальный уголок Камчатки? Кроноцкий заповедник ждет своих самоотверженных исследователей и первооткрывателей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!