Игра «Умники и умницы»,
посвященная 75- годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
«Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле»
А.Т.Твардовский
Цель игры:
Способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию детей посредством вовлечения их в игру «Умники и умницы», посвященной Победе в ВОВ.
Предварительная подготовка: подбор вопросов и заданий для конкурса, повторение изученного материала по теме конкурса, изготовление рисунков для оформления зала, медалей «Умники и умницы» и дипломов участникам.
Оборудование: сценарий конкурса «Умники и умницы», рисунки на тему:
«Великая Отечественная Война - моими глазами!», плакат «Умники и умницы», презентация, видео материал, песня «День победы».
Участники: учащиеся 7, 8 классов.
Ход мероприятия:
Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы», которая посвящена истории Великой Отечественной войны.
Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в большую жизнь выпускников, только вчера в газете написали, что в Германию ушел советский состав с сахаром и мукой. Да, еще такая дружественная была страна... И вот вместо танцев и гармошки — слезы прощания с родными и близкими. Может быть, навсегда. И вот уже сотни бомб и снарядов сброшены на советские города, гибнут люди...
По стране объявлена всеобщая мобилизация. На фронт, на передовую забирают всех мужчин, кому уже исполнилось 18 лет. Восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатилетние — это они первыми ушли на фронт, это они первыми встали на пути врага. Никто тогда еще не знал, что война будет страшной и долгой, что она унесет миллионы жизней, и что самый сильный ее удар придется на плечи тех, кому от 16 до 20... Вчерашние школьники...
Горечью и болью наполнялись людские сердца, когда провожали на фронт таких молодых ребят. Самых лучших, самых умных — будущее страны. Но верили в то, что они не отступят, не сдадутся, не дрогнут перед врагом. Ведь теперь они были солдатами, вставшими на защиту Родины.
1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе!
Есть события, над которыми время не властно и, чем дальше уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Эта война затронула многие поколения людей. Для нас Великая Отечественная война - это не только прошлое. Её дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она сильно повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.
Ведущий: Давайте и мы вспомним о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.
А кто из вас силен в истории Великой Отечественной войны и достоин носить звание победителя - покажет сегодняшняя наша игра.
А поможет нам в этом наше экспертное жюри: (Жюри 3 человека – учителя истории)
Итак, наша сегодняшняя игра будет состоять из двух раундов, где вы испытаете себя в знании истории ВОВ.
На слайде будут появляться вопросы, команде, которая знает ответ, необходимо прозвенеть в звонок. Кто первым даст ответ – получает балл. После прохождения всех раундов капитаны команд примут участие в финале.
Всем желаю успехов.
Раунд 1.
1 вопрос. На какой фотографии изображён полководца, маршала Советского Союза, Министра Обороны СССР – Георгий Константинович Жуков.
(3 фото – Жуков, Василевский, Толбухин)
2 вопрос. Что держит в руке мать на знаменитом плакате "Родина-мать зовет!" И.М.Тоидзе
Ответ (Присягу)
3 вопрос. Когда в 1941 г. Враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор?
(Ответ – М.Ю.Лермонтов, «Бородино»)
4 вопрос. В столице какой страны установлен памятник советскому солдату-освободителю?
(Ответ – в Германии, в Берлине)
5 вопрос. В каком сражении были задействованы более 1000 танков?
(Ответ – Курская дуга)
6 вопрос. Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя.
(Ответ - Александр Трифонович Твардовский и его герой Василий Тёркин)
7 вопрос. Какой продукт в годы Великой Отечественной войны на севере спас от смерти много солдат, детей, женщин, стариков. В обычных условиях его почти невозможно употреблять в пищу.
(Ответ – Тюленье сало. Тюленье сало (жир) практически невозможно употреблять в пищу, оно идет главным образом для кожевенного производства или в малых количествах для медицинских препаратов.)
8 вопрос. 4 июня 1944 года экипажу самолёта удалось выполнить боевое задание: вывезти из окружения югославских патриотов во главе с маршалом Иосифом Броз Тито. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии. Назовите имя героя – сердобчанина.
(Ответ: Калинкин Борис Тихонович)
9 вопрос. Часто личные письма домой с фронта становились народным достоянием, так как выражали общие чувства. Поэт-фронтовик Алексей Сурков написал своей жене стихотворение, которое стало текстом всеми любимой песни. Назовите это стихотворение или строчку из песни?
(Ответ - "Бьётся в тесной печурке огонь" или "Землянка")
10 вопрос. Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии?
(Ответ – Катюша)
Пока жюри подводит итоги, ученик читает стихотворение Валентины Филатовой «Танкист»
Раунд 2.
1 вопрос. На Параде Победы 24 июня 1945 года одну собаку несли на руках на сталинской шинели. Незадолго до Парада Победы в Москве она получила ранение и не могла пройти в составе школы военных собак. Как звали эту собаку?
(Ответ –Джульбарс – собака, которая обнаружила при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.)
2 вопрос. Назовите писателя и его произведение о жизни крестьянских детей в послевоенное время, у которых любимым лакомством был пряник.
Ответ (В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”)
3 вопрос. Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
(Ответ – Ю.Б. Левитана)
4 вопрос. Как называлась единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943)? По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие.
(Ответ – «Дорога жизни»)
5 вопрос. Стихи этой песни просты и наивны, но сколько в них надежды и любви! Весна, цветущие сады, любовь и верность… Эта песня была написана еще в 30-е годы, когда никто и не думал о войне. Она стала гимном итальянских партизан. На ее мелодию существует более 200 текстов. Назовите эту песню и ее авторов?
(Ответ - "Катюша", муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского)
6 вопрос. Какой киногерой произнес эту фразу? В каком фильме?
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне»
(Ответ - кинофильм «В бой идут одни старики», киногерой капитан Титаренко)
7 вопрос. В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать- разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить - не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями?
ОТВЕТ –Школьная доска
8 вопрос. Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это…
ОТВЕТ («Жди меня…» К. Симонов)
9 вопрос. Какой город Советского Союза Гитлер хотел стереть с лица земли и создать на его месте озеро?
(Ответ: Ленинград).
Гитлер 16 сентября 1941 года, в беседе с бригаденфюрером СС Отто Абецом, немецким послом в занятом германскими войсками Париже: «Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго азиатский яд источался в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли… Азиаты и большевики должны быть изгнаны из Европы, период 250-летнего азиатства должен быть закончен».
Пока жюри подводит итоги, ученик исполнит песню «Мой дедушка – герой».
Финал.
Ведущий: Приглашаются капитаны команд для финала. Финал состоит из двух этапов.
1 этап.
На экране вы увидите 3 выражения, которые будут зашифрованы. Капитан, который быстрее всех расшифрует все выражения - получит 3 балла.
Шифровальщики.
1. ОТК ЦСЕРДМЕ ИСРЯПЁНТГ, ОТОГ АРГВ ЕН ГОНСТЁ
(1.Кто сердцем присягнёт, того враг не согнёт)
2. ОП АСВУТУ ИЖЬТ - ГЕЧЕЛ ЖУИТСЛЬ
(2. По уставу жить – легче служить).
3. ОКТ К НМА С ЧМЕМО ДИТРЁП, ТО АЧМЕ И ГБНЕИТОП
(3. Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет)
2 этап.
Ведущий: Командирам на листке даётся 15 вопросов. За каждый правильный ответ даётся балл. Командирам необходимо написать ответы быстрее, чем командир – соперник.
Вопросы
1. Что обозначает "блицкриг"? (Молниеносная война)
2. Назовите исполнителя песни “Журавли”. (Марк Бернес)
3. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. (22.06.1941- 9.05.1945)
4. Что является символом Победы? (Георгиевская лента)
5 Назовите автора рассказа “Судьба человека”(М.А.Шолохов) .
6. Как зовут солдата, памятник которому стоит в Болгарии? (Алёша)
7. Закончить фразу: «Страшный бой идёт, кровавый, смертный бой не ради славы, ради …» (жизни на земле»)
8. В каком произведении о войне действующие бойцы – девушки? А старшина Васков их командир. («А зори здесь тихие…», Б. Васильев)
9. Песня «День Победы» принесла этому композитору заслуженную славу и признание. Назовите его. (Давид Тухманов)
10. Девиз тружеников советского тыла. («Все для фронта, все для победы над врагом»)
11 За что вручали самую известную медаль ВОВ?
(Ответ – «За отвагу»)
12. Какой город был взят в блокадное кольцо, сколько дней длилась блокада? (Ответ – Ленинград, 900 дней)
13. Эта симфония написана и исполнена в блокадном Ленинграде.
(Ответ - Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича)
14 Какая белорусская деревня стала символом зверств фашистов на советской земле в годы ВОВ? (Ответ – Хатынь)
15. Назовите земляков, полных кавалеров ордена Славы трёх степеней. (Ответ – Залётов Н.А.. Ильин А.Я.)
Жюри подводит итоги. Определяет победителя игры.
Звучит песня «День победы»
Ведущий благодарит всех за игру.