О.Н. Орехова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЭЛЕКТРОННОМУ ПОСОБИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КЛИМАТОГРАММАМИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ».
г. Белогорск
2019 год
Орехова О.Н.
Методические рекомендации к электронному пособию «Технология работы с климатограммами при подготовке к ОГЭ по географии» (6-9 классы): учеб.-метод. Пособие/О.Н. Орехова.- Белогорск Амурской области, 2019 год
Учебно – методическое пособие направлено на формирование умений и навыков работы с климатограммами, уметь определять типы климатов по климатограмме и их географическую принадлежность. Работа с климатограммами является неотъемлемой частью содержания программы по географии в 6,7 и 8 классах в разделах «Атмосфера», «Климат». Данное пособие формирует познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другую (графики в текст и т.д.); способствует развитию умений - читать и анализировать климатограмму, сопоставлять разные и специфические источники географической информации, что соответствует новым целям и задачам ФГОС.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым учебным годом количество сдающих географию в форме ОГЭ среди моих учеников возрастает и я столкнулась с такой проблемой, как более качественно подготовить выпускников 9 классов к данному экзамену. Проанализировав результаты предыдущих экзаменов моих выпускников, изучив статистико-аналитические отчёты о результатах ГИА-9, отметила, что одним из сложных вопросов является анализ климатограмм, то есть, задание 27(в новой форме задание № 18) «Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли» - 63% девятиклассников не справлялись или не приступали к выполнению данного задания. Поэтому я разработала электронное пособие «Технология работы с климатограммами при подготовке к ОГЭ по географии», а также брошюру с методическими рекомендациями по его использованию.
Пособие направлено на формирование умений и навыков работы с климатограммами, уметь определять типы климатов по климатограмме и их географическую принадлежность. Работа с климатограммами является неотъемлемой частью содержания программы по географии в 6,7 и 8 классах в разделах «Атмосфера», «Климат». Данное пособие формирует познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другую (графики в текст и т.д.); способствует развитию умений - читать и анализировать климатограмму, сопоставлять разные и специфические источники географической информации, что соответствует новым целям и задачам ФГОС.
Включенный в пособие теоретический и практический материал доступен по своему содержанию для учащихся 6-9 классов различной степени подготовленности и учителей географии. Пособие ориентировано на учащихся 9 классов, выбравших экзамен по предмету «география». Его можно использовать на уроках в 6 классе в разделе «Атмосфера, темы уроков «Температура воздуха», «Погода и климат. Причины, влияющие на климат», где идет знакомство с климатограммами. В 7 классе в разделе «Атмосфера и климаты земли», темы уроков «Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата», «Климатические пояса Земли». В 8 классе в разделе «Климат и климатические ресурсы» тема «Разнообразие климата России». И конечно, эта «находка» для проведения консультаций при подготовке к ОГЭ по предмету, а также для самостоятельного разбора задания обучающимися.
Ш
АГ ПЕРВЫЙ – ЗНАКОМСТВО С КЛИМАТОГРАММАМИ
Рис.1
Обязательно надо познакомить обучающихся с элементами климатограммы (см. электронное пособие на диске «шаг_1»)
Элементы климатограммы:
Внизу в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев, иногда отмечены не все месяцы.
Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже – отрицательные.
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
Справа отмечена шкала количества осадков.
Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их сложим, получим среднегодовое значение.
Цифра на климатограмме показывает годовое количество осадков (рис.1).
Эту информацию можно использовать на уроках в 6 классе в разделе «Атмосфера», темы уроков «Температура воздуха», «Погода и климат. Причины, влияющие на климат», где идет знакомство с климатограммами.
ШАГ ВТОРОЙ – РАБОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ КЛИМАТОГРАММЫ
Рис.2
Для того чтобы обучающиеся запомнили основные элементы климатограммы и умели читать и анализировать климатограмму, в электронном пособии даются простые задания по работе с климатограммой.
Например, по рис.2 выполните задания:
А) Определите среднегодовое количество осадков. Ответ__________
Б) Определите годовую амплитуду температур воздуха в пункте.
О
твет: _________
В) Определите, в каком месяце выпадает большее и меньшее количество осадков?
Наиболее интересно обучающимся будет работать с климатограммой своего населенного пункта, в данном случае я предложила ребятам изучить элементы климатограммы нашего города Белогорска. Уже более усложненные задания - преобразование информации из одного вида в другую (графики в текст и т.д.).
Например, выполните задания по климатограмме г. Белогорска (рис.3). Можно организовать работу по группам.
№
Рис.3
1. Используя данные климатограммы, определите верное утверждение о климате пункта.
1) Среднемесячные температуры воздуха в апреле и в октябре примерно одинаковые.
2) В июле атмосферных осадков выпадает больше, чем в декабре.
3) Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения.
4) Среднемесячная температура в июле составляет выше 30 градусов
Или можно вначале выполнить следующие задания:
1) Определите в каком месяце выпадает наибольшее количество осадков в Белогорске
2) Какой самый сухой месяц в городе Белогорске?
3) Определите количество атмосферных осадков, выпадающих в данном пункте в мае.
4)Определите, в каком месяце наблюдаются самые низкие температуры воздуха
5) Определите годовую амплитуду температур воздуха в Белогорске.
ТРЕТИЙ ШАГ – СРАВНЕНИЕ ДВУХ КЛИМАТОГРАММ
Рис.4
Задание: Пункт А и пункт Б расположены в Европе приблизительно на одной широте. Какой из пунктов расположен западнее? Приведите два обоснования (рис.4)
Пояснение: Европа находится под воздействием Западных ветров умеренного пояса, значит под сильным влиянием теплого Атлантического океана. Получается, что пункт В находится западнее, т.е. ближе к океану так, как на данной климатограмме показано, что осадков выпадает больше (778 ), чем в пунке А (622); зимой, в январе, +1 градус, т.е. зима теплее, чем в пункте А (ниже нуля); амплитуда годовых температур в пункте В меньше, чем в пункте А, значит климат в
пункте А более континентален.
Ответ: Западнее расположен пункт В так, как:
1) выпадает большее количество осадков(778), чем в пункте А (622)
2) в пункте В зимы теплее, лето прохладнее, чем в пункте А.
В электронном пособии даются еще задания для отработки данного вида заданий в виде тренажера (имеются правильные ответы)
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – ЗНАКОМСТВО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА КЛИМАТА
На данном этапе познакомить обучающихся с краткой характеристикой климатических поясов Земли, нахождение их на картах атласа, показать примеры климатограмм данных климатических поясов. Обязательно обучающимся выдать на распечатках примеры климатограмм и краткие свойства климатических поясов (см. таблицу 1.). Данную таблицу можно использовать в 7-8 классах при изучении климата. Во время ознакомления с общей характеристикой климата обратить внимание на распределение осадков по климатическим поясам:
1) количество осадков уменьшается в направлении от экватора к полюсам;
2) количество осадков уменьшается в направлении от побережья вглубь материка;
3) если количество осадков выпадает равномерно в течение года – это основной климатический пояс (экваториальный, тропический, умеренный, арктический, антарктический);
4) если осадки неравномерно выпадают в течение года, а по сезонам, то
это либо переходный климатический пояс, например, это СУБэкваториальный, СУБтропический, СУБарктический, СУБантарктический.
5) неравномерно осадки выпадают из-за влияние муссонов на восточных побережьях материков в умеренном поясе (см. слайд про муссонный климатический пояс); при влиянии муссонов большее количество осадков выпадает в летний период.
6) в переходных климатических поясах количество осадков зависит от действующей там воздушной массы, например, экваториальная и умеренная воздушные массы – влажные, они приносят осадки, а тропическая и антарктическая и арктическая – сухие, они осадки не приносят.
Таблица 1. Раздаточный материал для обучающихся
Это надо знать! Характеристика климатических поясов |
Климатограмма климатического пояса | Характеристика климатического пояса | Климатограмма климатического пояса | Характеристика климатического пояса |
| 1) Экваториальный климат – основной климатический пояс; экваториальные ВМ; низкое давление; высокая температура воздуха в течение года, огромное количество осадков (около 2000 мм) | | 7) Умеренный резко континентальный климата очень холодная зима — до -40°С, мало осадков осадков. |
| 2) Субэкваториальный климат –переходный пояс; летом –экваториальные ВМ (влажное лето); зимой –тропические ВМ (сухая зима); высокие температуры в течение всего года | | 8) Умеренный муссонный климат - холодные зимы (от -12°С до -24°С), прохладное лето (+20 °С), большое количество осадков (800 мм), которые выпадают преимущественно летом. Влияние муссонов! Летний муссон приносит тепло и много влаги с Тихого океана. Зимний муссон с материка приносит низкие температуры и очень мало осадков |
| 3) Тропический климат – основной климат. пояс; высокое давление; высокие температуры, малое годовое количество осадков в течение всего года | | 9)Субарктический климат пояс- переходный; летом –умеренные ВМ; зимой –арктические ВМ; зимой очень холодно; летом –теплее (около 0 градусов), осадков мало, чуть больше летом выпадают |
| 4) Субтропический средиземноморский тип климата – переходный; летом –тропические ВМ (жаркое лето); зимой –умеренные ВМ (тёплая зима 0°С — +10°С) и большая часть осадков зимой! | | 10 ) Субантарктический климат пояс (Антарктида) - переходный; летом –умеренные ВМ; зимой –арктические ВМ; зимой очень холодно; летом –теплее (около 0 градусов); больше осадков летом |
| 5) Умеренный морской климат - тёплая зима (от -8°С до 0°С), прохладное лето (+16°С); много осадков , равномерно выпадающих в течение всего года! | | 11) Арктический климат. пояс(Арктика) –основной; высокое давление; очень низкие температуры зимой; летом едва достигают 0°С, малое количество осадков в течение всего года. |
| 6) Умеренно континентальный климат - холодная зима; не очень теплое лето до +20°С , осадков мало, которые выпадают большей частью летом | | 12) Антарктический тип климата – основной; высокое давление; отрицательная температура воздуха в течение года, очень холодное лето (до -60°С) и очень малое количество осадков (до 60 мм) |
Можно обучающимся предложить задание по климатограммам городов Российской Федерации и применить краеведческий подходи - предложить определить и дать пояснение, какая климатограмма соответствует каждому из городов России: Ростов – на – Дону, Якутск и нашего города Белогорска (см. рис.5). Краеведение – это есть средство разрешения многих воспитательных проблем, образует единое целое со всем образовательным процессом. Как показывает опыт, именно на примере местности, в которой живет учащийся, проще всего показать пространственно-временные взаимосвязи. Данные задания можно использовать на уроках географии в 8 классах при изучении раздела «Климат и климатические ресурсы» тема «Разнообразие климата России».
Рис.5
ПЯТЫЙ ШАГ – РАСПОЛОЖЕНИЕ В СЕВЕРНОМ ИЛИ В ЮЖНОМ ПОЛУШАРИИ
Рис.6
Следующий шаг работы – определить, в каком полушарии располагается наша климатограмма (рис.6).
Если самая высокая температура приходится на июнь-июль-август – значит находится в нашем северном полушарии. Если понижение температуры в июле – это климатограмма южного полушария (зима). Не забудьте в данной работе уточнить у обучающихся, где находится северное и южное полушарие, для этого ребятам предложено следующее задание (см. рис.7)
Затем в электронном пособии даются задания по определению полушария и климатического пояса с ответами.
Рис.7
ШЕСТОЙ ШАГ-РАБОТА С КАРТОЙ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ
На данном этапе необходимо научить учащихся как правильно работать с климатической картой, сопоставлять ее с контурной картой, правильно различать и указывать границы климатических поясов, то есть развивать навыки чтения, сопоставления и анализирования карты. Поэтому обучающимся предлагаются задания по определению климатических поясов, например (см. рис. 8)
Какой из пунктов, обозначенных буквами на карте, расположен в субэкваториальном климатическом поясе?
1) А 2) В 3) С 4) D
Рис. 8
Большинство обучающихся путаются с определением климатических поясов, поэтому в электронном пособии предлагаются несколько вариантов заданий для отработки сопоставления и анализа карт. Это очень важно отработать данные умения.
СЕДЬМОЙ ШАГ-РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (ТРЕНАЖЕР)
В данном разделе предложены обучающимся варианты заданий из ОГЭ на закрепление данных умений, и применение знаний на практике. В начале даны пояснения и ответы, затем просто ответы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
1) Амбарцумова Э.М. ОГЭ 2018. География. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ/Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова.-М. Издательство «Экзамен», 2018.-175 с. – примеры заданий
2) Соловьева Ю.А. ОГЭ 2017. География: тренировочные задания/Ю.А. Соловьева.-Москва:Эксмо, 2016.-160 с.-(ОГЭ. Тренировочные задания) – использование иллюстраций карт для определения климатических поясов
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Klimat-JUzhnoj-Ameriki/006-KLIMATOGRAMMA-Zadanie.html - элементы климатограммы
http://www.myshared.ru/slide/137168/ - интерактивная презентация «Шаг первый-знакомство с климатограммами»
https://studylib.ru/doc/451068/analiz-klimatogramm - статья «Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погодыI. Содержание и методика изучения темы». Аксенова М.Ю., кандидат географических наук, доцент кафедры географии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, доцент кафедры естествознания УИПКПРО.
https://urok.1sept.ru/ - Работа с климатограммами (Виноградова О.М., учитель географии)
https://ru.climate-data.org/ - климатограммы городов мира и Российской Федерации (климатограмма города Белогорска)
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/04/25/klimatogrammy-ot-pervogo-znakomstva-do-ekzamenatsionnyh-zadaniy - климатограммы
https://en.ppt-online.org/568644 - картинка образование муссона
https://geo-oge.sdamgia.ru/ - климатограммы, задания
https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/7725/data/chapter29.xhtml - картинки климатограмм
https://images.app.goo.gl/F5yEzzYJuhLbbGuU7 - карта климатических поясов