СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронные таблицы. Абсолютная адресация (8 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит: разработку урока, анотацию, методические рекомендации учителю, материал для учителя (файлы  с ЭТ, презентацию для урока)

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Аннотация к уроку информатики в 8-ом классе

«Электронные таблицы: абсолютная адресация»


Урок разработан в обычном классическом варианте, в котором соблюдены основные этапы урока. На уроке используется компьютер, мультимедийные проекторы, Интернет.

На этапе повторения изученного двое учащихся выполняют практическое задание: рассчитать стоимость товаров с помощью программы Excel, построить диаграмму, найти наибольшее и наименьшее значения. Задание носит соревновательный характер. При этом таблицы проектируются на экран (через два проектора), остальные ученики анализируют эту работу.

После этого проверяются теоретические знания темы «Относительная адресация». Вопросы и задания демонстрируются на проекционный экран.

К изучению новой темы учитель подводит учащихся через проблемную ситуацию. Рассматривается случай, в котором выявляется недостаточность знаний учащихся для выполнения быстрых расчетов в электронных таблицах.

Новую тему «Абсолютная адресация» объясняет ученик 9-гокласса.

На этапе закрепления темы ученики сначала заполняют карточки, потом выполняют практическую работу на компьютере и выполняю интерактивное Интернет-тестирование.

В качестве домашнего задания учащиеся должны составить таблицу «Расчет оплаты за электроэнергию» по теме «Абсолютная адресация» и создать в электронных таблицах «Таблицу умножения двухзначных чисел».




Скрыпцова Юлия Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа»


Просмотр содержимого документа
«Методические разработки к уроку информатики»


Методические рекомендации к уроку информатики в 8-ом классе

«Электронные таблицы: абсолютная адресация»


Цели урока

Обучающие:

  • Способствовать формированию у учащихся понятий абсолютная адресация и смешанные ссылки.

  • Научить решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.

Развивающие:

  1. Развитие представлений об ЭТ  как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.

  2. Развивать навыки анализа и синтеза, умения работать с источником информации.

  3. Способствовать развитию логического мышления.

  4. Развитие у учащихся самостоятельности.

  5. Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.

Электронные таблицы – это средство информационных технологий, позволяющие решать целый комплекс задач. Прежде всего, выполнять вычисления, особенно в области делопроизводства; математическое моделирование и др. поэтому на уроке акцентируется внимание учащихся на значимость и необходимость изучения темы «Электронные таблицы».

Урок проводится в традиционной форме. Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Подготовка к уроку.

1. Разместить два проектора в классе. К одному из них подсоединить учительский компьютер и компьютер ученика (для быстрого переключения между проектируемым материалом ученика и учителя).

2. Проверить работу компьютеров и проекторов.

3. Создать таблицы (табл.1 - на двух компьютерах с проекторами, табл. 2 и 3 – на компьютере учителя, табл. 4 – на всех ученических компьютерах).

4. Создать презентацию с вопросами для фронтального опроса.

5. Приготовить карточки с дополнительным заданием.

6. Проверить выход в Интернет и найти интерактивный тест по теме «Электронные таблицы».

7. Приготовить беспроводную мышь.


На уроке используется два проектора, поэтому необходимо их правильно разместить в классе, например, по обе стороны доски. Это нужно для того, чтобы весь класс мог видеть и анализировать ход работы двух учеников, соревнующихся между собой на втором этапе урока, т.е. при проверки домашнего задания.

Д ля соревнования лучше вызвать учеников, имеющие хорошие практические навыки работы с электронными таблицами, чтобы остальные еще раз увидели и повторили процесс записи и копирования формул; правильность написания формул для нахождения общей суммы, наибольшего и наименьшего значений; этапы построения диаграммы; сортировки данных в таблице. До урока нужно создать таблицу 1 и поместить ее на два компьютера или два ноутбука, к которым подключаются проекторы.

Один из проекторов учитель может использовать для фронтального опроса (показ презентации) и объяснения темы, опираясь на таблицу 2, в которой добавляется столбец «Стоимость (руб)». Таблицы 3 и 4 необходимы будут при закреплении темы, причем таблица 4 должна быть размещена на всех ученических компьютерах.

Н а этапе фронтального опроса ученики отвечают на вопросы:

- Когда появились ЭТ?

- Какие формулы записаны неверно:

1) =A4:F3 [ВЕРНО]

2) A4*F3 [НЕТ ЗНАКА «=»]

3) =A4/F3 [ВЕРНО]

4) =(A4)2 [ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИМВОЛ «^»]

5) =  [ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАК «/»]

6) =СУММА(A4:F3) [ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ «СУММ»]


- Какие ссылки называются относительными?

[Относительными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются]

- Как изменяются ссылки при копировании формулы?

[При копировании формулы с относительной ссылкой (столбец)(строка) на n строк ниже и на m столбцов правее ссылка изменяется на (столец+m)(строка+n)]

-В ячейке ЭТ А3 занесена формула =А1*А2. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3?

[=F1*F2]

-В ячейке ЭТ D3 занесена формула =А3*(B3+C3). Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11?

[=A11*(B11+C11)]

В это же время один или несколько учеников могут работать по карточке с похожими заданиями. Например:

    1. Укажите верно записанные формулы для ЭТ:

    1. =2/А*8

    2. =1В+Y8:5

    3. =AK7*СУММ(B8:B9)

    4. =B3+9C

    5. =1B+Y8:5

    6. =D3/3


    1. Дан фрагмент ЭТ.

Какие формулы будут занесены в ячейки А3и В3после копирования А2 в А3, а В2 в В3?


    1. Дан фрагмент ЭТ.

Чему будут равны значения в ячейках В2 и В3, если в них скопировать содержимое ячейки В1?


Чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, учителем на уроке создается проблемная ситуация с целью показать учащимся недостаточность их знаний по теме «Электронные таблицы», а именно «Относительная адресация».

В таблице 2 рассчитывается стоимость товара в рублях при указании курса доллара. Ученики, исходя из прошлого опыта (работа с относительными ссылками), предлагают вписать формулу в одну ячейку и скопировать ее по всему столбцу. Данные действия может выполнить учитель или любой ученик. Все видят на демонстрационном экране надписи #ЗНАЧ! Учитель предлагает обратиться за помощью к ученику из 9 класса. Такая работа позволяет научить учащихся слушать друг друга, передавать свой опыт и свои знания другим, развивать речь, умение объяснять материал.

После объяснения темы девятиклассником учителю с учениками 8 класса необходимо сделать вывод о значимости абсолютной ссылки.

В тетрадях ученики должны записать определение абсолютной ссылки и ее обозначение:

=$A$3 - адрес заморожен полностью,

=A$3 – «заморожена» строка 3,

= $A3 – «заморожен» столбец А

Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании формулы.

Для проверки усвоения материала ученикам можно предложить заполнить таблицу 3 на карточках (раздать) самостоятельно, а затем проверить на проекционном экране, т.е. выполнить задание практически (это может сделать один учитель), еще раз обращая внимание как записать абсолютную ссылку.

Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4 или набором клавиш Shift + 4(на англ.)

Рекомендации по организации практической работы

Главная задача для учащихся на минимальном уровне изучения данной темы: научиться основным методам организации расчетов с помощью электронных таблиц, используя абсолютные ссылки. Для этого они должны освоить следующие приемы работы со ссылками в среде электронных таблиц:

- ввод формулы с абсолютной ссылкой на весь адрес;

- ввод формулы с абсолютной ссылкой только на имя столбца или номер строки в адресе ячейки;

- копирование информации в ячейках.

Отработку записи формул следует проводить на задачах и упражнениях. Например, на задаче о вычислении стоимости газет (Таблица 4) можно еще раз указать на то, где можно использовать относительную ссылку, а где абсолютную.

Начать решение задачи следует с ее разбора, в ходе которого придти к идее использования абсолютной ссылки для вычисления «Выручки за день» и относительной ссылки при вычислении «Выручки за каждую неделю». Следует проговорить формулы необходимые для вычислений.

Девятиклассник может помогать учителю – следить за ходом работы учеников, исправлять их ошибки в случае необходимости, отмечать проблемы, возникающие у них в ходе работы.

После практической работы необходимо проанализировать ошибки учащихся.

Теперь, когда они изучили тему «Электронные таблицы» почти полностью, ребят можно протестировать. Данную работу провести следующим образом. На экран спроектировать интерактивный Интернет-тест (например, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb5fde5a-6ab7-4bc4-8033-875eccdc6cc7/9_146.swf ). Учащимся дать беспроводную мышь и предложить по очереди выбирать вариант ответа. Таким образом, можно выполнить весь тест или ответить на отдельные вопросы (в зависимости от времени). Посмотреть результат и проанализировать его.

В качестве домашнего задания можно предложить следующее.

  1. Учебник: «Информатика. Базовый курс 8» под ред. Семакина И., параграф 22.

  2. «Задачник-практикум Том 2» под ред. Семакина И.

  3. В тетрадях: Какую формулу нужно внести в ячейку В2, что скопировав ее в остальные ячейки, была заполнена вся таблица умножения. (Карточки с таблицами раздать)

4

Скрыпцова Юлия Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа»


Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Информатике»

Тема: Электронные таблицы. Абсолютная адресация (8 класс)

Цели:

Обучающие:

  • Способствовать формированию у учащихся понятий абсолютная адресация и смешанные ссылки;

  • Научить решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.

Развивающие:

  1. Развитие представлений об ЭТ  как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.

  2. Развивать навыки анализа и синтеза, умения работать с источником информации.

  3. Способствовать развитию логического мышления.

  4. Развитие у учащихся самостоятельности.

  5. Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.


Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Оборудование: презентация (среда POWER POINT), электронные таблицы для объяснения материала; раздаточный материал: карточки для проверки Д.з. и домашнее задание, задачи для самостоятельной работы: «Путевки».

ТСО: два проектора, компьютеры, выход в Интернет.

Программные средства: Microsoft Excel.

Литература:1) Учебник «Информатика-8» Семакин И.Г.

2) Задачник-практикум 2.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

  4. Создание проблемной ситуации.

  5. Объяснение темы.

  6. Закрепление. Практическая работа.

  7. Проверка уровня усвоения темы учащимися.

  8. Домашнее задание.

  9. Итог урока. Выставление оценок.



Этап

Ход урока

Замечания

Организационный момент.


Сообщение темы и цели урока.

Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится, как, используя электронную таблицу, можно производить расчеты, в каких областях жизнедеятельности человека можно применять электронные таблицы.

Но сначала мы проверим ваши знания.


Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.


- Кто быстро и правильно заполнит таблицу?

Для выполнения этого задания заранее копируются на два компьютера файлы с таблицами (см. Приложение для учителя).

Задание: 1) Рассчитать стоимость товаров в долларах;

2) Отсортировать таблицу по столбцу На складе – по возрастанию;

3) Найти наибольшую и наименьшую цену с помощью функций;

4) Подсчитать, сколько принтеров всего на складе.

5) Построить диаграмму по количеству принтеров на складе с подписями данных.

6) Установить таблицу в режиме отображения формул.

[Формулы - Зависимости формул – Показать формулы]



- Когда появились ЭТ?

- Какие формулы записаны неверно:

1) =A4:F3 [ВЕРНО]

2) A4*F3 [НЕТ ЗНАКА «=»]

3) =A4/F3 [ВЕРНО]

4) =(A4)2 [ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИМВОЛ «^»]

5) = [ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАК «/»]

6) =СУММА(A4:F3) [ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ «СУММ»]


- Какие ссылки называются относительными?

[Относительными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются]

- Как изменяются ссылки при копировании формулы?

[При копировании формулы с относительной ссылкой (столбец)(строка) на n строк ниже и на m столбцов правее ссылка изменяется на (столец+m)(строка+n)]

-В ячейке ЭТ А3 занесена формула =А1*А2. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3?

[=F1*F2]

-В ячейке ЭТ D3 занесена формула =А3*(B3+C3). Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11?

[=A11*(B11+C11)]


Во время фронтальной работы с классом один или несколько учеников (если в классе много учеников) работает по карточке.

КАРТОЧКА:

    1. Укажите верно записанные формулы для ЭТ:

    1. =2/А*8

    2. =1В+Y8:5

    3. =AK7*СУММ(B8:B9)

    4. =B3+9C

    5. =1B+Y8:5

    6. =D3/3


    1. Дан фрагмент ЭТ.

Какие формулы будут занесены в ячейки А3и В3после копирования А2 в А3, а В2 в В3?


    1. Дан фрагмент ЭТ.

Чему будут равны значения в ячейках В2 и В3, если в них скопировать содержимое ячейки В1?


Итак, вы показали, что у вас достаточно знаний для изучения новой темы. А теперь, внимание на экран.


Два ученика (по желанию) выполняют задание на компьютерах (ноутбуках). Их результаты высвечиваются через проекторы. Остальные учащиеся смотрят на экраны и отмечают ошибки или замечания.













Работа со всем классом.

Вопросы проектируются на доску.

Презентация









Работа с карточкой


Создание проблемной ситуации.

На демонстрационном экране представлена предыдущая таблица с добавленным столбцом Стоимость (руб).

Как выполнить эти расчеты?

Учащиеся по аналогии с предыдущими задачами ответят, что в ячейку G14 нужно занести формулу =В11*F14, а затем ее скопировать в остальные ячейки.

Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картинку: 

Почему это произошло?

Перейдем в режим отображения формул. Как изменились относительные ссылки?

При копировании формулы из 14 в 15 строку Excel изменил адрес ячейки с B11 на B12, что в нашем случае делать не следовало.

Затем ученикам предлагается записать те формулы, которые должны быть в ячейках В3, В4, В5 и В6 (одновременно фиксируем на доске): =В3*В1, =В4*В1, =В5*В1 и =В6*В1. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения.

Как быть в таких случаях? Давайте спросим совета старшеклассников.

см. Приложение для учителя – Лист «Принт(руб)»


Объяснение темы.

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся. В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставиться дважды, например: $B$2. Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет. Такой адрес получил название абсолютной ссылки.

Итак, в таблице нужно заменить адрес ячейки с относительного B11 на абсолютный  $B$11. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Дважды щелкнуть мышью по ячейки G14.

  2. Нажать клавишу . Теперь в формуле участвует абсолютный адрес $B$11.

  3. Ввести формулу, нажав .

  4. Скопируйте в нижележащие ячейки.

Отменим режим отображения формул и посмотрим, что получилось.

Учитель (вопрос классу): Итак, какую ссылку называют абсолютной и когда ее используют?

Запишите в тетради число, тему урока и определение.

Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании формулы.

Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4 или набором клавиш Shift + 4(на англ.)

НАПРИМЕР: =$A$3 - адрес заморожен полностью

=A$3 – «заморожена» строка 3

= $A3 – «заморожен» столбец А

Ученикам раздаются распечатки ЭТ.

- Какую формулу нужно вписать в ячейку С4? [=$С$1*В4]. Проверяем.

Вклейте дома этот лист в тетрадь.



Рассказывает ученик 9 класса, показывая и выполняя необходимые расчеты на компьютере (через демонстрационный экран, т.е. проектор)

























Запись в тетрадях.











Заполняем карточки.




(см. Приложение для учителя – Лист «Путевки)


Закрепление. Практическая работа.

Представьте, что вы работаете на почте и продаете газеты. Вам нужно рассчитать выручку от продажи газет за каждый день недели. Для этого мы можем воспользоваться ЭТ.

 

"Известия"

"Комок"

"Ореол"

"Комс.правда"

Выручка за день

понедельник

23

10

5

34


вторник

15

40

7

32


среда

18

32

54

19


четверг

29

30

43

18


пятница

24

14

27

13


суббота

5

5

23

22


воскресенье

6

8

13

17


стоимость 1 экз

5,5

6

4,5

5

 

Выручка за каждую газету

 

 

 

 

 

Здесь используются два вида ссылок: абсолютная и относительная. Какая из них будет использоваться при вычислении выручки за день, а какая при вычислении выручки за каждую газету?

- Какую формулу надо вписать при подсчете выручки за день?

- Какую формулу надо вписать при подсчете выручки за газету?



Выполните это задание на компьютере.



Если ученик быстро справился с заданием, ему можно предложить заполнить таблицу из Приложения 1 (см. ниже)



Работа за компьютерами


Таблица проектируется на экран.

(см. Приложение для учителя – Лист «Продажа газет»)













Записать и разобрать ее на доске. Старшеклассники (1-2 ученика) помогают заполнять таблицу.

Проверочная работа:



А теперь, когда вы усвоили тему, я предлагаю вам проверить себя с помощью интерактивных тестов. Но задания могут попасться и по предыдущим темам.

Внимание на экран.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb5fde5a-6ab7-4bc4-8033-875eccdc6cc7/9_146.swf


Если вопрос вызывает затруднение, то можно его обсудить, а потом выбрать вариант ответа. Будьте внимательны и не торопитесь!

Все учащиеся садятся за свои рабочие места.

На доску проектируется Интернет-тест, учащимся дается беспроводная мышка. Каждый ученик по очереди старается ответить на появившийся вопрос.

Домашнее задание.

  1. Учебник: параграф 22.

  2. Задачник-практикум: стр.123, задача 33.

  3. В тетрадях: Какую формулу нужно внести в ячейку В2, что скопировав ее в остальные ячейки, была заполнена вся таблица умножения?



Проектируется на доску.


(см. Приложение для учителя – Лист «Табл. умножения)


8.

Итог урока. Выставление оценок.

- Какая ссылка называется абсолютной? Относительной?

- Какая ссылка будет использована при построении таблицы умножения?

- Какая ссылка будет использована при вычислении значений функции?

Старшеклассники, присутствующие на уроке выставляют ученикам оценки с комментариями и получают оценки за свою работу.

Итак, мы сегодня рассмотрели еще несколько примеров, когда можно использовать ЭТ для расчетов: расчет выручки, зарплаты, перевод цен из долларов в рубли, построение таблиц значений функции. А с помощью этих таблиц можно строить и графики самих функций. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Урок окончен. До свидания!


Вопросы и таблица проектируются на доску.





Приложение 1. Дополнительные задания

Вариант №1.

1. В ячейке B2 записана формула =$D$1 - 3

 

A

B

C

D

E

1

10

6

5

3

 

2

6

 

12

4

 

3

 

14

2

5

 

Ее скопировали в ячейку A3. Какое значение будет выведено в ячейке A3?


2. В ячейке H10 записана формула =C$5*F5. Ее скопировали в ячейку E7. Какой вид будет иметь формула в ячейке E7?



Вариант №2.

  1. В ячейке B2 записана формула =$А$1+100

 

A

B

C

D

1

7

 

1

 

2

5

11

2

 

3

15

21

3

 

4

3

15

 

 

Ее скопировали в ячейку С4. Какое значение будет выведено в ячейке С4?


  1. В ячейке D5 записана формула =$D4+C4. Ее скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?













4

Скрыпцова Юлия Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Когда появились ЭТ? Для чего могут быть использованы электронные таблицы?

Когда появились ЭТ?

Для чего могут быть использованы электронные таблицы?

Какие формулы записаны неверно: 1) =A4/F3 2) =ВB14:F3 3) =ABC4/F3 4) =(A4) 10 5) =(1В/R15+5)*2 6) = СУММА(А3:А15) 7) =МИН(F5-F26)

Какие формулы записаны неверно:

1) =A4/F3

2) =ВB14:F3

3) =ABC4/F3

4) =(A4) 10

5) =(1В/R15+5)*2

6) = СУММА(А3:А15)

7) =МИН(F5-F26)

Какие ссылки называются относительными?  Как они меняются при копировании формулы?

Какие ссылки называются

относительными?

Как они меняются при копировании формулы?

В ячейке А3 занесена формула =А1*А2.  Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3 ? =F1*F2

В ячейке А3 занесена формула =А1*А2.

Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3 ?

=F1*F2

В ячейке D3 занесена формула =А4*(B2+C3).  Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11 ? =A12*(B10+C11)

В ячейке D3 занесена формула =А4*(B2+C3).

Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11 ?

=A12*(B10+C11)

В ячейке E10 занесена формула =E4/(D2-C3)+B1.  Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11 ? =D5/(C3-B4)+А2

В ячейке E10 занесена формула =E4/(D2-C3)+B1.

Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11 ?

=D5/(C3-B4)+А2

Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании. F4 – меняет ссылку $А2 – «заморожен» столбец А$2 – «заморожена» строка

Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании.

F4 – меняет ссылку

$А2 – «заморожен» столбец

А$2 – «заморожена» строка

=2*$A2

=2*$A2

=$C$5+F6

=$C$5+F6

=D$2+$D6+2

=D$2+$D6+2

Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Учебник: § 22.
  • Задачник-практикум: стр.123, задача 33.
  • В тетрадях : Какую формулу нужно внести в ячейку В2, чтобы скопировав ее в остальные ячейки, была заполнена вся таблица умножения.
Найдите значения функции

Найдите значения функции

Найдите время движения

Найдите время движения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!