СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

a

Просмотр содержимого документа
«Элементы финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира»

Элементы финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира

Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики и окружающего мира, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.

В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Рассмотрим задания по финансовой грамотности, которые можно предложить учащимся в 1 классе.

Например:

  1. Где можно увидеть цифры 1, 5 и т.д.? Дети могут назвать номер маршрута, 1, 5 кг муки, 1, 5 л воды и в том числе и монеты номиналом 1 и 5.

  2. Необходимо набрать нужную сумму разными способами (без сдачи).

  3. Глядя на рисунок, учащиеся отвечают на вопросы: сколько денег у Вани? Сколько денег у Лены? У кого больше? У кого меньше?

Очень хорошо, когда в фабулу заданий, предложенных педагогом, вводятся любимые детьми герои сказок. Дети, помогая решить проблемы, возникшие перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.

Например, глядя на рисунок задачи, учащиеся помогают Буратино найти предмет, который стоит 2 рубля. Отвечают на вопрос: хватит ли Мальвине 10 рублей на покупку карандаша и ручки? и т.д.

Работа в 1 классе требует применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.

Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:

  1. Набрать ровно 100 рублей ровно 37-ю монетами. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей.

  2. Нужно набрать ровно 100 рублей. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей. Сколькими монетами это можно сделать? Перечислить все возможные варианты.

  3. В кассе лежит куча монет по 1, 5 и 10 рублей. Воришка, не глядя, хватает 10 монет и убегает. Сколько денег он мог украсть? Напишите все варианты.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как соотносятся между собой стоимость товара, его количество и цена. Можно предложить следующие задачи:

  1. Скакалка стоит 33 руб­ля. Сколь­ко стоят 3 таких же скакалки?

  2. Альбом для рисования стоит 15 руб­лей. Сколь­ко таких альбомов Толя смо­жет ку­пить на 60 рублей?

  3. Папа купил 2 кг кон­фет и за­пла­тил за по­куп­ку 100 руб­лей. Сколь­ко стоил 1 кг кон­фет?

Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.

Во 2 классе родители активно начинают давать своим детям деньги на карманные расходы. Стоит отметить, что у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться

Что касается школы, то, говоря с учащимися о карманных деньгах, педагог может использовать задачи, которые в свою очередь формируют финансовую грамотность.

Например: Педагог может спросить: «Вася, папа дал тебе 10 рублей. А сколько тебе нужно еще добавить, чтобы купить компьютерную игру, которая стоит 100 р.?»

Разумеется, вместо игры можно спросить о любом предмете, который вызывает у ребенка повышенный интерес. Главное, в данном случае у ребенка может появиться идея, что он может не тратить карманные деньги на ненужные вещи, а поставить цель и накопить на дорогую для себя вещь.

Далее у Васи можно спросить, сколько времени ему понадобиться, чтобы скопить данную сумму, при условии, что папа будет давать ему по 10 рублей каждый день. То есть в данном случае педагог наталкивает ребенка на мысль рационального использования денег; что у него есть возможность купить желаемую вещь.

В 3 классе учащиеся знакомятся с купюрами 100, 500, 1000 рублей, так как счет идет уже в пределах 1000. Рассмотрим задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:

  1. Запишите числовое равенство для размена:

А) купюры в 1000 р. купюрами по 100 р.;

Б) купюры в 500 р. купюрами по 50 р.

2) Сколько потребуется рублей, десяток, сотен, чтобы разменять купюру в 1000 р.?

3) Глядя на рисунок, определите, в каком кошельке денег больше?

Данные знания нужны для того, чтобы знать, как рационально тратить деньги, оплачивая различные покупки.

В 3 классе появляется формула стоимости товара: С — стоимость товара, а — его цена (то есть стоимость единицы товара — 1 штуки, 1 метра, 1 килограмма, 1 литра и т. д.), а n — количество товара в выбранных единицах: C = а • n. Большинство задач решается с помощью схем и таблиц:

  1. Цена блокнота 20 руб. Чему равна стоимость 2 блокнотов, 4 блокнотов, 6 блокнотов?

Цена (а)

Количество (n)

Стоимость (C)

20 р.

2 бл.

? р.

20 р.

4 бл.

? р.

20 р.

6 бл.

? р.

Кроме обычных (стандартных) задач на стоимость важно использовать сюжетные задачи, которые должны формировать и развивать познавательный интерес у учащихся и иметь воспитательное воздействие. Например, задачи:

  1. Для ремонта квартиры купили 20 рулонов обоев по 2000 р. и 5 банок краски по 500 рублей. Сколько заплатили за всю покупку?

  2. При подсчете квартирных платежей в конце месяца оказалось, что истрачено 5 м3 холодной воды и 2 м3 горячей. Сколько требуется заплатить за воду, если цена горячей воды 105 р. за 1 м3, а холодной 23 р. за 1 м3?

Рассмотрим следующую задачу:

  1. Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?

Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия ( производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия).

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

  1. За изготовление одной детали рабочий получает 100 р. За месяц он производит 400 деталей. В цех поставили новый станок, на котором можно произвести 500 деталей, а за изготовление одной детали стали платить 90 р. Как изменилась заработная плата рабочего?

2) Поездка на поезде стоит 400 р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 30 р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

В 4 классе денежные знаки увеличиваются до 1 000 000 р. Для закрепления материала, можно использовать задания следующего характера:

  1. Укажите верные высказывания для каждого рисунка:

А) в кошельке находятся только купюры.

Б) Все купюры по 100 рублей.

В) В кошельке находится 870 рублей.

Г) В кошельке есть три монеты по 5 рублей.

В 4 классе учащиеся знакомятся с такими понятиями как доход, расход, семейный бюджет.

Личный доход – это личные доходы граждан и семей, получаемые в виде денежных средств.

Расходы - это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? Бюджет семьи - это схема доходов и расходов, показывающая, как зарабатываются, тратятся, во что вкладываются деньги в семье. Слово «бюджет» буквально означает «денежная сумка».

Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Например:

«Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?»

Знакомясь с темой «Бюджет» следует говорить о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начать? Например, с хлеба. Учащимся можно предложить выдержку из книги: «Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки».

Учащимся задаются вопросы: как же нужно экономить хлеб? с чего начать? Какие могут быть ответы:

  1. бережное отношение (экономное) к хлебу,

  2. хлеб нельзя выбрасывать,

  3. покупать хлеб не больше, чем требуется,

  4. перерабатывать.

+ учебник и тетради по финансовой грамотности.






В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение в 1-4 классах предмета «Окружающий мир»



Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

1 класс

Что умеет компьютер?

Интернет магазины, мобильные приложения.

 

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Оплата за воду и ее экономия.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Оплата за электричество и ее экономия.

Откуда берется и куда девается мусор?

Можно собрать макулатуру и реализовать её.




Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

2 класс
 
 
 
 
 
 

Что такое экономика.

Как разумно делать покупки. Акции в магазине.

Природа и человек .

История денег. Финансовые мошенники. Когда рискуешь ты деньгами?

Мы – зрители и пассажиры.

О стоимости билетов.

Как построить дом.

Как сэкономить на постройке дома.

Как родились ремесла.

Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата.



Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

3 класс
 
 
 
 
 
 

Государственный бюджет.

Из чего он состоит и как складывается?

Что такое деньги?

Деньги настоящие и ненастоящие?

Семейный бюджет.

Из чего он состоит и как складывается?
Карманные деньги.

Наша дружная семья

Откуда в семью приходят деньги?



Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

4 класс
 
 
 
 
 
 


Путешествия по городам и странам.


Деньги в разных странах.
Курсы валют.

Основной закон России.

Когда берешь в долг? Что такое страхование?

Человек и информация.

Где можно делать покупки? Интернет магазины.

Путешествие по России.
 

Как пользоваться банковской картой?




Сегодня образование нацелено, в первую очередь, на комплексное освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными, всесторонне развитыми личностями. Одна из важных, ранее зачастую упускаемых проблем, — финансовая грамотность для учащихся начальной школы. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!