СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Элементы финансовой грамотности на уроках математики в 1 классе по программе "Школа России". Путь к стимулированию мотивации ребенка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у младших школьников основу финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам и бюджету семьи.

Просмотр содержимого документа
«"Элементы финансовой грамотности на уроках математики в 1 классе по программе "Школа России". Путь к стимулированию мотивации ребенка".»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6с. Миндяк  муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан










Образовательный проект

«Элементы финансовой грамотности на уроках математики в 1 классе по программе «Школа России». Путь к стимулированию мотивации

ребенка».

Срок реализации:4 года.







Яныбаева Алия Гареевна, учитель начальных классов





















2022

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3-4

1.1 Использование финансовой грамотности в речи школьников. Термины и определения…………………………………………………………………....5-10

2. Финансовая грамотность в начальной школе…………………………...11-12

2.1 Элементы финансовой грамотности на уроках математики в 1 классе………………………………………………………………………………12-13

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15
































Введение

Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.

 Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход.

Во-первых, финансовая грамотность - это совокупность знаний о финансах как таковых, включая структуру, особенности, основные положения и законодательные акты.

Во-вторых, финансовая грамотность подразумевает знание о составе участников финансовых отношений, сопоставление прав и обязанностей как корпоративных, частных участников рынка, так и государственных представителей.

В-третьих, финансовая грамотность - это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их видах и их свойствах.

Основные признаки финансово грамотного населения:

1. Ежемесячный учет личных доходов и расходов;

2. Организация жизнедеятельности исходя из имеющихся средств (без лишних долгов);

3. Планирование финансовых расходов и доходов в перспективе (учет расходов по непредвиденным обстоятельствам и готовность к пенсии);

4. Рациональный выбор в приобретении финансовых продуктов и пользовании финансовыми услугами;

5. Знания и навыки по финансовой грамотности;

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников ко взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. Но сегодня ставим другие цели.

Цель: формирование у младших школьников основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Задачи:

1.  Познакомить учащихся с экономическими понятиями.

2.  Воспитывать у учащихся активное финансовое поведение.

3. Развивать образное экономическое мышление.

4. Развивать логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

5. Способствовать повышению профессиональной квалификации учителей в области финансовой грамотности.

Актуальность данной программы определена следующими факторами:

1.     Развитие  финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

2.     Основывается  на интересе, потребностях учащихся и их родителей.


В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.  

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности младших классов на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у учеников за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью  программы  является практический характер – учащиеся не только узнают много нового и интересного из мира финансов, но и научатся подсчитывать доходы и расходы условной семьи, составлять семейный бюджет на основе обычного для российской семьи списка доходов и расходов, сравнивать различные виды сбережений. 

















1.1 Использование финансовой грамотности в речи школьников. Термины и определения.

Освоение содержания проекта опирается на межпредметные  связи  с такими учебными предметами, как математика.

Использование финансовой грамотности в речи школьников интересно и полезно. В сегодняшнем экономическом мире дети, подростки являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям.

В современных социально-экономических условиях подрастающему поколению необходимы знания в сфере финансов. Рациональное финансовое поведение, формирование финансовой культуры, готовность принимать ответственные решения, связанные с личными финансами сегодня необходимы. К сожалению, в современный период финансовая грамотность в нашей стране находится на низком уровне. Граждане не могут правильно разместить свои финансы, не умеют получать достоверную информацию на рынке ценных бумаг. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.

Финансовые условия становятся более разнообразными, поэтому потребителю нужно сделать правильный выбор из большого количества вариантов.

Что хотят знать о финансовой грамотности обучающиеся? С этой целью мною было проведено анкетирование в тех классах, в которых работаю. Были получены следующие результаты. Школьники хотели бы в первую очередь больше узнать о ведении семейного бюджета, защите прав потребителей финансовых услуг, банковских пластиковых картах.

Актуальность данного вопроса я также вижу в повышенном интересе обучающихся младших классов, например, моего 1 класса МОБУ СОШ №6 с.Миндяк Учалинский район РБ. Школьники активно участвовали в предложенной им деловой игре, но они не всегда могли предложить рациональные пути решения поставленной практической проблемы.

С этой целью, в некоторых учебных заведениях введены курсы финансовой грамотности в 9 классах. В нашей школе таких курсов нет, а потребность и заинтересованность в вопросах финансовой грамотности у обучающихся присутствует.

Например, дети играют в игры на телефоне. Примеры скриншотов игр моего сына.




На каждом шагу встречается детям, школьникам финансовая грамотность.  Но, если взрослых обучить можно, только объяснив и показывая на конкретных фактах, что дает знание о деньгах, то детям большая часть информации непонятна в принципе. Они еще не знают большинства элементарных понятий и правил построения логических цепочек типа: создание, получение денег, удовлетворение потребностей, поскольку всё им дают родители и родственники. Элементы игрового формата помогают воспринимать серьёзную информацию на доступном им уровне и дают визуальное воплощение для усвоения.

Рассмотрим термины с определением, которые мы часто используем в речи.

Активы - все ценное, что человеку, фир­ме или государству принадлежит на правах собственности.

Акция - ценная бумага, выдаваемая ин­вестору в обмен на полученные от него денежные средства для развития фир­мы и подтверждающая его права как совладельца имущества фирмы и ее бу­дущих доходов.

 Банк - финансовый посредник, осущест­вляющий деятельность по: 1) приему депозитов;

    2) предоставлению ссуд; 3) ор­ганизации расчетов; 4) купле и продаже ценных бумаг.

Бартер - прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.

Бедность - уровень жизни семьи, при котором ее доходы позволяют приобре­тать лишь небольшую часть стандартно­го для данной страны набора благ и ус­луг, образующего основу определения стоимости жизни в данной стране.

Безналичные денежные средства -суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и исполь­зуемые для расчетов путем изменения записей в банках о том, кому какая сум­ма таких денежных средств принад­лежит.

Безработица - наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустро­иться вообще.

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд.

Богатство семьи - собственность се­мьи, свободная от долгов.

Бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

Бюджет семьи - сводная информация обо всех доходах и расходах семьи за определенный период (месяц или год)

 Валютный (обменный) курс - цена од­ной национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах дру­гих стран.

Валютный коридор - устанавливаемые государством верхняя и нижняя границы колебаний курса рубля на валютном рын­ке, соблюдение которых обеспечивается за счет продажи или скупки валюты на этом рынке центральным банком.

Величина предложения - объем това­ра определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода на рынок приопределенном уровне рыночной цены на этот товар.

Величина спроса - объем товара опре­деленного вида (в натуральном измере­нии), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении оп­ределенного периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Государственные ценные бумаги - обязательства государства вернуть одолженную сумму денег плюс процент за использование этих денег.

Государственный долг - сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Граница производственных возмож­ностей - объемы производства, кото­рые могут быть достигнуты страной при наиболее полном использовании имею­щихся у нее производственных ресурсов.

Деньги -  особый товар, который: 1) при­нимается всеми в обмен на любые дру­гие товары и услуги, 2) позволяет еди­нообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, а также 3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.

.

Дефекты (слабости) рынка - неспособ­ность рыночных механизмов решать не­которые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Дефицит - ситуация на рынке, когда по­купатели при существующем уровне це­ны готовы купить больший объем това­ров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.

Дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осущест­вить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

 Естественная норма безработицы - ситуация, когда в стране существует только фрикционная и структурная без­работица.

 Завещание — юридически оформленное дарение богатства, вступающее в силу после смерти его владельца. 

Заемный капитал (кредит) - денежные средства, которые предоставлены фир­ме в пользование на строго фиксиро­ванное время и под установленную в до­говоре займа плату.

Закон обмена - зависимость между средним количеством денег, которое не­обходимо стране для обеспечения нор­мального денежного обращения, и:

1)   средними ценами товаров и услуг;

2) количеством этих товаров и услуг;

3)   скоростью обращения денег.

Закон предложения - повышение цен

обычно ведет к росту величины предло­жения, а снижение цен — к ее уменьше­нию (при прочих равных условиях).

Закон спроса - повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Залог - собственность заемщика, кото­рую он передает под контроль или в рас­поряжение банка, разрешая ее продать, если он сам не сможет вернуть долг.

Запасы - объем ресурсов производства, который фирма хранит на своих складах до момента, когда они потребуются для производства товаров или услуг.

Земля - все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве эконо­мических благ.

 Избыток (затоваривание) - ситуация, возникающая на рынке, когда при суще­ствующем уровне цены  продавцы пред­лагают к продаже больший объем това­ров, чем покупатели готовы купить при такой цене.

Импорт - покупка жителями одной стра­ны товаров, изготовленных в других го­сударствах.

Инвестирование - направление денег на приобретение дополнительного ка­питала.

Индивидуальное предложение - пред­ложение, с которым на рынок выходит отдельный продавец.

Индивидуальный спрос - спрос, предъ­являемый на рынке отдельным покупа­телем.

Интенсивный рост - увеличение произ­водственных возможностей страны за счет более рационального использования того же, что и прежде, объема ресурсов.

Инфляция -  процесс повышения обще­го уровня цен в стране, ведущий к обес­ценению денег.

Инфляция затрат - ситуация, когда це­ны растут в силу повышения затрат на производство.

Инфляция спроса - ситуация, возни­кающая в том случае, если повышенный спрос предъявляется одновременно на большинстве рынков страны.

Информация -  все те сведения, которые необходимы людям для осознанной дея­тельности в мире экономики.

Ипотечная ссуда - кредит, предостав­ляемый для покупки недвижимости (квартиры, дома, земельного участка). 

Капитал - весь тот производствен­но-технический аппарат, который люди создали из вещества природы  для уве­личения своих сил и расширения воз­можностей изготовления необходимых им благ.

Командная система (социализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля на­ходятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресур­сов осуществляется по указаниям цен­тральных органов управления и в соот­ветствии с планами.

Конкуренция -  экономическое сопер­ничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Контрольный пакет -  доля акционерно­го капитала, которая обеспечивает боль­шинство голосов на собраниях акционе­ров и позволяет владельцу такого пакета установить контроль над акционерной компанией.

Кредитный договор - соглашение меж­ду банком и тем, кто одалживает у него деньги (заемщиком), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и прежде всего срок предоставления кредита, плату за пользование им и га­рантии возврата денег банку.

Курс акций - рыночная цена акций, скла­дывающаяся при их свободной перепро­даже на рынке ценных бумаг.

Вот эти и другие термины можно использовать на уроках в виде игр, задач, викторин, итд.










2.Финансовая грамотность в начальной школе.

 Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

  1. Связь с жизнью;

  2. Чтение бизнес – новостей;

  3. Пословицы и полезные высказывания о деньгах;

  4. Решение финансовых задач;

  5. Онлайн – уроки по финансовой грамотности;

Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализами представления информации и публичных выступлений.

Далее мы рассмотрим элементы финансовой грамотности на уроках в начальной школе.

























2.1 Элементы финансовой грамотности на уроках математики по программе Школа России, автор М.И. Моро, 1 класс.

Ход урока

1.     Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Настроение на? (5)

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

2. Актуализация знаний

А побываем мы...  где?, вы узнаете, расставив монеты в порядке возрастания:

10р, 5р, 2р, 50 коп, 1р- А что значит в порядке возрастания?

т е а т р

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке, если посмотреть на монеты? Сегодня на уроке, мы будем, решать примеры и задачи используя денежные знаки. А для чего нам нужно решать …?

4. Закрепление

- Вот мы возле театра. Что нам нужно купить? (билеты)

"Всем будут розданы билеты

Приготовьте-ка монеты

Вы билеты покупайте

И места вы занимайте"

- У каждого из вас монеты, если вы сосчитаете сумму монет и займете место в соответствии с ответом, то получите билет. (10, 9, 8, 7)(индивид)

- Все купили билеты, займите места согласно купленным билетам (по группам).

 в знакомой ситуации (типовые)

А как называется спектакль, вы узнаете после того как найдете значения выражений, а из полученных букв составите слово. (1р. + 2р., 2р. + 2р., 1р. + 5р., 2р. + 5р., 10р. – 1р., 10р. – 2р., 10р. – 5р.) (группы)

- Итак, как называется представление. ТЕРЕМОК

спектакль начинается.

в изменённой ситуации(конструктивные)

(теремок спрятан)В чистом поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Чтоб увидеть теремок

На вопросы отвечай

Быстро, четко, не зевай!

- Сколько монеток по рублю в 2 рублях?

- Сколько монеток по рублю в 5 рублях?

- Сколько монеток по рублю в 10 рублях?

- Сколько монеток по 2 рубля в 10 рублях?

- Вот и теремок! А на теремочке замок!


Игра «Копилка».

Основной целью данной игры является научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства. Также, детям дается понятие о накоплении денежных средств. Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты».    Можно еще сопоставить ответы математических примеров и накопление денежных средств. Использовать знаки «» и «».


Например,

Сумма ответов математических примеров.

Сумма денег в копилке

1+2

3+4

2+5

5 р., 2 р., 1р., 1р.



Считаем общую сумму ответов:3+7+7=17

Считаем общую сумму денег в копилке: 5р.+2р.+1р.+1р.=9р.

179

Чтобы суммы были равны, сколько рублей нужно положить в копилку?


Игра «Кредит»

Детям раздаем карточки с одной неизвестной слагаемой.

4+3+*=12

5+*+2=9

8+*+ 6=17

-Ребята, давайте, подумаем, чтобы получить сумму, что мы должны сделать?

(От суммы ответа отнимаем сумму двух слагаемых).

-Ребята. А давайте, эту неизвестное слагаемое попробуем заменить словом «проценты».

-Чтобы получить определенную сумму, нам нужно доплатить проценты.










Заключение

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость, 
а умело расходовать – искусство.

А. Бертольд


Получается, что вопрос о правильности  распоряжения  деньгами,  является  одним  из  самых  важных в современной жизни. Но  не  каждый  выпускник  современной  общеобразовательной школы  может  рассчитать  свое положение, спрогнозировать и оценить риски принимаемых решений относительно своих финансов. 

В формировании финансовой грамотности у учащихся  математике   принадлежит  особая  вместо  слова  «задача», роль.  Не  секрет,  что  и  дети,  и  взрослые  часто  при решении  тех  или  иных  заданий  по  математике  спрашивают:  «А  зачем  это  надо?". Знания  математических  формул,  законов  зачастую  не подкрепляются  основами применения  их  при  решении  практических  задач, и математические знания часто оказываются формальными и невостребованными в жизни. Появляется необходимость формирования экономических знаний на уроках математики. Большое значение приобретает решение задач на уроках математически с экономическим содержанием, типичных для экономики семейного хозяйства, предприятия и страны в целом. Здесь  которое  напрямую  ассоциируется  с  математикой,  лучше  использовать  слово «проблема».

Отличительная особенность данного подхода заключается в том, что у учащихся появилась возможность самостоятельно распланировать бюджет семьи, высчитать подоходных налог, процент по ипотеке, и выбрать банк, в котором ставка по кредиту будет более выгодной. Ребята старались разрешить те или иные создавшиеся  проблемы в ходе игры,  используя  математический  аппарат. На первом  же этапе  игры учащиеся оценили значимость умений и навыков работы с процентами и элементарными мастерства в быстром счете денег. В процессе данной игры учащиеся усвоили понятие «потребность», осознали, что невозможно удовлетворить сразу все желания всех членов семьи. Каждая группа учащихся старалась максимально удовлетворить нужды каждого члена семьи, и в тоже время разумно распределить свой бюджет.

В заключение хотелось бы  отметить, что в курсе математики есть множество дополнительных методов для успешного повышения финансовой грамотности учащихся младших классов. Ученики обучаются различным навыкам: решение задач с многозначными числами, анализ и прогнозирование, самостоятельное и определение проблемы и многие другие.

Наша цель достигнута.


Список литературы


Учебно-методическое обеспечение.

1.       Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.       Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.       Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.       Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.       Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

6. Учебник «Математика» 1 класс, 2021

Демонстрационные и печатные пособия

1.       Магнитная доска.

2.       Демонстрационные таблицы.

3.       Наборы сюжетных (и предметных) картинок по тематике курса.

Технические средства обучения

1.         Персональный компьютер с принтером.

2.         Мультимедийный проектор.

3.         Интерактивная доска

4.         Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по программе.

Интернет-источники

1.      Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2.      Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3.      Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4.      Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!