СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы комбинаторики (графы)

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элементы комбинаторики (графы)»

Элементы комбинаторики 7 класс

Элементы комбинаторики

7 класс

В семье - 6 человек, и за столом в кухне стоят 6 стульев. В семье решили каждый вечер, ужиная, рассаживаться на эти 6 стульев по новому. Сколько дней члены семьи смогут делать это без повторений? (т.е. нас интересует сколько всего существует различных способов их размещения на стульях). Введем обозначение: P n – количество перестановок В нашем случае n=6, т.к. у нас 6 человек и 6 стульев. Р 6 =6*5*4*3*2*1=720

В семье - 6 человек, и за столом в кухне стоят 6 стульев. В семье решили каждый вечер, ужиная, рассаживаться на эти 6 стульев по новому. Сколько дней члены семьи смогут делать это без повторений? (т.е. нас интересует сколько всего существует различных способов их размещения на стульях).

  • Введем обозначение:
  • P n – количество перестановок
  • В нашем случае n=6, т.к. у нас 6 человек и 6 стульев.
  • Р 6 =6*5*4*3*2*1=720
Десять разных писем раскладывают по одному в десять конвертов. Сколько существует способов такого раскладывания? Предложенная ситуация отличается от предыдущей тем, что там были люди и стулья, а здесь письма и конверты. Однако и здесь, и там требуется узнать, сколькими способами можно разместить n предметов на n местах. Повторяя предыдущее решение, получаем, что всего имеется  10· 9· 8· 7· 6· 5· 4· 3· 2· 1 = способов раскладывания писем по конвертам. Более 3,5 миллионов!!!
  • Десять разных писем раскладывают по одному в десять конвертов. Сколько существует способов такого раскладывания? Предложенная ситуация отличается от предыдущей тем, что там были люди и стулья, а здесь письма и конверты. Однако и здесь, и там требуется узнать, сколькими способами можно разместить n предметов на n местах.
  • Повторяя предыдущее решение, получаем, что всего имеется
  • 10· 9· 8· 7· 6· 5· 4· 3· 2· 1 = способов раскладывания писем по конвертам. Более 3,5 миллионов!!!
Как мы видим, условия задач разные, а решения одинаковы. Поэтому удобно ввести одинаковые обозначения для таких решений.  Определение: Произведение первых подряд идущих n натуральных чисел называют факториалом и обозначают n!  n! = 1· 2· 3· …· (n-2)(n-1)n число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле Рn = n! Несколько первых значений для n! 0!=1 1! = 1 2! = 1·2 = 2 3! = 1· 2· 3 = 6  4! = 1· 2· 3· 4 = 24  5! = 4! · 5 = 120  6! = 5!· 6 = 720 
  • Как мы видим, условия задач разные, а решения одинаковы.
  • Поэтому удобно ввести одинаковые обозначения для таких решений.
  • Определение: Произведение первых подряд идущих n натуральных чисел называют факториалом и обозначают n!
  • n! = 1· 2· 3· …· (n-2)(n-1)n
  • число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле Рn = n!
  • Несколько первых значений для n!
  • 0!=1
  • 1! = 1
  • 2! = 1·2 = 2
  • 3! = 1· 2· 3 = 6
  • 4! = 1· 2· 3· 4 = 24
  • 5! = 4! · 5 = 120
  • 6! = 5!· 6 = 720 
В 7 классе в среду 5 уроков: алгебра, геометрия, физкультура, русский язык, английский язык. Сколько можно составить вариантов расписания на этот день? n=5 P5=5!=120

В 7 классе в среду 5 уроков: алгебра, геометрия, физкультура, русский язык, английский язык. Сколько можно составить вариантов расписания на этот день?

  • n=5
  • P5=5!=120
Бросают две игральные кости. Сколько различных пар очков может появиться? Кол-во очков 1 1 1 1 2 2 3 2 1 1 2 3 4 2 2 1 3 4 3 1 4 1 5 2 3 5 3 2 1 4 2 4 6 1 5 3 3 5 1 6 4 2 4 3 2 5 6 1 5 2 3 4 1 6 4 4 5 3 6 2 2 6 3 5 4 5 6 3 5 4 3 6 5 5 4 6 6 4 6 5 5 6 6 6 Таблица вариантов Итого 36 вариантов

Бросают две игральные кости. Сколько различных пар очков может появиться?

Кол-во очков

1

1

1 1

2

2

3

2 1

1 2

3

4

2 2

1 3

4

3 1

4 1

5

2 3

5

3 2

1 4

2 4

6

1 5

3 3

5 1

6

4 2

4 3

2 5

6 1

5 2

3 4

1 6

4 4

5 3

6 2

2 6

3 5

4 5

6 3

5 4

3 6

5 5

4 6

6 4

6 5

5 6

6 6

Таблица вариантов

Итого 36 вариантов

Граф - это геометрическая фигура, состоящая из точек (вершины графа ) и линий, их соединяющих (рёбра графа ). Вершины – это элементы некоторого множества Ребра – связи между этими элементами Практическое применение графов

Граф - это геометрическая фигура, состоящая из точек (вершины графа ) и линий, их соединяющих (рёбра графа ).

  • Вершины – это элементы некоторого множества
  • Ребра – связи между этими элементами

Практическое применение графов

Виды графов Ориентированный (орграф) – каждое ребро имеет одно направление Неориентированный Взвешенный – ребрам присвоено какое-нибудь значение (например, стоимость доставки) Задача о семи кёнигсбергских мостах

Виды графов

  • Ориентированный (орграф) – каждое ребро имеет одно направление
  • Неориентированный
  • Взвешенный – ребрам присвоено какое-нибудь значение (например, стоимость доставки)
  • Задача о семи кёнигсбергских мостах
Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги. Туристы хотят проехать из города А через города В и С к пристани. Сколькими способами они могут выбрать маршрут ? С1 С2 В1 С3 А С1 С2 В2 С3
  • Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги. Туристы хотят проехать из города А через города В и С к пристани. Сколькими способами они могут выбрать маршрут ?

С1

С2

В1

С3

А

С1

С2

В2

С3

№ 716 б щ п р г г п р ч ч к к ч к к ч к ч к ч

№ 716

б

щ

п

р

г

г

п

р

ч

ч

к

к

ч

к

к

ч

к

ч

к

ч

№ 727 У нас 6 цифр, значит, n=6 Р 6 =6!=720 МЕТРО – 5 букв Р 5 =5!=120 Р 8 =8!=8*7*6! Р 8 =56*720=40320   Р3+Р4=3!+4!=3*2+4*3*2=6+24=30  

№ 727

  • У нас 6 цифр, значит, n=6
  • Р 6 =6!=720
  • МЕТРО – 5 букв
  • Р 5 =5!=120
  • Р 8 =8!=8*7*6!
  • Р 8 =56*720=40320
  •  
  • Р3+Р4=3!+4!=3*2+4*3*2=6+24=30
  •  
№ 713 решим задачу с помощью графов 1. 3. 2. Т.к. каждый отдал 2 карточки, то всего 6 Здесь из каждой вершины выходит 4 отрезка, вершин 5, ответ 20 Здесь каждый отдает 3. значит, всего 12

№ 713 решим задачу с помощью графов

  • 1.
  • 3.
  • 2.

Т.к. каждый отдал 2 карточки, то всего 6

Здесь из каждой вершины выходит 4 отрезка, вершин 5, ответ 20

Здесь каждый отдает 3. значит, всего 12

№ 730 7 7 77 8 8 9 9 78 87 97 79 88 89 98 99

№ 730

7

7

77

8

8

9

9

78

87

97

79

88

89

98

99

№ 733 (1) В данном случае речь идет о сочетаниях Значит, порядок роли не играет: 3!/2=6/2=3 У нас три варианта: АВ, АГ, ВГ

№ 733 (1)

  • В данном случае речь идет о сочетаниях
  • Значит, порядок роли не играет:
  • 3!/2=6/2=3
  • У нас три варианта:
  • АВ, АГ, ВГ
№ 731 7 8 9 9 8 9 7 8 7 9 7 9 8 8 7

№ 731

7

8

9

9

8

9

7

8

7

9

7

9

8

8

7

Домашнее задание № 701, 702, 712

Домашнее задание

  • № 701, 702, 712


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!