СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы кукольного театра на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукольный театр как форма работы на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Элементы кукольного театра на уроках иностранного языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА НА УРОКАХ ИННОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Егорова Елена Александровна

учитель иностранного языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иловайская средняя школа № 14 г. Харцызска»


Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами.

Одной из наиболее важных проблем преподавания английского языка является обучение говорению. Именно говорение – неотъемлемая часть в процессе изучения иностранного языка. Главная его цель – создание условий для раскрытия коммуникативной функции языка и приближение процесса обучения к реальным условиям, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Если условия для процесса говорения некомфортны или неблагоприятны, то у ученика возникают сложности [3].

Умение учащихся участвовать в содержательном разговорном взаимодействии на изучаемом языке считается важной, если не самой важной, целью языкового образования. Основная трудность использования иностранного языка возникает в реальном общении, поскольку учащиеся не готовы к спонтанным и требующим быстроты исполнения действиям.

Существует множество разных приемов и методов развития навыков устной речи, ведется постоянное совершенствование их и поиск наиболее эффективных. Однако одним из главных стимулов для обучения в начальной школе остается игра. Элементы театральной игра на уроках английского языка являются одними из самых продуктивных методов обучения.

Театральная постановка – это общение друг с другом и с преподавателем в более свободной обстановке. Эта работа приобретает коллективный характер от самого начала (выбора тематики и написания сценария) до конечного этапа (самого представления на иностранном языке). Это содействует процессу адаптации в коллективе, развивает активность, инициативу, самостоятельность участников, формирует умение работы в группе, развивает оценочную деятельность и организаторские способности. И, конечно же, формирование культуры изучаемого языка [1].

Дети по своей сути активны и открыты к общению. Но в процессе обучения сталкиваешься с такой проблемой, как «роботизированная речь», она не имеет эмоционального окраса, ситуативной позиции, а порой, простых знаков препинания и пауз. Эту проблему, как эксперимент, я решила с помощью рукавичной куклы. Так как главным действующим лицом выступает не ученик, а кукла, все внимание приковано именно к ней, и это позволяет снять психологические барьеры в процессе коммуникации. Дети начинают менять интонацию, голос, в зависимости от роли становятся более эмоциональными и уверенными.

Это не полномасштабное представление, а только его элементы или мини – сказки. Отмечу, что возрастной цензор воспринимается как в начальной школе, так и на остальных ступенях обучения. Причем, если небольшое представление готовят старшие классы, то они его успешно показывают младшим ученикам. Тем самым развивают свое мастерство коммуникации, творчества, восприятия на слух речи и ее понимание.

Использование элементов кукольного театра позитивно влияет на отношение учащихся к обучению и улучшение их навыков английской речи. Поэтому, приоритетной задачей для преподавателя является правильный выбор таких театральных элементов, соответствующих возрасту, интересам и уровню развития учащихся, их информированности, а также целям и задачам урока. Являясь одним из методов обучения английскому языку, использование элементов театрализованного представления является учебным заданием, которое направлено на решение трех основных задач — лингвистической, коммуникативной и деятельностной [5].

Используя такой метод обучения, мы обогащаем лексику, улучшаем фонетику, тренируем грамматику и в совокупности применяем на практике. Рассмотрим следующую динамику применения элементов кукольно театра:

  • Лексика - с одной стороны, происходит пополнение словарного запаса, новые слова запоминаются быстрее. С другой стороны, появляется возможность применить ранее пройденный материал на практике и «разбудить» «пассивный» словарный запас, переведя его в «активный». Ведь чем чаще мы говорим на иностранном, тем легче нам «извлекать» из памяти нужные слова.

  • Фонетика - благодаря таким заданиям, ученикам становится проще говорить самим и воспринимать иностранную речь «на слух». Вживаясь в роль, они адаптируются к реальным ситуациям, которые могут происходить в жизни.

  • Грамматика - без должного знания грамматики играть сложно. Однако именно с помощью таких занятий можно не только обнаружить свои «слабые» стороны, но и хорошенько их «прокачать».

  • Практика - каждая ситуация должна быть построена по определенному сценарию и тематике, должна быть понятной и интересной учащимся. Например, обыгрываются ситуации в магазине, в ресторане, в школе или в музее и т. д.

Основной принцип при использовании элементов театрализованного представления – деятельностный.

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Так, например, участвуя в кукольном представлении или любой ролевой игре, и  умея рассказать о себе, ученик должен научиться рассказывать свою историю от имени другого персонажа, в нашем случае - куклы.  В игре формируются его деятельностные способности, общеучебные умения.

В процессе игры  снимаются   стрессообразующие факторы учебного процесса, создаётся доброжелательная  атмосфера, т.е. реализуется принцип психологической комфортности.

Именно в  игре  реализуется принцип творчества. Это  означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Кукольный театр как разновидность ролевой игры на уроке иностранного языка обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности.

Кукольный театр  выполняет в учебном процессе 4 функции:

1) Мотивационно-побудительную: элементы кукольного театра – оптимальный способ достичь успеха в изучении иностранного языка, в первую очередь в начальной школе. Известно, что нельзя заставить ребенка свободно общаться на иностранном языке формальными способами. Важно создать такие условия, что бы общение стало необходимым, что бы ребенок захотел говорить. И делал бы это не ради оценки, а ради самовыражения.  

2) Обучающую: стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает его более активным, приучает к работе в группе.

3) Воспитательную:   занимаясь  элементами театральной деятельности, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки.

4) Ориентирующую: игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению, учит  планировать речевое поведение,  оценивать других[4].

На проведение игры с учениками влияет множество факторов, которые стоит учитывать: атмосфера, правильно выбранное время, правила самой игры, необходимое количество участников, соответствие возраста, необходимая база знаний и так далее. Поэтому важно выделить методические аспекты проведения игр:

  • игра должна соответствовать возрасту участников и быть понятной;

  • учитель должен сам, в первую очередь, верить в эффективность и полезность игры;

  • игра должна быть продуктивной и вызывать желание выполнить задание учеником как можно лучше;

  • педагог должен убедиться, что игра принята всей группой положительно;

  • ее проведение должно быть в творческой и благоприятной атмосфере;

  • в игре желательно использовать наглядность и, при необходимости, жестикуляции и эмоции для привнесения увлекательности процессу [6].

Такой вид организации работы помогает ненавязчиво и увлекательно преподносить информацию учащимся, сделать образовательный процесс более захватывающим, глубоко заинтересовать данным предметом учеников, особенно в первые годы обучения. Присутствие языкового барьера у учеников, порой – настоящая проблема. Игра своей непринужденностью и дружелюбной атмосферой помогает их снять и позволяет ребенку не расстраиваться из-за ошибок, дарит большее чувство уверенности и свободы. Игра позволяет облегчить учебный процесс и для педагога, и для учеников, не формируя у них образ того, что английский – это скучно и неинтересно, а, наоборот, помогает вовлекать, мотивирует, развивает, воспитывает, вдохновляет и открывает новые возможности.

Для такого вида работы не обязательно нужны дорогие материалы и особенные куклы. Мы с детьми используем рукавичные куклы, изготовленные самостоятельно. Порой они бываю смешными и несуразными, но отлично поддерживают хорошее настроение в процессе работы.

Не стоит брать сразу сложные произведения, вначале я использовала самые простые сказки такие как «Рукавичка», «Колобок», «Репка», «Грибок». Затем куклы применялись на уроках как элемент диалогического общения по разным темам.

На уроках с использованием элементов кукольного театра у детей более четко формируются коммуникативные навыки, критическое мышление, креативность, соблюдается технология здоровьесбережения, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению («Рис.1»).

Этотприем обучения английскому языку способствует развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным и многоязычным обществом.

Использование элементов кукольного театра как метода обучения дает возможность учиться, играя.

«Рис.1»

Современный урок с применением элементов театрализованного представления – это:

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

  • урок, содержащий разные виды деятельности;

  • урок, на котором ученику комфортно;

  • урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;

  • урок развивает у детей креативное мышление;

  • урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Важно, что организация ку­кольного театра не требует особых усилий: сложных костю­мов, декораций. Такой метод может успешно применяться на любом уроке английского языка вплоть до семантиза­ции нового грамматического материала, усвоение которого пройдет намного легче. Такой метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем занятия. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.


Список литературы

  1. Атарщикова А.И. Что такое театральная методика обучения иностранным языкам и существует ли она. URL: http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/626364/ (дата обращения: 28.01.2022).

  2. Бодулева, А. Р. Использование театральных технологий в процессе обучения иностранному языку / А. Р. Бодулева, В. В. Сайпушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 332-333.

  3. Казимирова С. Н. Игровая форма в преподавании иностранного языка // Филология и лингвистика. 2017. № 1. С. 46–48.

  4. Актуальные вопросы и проблемы преподавания иностранного языка в современной школе в условиях реализации ФГОС: материалы IX региональной научно практической конференции (г. Белгород, 31 мая 2020 г.) / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». – Белгород: БелИРО, 2020. – 192 с.

  5. Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения : сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е. Н. Солововой / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой и др. — Обнинск : Титул, 2020. — 796 с.

  6. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш.гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с.




Скачать

© 2023 219 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!