СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы методов проектно - исследовательской деятельности на уроках профессионального трудового обучения ( с умственной отсталостью умеренной степени)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие важности проектной деятельности на уроках технологии  в школе, для обучающихся с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Элементы методов проектно - исследовательской деятельности на уроках профессионального трудового обучения ( с умственной отсталостью умеренной степени)»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________

141607, Московская область, г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8(496)249-00-55; 8(496)247-68-02















Доклад на педагогический совет:



Элементы методов проектно - исследовательской деятельности на уроках профессионального трудового обучения

( с умственной отсталостью умеренной степени)





учитель: Акишина Вера Алексеевна









26.10.2018


В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Практика показывает, что воспитанники с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам профессионального трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать подростков и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Активные формы обучения являются для них актуальными и перспективными. Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет проектная деятельность.

Элементы проектного обучения побуждают учащихся к фантазии, развивают навыки речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Это «Строение и виды деревьев», «Посадка цветов и уход за клумбами», «Виды сорных растений», «Хозинвентарь» начиная с наших предков, как они его использовали и как применяем мы. Это и «Виды мебели» с древних времен и по настоящее время, «Культура дома» - изготовление салфеток поэтапно от изготовления по шаблонам до полной готовности и много, много другого.

Проект №1 в 5б классе «Салфетка»

Распределяю вопросы по ученикам:

- история салфетки;

- происхождение слова салфетка;

- виды салфеток;

- назначение;

- материал для изготовления.

Дети выступают с сообщениями перед классом. Создается книжка по истории салфетки. Следующая часть практическая - изготовление салфетки. И заключительный этап – выставка работ.

Использование этой технологии дает возможность детям больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности. У подростков формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Проект № в 6б классе «Игольница»

Провожу вводную беседу по теме проекта с презентацией. Распределяю вопросы по ученикам:

- история происхождения игольницы;

- назначение игольницы;

- разновидности игольницы;

- материалы для изготовления игольницы;


Дети готовят материал по данным вопросам с последующим выступлением перед классом.

Собирается весь материал в папку. Следующая часть – изготовление игольницы. Заключительный этап выставка работ.

Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого воспитанника, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями.

Подростки с интеллектуальной недостаточностью часто испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы существует банк проектов, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по интересам и степени подготовленности воспитанников. Банк содержит примерные проекты с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети. Большинство проектов мы берем из банка и показываем детям в виде презентаций с беседами и объяснениями исходя из наших возможностей и возможностей наших детей.

Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности детей с ОВЗ на уроках показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской. Многие обучающиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Поэтому необходимо применять различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов.

Цель работы над такими проектами — включение воспитанников в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет обучающимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, подростки учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся и нашей программы.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения воспитанники достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Каждый проект содержит основные элементы и этапы реализации. Работа начинается с определения интересов воспитанников, выбора и формулировки темы проекта. Затем воспитанники, под руководством педагога, собирают, изучают и обрабатывают информацию по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. Выдвинутые варианты анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации совместно с учителем.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы воспитанников с последующей выставкой на конкурс. Наши работы вы видели на выставках, многие из них оценены грамотами как школьными так и районными.

  Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Ученик при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, воспитанники приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, ребята учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у подростков осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У обучающихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей.

Так как не все воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы обучающиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему), так как обучающиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Необходимо совместно с учениками в обсуждении определять тему проекта, ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы.

Необходимо так же понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов воспитанников, выставку лучших изделий.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу воспитанников.

Литература

1.                Волков Г.Н. Трудовое воспитание в народной педагогике // Школа и производство. – 2000. – № 3. – С. 26-31.

2.                Петрушина С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 64-65.

3.                Хотунцев Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2005. – № 3. – С. 67.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!