СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы урока при изучении творчества Ф. И.Тютчева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложены элементы урока, которые можно использовать при изучении жизни и творчества Ф.Тютчева

Просмотр содержимого документа
«Элементы урока при изучении творчества Ф. И.Тютчева»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной лепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей


Ф.И..Тютчев




ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА-ЛЕКЦИИ




Романтическое понимание сущности жизни человека

и жизни природы в творчестве Ф.И.Тютчева.

Поэзия интеллекта, уединения, созерцания.



Составитель: учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 28 г. Донецка»

МИРОШИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА







Донецк, 2018



ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА,

используемые при изучении жизни и творчества поэта

  1. Составление анкеты жизни и творчества Ф.И.Тютчева.

  2. Цитатная характеристика творчества поэта (поэты и писатели о Ф.И.Тютчеве)

  3. Перекличка поэтического наследия Ф.И.Тютчева

  4. Исследовательская работа «проявление лозунга «чистого искусства» в творчестве поэта (отражение трагического, противоречивого мироощущения поэта; мысли о бренности человеческого существования, суетности земной жизни)

  5. Составление коллажа «Обобщённый образ героя поэзии Ф.Тютчева»



АНКЕТА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф.ТЮТЧЕВА

ФИО Фёдор Иванович Тютчев

Дата рождения 23.11.1803

Социальное происхождение дворянин

Образование высшее, Московский университет

Круг интересов литература, история, философия,

математика, естествознание

Общественная деятельность член Общества любителей

российской словесности

Жизнь за границей г. Мюнхен (Германия), 1837 – Италия

Хуложественное наследие 400 стихотворений, 1836г. сборник

«Стихотворения, присланные из Германии»,

1854г. сборник стихотворений в журнале «Современник»

Темы лирики лирический пейзаж, одушевлённый присутствием

человека; любовная лирика

Центральное произведение «Эти бедные селенья»

пейзажной лирики

Поэтическое кредо поэта «Умом Россию не понять…»

Семейное положение женат

Дата и место смерти 15.07.1873г., Царское село




ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ О ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ТЮТЧЕВА

А. Фет « …муза правду соблюдая,

Глядит,- и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей»


Ф. Достоевский «…[люди] через 30, через 50 лет поставят ему на площади памятник за его удивительные стихи»


Н.Некрасов «Стихи Тютчева - блестящее явление в области русской поэзии»


Д. Мережковский «Двумя силами движет мир человеческий, так же как стихийный: силой притяжения и силой отталкивания атомов-личностей. Из этих двух сил только одну - силу отталкивания утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то, чего он хочет, то мир человеческий, так же как стихийный, распался бы в хаос…»


В. Соловьев «…Бросается в глаза…созвучие его вдохновение с жизнью природы,- совершенное воспроизведение им физических явлений как состояний и действий живой души…»


П. Флоренский «В минуты вдохновения поэта …глубинные слои духовой жизни прорываются … и внятным языком поэт говорит нам о невнятной для нас жизни…»


Б. Окуджава «Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет, не

Стараясь угодить. Так природа захотела…»

Уверяют, что Пушкин пришёл в неописуемый восторг, когда прочитал тютчевские стихи. Толстой считал, что без томика стихотворений Ф.Тютчева «нельзя жить».

Мы открываем страницу литературного наследия Ф.И.Тютчева.

Перекличка поэтического наследия (называют учащиеся):

«Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид», «Есть в осени первоначальной…», «Эти бедные селенья», «Люблю грозу в начале мая…», «Сияет солнце, воды блещут», «Как хорошо ты, о море ночное», «Не остывшая от зною», «Как весел грохот летних бурь…» - это далеко не полный перечень произведений Ф.И.Тютчева о природе.

Но нельзя сказать привычными словами, что Ф.Тютчев - певец русской природы. Изображение природы - скорее для него повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой. В стихотворении «Осенний вечер» «короткая улыбка увяданья» и «божественная стыдливость страдания»- это не только поэтические метафоры, но и соотношение природы с самочувствием человека в определённые моменты его жизни.

Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Ф.Тютчева.

Если в природе Тютчева интересует проявление стихийных сил, то в человеке - его эмоциональная стихия. Любовная лирика поэта тоже носит романтический характер.

В своих произведениях поэт – философ проповедует страдания, как залог счастья, ведь не будь одного, не было бы и другого. И поэтому любовь есть одно из самых прекрасных явлений на земле. Но любовь не вечна, она проходит. Тютчев сравнивает любовь со сном, от которого рано или поздно, «должен, наконец, проснуться человек»…Поэтому, может быть, стихотворения, посвященные теме любви, звучат так трагично.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Чтение стихотворения «Предопределения»

Любовь для Тютчева – это противоборство двух душ, всегда неравное, всегда противоречивое. С одной стороны, «союз души с душой родной», с другой - «поединок роковой».

Исследователи выделяют у Тютчева особый цикл, в котором с особым драматизмом раскрыта тема любви. Это своеобразный роман в стихах, связанный с его увлечением Еленой Денисьевой и названный потому «денисьевским».

/чтение и анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»/

- Что воспевает поэт в этом произведении?

- Какое убеждение автора выражено в стихах?

- Проследите, с помощью каких приемов раскрывает он «цветущий мир природы»?

- Как в стихотворении выражена любовь Денисьевой?

- Что противопоставлено великому празднику природы? Что в мире есть выше, чем праздник?

(В процессе анализа определены олицетворения, метафоры- «поют деревья, блещут воды», с помощью которых раскрывается «цветущий мир природы», воспеваемый поэтом. Но оказывается, что улыбка одного человека перевешивает весь этот мир, поскольку «реет упоения сильней одной улыбки умиленья, измученной души твоей»)

Любовь у Тютчева очень похожа на изображаемую им природу своей возвышенностью, отрешенностью от быта, трагизмом. Любовь для него не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность. Волнуясь о судьбе одной из своих дочерей, он писал: «…быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…»

Поэта больше всего интересует не видимые проявления любви, а ее тайна, ее непостижимые глубины.

Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Лирика Ф.И.Тютчева поражает своей чистотой мысли, глубиной понимания каждого человеческого чувства, движения души. В каждой строке брезжит свет далёкой призрачной надежды, которая зачастую является нам в виде отголоска или отблеска счастья.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1.Ф. Тютчева литературоведы называли

а) «певцом природы»

б) «певцом чувств»

в) «певцом красоты»

2.Натсроение поэзии Тютчева в стихотворении «Весенние воды»

а) возвышенное

б) грустное

в) нейтральное

3.Образно обозначение, выделяющее характерную черту изображаемого или предающее эмоциональное отношение к ним, - это:

а) метафора

б) эпитет

в) звукоописание

4.Употребелние одинаковых или подобных звуков, которые способствуют созданию нужного образа в поэтическом языке, называют:

а) метафорой

б) звукоописанием

в) имитацией

5. Установите соотнесенность названия и темы стихотворения:

а) философская а) «Весенние воды»

б) пейзажная б) «Она сидела на полу»

в) любовная в) «Есть в осени первоначальной…»

6.Вставьте пропущенные слова, запишите название стихотворения

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная………..!..


(КЛЮЧИ: 1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 а – б, б – а, в – б; 6 – прелесть, Тютчев «Осенний вечер»)


Домашнее задание носит творческий характер (выполнить одно из предложенных): Составить коллаж «Обобщённый образ героя поэзии Ф.Тютчева»; написать сочинение-миниатюру «Музыка весны в поэзии Тютчева»; выполнить сравнительный анализ стихотворения Ф.Тютчева со стихотворением автора, освещавшего аналогичную тему, подобрать к ним иллюстрации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!