СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Елеылылыыонлныоныонын

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Елеылылыыонлныоныонын»

Урок 9


КАК ВЫПЛЫТЬ В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ И ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с понятиями «информационные перегрузки», правилами самоорганизации, основами искусства общения; рассказать о возникающей у людей необходимости договариваться между собой, важности создания общепринятых норм и правил и последствиях их нарушений; учить моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

Учебно-наглядный комплекс: учебник; анкета; тест.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Короткое тестирование по учебнику с быстрым определением предрасположенности к сильным стресс-реакциям. Вывод обучающиеся смогут сделать самостоятельно.

  • В чём польза и в чём опасность стрессов?


  1. Экспесс-анкета.


Учитель. Заполняя эту анкету, постарайтесь объективно оценить себя.

Согласны ли вы с приведёнными ниже утверждениями?

1 – да; 2 – скорее да; 3 – скорее нет; 4 – нет; 5 – я не понимаю, что имеется ввиду.


Утверждения для самооценки

1

2

3

4

5

Я могу принимать самостоятельные решения






Я не очень замкнут






Я не очень целеустремлённый






Я искренен






Я терпим






Я ответственен






Я не достаточно верю в себя






Я знаю свои способности






Я не доволен собой






Я не умею расслабляться






Я не сдерживаю обещаний






Я не могу принимать критику






Мне наплевать на мнение взрослых и на их дела






Я обращаю внимание на поведение людей






Я знаю, где моё место (в классе, в семье)






Мои товарищи не принуждают меня делать что-то






Я не очень доверяю людям






Я пытаюсь понять взрослых







  1. Изучение новой темы.


  1. Рассказ учителя «Как повысить работоспособность».


Одним из видов переутомления является умственное. Не у всех оно наступает одинаково, но это происходит и проявляется в ослаблении внимания, памяти и, в конечном итоге, приводит к снижению эффективности умственной деятельности. Недавние опыты немецких учёных показали, что реакция водителей становится слабее на 15% через час езды. Его взгляд чаще уходит в сторону, он начинает чаще моргать. Сам того не замечая, он засыпает на ходу. Ему требуются раздражители (сигарета, радио, разговор), чтобы быть постоянно внимательным к происходящему на трассе.

    • Что необходимо делать людям умственного труда для повышения эффективности своей работы? Один из путей – научиться правильно работать. Необходимо постепенно входить в работу, чередовать умственный труд с физическим, переход от сложного материала к простому и наоборот.

Для лучшего усвоения материала необходимо обладать памятью, способностью к запоминанию. Не все, к сожалению, владеют такой способностью в полной мере.

Учитель предлагает учащимся записать для себя правила запоминания, выделенные в тексте учебника.

Далее следует несколько правил самоорганизации. Они необходимы для людей разной интеллектуальной подготовленности для достижения хорошего результата своей деятельности.


  1. Искусство общения.


Учитель. Кажется, что нет ничего проще, чем общаться с друзьями. Но многие из нас попадали в неловкие ситуации из-за недостатка умения общаться, что, в свою очередь, вызывало лишние волнения или стрессы. Все наши друзья, знакомые являются частью среды обитания, и также как человек адаптируется к среде обитания, он должен уметь адаптироваться в среде общения.

Задание. Учитель предлагает прочитать несколько советов для облегчения общения с другими людьми в учебнике. Многие ли из вас когда-нибудь пробовали общаться по этим правилам? Наверняка, нет. Попробуйте следовать этим правилам и сделайте вывод: легче ли вам стало общаться? Или эти правила никак не повлияли на ваши приёмы и формы общения?


  1. Что вы думаете?


    • Представьте себе, что ваш руководитель поручил вам заключить соглашение с какой-либо фирмой. При этом вы должны обеспечить более выгодные условия для вашего предприятия. Какие методы и способы ведения переговоров вы будете использовать, чтобы заключить выгодное для вас соглашение?

    • Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:

В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространственное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот предо мной конфликт». Подумайте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта.

    • Составьте ситуацию, в которой между двумя сторонами возникает проблема, и покажите два варианта завершения этой ситуации:

  1. успешное решение проблемы;

  2. перерастание проблемы в конфликт.

    • Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, и выпишите их. Продолжите этот список качеств. Объясните свой выбор.


Скромность

Злость

Справедливость

Честолюбие

Честность

Милосердие

Стыдливость

Грубость

Искренность

Ответственность

Порядочность



    • Почему в народе сложилась пословица «Уговор дороже денег»? Как вы это понимаете?

    • Во время ссор люди бывают настолько оскорблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться. Назовите причины такого поведения людей.

    • Составьте памятку «Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, друзьями?».

    • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и обоснуйте его.

    • Перед смертью шейх завещал девятнадцать верблюдов своим трём сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своём верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (десять верблюдов), второй сын – четверть (пять верблюдов), третий сын – пятую часть (четыре верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

    • Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

    • Вот уже несколько дней вы в ссоре со своим лучшим другом. Вам одиноко, грустно. Вы хотите помириться с ним, но не знаете, как это сделать. Ваш одноклассник посоветовал написать другу письмо. С какими словами вы обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помириться?

    • Составьте правила поведения в гостях, в театре и спортивном зале. Сопоставьте их. Определите, что в них общего и каковы различия. Чем это обусловлено?


Правила поведения в гостях

Правила поведения в театре

Правила поведения в спортивном зале





  1. Тест «Познай себя».


Конфликт без насилия


Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.

  1. Являются ли постоянные ссоры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

    1. Да, являются.

    2. Нет, не являются.

    3. Всё зависит от культуры человека, страны, где он живёт, и законодательства.

  2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:

    1. Во всех сферах жизни и деятельности.

    2. Только в среде своих друзей.

    3. Только в семье.

  3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

    1. Потому что так принято в обществе.

    2. Потому что это совпадает с его желаниями.

    3. Потому что так получается.

  4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

    1. Ссорятся.

    2. Отстаивают свои позиции.

    3. Вырабатывают правила.

  5. Почему человек не соблюдает правил?

    1. Жить по правилам не интересно.

    2. Он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры.

    3. Считает, что соблюдение правил – это проявление слабости.

  6. Каковы причины конфликтов?

    1. Грубость.

    2. Слабохарактерность.

    3. Эгоизм.

    4. Доброта.

    5. Ответственность.

    6. Различие взглядов.

  7. Может ли быть конфликт без насилия?

    1. Да.

    2. Нет.

    3. Всегда.

  8. К какому понятию относится определение «состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка»?

    1. Конфликт.

    2. Ссора.

    3. Противоречие.

Ключ к тесту:

1. б; 2. а; 3. а; 4. в; 5. в; 6. а, в, е; 7. б; 8. б.


  1. Дополнительный материал к уроку.


Тест «Познай себя».


Вы – лидер?


Способны ли вы повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет вам познать ещё одну грань вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.

  1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучшей, чем ваша?

    1. Встревожитесь.

    2. Смутитесь.

    3. Заинтересуетесь.

  2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

    1. Ваши хуже.

    2. Ваши лучше.

    3. Ваши не хуже, но и не обязательно лучше.

  3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?

    1. Вас не слушают.

    2. Вас слушают, но им «слабо понять».

    3. Обычно вас слушают и понимают.

  4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?

    1. Будете обескуражены и всё забросите.

    2. Оставите это дело и перейдёте к другому.

    3. Закончите дело, потому что считаете нужным.

  5. Вас пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесётесь?

    1. Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя неудобно.

    2. Не станете участвовать, если вас не назначат главным.

    3. Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.

  6. Что случается, когда вам не удаётся то, что вы пытаетесь сделать?

    1. Вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нём никуда не годитесь.

    2. Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают.

    3. Вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.

  7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его?

    1. Предоставите большую часть работы остальным.

    2. Всё сделаете сами, чтобы быть уверенным, что всё сделано правильно.

    3. Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками каждого.

  8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

    1. Неловкость.

    2. Чувство своего превосходства или неполноценности.

    3. Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

  9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…

    1. Недовольство собой.

    2. Гнев.

    3. Стремление поправить дело.

  10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам хотелось бы?

    1. Думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если бы…

    2. Обвиняете во всём других.

    3. Ищите пути для продвижения дальше.

Посчитайте количество ответов «а», «б», «в».

  • 7 или больше «а» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо выработать уверенность в себе.

  • 7 или больше «б» показывают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо учиться больше доверять другим.

  • 7 или больше «в» говорят о том, что у вас скорее всего здравый взгляд на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим позволяют вам быть лидером.


  1. Материал учебника.


КАК ВЫПЛЫТЬ В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ И ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ


Преодоление информационных перегрузок


Информационные перегрузки являются причиной множества заболеваний. Умственное утомление неизбежно наступает у всех людей, но одни начинают его испытывать через 8-10 ч работы, а другие не выдерживают более 4-5 ч. Утомление проявляется в ослаблении внимания, памяти, что приводит к снижению продуктивности умственного труда.

Один из путей справиться с информационными перегрузками – научиться правильно работать, чтобы за то же время успевать сделать больше. В это понятие вкладывается представление о рациональной организации режима умственной работы: постепенное вхождение в работу, обязательное чередование умственного и физического труда, чередование работы над сложным и лёгким материалом. Научиться правильно и эффективно работать – значит научиться меньше времени тратить на запоминание и осмысление информации. Вот несколько советов, помогающих улучшить процесс запоминания:

  • Думайте. Запоминайте материал, только предварительно его осмыслив, а не механически.

  • «Ешьте слона по частям». «Порция» для запоминания не должна быть слишком большой. Иначе вы не сможете её усвоить.

  • Будьте готовы. Нужен настрой на работу.

  • Не топчите следы. Лучший способ забыть только что выученное – попытаться тут же запомнить что-то похожее. Никогда не учите после алгебры геометрию или физику!

  • Учите последовательно от А до Я. Информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненными частями.

  • Переживайте. Наиболее детально запоминается то, что связано с эмоциями (радости, горя, гнева).

  • Повторяйте перед сном. Во сне происходит закрепление следов памяти.

  • Привлекайте все органы чувств. Известно, что степень запоминания и усвоения материала повышается, если его воспринимать глазами (читать), ушами (слушать) и проговаривать одновременно. При этом полезно ходить.

Законы интеллекта более сложны, они не программируются так легко, как законы памяти. Однако известно, что человек со средними интеллектуальными способностями может без информационных перегрузок достичь хороших результатов при выполнении определённых правил самоорганизации. Вот они:

  • Определите цель. Если вы не знаете, куда идёте, вы никогда не узнаете, дошли вы или нет.

  • Составьте план. Не старайтесь втиснуть в него всё, что вы не успели сделать. Запишите на листок два-три важнейших дела на неделю, месяц и даже год, и пусть он будет у вас перед глазами.

  • Наметьте сроки. Это испытанный способ от разговоров перейти к делу.

  • Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется.

  • Скажите себе «нет». Умейте отказываться от желаний, которые мешают делу.

  • А теперь скажите себе «пора». Обдумав ситуацию, переходите к действиям, не тяните время.

  • Начните с главного. А заодно и установите очерёдность дел.

  • Используйте время полностью. Не расходуйте его впустую.


Искусство общения


Близкие, друзья, незнакомые нам люди являются частью нашей среды обитания. Вступая с ними во взаимодействие, мы нередко попадаем в сложные, конфликтные ситуации. Умение общаться друг с другом является важнейшим компонентом понятия «экологическая безопасность», помогает избегать стрессов.

Приведённые ниже советы значительно облегчат ваши контакты с людьми, сделают их более приятными.

  • Если вы хотите иметь друзей, приложите все силы к тому, чтобы сделать что-либо доброе для другого человека – что-то, что требует времени, энергии, бескорыстия и заботы.

  • Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами.

  • Будьте внимательными, уважительными слушателями. Задавайте другому человеку вопросы, на которые ему хотелось бы отвечать. Не перебивайте, не торопитесь с выводом. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Помните!

Дракой ничего не добьёшься, но с помощью уступок можно получить больше, чем ожидаешь.


Вопросы


  1. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы понимать и прочно усваивать различную информацию?

  2. Как не допустить информационных перегрузок?


Задание


Прочтите книги Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Подготовьте сообщение о прочитанном, расскажите о впечатлении, которое произвели на вас эти книги.


Что будет, если…


человек будет часто находиться в ситуации информационных перегрузок?


  1. Итог урока.


  1. Решите кроссворд.

По горизонтали: 1. Столкновение, серьёзные разногласия. 2. Применение физической силы к кому-либо. 3. Обязанность отдавать кому-либо отчёт в своих действиях, поступках.

По вертикали: 1. Положение, в котором отражена закономерность. 2. Взаимное согласие, договорённость. 3. То, из чего можно выбирать.

Ответы.

По горизонтали: 1. Конфликт. 2. Насилие. 3. Ответственность.

По вертикали: 1. Правило. 2. Соглашение. 3. Выбор.


  1. Напишите синквейн, используя понятия: выбор, правила, конфликт, ответственность, дружба.


Помните:

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


Домашнее задание: как не допустить информационных перегрузок? Составить короткое сообщение с выводами об общении по новым правилам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!