Пояснительная записка
Сегодня туризм является одной из самых высокодоходных и быстро развивающихся отраслей экономики в мире. В сфере туризма занято свыше 250 млн человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.
Всемирная туристическая организация выделяет 6 туристических макрорегионов мира: Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Ближневосточный, Южноазиатский. Эта классификация отличается от той, которой придерживается отечественная география. Учитывая все современные теории и концепции, данный элективный курс основан на концепции социокультурного пространства, разработанной Д.В.Николаенко. Районирование пространства, по его мнению, можно проводить исходя из анализа социокультурного типа пространства.
Развитие международного и внутреннего туризма в России потребовало подготовки специалистов в этой области на уровне международных стандартов. Элективный курс «География туризма» составлен на базе курса «География туризма» для учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «туризм», «социально-культурный сервис и туризм».
Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных и других. Одна из задач школы – подготовка учащихся к продолжению образования. Поэтому изучение географии на старшей ступени может осуществляться в рамках систематических элективных курсов. Таким является курс «География туризма». Настоящий курс посвящен изучению туризма, как основного вида рекреационной деятельности. Рекреационная география является основой развития туризма. А соответственно курс «География туризма» является составной частью дисциплины «Рекреационная география».
Рекреационная география – научное направление, изучающее территориальные возможности и особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие физических и духовных сил. Для изучения рекреационной географии требуется совместные усилия медико-, экономико-, и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе, как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей, восстановлении сил и духовном развитии.
Элективный курс «География туризма» направлен на расширение знаний учащихся по курсу «География». Курс рассчитан на 35 часов для учащихся 10-11 классов.
Цель элективного курса:
Сформировать у обучающихся представление об общих чертах и территориальных (региональных) особенностях развития туризма на территории Татарстана, России и других стран мира.
Задачи:
1. Приобретение знаний о туристско-рекреационных ресурсах Татарстана, России и мира.
2.Способствовать развитию у обучающихся географического мышления..
3.Формировать представления о природе как среде обитания человека
4.Формировать представления о природе и обществе, как едином целом, необходимости интеграции физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
5. Воспитать уважение и любовь к Родине, показав место Татарстана и России в международном туризме.
6.Совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с СМИ, материалами Интернета);
7.Сформировать умение анализировать карты, путеводители, обосновать туристический маршрут и оценить туристские ресурсы заданного района по различным источникам информации.
Данный курс может быть включен в учебные планы школ, гимназий, лицеев и изучаться в 10-11 классах вместе или параллельно с курсом «Экономическая и социальная география мира».
Формы и методы работы:
-работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
-изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
-экскурсии
-проектная деятельность;
-создание мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint;
-деловая игра
Оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:
• активная работа на занятиях;
• решение практических учебных задач;
• успешное выполнение итогового задания – создание туристической программы и её презентация.