СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Избранные главы общей биологии" (10 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса разработана на основе программы профильного уровня курса биологии для 10-11 классов Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина изд. Просвещение, 2007г. (Программа соответствует требованиям ФКГОС).

     Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса  согласно учебному плану МБУ «Школа № 90» на 2016 -2017 учебный год рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. 

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Избранные главы общей биологии" (10 класс)»

Аннотация к программе


Ф.И.О. аттестуемого Адушкина Елена Николаевна


Название программы: Элективный курс «Избранные главы общей биологии» (10 класс)


Соответствие требованиям

Цель

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Технологии

Содержание

Рабочая программа элективного курса разработана на основе программы профильного уровня курса биологии для 10-11 классов Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина изд. Просвещение, 2007г. (Программа соответствует требованиям ФКГОС).

     Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса  согласно учебному плану МБУ «Школа № 90» на 2016 -2017 учебный год рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. 


Цель:

создание условий для углубленной подготовки учащихся старших классов, развития их творческого потенциала, подготовка к поступлению в ВУЗы данного профиля. Программа позволяет ученикам реализовать свои потребности и выяснить правильность выбора специализации.
Задачи курса:

-расширение и углуб-ление теоретических знаний биологии на молекулярно-генети-ческом и клеточном уровнях организации жизни, являющихся основой функционирования живых систем, установление морфо-функциональной связи структур клетки и их функций; выявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности;

-углубление и конкре- тизация знаний структурной биохи-мии, как основы понимания внутрикле-точных потоков вещества, энергии и информации;
 -развитие аналити-ческих способностей и исследовательских навыков учащихся; 
 -развития умения осуществлять инфор-мационный поиск и умения применять на практике полученные знания;
- формирование у учащихся целостной научной картины мира и понятия о биологии как активно развивающейся науке.


В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны

Знать:

  • общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков;

  • специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач;

  • законы Менделя и их цитологические основы;

  • виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику;

  •  виды скрещивания;

  • сцепленное наследование признаков, кроссинговер;

  • наследование признаков, сцепленных с полом;

  • генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследст-венности и изменчивости человека;

  • популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследствен-ных болезней)

Уметь:

  • объяснять роль генетики в формирова-нии научного мировоззрения; содержание генетической задачи;

  •   применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;

  •   решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;

  • анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в после-дующих поколениях

  • описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллель-ных и неаллельных генов;

  • находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсед-невной жизни для:

- профилактики наследственных заболеваний;

- оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клони-рование, искусственное оплодотворение).


При проведении занятий по электив-ному курсу в 10 классе преобладающими становятся вузовские формы организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, конферен-ции, межпредметные виды занятий (интегри-рованные уроки, интегрированные дни, межпредметные экскурсии и др.), собеседования, зачёты, лабораторные и практические занятия. Всё это обеспечивает определённую степень готовности к вступительным испытаниям в вузы, а главное, к продолже-нию образования в них.

Еще одной активной формой деятельности является практикум.

Можно выделить два вида практикумов: проводимый непосредственно на уроках в классе, по анализу таблиц, графиков, схем и т.д., и в домашних условиях (учащиеся самостоятельно проводят исследования дома, на природе и т.д.).

Основным видом деятельности на занятиях является исследовательская деятельность. Работа над учебно-исследовательскими проектами обеспечи-вает приобщение обучающихся к самостоятельным научным исследова-ниям. Учащиеся в процессе исследовательской работы учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать задачи исследования, выбирать методы, адекватные сформулированным задачам, решать эти задачи и оформлять результаты исследований.


Технологии личностно-ориентированного обучения.

Элективный курс связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребнос-тей и склонностей каждого школьника.

Данная программа выполняет две основ-ные функции:

 развивает содержание одного из базовых курсов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету;

 способствует удов-летворению познава-тельных интересов в различных областях деятельности человека.

Помимо этого -учёт возрастных особенностей (совмещение логики развития личности и логики развёртывания учебного материала, приоритет в логике развития личности) –один из принципов формирования рабочей программы элективного курса.

Технология активного обучения.

Разнообразие основных видов учебной деятельности уже говорит о том, что идет работа с технологиями активных форм обучения.

Исходя из того, что образовательный стандарт предъявляет требования не только к сумме знаний, но и рассматривает достижения ученика как набор умений, а содержание курса, форма его организации должна помогать ученику через практику оценить свой потенциал, одной из организационных форм проведения элективных курсов может является практикум. Безусловно, знания и умения, закреплённые в ходе практической деятельности, наиболее прочные и функциональные. Именно функциональность знаний, полученных в процессе исследовательской работы, т.е. возможность их переноса из одного вида деятельности в другой, в настоящее время наиболее важно и перспективна.

Технология проблемно-исследовательского обучения

Лабораторные, практические работы, эксперименты и биологические задачи уже подразумевают применение исследова-тельских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения).

При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ во внеурочной деятельности приме-няется по следующим направлениям:

-документальные и научные фильмы;

-презентация новой проблемы;

-исторические сведения по теме;

-тестирование;

-презентация проектов; -занимательные задачи; -минутки релаксации.

Ведущее место в содержании курса отводится более глубокому изучению основ биологической химии, молекулярно-генетического и клеточного уровней организации жизни. Таким образом, тип курса можно определить как межпредметный. 

Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связ с другими науками. Методы познания живой природы.

Тема 2. Химический состав живых организмов.

Элементы, содержащиеся в живых клетках. Вода, строение и свойства. Биологическое значение воды. Значение неорганических солей в клетке.
Органические вещества в клетке. 
Тема 3. Учение о клетке.

Прокариотическая, эукариотические растительная и животные клетки по данным электронной микроскопии. Поверхностный аппарат клеток и цитоскелет. Коллоидная система протоплазмы. Мембранная организация органоидов клетки.
Ядерный аппарат: ядерная оболочка, поровые комплексы, кариоплазма, хроматин. Особенности пространственной организации генетического материала в прокариотической клетке.
Тема 4. Клеточный метаболизм и его функции.

Фотосинтез. Биохимия фотосинтеза. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биологическое окисление. Общая характеристика анаэробного и аэробного дыхания.
Бескислородный этап дыхания – гликолиз. Суммарный  энергетический эффект  аэробного этапа.
Тема 5. Внутриклеточный поток информации.

Репликация ДНК. Принципы репликации. Ферменты репликации. Этапы биосинтеза ДНК.
Синтез РНК на матрице ДНК. Генетический код. Транскрипция. Этапы транскрипции. Процессинг эукариотической РНК. 
Посттрансляционные преобразования белков.
Тема 6. Закономерности существования клетки во времени. Решение задач.

Жизненный цикл клетки.  Особенности деления клеток прокариот.
Мейоз.
Тема 7. Образование половых клеток у разных видов живых организмов.

Образование половых клеток у животных и растений. Оогенез. Сперматогенез. Оплодотворение у животных и растений.

Тема 8. Генетика. Особенности наследования.

Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Решение задач. Сцепленное наследование генов. Наследование, сцеп Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды. Анализ родословных. Решение типовых заданий.

Тема 9. Генетика. Особенности изменчивости.

Мутагенные факторы. Множественное действие генов. Клонирование. Генетические основы поведения.

Тема 10. Генетика и селекция.

Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание. Искусственный отбор.

Тема 11. Генетика человека.

Методы генетики человека. Кариотип человека и хромосомные болезни. Лечение, медико-генетическое консультирование.

Тема 12. Решение типовых заданий ЕГЭ



Заместитель директора по УВР _________________________/Л.Е. Корсакова/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!