Каргалинская средняя школа № 3
Учитель математики и информатики
Нечухранный А.М.
Информатика
Прикладной курс
Основы web - программирования
Курс рассчитан на учащихся 10, 11 классов
(Всего 34 часа; 1 час в неделю)
Общая концепция работы по развитию
творческого потенциала учащихся
Современные методики обучения, ориентированные на выявление и развитие творческих способностей детей, опираются на простейшее утверждение – детей, у которых не было бы какого-нибудь таланта, просто не существует. Если слово – талант - звучит слишком "громко", то можно сказать о просто фантастической способности детей к обучению. Как утверждает всемирно известный исследователь этого вопроса Масару Ибука, "маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что взрослым дается с огромнейшим трудом, маленькие дети усваивают практически неосознанно". По его мнению, самыми сложными занятиями для человека являются: изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепиано. Дети же дошкольного возраста усваивают это просто играючи. Правда, уже к приходу в школу, эта способность начинает падать. Но… Если вовремя выявить личностную склонность ребенка, то ее можно развить до уровня настоящего таланта.
Современная школа должна дать ребенку возможность попробовать себя в самых различных областях творческой деятельности, чтобы помочь ему встать на путь раскрытия его индивидуальности. Все это не так просто, но одним из направлений, способствующих этому, наряду с участием школьников в различных конкурсах и олимпиадах, является изучение различных прикладных курсов.
Творческий потенциал, заложенный в возможностях современного компьютера, трудно переоценить. Каждая из сфер применения новых информационных технологий, содержит в себе возможность проявления творческой индивидуальности. Это и программирование, и дизайн, и web-журналистика. Роль учителя информатики состоит в раскрытии перед учеником этого мира больших возможностей и мудром наставничестве в его постижении.
Пояснительная записка
В настоящее время новые информационные технологии достигли такого уровня развития, что уже не осталось сфер человеческой деятельности, не затронутых глобальной сетью Интернет. В геометрической прогрессии увеличивается в сети количество сайтов: государственные учреждения, банки, широчайшая сфера услуг большого и малого бизнеса. Всего не перечесть. В связи с этим все большую популярность приобретают профессии web-дизайнера и web-программиста.
В свою очередь, темпы развития самих web-технологий достигли такого уровня, что ни одно образовательное учреждение просто не в состоянии предоставить своим студентам тот уровень подготовленности, который был бы современен на данный момент. Настоящими мастерами в сфере web-технологий сейчас являются молодые люди, которые еще со школьной скамьи «заболели» таким увлекательнейшим занятием, как создание сайтов или сетевых сервисов. В каждодневном поиске они совершенствуют свое мастерство, используя для этого образовательные возможности той же самой глобальной сети Интернет.
Но любой уровень мастерства начинается с первого шага – тех основ, усвоив которые мы приобретаем возможность к самостоятельному развитию. Освоение этих основ и предлагает данный курс.
Данный курс рассчитан на работу в следующих направлениях:
- web-дизайн;
- web-программирование.
Общие цели курса:
формирование навыков работы с современными сетевыми технологиями: Интернет, поиск информации, электронная почта;
знакомство с основами web – дизайна – изучение языка разметки страниц HTML;
знакомство с web-программированием – изучения языка JavaScript;
формирование поисковой активности учащихся – самостоятельный поиск информации для изучения новых технологий.
Предполагается сформировать у учащихся прочные знания по следующим вопросам:
организация и программное обеспечение компьютерных сетей;
назначение и возможности Интернет;
правила работы с электронными сообщениями;
приемы поиска информации в Интернет;
основные виды представления информации в сети Интернет;
язык разметки гипертекста HTML;
структура и функциональные разделы документа;
гипертекстовые ссылки и якоря;
управление стилем шрифта;
обработка графических изображений;
вставка графических объектов;
создание таблиц;
размещение и раскрутка сайта;
web – журналистика;
JavaScript в web – дизайне;
синтаксис языка JavaScript, типы данных JavaScript, операторы JavaScript;
- использование библиотек jQuery, jQuery UI, CSS – для создания страничек и сайтов с удобным и насыщенным пользовательским интерфейсом, позволяющим интерактивно взаимодействовать с содержанием этих приложений.
Предполагается выработать у учащихся следующие навыки:
находить информацию в Интернет;
посылать/принимать сообщения по электронной почте;
самостоятельно создавать страницы и сайты с помощью языка HTML;
самостоятельно создавать интерактивные страницы с помощью языка JavaScript.
Основные методы обучения:
Констатирующая (содержательная часть)
Содержание учебного материала профильного курса «Основы web-программирования» представляет следующие темы:
Раздел I.
Основные понятия: Локальная сеть – общие принципы организации локальных сетей. Глобальная сеть – общие принципы организации сети Интернет.
Основные понятия: серверы, клиенты. Протоколы передачи данных. Службы сети Интернет. Работа с браузером.
Основные понятия: гипертекстовый документ – страница, веб-сайт. Проектирование сайта, публикация и продвижение сайта.
Язык разметки гипертекстового документа – HTML. Структура документа HTML. Теги.
Форматирование шрифта: тип шрифта, размер, начертание, цвет шрифта, цвет фона, верхний и нижний индексы.
Форматирование абзаца: заголовки, отступы, выравнивание. Маркирование и нумерованные списки.
Вставка в документ графики и звука.
Вставка в документ таблиц.
Ввести понятие гиперссылки. Организация гиперссылок внутри одного документа. Организация гиперссылок на другой документ.
Ввести понятие – каскадные таблицы стилей. Способы использования каскадных таблиц стилей в веб-документе.
Размещение форм в документе.
Раздел II.
Глава 1. Основы программирования на языке JavaScript.
Общие понятия программирования: Алгоритм, Программа, Исполнитель.
Общие принципы организации работы компьютера.
Языки программирования.
Язык JavaScript: общая концепция, скрипты, подключение скриптов.
Переменные и типы данных.
Ввод и вывод данных, операторы управления.
Функции.
Глава 2. Графика на JavaSscript.
Графические возможности языка. Элемент Canvas.
Библиотеки jQuery, jQuery UI, CSS.
Эффекты анимации. Виджеты.
Ожидаемые результаты изучения курса:
повышение интереса к современным сетевым технологиям: web-программирование, web-дизайн;
получение знаний по основным принципам организации работы глобальной сети;
получение знаний по общим принципам создания web-документов(страница, сайт);
формирование практических навыков по созданию web-документов и web-приложений;
формирование практических навыков по публикации и продвижению сайтов;
формирование практических навыков использования на сайтах активных элементов с помощью языка программирования JavaScript.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
оценка самостоятельности выполнения практических работ по каждой теме;
оценка итогового проекта по каждому разделу: информативность, практическая полезность.
Примерная тематика проектов
Сайты краеведческого направления:
Сайты обзорно-тематического характера – Путеводители по сети Интернет:
Подготовка к ЕНТ;
Повторим математику, физику и другие предметы;
Исторические памятники Казахстана;
и другие аналогичные темы.
Список используемой литературы:
Н. Т. Ермеков, В. А. Криворучко, С. Ж. Ногайбаланова. Информатика. 11 класс. Естественно – математическое направление. –
Е. А. Вьюшкова, Н. В. Параскун. Информатика 11 класс. Естественно – математическое направление. – Арман - ПВ, 2010.
Комягин В. Б. Бесплатная Web – страница своими руками. - Москва, 2005.
Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. - Москва, 2001.
Глушаков С., Жакин И., Хачиров Т.. Программирование Web-страниц. -Харьков, ФОЛИО, 2002.
Дуванов А. А. Web-конструирование. - Санкт - Петербург, 2003.
Рафаэлло Чекко. Графика на JavaScript. Питер, 2013.
Календарно-тематическое планирование
№ | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Литература Метод. пособия | Примечание |
| | Спецкурс Основы web - дизайна | 4 | | Н. Т. Ермеков, С., В. А. Криворучко, Ж. Ногайбаланова Информатика 11 кл | |
1 | 1 | Правила Т. Б. Локальная и глобальная сети | 1 | | | |
2 | 2 | Принципы организации сети Интернет. | 1 | | | |
3 | 3 | Серверы и клиенты. Работа с браузером. | 1 | | | |
4 | 4 | Проектирование, публикация и продвижение web-сайта. | 1 | | | |
| | Язык разметки HTML | 15 | | Глушаков С., Жакин И., Хачиров Т.. Программирование Web-страниц. -Харьков, ФОЛИО, 2002. | |
5 | 5 | Основы HTML. Общая разметка страницы | 1 | | | |
6 | 6 | Практическая работа. | 1 | | | |
7 | 7 | Форматирование текста. | 1 | | | |
8 | 8 | Практическая работа. | 1 | | | |
9 | 9 | Вставка графически и звука. | 1 | | | |
10 | 10 | Практическая работа. | 1 | | | |
11 | 11 | Таблицы. | 1 | | | |
12 | 12 | Практическая работа. | 1 | | | |
13 | 13 | Гиперссылки. | 1 | | | |
14 | 14 | Практическая работа. | 1 | | | |
15 | 15 | Каскадные таблицы стилей. | 1 | | | |
16 | 16 | Практическая работа. | 1 | | | |
17 | 17 | Практическая работа. | 1 | | | |
18 | 18 | Создание и обработка форм. | 1 | | | |
19 | 19 | Практическая работа. | 1 | | | |
| | Web-программирование | 15 | | Рафаэлло Чекко. Графика на JavaScript. Питер, 2013. | |
20 | 20 | Язык JavaScript | 1 | | | |
21 | 21 | Скрипты. Подключение скриптов. | 1 | | | |
22 | 22 | Ввод и вывод данных. | 1 | | | |
23 | 23 | Практическая работа. | 1 | | | |
24 | 24 | Переменные и типы данных. | 1 | | | |
25 | 25 | Ввод и вывод данных, операторы управления. | 1 | | | |
26 | 26 | Практическая работа | 1 | | | |
27 | 27 | Графика на JavaSscript. Элемент Canvas. | 1 | | | |
28 | 28 | Практическая работа. | 1 | | | |
29 | 29 | Библиотеки jQuery, jQuery UI, CSS | 1 | | | |
30 | 30 | Эффекты анимации. Виджеты. | 1 | | | |
31 | 31 | Проектная деятельность. | 1 | | | |
32 | 32 | Проектная деятельность. | 1 | | | |
33 | 33 | Проектная деятельность. | 1 | | | |
34 | 34 | Защита проектов. | 1 | | . | |
Методические рекомендации по содержанию и составлению поурочных планов курса
Материал прикладных курсов очень трудно вместить в рамки традиционного поурочного преподавания. Особенно это трудно сделать, если планируется лишь одно занятие в неделю. Но, все же, проблема вполне разрешима.
Одной из основных задач данного курса является формирование творческой поисковой активности учащихся, а ее, в свою очередь, невозможно «загнать» в узкие рамки занятий по одному часу в неделю.
Преподаватель, который берется за преподавание новейших технологий, как правило, является энтузиастом этого дела и готов к общению с детьми по любым возникающим вопросам в любое время.
Самостоятельная работа учащихся в постоянном тесном контакте с преподавателем способна существенно расширить диапазон времени, отведенный на курс. Если к этому добавить возможность общения через Интернет - обмен опытом, демонстрация своих достижений, то изучение основ web-программирования может превратиться в очень увлекательное занятие.
Следует отметить и то, что распределение изучаемого материала по часам, является весьма условным. Как показывает опыт, учащимся, не скованным оценочной системой, хочется быстрее освоить базовый уровень в каких-то разделах и начать работать именно самостоятельно.
Отсюда вытекает потребность в самом начале определить темы проектов – сайтов, над которыми будут работать учащиеся.
Эта специфика позволяет объединить некоторые темы в более сжатые модули, а затем больше времени уделить практической работе.
В предлагаемом курсе к базовым понятиям можно отнести следующие темы:
Общие принципы организации сети Интернет. Представление информации в сети в виде страничек и сайтов.
Общие принципы разметки web-страниц. Способы управления шрифтами и расположением графических объектов. Создание таблиц и гиперссылок. Использование каскадных таблиц стилей.
При изучении языка программирования JavaScript следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:
Общие понятия программирования – Алгоритм, Программа, Исполнитель.
Специфика использования различных типов данных.
Операторы и языковые конструкции языка.
Использование сетевых библиотек.
8