СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по химии "Биохимия-химия жизни" 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Биохимия – химия жизни» составлена на основе авторской программы заслуженного учителя РФ, МОУ «СОУ СОШ № 5 г. Ершова Тихоновой Е. А. и заслуженного учителя РФ, МОУ «Физико-технический лицей № 1г. Саратова» Вдовиной Т.О., к.п.н.

В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты.

Программа элективного курса «Биохимия – химия жизни» предназначена для учащихся 11 классов. Она дополняет содержание предметов химии и биологии. Курс рассчитан на 34 часа.

Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательных интересов учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией. Курс для тех, кто целенаправленно готовит себя к выбору профессии химика-исследователя, технолога, медицинского работника, учителя, и тех, кто ориентируется на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности людей.

Главными задачами курса являются:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии и химии;

  • удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и медицины;

  • формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе лекарственных препаратов.

Предлагаемый курс состоит из 6 тем, каждая тема имеет в своём составе практические и теоретические занятия.

Первая тема «Введение» знакомит учащихся с наукой биохимией и ее методами. В теме актуализируются химические знания, полученные учащимися в курсе органической химии, о качественных реакциях на функциональные группы, кратные связи, ароматичность. На конкретных примерах показывается значение биохимических исследований.

Вторая тема «Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций» актуализирует знания учащихся о воде, полученных в курсах химии и биологии, раскрывает аномальные свойства воды, показывает роль ее в биохимических превращениях. Вводятся новые понятия (осмос, буферность), раскрываются механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма.

Третья тема «Биомолекулы» предполагает более детальное изучение липидов, белков, углеводов. Нуклеиновые кислоты не изучаются, в связи с ограничением времени. Объем теоретических знаний по этому вопросу в элективном курсе не выходит за рамки ныне действующего стандарта, но существенно расширена практическая часть темы. Предусмотрен также самостоятельный домашний эксперимент.

Четвертая тема «Вещества на аптечных полках» рассматривает вопросы статической и функциональной биохимии. Изучение ферментов является связующим звеном третьей и четвёртой тем. Учащиеся знакомятся со структурными формулами этих веществ, участием их в химических процессах. Предусмотрен самостоятельный домашний эксперимент.

Пятая тема «Свет и жизнь» знакомит учащихся с химизмом процесса фотосинтеза. На примере фотосинтеза рассматривается динамическая биохимия. Экспериментальные работы, требующие много времени, выносятся в домашний эксперимент.

Шестая тема «Подведём итоги». Занятия этого раздела подводят итог элективного

2

курса. Они проходят в виде конференции, где заслушиваются результаты работы учащихся

над проектами. Результаты могут быть оформлены традиционно, в виде рефератов, или в виде компьютерных презентаций.

Программа элективного курса адаптирована к условиям массовой школы, её теоретическая и практическая части могут быть осуществлены на базе кабинетов химии и биологии средней школы.

К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения курса предъявляются следующие требования:

1) после изучения элективного курса учащиеся должны знать:

  • качественные реакции на важнейшие функциональные группы органических веществ;

  • механизм поддержания гомеостаза в живой клетке и организме в целом;

  • строение, свойства, биологическую роль и практическое значение жиров, углеводов (глюкоза, фруктоза, галактоза, крахмал, целлюлоза), аминокислот, белков, лекарственных препаратов (ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазол, пенициллин, тетрациклин) витамины (С, А, Д, Е, группы В);

  • условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах;

  • влияние гипо- и гиперконцентрации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;

  • безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов;

  • планетарно-космическую роль фотосинтеза;

  • правила работы с изученными органическими веществами и химическим оборудованием;

2) после изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

  • проводить качественные реакции на функциональные группы органических веществ;

  • проводить простейший хроматографический анализ;

  • составлять структурные формулы изученных веществ;

  • определять наличие элементов-органогенов (C, H, N, Cl, S);

  • определять непредельный характер соединений по характерным реакциям;

  • пользоваться сравнением и синтезом, систематизацией и обобщением на уровне учебного материала, высказывать суждения о свойствах веществ на основе их строения и о строении веществ по их свойствам;

  • соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;

  • создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!