Рабочая программа элективного курса «Биохимия – химия жизни» составлена на основе авторской программы заслуженного учителя РФ, МОУ «СОУ СОШ № 5 г. Ершова Тихоновой Е. А. и заслуженного учителя РФ, МОУ «Физико-технический лицей № 1г. Саратова» Вдовиной Т.О., к.п.н.
В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты.
Программа элективного курса «Биохимия – химия жизни» предназначена для учащихся 11 классов. Она дополняет содержание предметов химии и биологии. Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательных интересов учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией. Курс для тех, кто целенаправленно готовит себя к выбору профессии химика-исследователя, технолога, медицинского работника, учителя, и тех, кто ориентируется на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности людей.
Главными задачами курса являются:
-
развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии и химии;
-
удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и медицины;
-
формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе лекарственных препаратов.
Предлагаемый курс состоит из 6 тем, каждая тема имеет в своём составе практические и теоретические занятия.
Первая тема «Введение» знакомит учащихся с наукой биохимией и ее методами. В теме актуализируются химические знания, полученные учащимися в курсе органической химии, о качественных реакциях на функциональные группы, кратные связи, ароматичность. На конкретных примерах показывается значение биохимических исследований.
Вторая тема «Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций» актуализирует знания учащихся о воде, полученных в курсах химии и биологии, раскрывает аномальные свойства воды, показывает роль ее в биохимических превращениях. Вводятся новые понятия (осмос, буферность), раскрываются механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма.
Третья тема «Биомолекулы» предполагает более детальное изучение липидов, белков, углеводов. Нуклеиновые кислоты не изучаются, в связи с ограничением времени. Объем теоретических знаний по этому вопросу в элективном курсе не выходит за рамки ныне действующего стандарта, но существенно расширена практическая часть темы. Предусмотрен также самостоятельный домашний эксперимент.
Четвертая тема «Вещества на аптечных полках» рассматривает вопросы статической и функциональной биохимии. Изучение ферментов является связующим звеном третьей и четвёртой тем. Учащиеся знакомятся со структурными формулами этих веществ, участием их в химических процессах. Предусмотрен самостоятельный домашний эксперимент.
Пятая тема «Свет и жизнь» знакомит учащихся с химизмом процесса фотосинтеза. На примере фотосинтеза рассматривается динамическая биохимия. Экспериментальные работы, требующие много времени, выносятся в домашний эксперимент.
Шестая тема «Подведём итоги». Занятия этого раздела подводят итог элективного
2
курса. Они проходят в виде конференции, где заслушиваются результаты работы учащихся
над проектами. Результаты могут быть оформлены традиционно, в виде рефератов, или в виде компьютерных презентаций.
Программа элективного курса адаптирована к условиям массовой школы, её теоретическая и практическая части могут быть осуществлены на базе кабинетов химии и биологии средней школы.
К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения курса предъявляются следующие требования:
1) после изучения элективного курса учащиеся должны знать:
-
качественные реакции на важнейшие функциональные группы органических веществ;
-
механизм поддержания гомеостаза в живой клетке и организме в целом;
-
строение, свойства, биологическую роль и практическое значение жиров, углеводов (глюкоза, фруктоза, галактоза, крахмал, целлюлоза), аминокислот, белков, лекарственных препаратов (ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазол, пенициллин, тетрациклин) витамины (С, А, Д, Е, группы В);
-
условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах;
-
влияние гипо- и гиперконцентрации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;
-
безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов;
-
планетарно-космическую роль фотосинтеза;
-
правила работы с изученными органическими веществами и химическим оборудованием;
2) после изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
-
проводить качественные реакции на функциональные группы органических веществ;
-
проводить простейший хроматографический анализ;
-
составлять структурные формулы изученных веществ;
-
определять наличие элементов-органогенов (C, H, N, Cl, S);
-
определять непредельный характер соединений по характерным реакциям;
-
пользоваться сравнением и синтезом, систематизацией и обобщением на уровне учебного материала, высказывать суждения о свойствах веществ на основе их строения и о строении веществ по их свойствам;
-
соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
-
создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
-
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.