СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Читаем, думае, пишем...Теория и практика сочинений разных жанров" рассчитан на работу с учащимися 9 классов. Цели курса - формирование лингвистической, коммуникативной, эстетической компетенций, развитие осведомленности учащихся в системе родного языка, обучение самостоятельному высказыванию в процессе подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ М.Г. Ухабина

Протокол № 1

«26» августа 2015г.


«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________ О.Н. Назарова

«29» августа 2015 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №6

___________ Л. А. Захаренко

Приказ №342

«30» августа 2015 г.













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Читаем, думаем, пишем…Теория и практика сочинений разных жанров»

учителя первой категории

Казарлыги Елены Константиновны

для 9 «А», «Б» общеобразовательных классов























2015-2016 учебный год







Пояснительная записка.

Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его содержании, потому что воспитательная роль связного текста бесспорна. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал не только повторяется на каждом уроке, он постигается через мини-разминки, тестовые задания, аналитические беседы по содержанию исходных текстов. В ходе занятий происходит развитие устной и письменной монологической речи обучающихся. Интерпретация художественного или публицистического текста – основа речевой и коммуникативной компетенции, которая позволяет ученику на экзамене успешно выполнить задание повышенной сложности.

На занятиях обеспечивается системный подход в обучении написания сочинения С.2.1. и С2.2. — одному из самых сложных видов сочинений. Такой подход принципиально важен с точки зрения полноценного, глубокого восприятия исходного текста.

Элективный курс носит пропедевтический характер, готовит учащихся не только к сдаче экзамена в новой форме оценивания в IX классе, но и к ЕГЭ в XI классе.

Структура программы позволяет сохранить единство, взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

Актуальность программы определяется, во-первых, прежде всего тем, что полученные знания формируют грамотно выражать свои мысли и создавать собственное суждение.

Представленный курс поможет выпускникам подготовиться к написанию сочинения С 2.1. и С 2.2., предусмотренным новой формой сдачи экзамена по русскому языку в IX классе, поэтому содержание курса направлено на расширение знаний учащихся по вопросам развития речи

Научить и научиться писать сочинение-рассуждение – одна из актуальных проблем современной школы: умение письменно излагать свои мысли необходимо каждому человеку, который мечтает найти своё место в этом мире. Работа над сочинением учит развивать мысли на заданную тему, приобщает учеников к творчеству, позволяет выразить свой взгляд на заданную проблему, реализовывая себя в написанном.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций — языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.





Цели:

1. Формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенции при подготовке к ГИА:

  • развивать осведомленность школьников в системе родного языка;

  • расширять осведомленность выпускников в особенностях создания собственного текста.

2. Обеспечить подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.



Задачи:

1. Развитие речи учащихся:

  • обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи;

  • формировать умение связно излагать мысли в устной и письменной формах.

2. Обучение написанию собственных текстов:

  • определять основную идею собственного текста, её развитие по смысловым моделям,

  • развивать понятие абзаца и главной темы текста,

  • уметь редактировать собственный и чужой тексты, производить стилистическую и коммуникативную правку текста;

  • отстаивать собственную точку зрения;

3. Развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи, ориентированной на написание сочинения;

4. Формирование речевой культуры через овладение языковыми нормами;

5. Формирование умения применять полученные знания на практике.

6. Воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные заповеди человечества.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Курс в первую очередь направлен на обучение самостоятельно осмысливать тексты разных жанров, определять тему, идею, проблемы, авторскую позицию, умение сформулировать и высказать свое отношение к заявленному вопросу, находить средства выразительности.

Продолжительность -16 часов в год

Учебно-тематическое планирование

Количество часов

Наименование разделов и тем

Основное содержание разделов и тем

Основные понятия

Формы контроля

1

2

Знакомство с содержанием экзамена




2

4

Работа над пониманием прочитанного текста. Понимание авторской позиции и средств ее выражения




3

5

Сочинение на лингвистическую тему




4

5

Работа над умением определить и доказать собственную позицию

Работа над умением определить и доказать собственную позицию





Календарно-тематическое планирование

Дата

Фактически проведено

Тема

Основное содержание

Самостоятельная работа

Примеча-ния

1.

5.09


Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. ГИА по русскому языку в новой форме в официальных документах. Интернет-ресурсы в подготовке к ГИА. Демоверсия 2015 г.

Лекция, ознакомление с документами.

Работа в Интернете с демоверсией


2

12.09


Анализ критериев части С. Сочинение на лингвистическую тему и по предложенному тексту.

Лекция с элементами беседы.

Сочинение


3

19.09


Формирование тем для написания сочинения С1

Практическое занятие

Работа в Интернете с демоверсией


4

26.09


Грамматические и лексические средства языка.

Практическое занятие

Работа по карточкам


5

3.10


Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы выявления проблемы.

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию  разными способами.

Письменная работа


6

10.10


Понятие о комментарии

Практическое занятие

Комментирование


7


17.10


Понятие об аргументе, (пишем аргументы на лингвистическую тему)

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

Подбор аргументов


8

24.10


Понятие об аргументе, (пишем аргументы на лингвистическую тему)

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

Подбор аргументов


9

31.10


Обучающее сочинение на лингвистическую тему.

Практическая работа

Сочинение


10

14.11


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Контрольное занятие

Сочинение


11

21.11


Анализ сочинения

Коррекция знаний

Работа над ошибками


12

28.11


Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Практическое занятие

Определение особенностей композиции разных текстов


13

5.12


Понятие об аргументе, (пишем аргументы на текст проблемного характера)

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

Аргументирование


14

12.12


Сочинение на тему проблемного характера.

Контрольное занятие

Сочинение


15

19.12


Грамматические и речевые нормы русского языка. Исправление грамматических и речевых ошибок.

Практическое занятие

Работа над ошибками


16

26.12


Анализ сочинения проблемного характера


Работа над ошибками




Содержание тем учебного курса

Занятие №1.

Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. ГИА по русскому языку в новой форме в официальных документах. Интернет-ресурсы в подготовке к ГИА. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по русскому языку.



Занятие №2

Лекция . Познакомиться с критериями оценивания части С. , используя демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по русскому языку.

Практика. На примере образцов сочинений на лингвистическую тему и проблемного характера определить особенности двух видов сочинений. Понимать критерии оценивания. Уметь видеть логические ошибки, используя раздаточный материал «Классификация ошибок».



Занятие № 3

Практика. Ознакомление с тестами сочинений, которые будут предложены для выполнения задания С 2. Формирование тем для написания сочинения на лингвистическую тему в соответствии с разделами лингвистики : лексика, грамматика, синтаксис.



Занятие № 4

Лекция. Дать понятие «Лексические и грамматические средства языка» . Закрепить знания о разделах лингвистики : лексике и грамматике. Комментарий выявления лексических и грамматических явлений на примере исходного текста.



Занятие № 5

Практика. Знать, что при написании сочинения-рассуждения необходимо привести два аргумента (доказательства). Приводить примеры – аргументы из исходного текста, указав их роль в тексте. Оценивание критерия С1К2



Занятие № 6

Практика. Знать, что при написании сочинения-рассуждения необходимо привести два аргумента (доказательства). Приводить примеры – аргументы из исходного текста, указав их роль в тексте. Оценивание критерия С1К2. (Продолжение).



Занятие № 7.

Формировать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.



Занятие № 8

Контрольное занятие. Проверка знаний, умений и навыков учащихся создания собственного сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по одному из предложенных тестов.



Занятие № 9

Практика. Уметь анализировать свою работу, используя критерии оценивания изложения и сочинения. Знать, что при оценке грамотности ( ГК1 –ГК4) учитывается объем изложения и сочинения. Выполнить работу над ошибками, используя критерии оценки грамотности и фактической точности речи. Использовать классификацию ошибок : логические, фактические, речевые, орфографические, пунктуационные.



Занятие № 10

Лекция. Обобщение сведений о публицистическом стиле речи , его особенностях, отличие от художественного. Сопоставление исходных текстов публицистического и художественного стилей. Видеть композицию публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Занятие № 11

Практика. При работе с исходным текстом уметь выявлять одну-две проблемы (вопросы), поставленные в тексте. Определять микротему, предложения, в которых заключена авторская позиция, определять способы ее подачи.



Занятие № 12

Практика. Знать о том, что комментарий необходим для понимания тезиса в сочинении на лингвистическую тему и к поднятой проблеме в сочинении проблемного характера. Показать приемы выражения комментария. Написания собственного комментария в предложенных текстах. Комментарий использованных приемов.



Занятие № 13

Практика. Знать, что аргументы в сочинении проблемного характера являются способом раскрытия авторского замысла и ответа на поставленный вопрос.. Самостоятельная работа по созданию и оформлению аргументов.



Занятие № 14

Контрольное занятие. Проверить умение учащихся создавать собственные тексты

( сочинение проблемного характера), используя исходный текст. Использовать критерии оценивания сочинений такого типа.



Занятие № 15

Лекция. Закрепление знаний о классификации ошибок, которые используются при проверке экзаменационных работ по русскому языку ( в новой форме) : фактические, речевые, логические, грамматические, Напомнить о нормах русского литературного языка. Используя раздаточный материал «Классификация ошибок» помочь понять учащимся причину появления в предложении грамматической ошибки. Повторить тему «Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании».

Практика. Находить грамматические и речевые ошибки в предложенных предложениях, фрагментах текста, объяснять неверное употребление слов, исправлять .



Занятие № 16

Практика. Провести проверку работ учащихся коллективно, самостоятельно находить и комментировать допущенную ошибку, исправить ответ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Курс имеет практическую направленность, и в конечном итоге должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся, необходимого для успешной сдачи письменного экзамена в 9 классе по русскому языку (в новой форме) .

Учащиеся должны знать:

1. Требования к сочинению части С ( в новой форме) по русскому языку (критерии оценивания);

2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

3. Грамматические и речевые нормы (типы логических, грамматических , речевых ошибок);

4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

Учащиеся должны уметь:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

4. владеть формами обработки информации исходного текста;

5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи)

8. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

9. редактировать собственное сочинение

10. применять теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике. Учебно - методическое обеспечение.

1. Справочная , методическая литература:

СВ.Драбкина, Д.И.Субботина Русский язык. 2013. ГИА. Москва, «Интеллект-центр», 2013. ( на каждого ученика)

2Раздаточный материал (тексты, задания) на каждого ученика).

Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.

3.Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006 . - 84 с.

4.Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов М.: ВАКО,2012.

12 Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

13. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

14. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

15. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

16. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.

17. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: М.М.Разумовская. М, «Дрофа»,2012

18. М.М.Разумовская. Учебник по русскому языку. 9 класс. Москва, «Дрофа», 20008

Интернет – ресурсы:

  • http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html

  • http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/

  • http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/

  • http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/

  • http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/

  • http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/

  • http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/

  • http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_literature/

  • http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme

  • http://dovuz.mgppu.ru/1032


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!