СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс"Практикум по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс по русскому языку разработан на основе программы элективного курса для учащихся 10-11 классов под редакцией С. А. Войтаса, Н. Г. Акоповой  «Говорим и пишем правильно». М., 2014. , на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности  учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс"Практикум по русскому языку"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Практикум по русскому языку» для 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

3.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;

4.Примерная программа по русскому языку;

5.УМК. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., М.-Просвещение 2014

5. Положение о рабочей программе в МБОУ «Уринская СОШ»

6.Устав школы

Данный элективный курс по русскому языку разработан на основе программы элективного курса для учащихся 10-11 классов под редакцией С. А. Войтаса, Н. Г. Акоповой «Говорим и пишем правильно». М., 2014. , на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по  подготовке.

Актуальность программы

Выбор пал на данный курс с учетом интересов учащихся в углубленном изучении предмета и совершенствовании речевой культуры. При изучении курса уделяется особое внимание развитию таких умений и навыков, как различные виды чтения учебно-научных текстов, навыков создания собственных текстов и т. п. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил и углубление знаний о трудных случаях правописания; определение этапов создания текста).

  2. Практическая часть. Использование системы упражнений предусматривает различные формы деятельности: работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами; выполнение различных видов разборов. Исследовательская деятельность, подготовка докладов, сообщений и их обсуждение. Лингвистические игры.

Данный элективный курс разработан для учащихся 11 класса МБОУ «Уринская СОШ» и рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся.

Задачи обучения:

1.Повторить трудные случаи орфографии, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);

2.Упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых;

3.Создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

4.Познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;

5.Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

6.Использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;

7.Совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.

Краткая характеристика возраста детей

Учебно - профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. Школьники больше внимания уделяют внимания на задания поискового характера, выполнение и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий, наконец, использование различных технологий уроков.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать ЗУН, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Формы обучения:

  • установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа с КИМами;

















Учебный план

н\п

Разделы программы

Кол-во часов

Теория

(лекции)

Практика

Формы контроля

1.

Орфоэпия.

1

1



2.

Лексика и фразеология

2

2



3.

Текст. Выразительность речи.

6

3

3

к\работа

4.

Словообразование

4

2

2

к\тест

5.

Морфология

10

5

5

Контрольный

диктант

6.

Синтаксис.

12

7

5

Контрольный

диктант

7.

Орфография

10

5

5

к\тест

8.

Пунктуация

8

4

4

Анализ текста

9.

Анализ текста и создание сочинения - рассуждения

13

8

5

сочинение-рассуждение

10.

Итоговый контрольный тест

2

 

2

 Тест

 

Итого

68

37

31

 





















Календарно-тематическое планирование




Тема раздела, урока

Количество часов


Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата


По плану

Факт.

1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Лекция






2

Лексическое значение слова

1

Лекция




3

Фразеологизмы. Их роль в речи

1

Практическая работа

Проверочн.

опросник,

КИМ



4

Стили и типы речи.

1

Анализ текста



5

Смысловая и композиционная законченность текста

1

Лекция




6

Работа с текстами различных стилей

1

Практикум

Проверочная работа



7

Переносное значение слова, тропы

1

Семинар




8

Выразительность русской речи


1

Практическая работа




9

Контрольная работа

1


Тест



10

Способы словообразования

1

Лекция

Опрос



11

Словообразование и орфография

1

Теоретическ

Практическ.




12

Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов»


1




Тест



13

Разноаспектный анализ текста

1

Практикум

Анализ текста



14-15

Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи

2

Лекция

Беседа

Опрос



16

Практическая работа

1


Словарный диктант



17-19

Правописание НЕ с разными частями речи

3

Семинар

Лекция




20

Практическая работа

1

Практикум




21-22

Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи

2

Семинар




23

Контрольная работа

1


Контрольный диктант



24

Синтаксис.  Типы подчинительной связи слов в словосочетании

1

Беседа




25

Практическая работа

1

Практикум

Анализ словосочетаний



26-27

Простое осложнённое предложение

2





28

Двусоставные предложения

1

Семинар

Анализ предложений



29

Односоставные предложения

1

Практикум

Анализ предложений



30

Практическая работа

1





31

Сложное предложение

1

Лекция




32

Сложносочинённое предложение

1

Семинар

Анализ предложений



33

Сложноподчинённое предложение

1

Семинар

Анализ предложений



34

Контрольная работа

1


Диктант



35

Орфография. Орфографические нормы

1

Лекция




36-37

Правописание корней с чередованием гласных

2

Семинар

Словарный диктант



38-39

Правописание приставок

2

Семинар

Словарный диктант



40

Практическая работа

1





41

Трудные случаи правописания окончаний

1

Беседа

Проверочная работа



42

Трудные случаи правописания суффиксов

1





43

Правописание служебных частей речи

1





44

Контрольная работа

1


Тест



45

Пунктуация. Пунктуационные нормы

1

Лекция




46-47

Знаки препинания при однородных членах

2

Практикум




48-49

Знаки препинания при обособленных членах

2

Семинар

Анализ предложений



50-51

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

2

Семинар

Анализ предложений



52

Контрольная работа

1


Анализ текста



53

Тема, проблема, идея текста.

1

Лекция

Анализ текстов



54

Способы формулировки проблемы текста.

1


Анализ текстов



55

Виды комментария к проблеме 

1

Беседа

Анализ сочинений



56

 Выявление и формулировка авторской позиции

1





57

Способы аргументации собственного мнения


1

Семинар




58

 Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

1

Семинар

Анализ сочинений



59-60

Практикум по написанию сочинения.

2


Сочинение



61-62

Специальные художественно-изобразительные средства (тропы)

2

Семинар

Анализ текстов



63

Фигуры речи.

1


Анализ текстов



64-65

Контрольная работа

2


Сочинение



66-68

Тренинг в формате ЕГЭ

3


Тест




Всего часов

68




























Содержание тем учебного курса


Название разделов и тем курса

Количество часов



Содержание учебной темы






Основные изучаемые вопросы

Формы занятий, используемые при изучении темы


1

Орфоэпия


1


Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Список частотных слов, вызывающих орфоэпические трудности. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.



Лекция

Пратикум



2


Лексика и фразеология


2

Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная   лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально- окрашенные слова. Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов







Практикум

Самостоятельная работа

Лекция


3


Текст. Выразительность речи.


6

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.В тексте зафиксирован способ оформления мысли, её предметно-смысловая, коммуникативная и структурно-языковая цельность. Строение текста. Способы и средства связи между частями текста Основные признаки текста

Типы речи. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение.Повествование-рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.Описание-изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Жанровые формы рассуждения: письма, статьи, рецензии, доклад.





Практические работы



Объяснительно-иллюстративные формы


4

Словообразование


4



Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.



Беседа, объяснительно-иллюстративные формы, практикум.


5

Морфология

10

Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.Разряды местоимений, склонение местоимений. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. Причастие, его признаки. Правописание причастий.Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий. Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова. О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний. Написание – НЕ - с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.Правописание служебных частей речи. Контрольная работа по разделу “Орфография”: теоретико -практические задания по карточкам. Задания из КИМов.




Беседа, объяснительно-иллюстративные формы, практикум

Лекция


6

Синтаксис.

12

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. Вводные конструкции. Обращение Уточняющие члены предложения. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложное с разными видами связи. Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.

Объяснительно-иллюстративные формы

Лекция


7


Орфография

10

Орфография. Орфографические нормы. Правописание корней с чередованием гласных. Правописание приставок. Трудные случаи правописания окончаний .Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова. О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний. Написание – НЕ - с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.Правописание служебных частей речи. Контрольная работа по разделу “Орфография”: теоретико -практические задания по карточкам. Задания из КИМов.




Практикум

Самостоятельная работа

Беседа

Лекция


8

Пунктуация

8

Пунктуация. Пунктуационные нормы. Знаки препинания при однородных членах. Знаки препинания при обособленных членах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.



Практические задания

Лекция


9

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.  

11

Тема и главная мысль текста. Способы формулировки проблемы текста. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности. Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы):эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рецензии

Создание сочинения-рецензии. Редактирование и совершенствование сочинения-рецензии.

Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.



Объяснительно-иллюстративные формы

Практикум


10

Контрольная работа


2

Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных, языковых, речевых норм.

Тестирование

































Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи);

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания , развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно -выразительных средств;

- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочёты.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Н. А. Сенина «Русский язык. Тематические тесты».Ростов-на-Дону «Легион», 2008

  2. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». Москва «Экзамен», 2009

  3. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий». Москва «Экзамен», 2008

  4. Н. Григорьева «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». Москва «Айрис Пресс», 2010

  5. Г. Т. Егораева «Русский язык. ЕГЭ. 100 баллов» (выполнение задания 3 (С) ). Москва «Экзамен», 2009

  6. Е. В. Любичева «Русский язык. Методические материалы для проведения уроков 10-11 классы». Москва «Эскмо», 2011

  7. Д. И. Архарова Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написания рецензии». Москва «Айрис Пресс», 2007

  8. А. Б. Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку». Москва «Творческий центр», 2010

  9. Е. И. Никитина «Русская речь. Развитие речи 11 класс». Москва «Дрофа», 2011

  10. С. А. Войтас «Программа элективных курсов по русскому языку и литературе 9-11 классы». Москва «Айрис Пресс», 2009

  11. Т. А. Кудинова «Трудности ЕГЭ по русскому языку». Ростов-на-Дону «Феникс», 2009

  12. Н. П. Завражнова «Русский язык 10-11 классы. Тесты и тренинговые задания». Волгоград «Учитель», 2008

  13. О. А. Мазнева «Практикум по стилистике русского языка». Москва «Дрофа» 2010

  14. В. Н. Александров «Русский язык. ЕГЭ. Сочинение-рассуждение». Челябинск «Взгляд», 2010

  15. В. Н. Александров «Русский язык. ЕГЭ. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста». Челябинск «Взгляд», 2011


























Список литературы

Для учащихся :

  1. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М: «Экзамен», 2009

  2. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий». М: «Экзамен», 2009

  3. Н. А. Сенина «Тематические тесты». Ростов-на-Дону «Легион», 2009

  4. Н. П. Завражнова «Тесты и тренинговые задания» Волгоград «Учитель», 2014

  5. В. Н. Александров «Русский язык. Сочинение-рассуждение. ЕГЭ.» Челябинск «Взгляд»2010

  6. ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк э

  7. ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экза-менационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.

  8. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подго-товки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интел-лект-Центр, 2010.

  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2014. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2010.

  10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2013;

  11. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.

Для учителя:

1.Николина Н.А. Обучение русскому языку в 11 классе- М.: Просвещение,2009.

2.Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.:Грамматика.Речь.-М.:Просвещение,2011.

3.ЦыбулькоИ.П.Единый государственный экзамен: Русский язык.: Методика подготовки.-М.:Просвещение,2009..

4. ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.






Контрольно-измерительные материалы

Тест №1

1. \Н\ пишется в слове

а. некрашен\ \ый
б. линован\ \ый
в. изранен\ \ый
г. былин\ \ый


2. \Не\ пишется раздельно со словом

а. очень \не\красивый дом
б. \не\широкий
в. вовсе\не\известный
г. \не\вежда


3. \Ь\ пишется в слове

а. умнож\ \
б. в\ \едливый
в. щелоч\ \ной
г. детский плач\ \


4.\О\ пишется в слове

а. ухаж\ \р
б. маж \ \р
в. моч\ \ный
г. ноч\ \вка


5.Согласная буква пропущена в слове

а. аген\ \ство
б. гнус\ \ный
в. маслен\ \ца
г. ровес\ \ник


6.Удвоенная согласная пишется в слове

а. актри \ \са
б. искус\ \ный
в. пьес\ \а
г. искус\ \твенный


7.\А\ пишется в слове

а. р\ \мантик
б. ст\ \матолог
в. об\ \няние
г. об\ \ятельный


8.Буква \Ы\ пишется в слове

а. вз\ \мать
б. сверх\ \зысканный
в. пед\ \нститут
г. без\ \мянный


9. \НЕ\ пишется слитно

а. не\ лепица
б. не\ \был
в. не\ \далеко, а близко
г. не\ \смотря под ноги


10. Буква\З\пишется в слове

а. чере\ \чур
б. бе\ \звучный
в. бе\ \шумный
г. во\ \стание


11. \НН\пишется в слове

а. дровян\ \ик
б. нефтян\ \ик
в. современ\ \ик
г. тружен\ \ик


12.Слово пишется через дефис

а. древне\ \русский
б. шести\ \балльный
в. выпукло\ \вогнутый
г. дальне\ \восточный


13.\Е\пишется в слове

а. пр\ \вилегия
б. пр\ \вратник
в. пр\ \зидент
г. пр\ \открыл


14. \О\ пишется в слове

а. зеркальц\ \
б. береж\ \м
в. ож\ \г руку
г. ож\ \г на руке


15. Удвоенные буквы пишутся в слове

а. ал\ \юминий
б. кол\ \ичество
в. тер\ \аса
г. морожен\ \ое


16. Буква\Ю\пишется в слове

а. постель стел\ \т
б. рыбу сол\ \т
в. лес вал\ \т
г. они вид\ \т


17. А\ пишется в слове

а. обм\ \кнуть
б. пл\ \вец
в. заг\ \релый
г. р\ \сток


18. Пишется через дефис

а. в\ \потьмах
б. в\ \упор
в. сложил в\ \трое
г. в\ \третьих


19. Пишется приставка \при\

а. пр\ \емник президента
б. пр\ вратности судьбы
в. пр\ \ступить закон
г. пр\ \ходящая няня

Тест №2

Одно и два н в суффиксах разных частей речи I вариант

1. От данных существительных образуйте прилагательные. Обозначьте суффиксы. Назовите прилагательные, в которых пишется одно н.

1. Глина.
2. Холстина.
3. Конопля.
4. Пламя.
5. Лебедь.
6. Утка.
7. Утро.
8. Ветчина.
9. Дискуссия.
10. Равнина.

2. Найдите существительные, в которых пишется одно н.

1. Избра_ик.
2. Конопля_ик.
3. Масле_ица.
4. Ветре_ость.
5. Пута_ица.
6. Одновреме_ость.

3. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

1. Временый.
2. Безветреный.
3. Шерстяной.
4. Напряженость.
5. Соотечественик.
6. Современик.
7. Бешеный.
8. Конопляник.

4. Вставьте пропущенные н или нн. Обозначьте цифрой 1 слова с н, цифрой 2 – слова с нн.

а) Балова_ый, о) пуга..ый,
б) жже_ый,
в) взбеше_ый, п) засея..ый
г) кипяче_ый,
д) кваше_ый,
е) пута_ый,
ж) копче_ый,
з) припая_ый,
и) прокипяче_ый,
к) рва_ый в нескольких местах,
л) сея_ый,
м) нестриже_ый,
н) туше_ый с пряностями,

5. Найдите ошибки в следующих словах.

1. Непрошенный.
2. Бесприданница.
3. Приданое (невесты).
4. Нежданый.
5. Даный.
6. Гостиная (комната).
7. Желанный.
8. Отчаянный.
9. Названый (брат).
10. Смышленный.

6. Назовите прилагательные, в которых пишется нн.

1. Четырехгра_ый.
2. Свежемороже_ый.
3. Домороще_ый.
4. Свежеиспече_ый.
5. Малонаезже_ый.
6. Хитросплете_ый.

7. Вставьте пропущенные буквы.

Глаже_ый-переглаже_ый.
Чита_ый-перечита_ый.
Руга_ый-переруга_ый.

8. Перепишите, вставьте н или нн, обозначая суффиксы.

1) Люди тайги сдержа_ы.
2) Много войск сосредоточе_о на этом участке.
3) Оратор говорил убежде_о.
4) Территория около нового дома еще не благоустрое_а.
5) Ответы легкомысле_ы и необдума_ы.

9. Среди слов, идущих после прописной буквы, найдите те, в которых допущены ошибки.

Казалось, все было (А) предусмотрено и (Б) подготовлено с вечера: жирно (В) подмазанны колеса (Г) охотничьих дрожек, (Д) пересмотренны все устройства для палатки, (Е) уложенна корзина с провизией и (Ж) вынесенна на ледник.

II вариант

1. От данных существительных образуйте прилагательные. Обозначьте суффикс. Назовите прилагательные, в которых пишется нн.

1. Лось.
2. Истина.
3. Песок.
4. Племя.
5. Петух.
6. Жизнь.
7. Просо.
8. Операция.
9. Былина.
10. Масло.

2. Назовите существительные, в которых пишется нн.

1. Листве_ица.
2. Избра_ик.
3. Гости_ица.
4. Разобще_ость.
5. Неж_ость.
6. Труже_ица.

3. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

1. Племеной.
2. Ветреный.
3. Полотнянный.
4. Копченность.
5. Ветренность.
6. Мужественность.
7. Бешеный.
8. Коноплянник.

4. Вставьте пропущенные н или нн. Обозначьте цифрой 1 слова с н, цифрой 2 – слова с нн.

а) Бронирова_ый,
б) запута_ый,
в) мороже_ый долго,
г) пая_ый,
д) консервирова_ый,
е) неразделе_ый,
ж) замороже_ый,
з) проще_ый,
и) жже_ый на огне,
к) кипяче_ый в кастрюле,
л) кваше_ый умело,
м) выделе_ый,
н) нарва_ый,   
о) вмаза_ый,
п) встрече_ый.

5. Найдите ошибки в следующих словах.

1. Нечаянный.
2. Гостинница.
3. Доморощеный.
4. Смышлёный.
5. Священый.
6. Виденный.
7. Негаданный.
8. Посаженный (отец).
9. Званный ужин.
10. Золоченый.

6. Назовите слова, в которых пишется нн.

1. Послеобеде_ый.
2. Свежезамороже_ый.
3. Свежегаше_ый.
4. Златокова_ый.
5. Самозабве_ый.
6. Малодробле_ый.

7. Вставьте пропущенные буквы.

Жева_ый-пережева_ый.
Стира_ый-перестира_ый.
Штопа_ый-перештопа_ый.

8. Перепишите, вставьте н или нн, обозначьте суффиксы.

1) Девушки непосредстве_ы и искре_и.
2) Мероприятие организова_о школой.
3) Сейчас он делал это увере_о.
4) Сегодня она рассея_а и невнимательна.
5) Жаре_ые в печке семечки рассыпа_ы по столу.

9. Среди слов, идущих после прописной буквы, найдите те, в которых допущены ошибки.

Казалось, все было (А) продуманно и (Б) подготовлено заранее: жирно (В) смазанны швы высоких (Г) кожанных ботинок, (Д) проверенны палатки, (Е) упакованы рюкзаки и (Ж) охотничье снаряжение.


Итоговый тест

Прочитайте предложения и выполните задания 1-4

А. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?

Б. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихре­вых течений, тормозящих движение.

В. Такое строение кожи видимо позволяет дельфину гасить ско­рость колебания воды при движении.

Г. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоев, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.

1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Г, А, В, Б 2) Г, Б, В, А 3) Б, Г, А, В 4) Б, А, Г, В

3. Укажите ошибку в определении морфологических признаков выделенных слов:

1) ВОКРУГ - предлог, требующий родительного падежа.

2) НАПОМИНАЮЩЕЙ - причастие.

3) СКОРОСТЬ - существительное 3 склонения в форме именительного падежа.

4) НАХОДИТСЯ - глагол несовершенного вида.

4. Укажите неверное утверждение:

1) Предложение А простое, грамматическая основа ТЕЧЕНИЕ ЕСТЬ

2) Предложение Б простое с однородными сказуемыми.

3) Предложение В простое, двусоставное.

4) Предложение Г сложноподчинённое, состоит из трех простых.

5. В каком слове произносится мягкий согласный звук [с']?

1) слоев 2) находится 3) есть 4) состоит

6. Какое из слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) напоминающей 2) огромной 3) строение 4) прокладка

7. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1) НЕПРИМ...РИМЫЙ, КАМ.. .РА, НОМ.. .Р

2) ПРИМ... РЯТЬ (туфли), ОТМ... РАТЬ, КОММ... РСАНТ

3) НАМ..РЕВАТЬСЯ, ИЗМ..РЯТЬ, М...РЦАНИЕ

4) ЗАМ.. .РЛИ, ЗАМ.. .РАЮЩИЙ, СУМ.. .РКИ

8. В каком слове пишется буква Е?

1)ПОСМОТР...М 2)ПОДАР...М

3) НАМЕЧА..МЫЙ 4)НЕВИД...МЫЙ

9. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) В СИН...Й ШИНЕЛ....

2) ПРИ МЕРЦАЮЩ... М СВЕТ...

3) НА ПОСЛЕДН...Й ЛИНИ...

4) ВОШЕДШ...М ПОСЕТИТЕЛ..М

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) РАЗ..ТРАТЬ, ПО...ГРАТЬ, ПРЕД...СТОРИЯ

2) ВОССТАНОВИТЬ, БЕ...ДЕЛЬНИК, ...БРОСИТЬ

3) ПР...ОСТАНОВИТЬ, ПР...СЛЕДОВАТЬ, ПРЕДВОДИТЕЛЬ

4) ПРЕД...СТАВИТЬ, ВОЗ...БНОВИТЬ, П...ДРОБНО

11. В каком предложении НЕ пишется отдельно?

1) Княжне (не)кому было рассказать о своём горе.

2) На лужке перед домом трава (не)кошена.

3) В лесу стало (не)привычно тихо и тревожно.

4) Егор слыл (не)утомимым тружеником.

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (как)будто, откуда(то), (давным)давно

2) (плодово)ягодный, (мало)помалу, (когда)нибудь

3) (темно)зеленый, (сине)глазый, (кое)кто

4) (где)то, (пол)области, (древне)греческий

13. В каком слове пишется НН?

1) УВЕРЕ...ЫЙ

2) НАМЕРЕ...Ы

3) ЛЕБЕДИ...ЫЙ

5) БЕШЕ...О

14. Укажите неправильно образованную форму слова:

1) НА ИХ ТЕРРИТОРИИ

2) ПЯТЬ ПОЛОТЕНЦЕВ

3) БОЛЬШЕ ДВУХСОТ ЭКЗЕМПЛЯРОВ

4) КЛАДИТЕ КИРПИЧИ РОВНО

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Хор исполнял «Калинку».

2) Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

3) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.

4) Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.

16. Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения

Выбрав пьесу,

1) оказалось, что там слишком много ролей.

2) началось распределение ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.

17. Значение какого слова определено неверно?

1) АБОРИГЕН - коренной житель той или иной страны.

2) БИОГРАФИЯ - описание жизни кого-либо.

3) МАНТИЯ - головной убор.

4) АКВАТОРИЯ - участок водоёма, водной поверхности.

18. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Северное солнце неяркое.

2) Есть кто-нибудь в доме спросил один из путников.

3) Сейсмограф простой прибор для регистрации землетрясений.

4) Тополиный пух был на земле на крышах на балконах всюду.

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я люблю Россию до боли сердечной [ ] и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

1) в предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится.

2) предложение сложное (сложносочинённое), перед И ставится запятая.

3) в предложении однородные члены соединены союзом И, не ставится запятая.

4) предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится


20. На месте каких цифр должны быть запятые?

Не так-то просто [1] живя в отеле [2] и [3] разъезжая в автомобиле [4] почувствовать себя настоящим путешественником.

1)1,2 2)1,2,3,4 3)1,4 4)2,4

21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Озлобление не мешало, как Онегину, так и Печорину «бле­стеть» интересной скукой,

2) Едва заметно, будто капли воды, блестели первые звезды.

3) Безупречное знание родного, или отечественного, языка пред­полагалось само собой.

4) Луг будто бархатный.

22. На месте каких цифр необходимы запятые?

Иногда говорят [1] что с возрастом [2] Пушкин стал консер­вативнее [3] и [4] что эпоха вольнолюбивой лирики кончи­лась с поражением декабристов.

1) 1

2) 1,2,3,4

3) 3,4

4) 1,3

23. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

1) По мнению Ф. Достоевского, «мир красотой спасется».

2) А. Франс заметил, что «словарь - это вселенная, уложенная в алфавитном порядке».

3) Л. Толстой отмечал: «Слово - выражение мысли».

4) И. Тургенев пишет в своем стихотворении:

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое...

24. Какая из характеристик текста неверна?

Вдруг из густой ночной тьмы, почти над самым 'ометом, возникла вереница гусей. Они летели ленивой, сытой рас­качкой, еле слышно гогоча, и, точно боясь по­теряться, касались друг друга крыльями. Увидев за скир­дой жаркий костер, они с испуганным криком взмыли, но тут же успокоились и вновь, снизившись и негромко погогатывая, улетели в глубь спящих хлебов.

(Е. Пермитин)

1) Тип речи: сочетание повествования с описанием.

2) Средства связи предложений: местоимения.

3) Стиль: разговорный.

4) Изобразительные средства: эпитеты (ленивая, сытая раскачка, спящие хлеба).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!