Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Свердловская область и глобальный мир в XXI веке» для обучающихся 10 класса составлена на основе авторской программы Л.В. Полякова и А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».
Рабочая программа согласно учебному плану образовательного учреждения для изучения элективного курса на уровне среднего (полного) общего образования в 10 классе рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Актуальность курса и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, во-первых, интерес к изучению общественных наук среди подростков достаточно высокий, во-вторых, в период становления в России правового государства и гражданского общества очень важным становится задача воспитания политической и правовой культуры, особенно у подрастающего поколения, в-третьих, число старшеклассников, выбирающих обществознание в качестве предмета по выбору для итоговой аттестации достаточно велико. Новизна программы состоит в развитии понимания, осознания и актуализации значимости родного региона в международных экономических, политических и иных деловых связях.
Цель курса.
Развитие личности в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи курса.
Задачи изучения современных вопросов обществознания:
развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие понимания и осознания сопричастности к формированию международного облика Свердловской области;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.
Межпредметные связи с экономикой, правом, психологией, политологией, социологией, философией, краеведением и др. отражены в содержании программы. Успешное освоение содержания программы требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Формы организации образовательного процесса представлены групповыми занятиями с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, объяснение с элементами беседы, урок с использованием мультимедиа.
Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированное и проблемное занятие. Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения.
В программе предусмотрены также творческие самостоятельные работы учащихся, задания, направленные на подбор и обобщение информации, а также проблемно-познавательные и контрольные вопросы.
Ожидаемые результаты обучения.
В результате изучения современных вопросов обществознания обучающийся должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом, как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
• устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Необходимые условие реализации курса.
Материально-техническое обеспечение (компьютер, мультимедиа проектор, экран, выход в Интернет).
Наличие специального кабинета.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание образования | Кол-во часов | Срок прохождения программы |
1. | Общество как сложная динамическая система. | Современное общество как сложная система: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Свердловская область на арене международных отношений. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 5 | 01.09. - 08.10. |
2. | Человек как творец и творение культуры. | Современные философские и научные представления о социальных качествах человека. Современная культура. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Угроза глобальных и региональных проблем в Свердловской области. Поликультурность Свердловской области. | 4 | 10.10. - 12.11. |
3. | Экономическая сфера жизни общества. | Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Фондовый и валютный рынок Свердловской области. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бюджетная и налоговая политика в России и Свердловской области. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Мировая современная экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Включённость Свердловской области в мировую экономику. Особенности современной мировой экономики и экономики Свердловской области. Уровень развития бизнеса в Свердловской области. Проблема занятости в Свердловской области. Мировая современная экономика и Свердловская область. | 7 | 14.11.- 31.12. |
4. | Политическая сфера жизни общества. | Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Политические партии Российской Федерации и Свердловской области. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. | 4 | 16.01. - 11.02. |
5. | Правовое регулирование общественных отношений. | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 6 | 13.02. - 25.03. |
6. | Социальная сфера жизни общества. | Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Жители Свердловской области как активные участники становления демократических процессов. Политический портрет Свердловской области. Законотворческий процесс в иностранных государствах, Российской Федерации и Свердловской области. | 4 | 03.04. - 29.04. |
7. | Человек в системе социальных отношений. Духовная сфера жизни общества. | Национальная политика Свердловской области. Современная демографическая ситуация в мире, Российской Федерации и Свердловской области. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Религиозные объединения и организации в мире, Российской Федерации и Свердловской области. Особенности образование в Свердловской области. Парадигмы уральской философской и социологической школы. Современный взгляд Уральской философской школы. | 5 | 02.05.- 31.05. |
Всего часов | | 35 | |
Тематический план
№ п/п | Тема урока | Форма организации учебной деятельности (тип урока, формы контроля) |
1 | Социальные взаимодействия и международные общественные отношения. Свердловская область на арене международных отношений. | урок-повторение |
2 | Многовариантность мирового общественного развития. | урок-повторение |
3 | Особенности современного мира. | урок-практикум |
4 | Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | урок-рассуждение |
5 | Угроза глобальных и региональных проблем в Свердловской области. | урок-диспут |
6 | Современные философские и научные представления о социальных качествах человека. Парадигмы уральской философской и социологической школы. | урок-практикум |
7 | Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Поликультурность Свердловской области. | проблемный урок |
8 | Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Современный взгляд Уральской философской школы. | урок-рассуждение |
9 | Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. | комбинированный урок |
10 | Рыночные отношения в современной мировой экономике. Включённость Свердловской области в мировую экономику. | урок-практикум, тест |
11 | Особенности современной мировой экономики и экономики Свердловской области. | урок-практикум |
12 | Основные источники финансирования бизнеса. Уровень развития бизнеса в Свердловской области. | урок-диспут |
13 | Особенности развития мирового фондового рынка. Фондовый и валютный рынок Свердловской области. | урок-практикум |
14 | Безработица и государственная политика в области занятости в разных странах. Проблема занятости в Свердловской области. | комбинированный урок |
15 | Налоговая система в ведущих странах мира. Бюджетная и налоговая политика в России и Свердловской области. | комбинированный урок |
16 | Мировая современная экономика и Свердловская область. | урок-практикум |
17 | Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в современном мире. Жители Свердловской области как активные участники становления демократических процессов. | комбинированный урок |
18 | Политическая элита, особенности её формирования в современном мире. | урок-рассуждение |
19 | Роль партий и движений в современном мире. Политический портрет Свердловской области. | урок-практикум |
20 | Законодательное регулирование деятельности партий в современном мире. Политические партии Российской Федерации и Свердловской области. | комбинированный урок |
21 | Законотворческий процесс в иностранных государствах, Российской Федерации и Свердловской области. | урок-диспут |
22 | Гражданство в современном мире. | комбинированный урок |
23 | Правовое регулирование международных браков. | урок-исследование |
24 | Законодательство разных стран об образовании. | урок-рассуждение |
25 | Трудовое законодательство ведущих мировых держав. | проблемный урок |
26 | Понятие и система международного права. | урок-практикум |
27 | Социальный контроль современном мире. | проблемный урок |
28 | Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Национальная политика Свердловской области. | урок-исследование |
29 | Современная демографическая ситуация в мире, Российской Федерации и Свердловской области. | урок-практикум |
30 | Религиозные объединения и организации в мире, Российской Федерации и Свердловской области. | комбинированный урок |
31 | Социальные роли подростков разных стран. | урок-практикум |
32 | Общественная значимость и личностный смысл образования современном мире. Особенности образования в Свердловской области. | урок-практикум |
33 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | комбинированный урок |
34 | Политическая психология и политическое поведение современном мире. Особенности их проявления жителями Урала. | комбинированный урок |
35 | Обобщение по теме «Свердловская область и мир XXI века». | консультация |
Список используемой учебно-методической литературы
1) ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. П. Баранов, 2017 г.
2) Обществознание. Школьный словарь. 10-11 класс. Л.Н. Боголюбов, 2016 г.
3) Обществознание в вопросах и ответах, Безбородова А.Б., Минаева В.В., 2014 г.
4) Обществознание. Справочник для подготовки к ЕГЭ, Маркин С.А., 2017 г.
5) Устав Свердловской области, 2016 г.
6) География Свердловской области, В.Г. Капустин, 2014 г.
7) История Урала с древнейших времен до наших дней, 10-11 класс, Огоновская И.С., Попов Н.Н., 2004 г.
8) Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Н.П. Архипова, 2001.
9) Экономическая энциклопедия регионов России. Свердловская область. – Москва, 2003.
10) Свердловская область под руководством Бориса Ельцина / автор-составитель А.Д. Кириллов. — Екатеринбург, 2010.
11) Свердловская область. Административно – территориальное деление и органы управления: справочник – атлас, 2002 год.
Сайты для учителя:
http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт.
http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки РФ.
http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.uraledu.ru/node Образование Урала.
http://ibprom.ru/sverdlovskaya_oblast Промышленные предприятия России. Свердловская область.
http://www.tolz.ru/ Межкультурный диалог.
Сайты для учителя и обучающихся:
http://sverdl.gks.ru Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.
http://www-new.midural.ru Сайт правительства Свердловской области.
http://ombudsman.midural.ru Сайт уполномоченного по правам человека в Свердловской области
http://www.ekburg.ru Сайт администрации города Екатеринбурга.
http://www.ekaterinburgexpo.ru/events/innoprom-2017/ Екатеринбург-Экспо.
http://humanitar.ru/ Обществознание. Единый портал.
http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru/test?a=catlistwstat Решу ЕГЭ.
http://www.megabook.ru/ Мегаэциклопедия Кирилла и Мефодифодия.
http://www.11klassniki.ru/index.php 11 класс. Газета для 11-классников и их родителей.
13