СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Свердловская область в глобальном мире", 10 класс, 2017/18 уч.год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по обществознанию с региональным компонентом "Свердловская область в глобальном мире", 10 класс, 2017/18 уч.год.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Свердловская область в глобальном мире", 10 класс, 2017/18 уч.год.»

Пояснительная записка



Рабочая программа по элективному курсу «Свердловская область и глобальный мир в XXI веке» для обучающихся 10 класса составлена на основе авторской программы Л.В. Полякова и А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».


Рабочая программа согласно учебному плану образовательного учреждения для изучения элективного курса на уровне среднего (полного) общего образования в 10 классе рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Актуальность курса и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, во-первых, интерес к изучению общественных наук среди подростков достаточно высокий, во-вторых, в период становления в России правового государства и гражданского общества очень важным становится задача воспитания политической и правовой культуры, особенно у подрастающего поколения, в-третьих, число старшеклассников, выбирающих обществознание в качестве предмета по выбору для итоговой аттестации достаточно велико. Новизна программы состоит в развитии понимания, осознания и актуализации значимости родного региона в международных экономических, политических и иных деловых связях.


Цель курса.

Развитие личности в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.


Задачи курса.

Задачи изучения современных вопросов обществознания:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитие понимания и осознания сопричастности к формированию международного облика Свердловской области;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.

Межпредметные связи с экономикой, правом, психологией, политологией, социологией, философией, краеведением и др. отражены в содержании программы. Успешное освоение содержания программы требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Формы организации образовательного процесса представлены групповыми занятиями с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, объяснение с элементами беседы, урок с использованием мультимедиа.

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированное и проблемное занятие. Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения.

В программе предусмотрены также творческие самостоятельные работы учащихся, задания, направленные на подбор и обобщение информации, а также проблемно-познавательные и контрольные вопросы.


Ожидаемые результаты обучения.


В результате изучения современных вопросов обществознания обучающийся должен:

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом, как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

• устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определённых социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Необходимые условие реализации курса.

  1. Материально-техническое обеспечение (компьютер, мультимедиа проектор, экран, выход в Интернет).

  2. Наличие специального кабинета.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Содержание образования

Кол-во часов

Срок прохождения программы

1.

Общество как сложная динамическая система.

Современное общество как сложная система: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Свердловская область на арене международных отношений.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

5

01.09. -

08.10.


2.

Человек как творец и творение культуры.

Современные философские и научные представления о социальных качествах человека.

Современная культура. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я».

Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности.

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Угроза глобальных и региональных проблем в Свердловской области. Поликультурность Свердловской области.

4

10.10. -

12.11.


3.

Экономическая сфера жизни общества.

Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Фондовый и валютный рынок Свердловской области.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бюджетная и налоговая политика в России и Свердловской области.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Мировая современная экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Включённость Свердловской области в мировую экономику. Особенности современной мировой экономики и экономики Свердловской области. Уровень развития бизнеса в Свердловской области. Проблема занятости в Свердловской области. Мировая современная экономика и Свердловская область.

7

14.11.-

31.12.

4.

Политическая сфера жизни общества.

Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Политические партии Российской Федерации и Свердловской области.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

4

16.01. -

11.02.


5.

Правовое регулирование общественных отношений.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

6

13.02. -

25.03.


6.

Социальная сфера жизни общества.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Жители Свердловской области как активные участники становления демократических процессов.

Политический портрет Свердловской области. Законотворческий процесс в иностранных государствах, Российской Федерации и Свердловской области.

4

03.04. -

29.04.


7.

Человек в системе социальных отношений. Духовная сфера жизни общества.

Национальная политика Свердловской области. Современная демографическая ситуация в мире, Российской Федерации и Свердловской области.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Религиозные объединения и организации в мире, Российской Федерации и Свердловской области.

Особенности образование в Свердловской области.

Парадигмы уральской философской и социологической школы. Современный взгляд Уральской философской школы.

5

02.05.-

31.05.

Всего часов


35



Тематический план


№ п/п

Тема урока

Форма организации учебной деятельности (тип урока, формы контроля)

1

Социальные взаимодействия и международные общественные отношения. Свердловская область на арене международных отношений.

урок-повторение

2

Многовариантность мирового общественного развития.

урок-повторение

3

Особенности современного мира.

урок-практикум

4

Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

урок-рассуждение

5

Угроза глобальных и региональных проблем в Свердловской области.

урок-диспут

6

Современные философские и научные представления о социальных качествах человека. Парадигмы уральской философской и социологической школы.

урок-практикум


7

Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Поликультурность Свердловской области.

проблемный урок

8

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Современный взгляд Уральской философской школы.

урок-рассуждение

9

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

комбинированный урок

10

Рыночные отношения в современной мировой экономике. Включённость Свердловской области в мировую экономику.

урок-практикум,

тест

11

Особенности современной мировой экономики и экономики Свердловской области.

урок-практикум

12

Основные источники финансирования бизнеса. Уровень развития бизнеса в Свердловской области.

урок-диспут

13

Особенности развития мирового фондового рынка. Фондовый и валютный рынок Свердловской области.

урок-практикум

14

Безработица и государственная политика в области занятости в разных странах. Проблема занятости в Свердловской области.

комбинированный урок

15

Налоговая система в ведущих странах мира. Бюджетная и налоговая политика в России и Свердловской области.

комбинированный урок

16

Мировая современная экономика и Свердловская область.

урок-практикум

17

Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в современном мире. Жители Свердловской области как активные участники становления демократических процессов.

комбинированный урок

18

Политическая элита, особенности её формирования в современном мире.

урок-рассуждение

19

Роль партий и движений в современном мире. Политический портрет Свердловской области.

урок-практикум

20

Законодательное регулирование деятельности партий в современном мире. Политические партии Российской Федерации и Свердловской области.

комбинированный урок

21

Законотворческий процесс в иностранных государствах, Российской Федерации и Свердловской области.

урок-диспут

22

Гражданство в современном мире.

комбинированный урок

23

Правовое регулирование международных браков.

урок-исследование

24

Законодательство разных стран об образовании.

урок-рассуждение

25

Трудовое законодательство ведущих мировых держав.

проблемный урок

26

Понятие и система международного права.

урок-практикум

27

Социальный контроль современном мире.

проблемный урок

28

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Национальная политика Свердловской области.

урок-исследование

29

Современная демографическая ситуация в мире, Российской Федерации и Свердловской области.

урок-практикум

30

Религиозные объединения и организации в мире, Российской Федерации и Свердловской области.

комбинированный урок

31

Социальные роли подростков разных стран.

урок-практикум

32

Общественная значимость и личностный смысл образования современном мире. Особенности образования в Свердловской области.

урок-практикум

33

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

комбинированный урок

34

Политическая психология и политическое поведение современном мире. Особенности их проявления жителями Урала.

комбинированный урок

35

Обобщение по теме «Свердловская область и мир XXI века».

консультация





Список используемой учебно-методической литературы


1) ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. П. Баранов, 2017 г.

2) Обществознание. Школьный словарь. 10-11 класс. Л.Н. Боголюбов, 2016 г.

3) Обществознание в вопросах и ответах, Безбородова А.Б., Минаева В.В., 2014 г.

4) Обществознание. Справочник для подготовки к ЕГЭ, Маркин С.А., 2017 г.

5) Устав Свердловской области, 2016 г.

6) География Свердловской области, В.Г. Капустин, 2014 г.

7) История Урала с древнейших времен до наших дней, 10-11 класс, Огоновская И.С., Попов Н.Н., 2004 г.

8) Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Н.П. Архипова, 2001.

9) Экономическая энциклопедия регионов России. Свердловская область. – Москва, 2003. 

10) Свердловская область под руководством Бориса Ельцина / автор-составитель А.Д. Кириллов. — Екатеринбург, 2010.

11) Свердловская область. Административно – территориальное деление и органы управления: справочник – атлас, 2002 год.


Сайты для учителя:

  1. http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт.

  2. http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки РФ.

  3. http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.

  4. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.uraledu.ru/node Образование Урала.

  7. http://ibprom.ru/sverdlovskaya_oblast Промышленные предприятия России. Свердловская область.

  8. http://www.tolz.ru/ Межкультурный диалог.


Сайты для учителя и обучающихся:

  1. http://sverdl.gks.ru Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.

  2. http://www-new.midural.ru Сайт правительства Свердловской области.

  3. http://ombudsman.midural.ru Сайт уполномоченного по правам человека в Свердловской области

  4. http://www.ekburg.ru Сайт администрации города Екатеринбурга.

  5. http://www.ekaterinburgexpo.ru/events/innoprom-2017/ Екатеринбург-Экспо.

  6. http://humanitar.ru/ Обществознание. Единый портал.

  7. http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.

  8. http://soc.reshuege.ru/test?a=catlistwstat Решу ЕГЭ.

  9. http://www.megabook.ru/ Мегаэциклопедия Кирилла и Мефодифодия.

  10. http://www.11klassniki.ru/index.php 11 класс. Газета для 11-классников и их родителей.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!