СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный образовательный ресурс для 3 класса по теме "Дидактический материал на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал включает в себя кроссворды, дидактические игры, пословицы, применяемые на уроках русского языка в ходе самостоятельной работы учащихся

Просмотр содержимого документа
«дидактические игры»

Дидактические игры.

1) Игра "Дружная семья".

О п и с а н и е: "Дружная семья" – это десять частей речи. Справа по вертикали записаны названия частей речи и их примеры с пропущенными буквами. Слева – написать напротив каждой части речи данную пропущенную букву. Прочитать полученное слово и придумать пословицу с полученным (или родственным) словом.

( ) - …ы – местоимение т

( ) - …азве – частица р

( ) - …дивляться – глагол у

( ) - …есять – числительное д

( ) - …х – междометие о

( ) - …егко – наречие л

( ) - …ла – существительное ю

( ) - …ез – предлог б

( ) - …ли – союз и

( ) - …ловый - прилагательное е


2) "Кто больше составит слов?"

Цели: расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

- Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все перепуталось. Недаром в народе говорят про лису: "Хвостом виляет, все следы заметает".

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

Н О О

К КУ НИ

КО НО Т КА

ТЫ О ТО

ТО Н КО К КИ

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)


Просмотр содержимого документа
«кроссворды»

Кроссворды

Использую кроссворды на любом этапе урока, и они способны привлечь внимание даже не самых трудолюбивых учеников.

Варианты использования кроссвордов таковы:

  1. Предварительно черчу на доске, а текстовое пояснение читаю устно.

  2. Использую многоразовый трафарет с прорезями вместо букв, который накладывается на лист бумаги.

Например, по теме «Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова». (3 класс)



3


4


5

1












2












По горизонтали.

1. С хозяином дружит, домик стережет, живет под крылечком, хвостик колечком. (Собака.)

2. Эта птица – непоседа, одного с березой цвета. (Сорока.)

3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз.)

4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

5. Бел как снег, в чести у всех. (Сахар.)

Кроссворд 2

«Образование новых слов».

Из каждого слова, переставляя буквы, составьте новое и впишите в кроссворд:


1






2




3






4






5




6



7




1) сила 2) рост 3) выбор 4) валик

5) сон 6) тик 7) ложа

О т в е т: 1) лиса, 2) трос, 3) обрыв, 4) вилка, 5) нос, 6) кит, 7) жало.

В выделенных клетках: СОРИНКА.
Особое внимание уделяю значению слова. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, его значением, то это повышает их грамотность.

Писатель – от слова пишет

Храбрец – от слова храбрый

Даю задания с ловушками:

Обл _ зать ложку – лез

Сл _ зает с дерева – слёзы

Т _ щит сумку _ тощий.

Ученики высказывают свои точки зрения, доказывают, объясняют.

Это и есть творчество, лицо класса. Я имею в виду лицо – не статистические данные, а живые детские лица с горящими глазами.


Просмотр содержимого документа
«пословицы»

Пословицы, поговорки.

1. Я подбираю одну картину, изображающую работу или какую-либо деятельность его, например, рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. д. К одной картинке беру ряд пословиц, синонимичных по значению и смыслу:

● Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

● Любишь кататься, люби и саночки возить.

А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например:

● Семь раз отмерь, один раз отрежь.

● В большом деле и маленькая помощь дорога.

● За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность. Кроме того, использование пословиц и иллюстраций к ним расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение.

После такой подготовительной работы я обычно провожу игру.

Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены также под номерами и в таком же количестве иллюстрации. Ученики должны определить соответствие или несоответствие иллюстраций предложенным пословицам. Результаты заносятся на карточку, которую получает каждый:

Пословицы

Иллюстрации

1

Дело мастера боится.


2

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.


3

Поспешишь – людей насмешишь.


Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице.

Если же он считает, что нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера ставит знак «–».

На доске выставляю следующие иллюстрации:

1. Мальчик со столярным инструментом. Он мастерит кормушку для птиц. Кормушка получается хорошая. Мальчик радостно улыбается.

2. В доме у окна, подперев щеку рукой, сидит девица со скучающим видом. Она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошенный ею веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду женщины полощут белье. Кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девушка несет воду на коромысле.

3.Мальчик смастерил скворечник. Но пока он прикреплял его к дереву, крышка отвалилась. Скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!