Просмотр содержимого документа
«дидактические игры»
Просмотр содержимого документа
«кроссворды»
Кроссворды
Использую кроссворды на любом этапе урока, и они способны привлечь внимание даже не самых трудолюбивых учеников.
Варианты использования кроссвордов таковы:
Предварительно черчу на доске, а текстовое пояснение читаю устно.
Использую многоразовый трафарет с прорезями вместо букв, который накладывается на лист бумаги.
Например, по теме «Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова». (3 класс)
По горизонтали. 1. С хозяином дружит, домик стережет, живет под крылечком, хвостик колечком. (Собака.)
2. Эта птица – непоседа, одного с березой цвета. (Сорока.)
3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз.)
4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
5. Бел как снег, в чести у всех. (Сахар.)
Кроссворд 2
«Образование новых слов».
Из каждого слова, переставляя буквы, составьте новое и впишите в кроссворд:
1) сила 2) рост 3) выбор 4) валик
5) сон 6) тик 7) ложа
О т в е т: 1) лиса, 2) трос, 3) обрыв, 4) вилка, 5) нос, 6) кит, 7) жало.
В выделенных клетках: СОРИНКА.
Особое внимание уделяю значению слова. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, его значением, то это повышает их грамотность.
Писатель – от слова пишет
Храбрец – от слова храбрый
Даю задания с ловушками:
Обл _ зать ложку – лез
Сл _ зает с дерева – слёзы
Т _ щит сумку _ тощий.
Ученики высказывают свои точки зрения, доказывают, объясняют.
Это и есть творчество, лицо класса. Я имею в виду лицо – не статистические данные, а живые детские лица с горящими глазами.
Просмотр содержимого документа
«пословицы»
Пословицы, поговорки.
1. Я подбираю одну картину, изображающую работу или какую-либо деятельность его, например, рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. д. К одной картинке беру ряд пословиц, синонимичных по значению и смыслу:
● Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
● Любишь кататься, люби и саночки возить.
А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например:
● Семь раз отмерь, один раз отрежь.
● В большом деле и маленькая помощь дорога.
● За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность. Кроме того, использование пословиц и иллюстраций к ним расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение.
После такой подготовительной работы я обычно провожу игру.
Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены также под номерами и в таком же количестве иллюстрации. Ученики должны определить соответствие или несоответствие иллюстраций предложенным пословицам. Результаты заносятся на карточку, которую получает каждый:
№ | Пословицы | Иллюстрации |
1 | Дело мастера боится. | |
2 | Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. | |
3 | Поспешишь – людей насмешишь. | |
Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице.
Если же он считает, что нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера ставит знак «–».
На доске выставляю следующие иллюстрации:
1. Мальчик со столярным инструментом. Он мастерит кормушку для птиц. Кормушка получается хорошая. Мальчик радостно улыбается.
2. В доме у окна, подперев щеку рукой, сидит девица со скучающим видом. Она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошенный ею веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду женщины полощут белье. Кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девушка несет воду на коромысле.
3.Мальчик смастерил скворечник. Но пока он прикреплял его к дереву, крышка отвалилась. Скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.