http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44667#lesson2
Вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 2» — 16 марта 2015 г.
16 марта из Департамента образования Москвы транслировался второй открытый онлайн-урок по использованию электронных учебников. Урок проводился в рамках постоянно действующего вебинара «Электронные учебники – новая образовательная реальность».
На этот раз участники вебинара и зрители трансляция с сайта Департамента образования – более 4 тыс. человек – увидели урок математики.
Его провёл учитель гимназии № 1520 Алексей Доронин.
В роли учеников, а позже и экспертов выступила группа молодых педагогов Москвы.
ПОДРОБНЕЕ
Во вступительном слове ведущий вебинара Артём Соловейчик отметил рост заявок на участие в вебинаре (правда, подключиться удаётся примерно трети желающих); сообщил о скором завершении экспертизы ЭУ (примерно конец апреля), а также напомнил, что сам по себе ЭУ не панацея, а всего лишь поддержка учителю, который умеет учить и любит общаться с детьми.
Напоследок – пожелание Алексею Доронину перед уроком: «Мы сейчас будем заниматься математикой, а не электронным учебником» (улыбка).
Урок по учебнику «Математика», 6-й класс, под редакцией Евгения Бунимовича; тема – «Решение комбинаторных задач».
Учитель: – «Откроем» планшет, кликнем значок учебников «Просвещение», математика, 6-й класс, параграф 50. (Осуществляется мгновенно.). Просмотрим содержание параграфа. Да, есть примеры задач и способы их решения. Мы сегодня решим две задачи. Прочтём справку («ученик» читает: что такое комбинаторные задачи, о древнейшем разделе математики… коды, пароли, шифры, шахматы). Кстати о шахматах (учитель мгновенно переходит на ресурс мехмата МГУ по решению шахматных задач. Эту ссылку он предварительно ввёл в содержание урока, и теперь она доступна ученикам).
Далее разбор задачи о туристских маршрутах. Можно пройти по ссылке и увидеть карту Италии – Рим, Венеция, Флоренция помечены. Рассматривается последовательность вопросов, вводится понятие перебора, варианты перебора.
– А если ученики более подготовлены? Как будет звучать задача в теории множеств?
Обсуждение, совместный вывод о способе решения.
Вторая задача о рукопожатиях решается уже более уверенно, так как способ решения стал понятен. (Напоминаем, уроки проводятся без репетиций, а учителя-ученики – специалисты разных областей знания.)
Вопросов нет, и учитель предлагает перейти к тренажёру. Один клик на правой панели – и вот четыре задания. Учитель тоже выполняет задания, одновременно поддерживая ход мысли учеников: «На какую задачу похоже… здесь лучше дать номера… мера сложности заданий возрастает…».
Интересно, что многие ученики при этом пользуются бумагой и ручкой для наглядного представления условия задачи. После урока будет вопрос: а нельзя ли такое рисование вести в планшете? Ответ: а стоит ли? Учебник это точно осложнит, тогда как нужный рукописный текст можно сфотографировать и прикрепить к уроку файлом (чтобы, например, учитель мог видеть); личные же наброски на бумаге пусть остаются личными. Итак, обратная связь по тренажёру получена: у кого-то решено верно, у кого-то неверно – появляется надпись «Пройти снова».
Учитель обращает внимание на опцию «Галерея» к этому параграфу и пролистывает несколько задач: все они с яркими рисунками и тягостного впечатления не оставляют. Это задание на дом. Еще раз закрепляется алгоритм выполнения: ввести обозначение, выбрать способ перебора, осуществить перебор.
Урок окончен. Аплодисменты.
Начинается обсуждение с участниками урока.
Первое впечатление: «Мы очень волновались, помним ли мы что-то из школьной математики?».
Второе: «Всё прошло очень быстро, вникнуть в проблему не успели, наверное, надо больше времени на вхождение в тему». Учитель согласен – просто настоящие шестиклассники уже в теме, он не учёл искусственности ситуации.
Спрашивали, можно ли пользоваться калькулятором – ведь он есть в планшете. Ответ учителя был справедлив: так как у нас цель не вычисления, а комбинаторные задачи, которые изобилуют вычислениями, калькулятор уместен.
Интересовались ресурсами, на которые можно выйти на уроке. Допустим, ссылку на шахматный сайт мехмата учитель сам встроил в урок. А если искать свободно? Вдруг дети выйдут на что-то неправильное, непроверенное? По идее разработчиков, учитель сам дополняет урок нужными проверенными ссылками (подгружает нужный ему материал).
Ну а что касается автоматизированной раздачи карточек (был такой вопрос), эта возможность доступна уже сегодня, но при условии решения определённых технических задач: учительский планшет контролирует планшеты учеников.
Также «ученики» отметили неоспоримые удобства ЭУ на уроке по сложной теме: поэтапность, красочность, возможность выбора и – что было наглядно продемонстрировано на этом уроке – настройка учителем урока и «под себя», и «адресно» (с учетом специфики учеников).
Обсуждались также вопросы, присланные участниками вебинара.
– Как будет происходить внедрение ЭУ, это школа решает или…?
Ответ Артёма Соловейчика был ожидаемый: во-первых, речи нет и не может быть о внедрении. А что касается использования ЭУ, это дело самого учителя: с 15 апреля по 31 мая издательство «Просвещение» предоставляет возможность каждому учителю ознакомиться и поработать c электронным учебником, скачав на свое устройство. Более подробную информацию можно получить на сайте издательства (http://prosv.ru) и на сайте проекта «Школа цифрового века» (http://digital.1september.ru).
То есть вопросы типа «как включить школу в апробацию ЭУ» – это тоже вопросы из уже прожитой образовательной реальности. Включайтесь сами. С 1 сентября 2015 года Министерство образования рекомендует ЭУ. Но не более того.
Кстати, волновались за учителей-стажистов, они-то, бедные, как перейдут на ЭУ? Ещё и ещё раз: есть разные способы учить детей, ни один не может быть абсолютизирован. ЭУ – ваше предпочтение. Там всё то же, что и на бумаге, но есть много дополнительных возможностей, и весь вопрос, насколько вы готовы ими пользоваться.
Неотменяемый вопрос о СанПиНах: порча зрения, интеллектуальная деградация и пр., и пр. Ответ: регулирующий документ ожидается в ближайшее время.
В этой связи важен ответ на вопрос о личном телефоне как устройстве для ЭУ. Телефон-то как раз не годится: шрифт не по СанПиНам.
От педагогов-библиотекарей было несколько вопросов. Будет ли система хранения ЭУ? Да, система хранения разработана, лицензии на учебники будут выдавать и забирать, как обычные учебники.
В заключение зачитали позитивные отзывы: «Экономия времени огромная… Красиво и увлекательно… Детям это близко».
Людмила Кожурина